Розробка уроку з теми "Лінза"

Про матеріал
Тип урока: усвоение новых знаний. Форма проведения: Изучение нового материала - лекция, демонстрации, беседа; закрепление – выполнение лабораторной работы.
Перегляд файлу

 «Линза. Фокусное расстояние, оптическая сила 

                                           линзы».

 

Цель:

1.Сформировать представление о линзах как об оптическом приборе.

2.Ввести понятия «рассеивающая и собирающая линза», «оптический центр,         оптическая ось линзы», «фокус, фокусное расстояние».

3.Выработать умение измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

4.Развивать интерес к изучению оптики.

5.Воспитывать самостоятельность мышления.

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Форма проведения: Изучение нового материала - лекция, демонстрации, беседа; закрепление – выполнение лабораторной работы.

 

Оборудование: мультимедиа;  линзы на подставках;  лампы на подставках; источники тока; соединительные провода; линейки; пипетки; сосуды с водой.

 

Эпиграф к уроку:                    От микроба до Вселенной - краткий путь,

                                                   Надо в линзы лишь другие заглянуть!

                                                                  Э.Г. Братута.

 

                                   Ход урока.

I. Орг.момент.

II.Актуализация опорных знаний. Провожу фронтальный опрос в виде разгадывания кроссворда.

 

   

 

1. Раздел физики, изучающий световые явления – оптика.

2. Область пространства, куда не попадают лучи света - тень.

3.(по вертикали) Явление, происходящее на границе раздела двух сред – преломление.

3.(по горизонтали) Угол между падающим лучом и перпендикуляром к поверхности называют углом – падения.

4. Поверхность, которая дает мнимое, прямое, обратное изображение предмета – зеркало.

5. Линия, вдоль которой распространяется свет – луч.

6. Голландский математик, открывший законы отражения и преломления света – Снеллиус.

7.Зависимость скорости распространения пучка света в определенной среде от цвета пучка называют – дисперсия.

 

III. Изучение нового материала. Мотивация.

Напоминаю ученикам о приключениях героев романа Жуля Верна «Таинственный остров», они очень интересным способом  добыли огонь без спичек и кресала: взяли два стекла от часов, склеили смолой, предварительно заполнив их водой. А в романе «Приключения капитана Гаттераса» описывается, как герои куском отшлифованного льда развели огонь при 45 градусном морозе.

Вопрос ученикам : - « О каком предмете идет речь в этих романах?»

Ответ: - « О линзах.»

Опыт: на карточки с напечатанным текстом, капнем по капле воды с помощью пипетки. Как изменились размеры букв?

- Увеличились.

- Мы получили линзу. Какое определение можно дать линзе?

Линза это прозрачное тело ограниченное двумя сферическими поверхностями или одной сферической поверхностью и плоскостью, изготовленное из специального стекла.

- Где применяют линзы?

-Линзы есть в очках, фотоаппаратах, кино- и диапроэкторах и конечно же микроскопах. Поэтому эпиграфом к нашему уроку можно взять строки из стихотворения  Э.Г. Братута:       

                                                          От микроба до Вселенной –

                                                          краткий путь,  

                                                          Надо в линзы лишь другие заглянуть!

 

История создания линз. Первое упоминание о линзах можно найти в древнегреческой пьесе Аристофана «Облака» (424 до н. э.), где с помощью выпуклого стекла и солнечного света добывали огонь. Из произведений Плиния Старшего (2379) следует, что такой способ разжигания огня был известен и в Римской империи — там также описан, возможно, первый случай применения линз для коррекции зрения — известно, что Нерон смотрел гладиаторские бои через вогнутый изумруд для исправления близорукости. Сенека ( 3 до н. э.65) описал увеличительный эффект, который даёт стеклянный шар, заполненный водой. Линзы получили широкое использование лишь с появлением очков примерно в 1280-х годах в Италии.

 

 Возьмите линзы в руки, коснитесь пальцами середины и края линз. Какие есть отличия у линз? (Одна толще, другая тоньше)

Линза, у которой края тоньше чем середина, называется двояковыпуклой или собирающей.

Линза, у которой середина тоньше чем края, называется двояковогнутой или рассеивающей. Почему? Внимание на экран, демонстрируется слайд с демонстрацией рассеивания и собирания пучка света.

(слайд «Виды линз»)

Основные характеристики линз:

      - линия, проходящая через центры сферических поверхностей, называется главной оптической осью;

      - точку О , которая лежит в центре линзы, называют оптическим центром.

(слайд «Ход лучей в линзе»)

Лучи, проходя через линзу, собираются в одной точке. Эта точка называется фокусом линзы. Фокус собирающей линзы -  действительный т.е. его можно получить экспериментально.

Расстояние между точкой О и фокусом F называют фокусным расстоянием.

Оно тоже обозначается буквой F и измеряется в  метрах.

                             Например: F= 12 cм = 0,12м

У рассеивающей линзы тоже есть фокус, но он является мнимым т.к. получить его можно построением, продлив пунктиром рассеянные линзой лучи до пересечения на оптической оси.

                              Например: F= -12см = - 0,12м

Величина, обратная фокусному расстоянию, называется оптической силой линзы. Обозначается  D измеряется в диоптриях (дптр).

 

                              D=1/F

IV. Закрепление материала. (Предварительно раздать оборудование для выполнения лабораторной работы и листы с набранным текстом в целях экономии времени.)

                                               «Знания, не рожденные опытом напрасны

                                                   и полны ошибок.» ( Леонардо да Винчи)

 

                            Лабораторная работа № 11.

 

Тема: « Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы».

Цель: опытным путем определить фокусное расстояние и оптическую силу линзы.

Оборудование: собирающая линза на подставке, экран, источник тока, соединительные провода, лампочка на подставке.

 

                              Ход работы.

1.Расположите лампочку, линзу, экран в одну линию друг за другом. Получите четкое изображение лампочки на экране.

2.Измерьте расстояние от линзы до лампочки.

3.Измерьте расстояние от линзы до экрана.

4.Выполните вычисления по формулам.

5.Результаты занесите в таблицу, сделайте вывод.

6.Выполните дополнительные  задания. (Это будет предложено в качестве разноуровневого домашнего задания.)

 

V. Итог урока проводим методом « Микрофон ».для этого предлагаю каждому из трех рядов ответить на следующие вопросы:

      I ряд: назовите основные понятия с которыми вы познакомились на уроке. (линза, фокус, оптическая сила)

      II ряд: рассказать о линзах и их отличиях.

      III ряд: с какими новыми физическими величинами вы познакомились. (диоптрия )

 

VI. Оценивание будет выполнено после того, как будут проверены лабораторные работы, т.е. на следующем уроке.

 

 VII. Домашнее задание: параграф 26; закончить лабораторную работу, ответить на вопросы дополнительного задания.

 

 

 

doc
Пов’язані теми
Фізика, Розробки уроків
Додано
28 січня 2019
Переглядів
638
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку