Розробка уроку "Узагальнення знань з теми "Органіізм людини як біологічна система", біологія, 9 (8) кл.

Про матеріал

Розробка уроку "Узагальнення знань з теми "Органіізм людини як біологічна система", біологія, 9 (8) кл. Урок пропонується провести із використанням різноманітних інтерактивних технологій, до уваги приймається індивідуальний підхід до кожного учня.

Перегляд файлу

Биология, 8кл.

Урок №9

Тема: Обобщение знаний по теме «Организм человека как биологическая система»

Цель образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному материалу.

Цель развивающая: Развивать умения интегрировано применять знания на уроке биологии,  составлять логическую цепочку, давать характеристики составляющим звеньям;  навыки работы в группе, самостоятельного поиска дополнительной информации, самооценки, креативного мышления.

Цель воспитательная: Воспитать у учащихся познавательный интерес к предмету, умение применять теоретические знания в жизни с целью поддержания высокого уровня своего здоровья.

Оборудование и материалы: таблица «Системы органов человека», схема «Строение животной клетки»,  оборудование лаборатории кабинета химии для демонстрации опытов по химическому составу человека, рисовальные принадлежности (2шт).

Тип урока: Обобщающий урок с применением игровых технологий.

Структура урока:

I.  Организационный момент…………………………………………………………….…………….....2 мин

II. Мотивация учебной деятельности……………………………………………………….……………3 мин

III.Обобщение, систематизация, коррекция и контроль учебных достижений учащихся…….……..30 мин

IV.Рефлексия………………………………………………………………………………….…………….5 мин

V.Итог урока…………………………………………………………………………..……………………3 мин

VI. Домашнее задание………………………………………………………………………………………2 мин

 

Ход урока

I.  Организационный этап.

Приветствие, представление гостей.

II. Мотивация учебной деятельности.

Разъяснение почему сегодняшний урок необычный – проходит в кабинете химии (ребят ждут химические опыты), биология – интегрированная наука, тесно связана с др. естественными науками и не только…

  • Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока. Способы работы – коллективно, в группах, индивидуально.

Эпиграф урока: «Много есть чудес на свете, человек – из всех чудесней…» (Др. греческий драматург)

 

 

 

III.Обобщение, систематизация, коррекция и контроль учебных достижений учащихся.

  1. «Логическая цепочка»

На доске уже записана логическая цепочка:

Клетка→Ткань→Орган→Система органов→Организм

Идет разъяснение учителя с конца цепочки: Организм человека – сложная, отлаженная, саморегулиремая, открытая система…← на таблице видим системы органов …. ? Перечислите системы органов человека и их физиологическое значение. ←Углубляемся  внутрь (вспоминаем экспонаты музея анатомии человека) - органы←Ткани←Клетка

Технология «Продолжи мысль…»

И т а к (вопросы к учащимся):

 – Что такое клетка? (элементарная единица живого, элементарная биологическая система, т.е. система самого низшего ранга, структурно – функциональная единица организма).

  - Ткани? ( совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих одинаковое строение ,общие функции и происхождение).

- Органы? (часть тела, которая имеет определенную форму, строение, место в нем  и выполняет одну или несколько функций). 

- Системы органов? (органы, объединенные анатомически, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единые функции).     

-Организм человека? (функциональная система органов, действующих как единое  целое).

2. «Клетка» (дети узнают  по описанию и функциональному значению органеллу, находят ее изображение и прикрепляют к заготовке плаката «Животная клетка»).

Технология «Угадай…»

  1. Эту органеллу можно сопоставить с головным мозгом в масштабах человеческого организма, она  является центром управления жизненными процессами клетки, местом хранения и передачи наследственной информации.  (Ядро).
  2. Он принимает участие в процессах деления клетки. (Кл. центр).
  3. «Энергетические станции» клетки, место синтеза АТФ, подвижные палочковидные органеллы. (Митохондрии).
  4. Система мембран, образующая канальцы, трубочки и цистерны. Основная функция этой органеллы – перемещение веществ внутри клетки. Она может быть гранулярная и агранулярная. (Эндоплазматическая сеть).
  5. Это целый комплекс плоских замкнутых мешочков – цистерн, которые накапливают и выводят синтезированные клеткой вещества (Комплекс Гольджи).
  6. В Комплексе Гольджи формируются пузырьки с ферментами (лизосомы).
  7. Так называемые «питательные вещества» клетки, непостоянные образования (включения – Б, Ж,У).
  8. Она отделяет внутреннюю среду клетки от внешней, одновременно обеспечивая транспорт веществ. (Плазматическая мембрана).
  1. Химический состав клеток человека.
  1. Технология «Давайте сверимся…»  На доске ученик уже изобразил схему, весь класс сверяет ее с таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Технология «Проведем опыты…»  Учащимся демонстрируются опыты по выявлению белков, жиров и углеводов в клетках животных, обращается внимание на свойства растворов в клеточной и межклеточной среде (диффузия, осмос, тургор).
  1. Микроэлементы.

Вспоминаем таблицу «Содержание химических элементов в живом веществе»

Группа элементов

Количество в организме, %

Примеры элементов

Макроэлементы

Боле 0,001

C, H, O, N, Fe, P, K, Ca, S, Mg, Na, Cl

Микроэлементы

0,001 – 0,000001

Cu, I, Br, Co, F, Zn, Mo, Mn

Ультрамикроэлементы

Менее 0,000001

U, Ra, Au, Hg, Be, Se, Cs

 

Технология «Ажурная пила».

Группам  9 – классников (по рядам)  розданы закладки – шпаргалки с названием микроэлемента (всего10), названо биологическое значение некоторых из них (3-4). Задача группы – отправить разведчика в соседнюю лабораоторию (ряд) и узнать (записать) неуказанные функции, добытую информацию принести в свою группу…Происходит обмен информацией. Закладки остаются в подарок каждому ученику.

  1. Создание памяток (буклетов, флаеров) «Если хочешь быть здоров…»

Можно предложить работу не самым сильным ученикам. Они подводят итог – для чего необходимы микроэлементы человеку, что нужно делать чтобы они лучше усваивались. В этом поможет созданная закладка и …

Рубрика «Медик рекомендует…»

В роли докторов – две ученицы, которые подготовили материал о болезнях, связанных с недостатком того или иного микроэлемента и разработали рекомендации о продуктах, восполняющих запас этих элементов в организме человека.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Презентация флаеров

  1. Ассоциативный куст» - учитель одним словом определяет тему, а учащиеся называю все, что возникает в памяти относительно этого слова.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы много сказали об организме человека как биологической системе.  Давайте кратко запишем в лепестках ромашки – Что же это – организм человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Сенкан» (или сенкен) – это стих состоящий из 5 строк.

При составлении сенканов необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Первая строка должна содержать слово, обозначающее тему (одно существительнон).
  2. Вторая строка – это описание темы, состоящее из двух слов (два прилагательных).
  3. Третья строка называет действие, связанное с темой, и состоит из трех слов (три глагола).
  4. Четвертая строка является фразой, которая состоит из четырех слов и высказывает отношение к теме, чувства по поводу обсуждаемого.
  5. Последняя строка состоит из одного слова – синонима к первому слову,  внем высказывается сущность темы, будто подводится итог.

Например:

  1. Существительное – Организм
  2. Прилагательные – открытый, сложный
  3. Глаголы – саморегулируется, развивается, обменивается
  4. Предложение из четырех слов – Действует как единое целое
  5. Синоним к существительному – Система.
  1. Рефлексия

1.«Связанные одной нитью…» Первый вопрос по материалу урока задает учитель и заматывает на пальце нить, передает ее учкнику, который отвечает на вопрос, тот, в свою очередь, задает вопрос др. ученику …весь класс связан нитью…Это объединяет!

2. Метод «Пресс» «Сегодня я узнал…», «Больше всего мне понравилось…»

V. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы плодотворно потрудились, убедились в том, что организм человека – сложная система со своими внутренними связями, саморегулируемая (нервная, гуморальная и иммунная регуляции), поддерживающая постоянство своей среды – гомеостаз, состоящая из органических соединений и неорганических  веществ  … и в то же время это – система открытая, зависимая от внешних факторов… и в наших силах создавать все условия для нормальной жизнедеятельности своего организма, а именно: кормить его натуральными продуктами питания, заботиться о восполнении микроэлементов, воды, развивать его физическими упражнениями. Я желаю всем ЗДОРОВЬЯ!

ОЦЕНКИ УЧАЩИМСЯ.

VI. Домашнее задание. Самоконтроль (стр. 29), ! 2 ; повторить строение скелета млекопитающих.

 

Материалы к уроку

 

 

Биологическая эстафета

 

  1. Клетка?
  2. Ткань?
  3. Орган?
  4. Система органов?
  5. Организм?
  6. Химический состав клеток человека: ______вещества и ______вещества.
  7. Органногенными считаются 4 элемента – это   ….
  8. Важную роль играют неорганические вещества -  _____ и ______.
  9. Какие органические вещества входят в состав клеток?
  10. Организм получает энергию из органических веществ. Как?
  11. Что происходит с пищей в организме человека?
  12. Биологические катализаторы – это…
  13. Процесс расщепления сложных органических веществ с выделением энергии называют…..
  14. Образование свойственных организму белков, жиров и углеводов называют…
  15. Совокупность всех химических превращений веществ и энергии в организме - …
  16. Непременные участники обмена веществ, бывают жирорастворимые и водорастворимые…
  17. Питание должно быть…..

 

Заполнение таблицы

Химические вещества Неорганические Органические Белки Липиды (жиры) Углеводы АТФ

Витамины ДНК, РНК 

Каталитическая

Защитная

Строительная

Энергетическая

Сигнальная

Транспортная

Двигательная

Энергетическая

Запасающая

Структурная

Защитная

Входят в состав ферментов

Хранение и передача наследственной информации

 

Группа элементов   Количество в организме, %  Примеры элементов

Макроэлементы

Микроэлементы

Ультрамикроэлементы

Более 0,001

0,001 – 0,000001

Менее 0,000001

C, H, O, N, Fe, P, K, Ca, S, Mg, Na, Cl

Cu, I, Br, Co, F, Zn, Mo, Mn

U, Ra, Au, Hg, Be, Se, Cs

 

 

 

Микроэлементы.Кремний (Si)

Кальций (Ca)

Калий (K)

Железо (Fe)

Кобальт (Со)

Йод (J)  Медь (Cu)

Магний (Mg)

Марганец (Mn)

Хром (Сr)

Натрий (Na)

Фосфор (Р)  Селен (Sе)

Цинк (Zn)

Молибден (Мо)

Сера (S)

Фтор (F)

 

 

 

    Известно, что подавляющее количество всех встречающихся в природе химических элементов (81) обнаружены в организме человека. Двенадцать из них являются структурными, т.к. они составляют 99 % элементного состава человеческого организма (С, О, Н, N, Ca, Mg, Na, K, S, P, F, Cl). Основным строительным материалом являются четыре элемента: азот, водород, кислород и углерод. Остальные элементы, находясь в организме в незначительных по объему количествах, играют важную роль, влияя на здоровье и состояние нашего организма.

    По мнению ученых, минеральный состав внутриклеточной жидкости подобен составу доисторического моря и строго поддерживается на одном уровне. Часто, для этого, приходится поглощать химические элементы из других тканей, например, костной.

    Минералы вместе с водой обеспечивают постоянство осмотического давления, кислотно-щелочного баланса, процессов всасывания, секреции, кроветворения, костеобразования, свертывания крови; без них были бы невозможны функции мышечного сокращения, нервной проводимости, внутриклеточного дыхания. Микроэлементы действуют в организме путем вхождения в той или иной форме и в незначительных количествах в структуру биологически активных веществ, главным образом ферментов (энзимов).

Для того, чтобы Вы были здоровыми, стройными и весёлыми, необходимо, чтобы Ваш организм получал ежедневно: аминокислоты, жиры, витамины, микроэлементы. Всё это должно поступать в организм в достаточном количестве. Полезная для здоровья пища должна долго готовиться, быстро портиться и иметь нормальную (близкую к природной) жирность. Всё, что создано природой, создано не зря именно в той концентрации и в таком составе, который необходим для сбалансированного питания. Не стоит экспериментировать со своим здоровьем. Хватает уже того, что наша пища настолько обработана в результате приготовления, что просто-напросто теряет почти все питательные вещества (именно то, ради чего мы её едим). Необходимо помнить ещё о том, что при 60° С разрушаются витамины и аминокислоты. Хочу поделиться с вами, как можно приготовить «живую» кашу: готовьте её в духовке при температуре 50°С. Вы скажите, что это долго? Но зато она не потеряет своих полезных элементов.

Кремний (Si) – есть во всех тканях, обеспечивает эластичность кожи, сухожилий, стенок сосудов

Кальций (Ca) - свертываемость крови, обеспечивает нервно-мышечную возбудимость тканей

Калий (K) - разрыхляя клеточные оболочки, делает их проницаемыми для прохождения солей; необходим для ясности ума, избавления от шлаков, лечения аллергии.

Йод (J) -  участвует в образовании гормона щитовидной железы — тироксина.

Медь (Cu) -  участвует в синтезе красных кровяных телец, коллагена, ферментов кожи, в процессах роста и размножения, в процессах пигментации

Селен (Sе) - оказывает антиоксидантное действие, замедляя старение, способствует предупреждению роста аномальных клеток, укрепляет иммунную систему

Натрий (Na) - необходим для нормального функционирования нервно-мышечной системы.

Сера (S) - содержится в кератине (волосы содержат до 5-10% кератина) и меланине, пигменте, предохраняющем в виде загара глубокие слои кожи от вредного действия ультрафиолетовой радиации

Фтор (F) - участие в костеобразовании, формировании твердых тканей зубов и зубной эмали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостаток кремния встречается достаточно редко. При его недостатке могут наблюдаться: слабая деятельность лейкоцитов при инфекционном процессе, плохое заживление ран, снижение аппетита, кожный зуд, снижение эластичности тканей, снижение тургора кожи, повышение проницаемости сосудов и как следствие - геморрагические проявления.

При недостатке кальция наблюдаются:

 Тахикардия, аритмия, боли в мышцах;

Рвота, запоры, почечная или печеночная колика;

Повышенная раздражительность, дезориентация, галлюцинации, спутанность сознания, потеря памяти;

Волосы - делаются грубыми и выпадают;

Ногти - становятся ломкими;

Кожа - утолщается и грубеет;

Зубы - дефекты в дентине, на эмали зубов появляются ямки, желобки;

Хрусталик - теряет прозрачность.

Недостаток калия проявляется:

    Замедлением роста организма и нарушением половых функций, вызывает мышечные судороги, перебои в работе сердца. При применении внутрь даже больших доз калия, его токсическое действие не проявляется за исключением случаев почечной недостаточности.

При недостаточном поступлении йода у взрослых развивается зоб (увеличение щитовидной железы). У детей недостаток йода сопровождается резкими изменениями всей структуры тела. Ребенок перестает расти, умственное развитие задерживается.

При недостатке меди в организме наблюдаются: задержка роста, анемия, дерматозы, депигментация волос, частичное облысение, потеря аппетита, сильное исхудание, понижение уровня гемоглобина, атрофия сердечной мышцы.

При дефиците селена в организме усиленно накапливаются мышьяк и кадмий, что может ослабить выносливость организма.

При дефиците натрия происходит нарушение усвоения углеводов, возможны невралгии, отчасти понижение давления. Пониженное содержание натрия в волосах у взрослых обычно встречается при нейроэндокринных нарушениях, хронических заболеваниях почек и кишечника и как следствие черепно-мозговых травм.

При недостатке серы наблюдаются: тахикардия, повышение АД, нарушения функций кожи, выпадение волос, запоры, в тяжелых случаях - жировая дистрофия печени, кровоизлияние в почки, нарушения углеводного обмена и белкового обмена, перевозбуждение нервной системы, раздражительность и другие невротические реакции.

При значительном снижении  уровня фтора в воде (менее 0,5 мг на литр) развиваются явления недостаточности фтора, выражающиеся в резком учащении заболеваний зубным кариесом. В целях профилактики в соответствующих случаях производится фторирование питьевой воды с доведением содержания в ней фтора до 0,7—1,2 мг на литр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
До підручника
Біологія 9 клас (Остапченко Л.І., Балан П.Г., Поліщук В.П.)
Додано
25 липня 2018
Переглядів
1362
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку