Предмет: Природоведение
Дата: 30.01.2018 р.
Школа: ЭУВК №5
Класс: 2–Г
Учитель: Каплий Е. А.
Тема: . Жизнь зверей зимой
Цель: формировать природоведческую компетентность учащихся путем установления взаимосвязи между сезонными изменениями в живой и неживой природе, представления особенностей жизни зверей зимой; развивать способности критического оценивания и обработки информации, коммуникативную компетентность учащихся при работе в группе; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любознательность и экологическую культуру учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: коллективная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, метод самоконтроля.
Оборудование: иллюстрации животных (лиса, заяц, медведь, волк, белка и другие), презентация PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
К гостям нашим повернитесь,
Им вы дружно улыбнитесь.
Начинается урок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Все эти изменения повлияли на жизнь живой природы.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Птицы). Давайте проверим, как вы усвоили эту тему.
Блиц-опрос по теме «Птицы».
1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
2.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)
3.Какая птица передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре? (поползень)
4.Какую птицу называют санитаром, она питается мертвыми животными и на свалках? (ворона)
5. Какая птица ест мясо, рыбу, сало? (синица)
6. Какой птице дали название за свойство появляться с первым снегом? (снегирь)
7. Какую птицу называют компанейской? (воробей)
8. Крупные птицы-сизари. (голуби)
9. Птица ловкая, умная, осторожная. Близко заметив человека, сразу поднимает шум. Далеко слышен её характерный стрекот. (сорока)
10. Птица величиной с голубя, имеет яркий окрас, летом питается насекомыми, а на зиму заготавливает желуди, принимает угощение от людей. (сойка)
11. Эта птица и зимой продолжает под снегом ловить мышей. (сова)
- Как называют всех этих птиц? (зимующие, оседлые) Почему?
Чем они питаются? (Птицы питаются семенами, ягодами, которые не опали осенью, кормом из кормушек, которые развешивают люди.)
- С приходом зимы изменилась жизнь не только птиц, но и зверей.
- Ребята, на прошлом занятии мы с вами рассмотрели изменения в жизни птиц в зимнее время года. Сегодня перед вами на слайде звери в зимнем лесу. Кто догадался, какая же сегодня тема урока?
- Давайте проверим,
Игра «Волшебный телефон»
- Буквы в нашем телефоне расположены под цифрами на кнопках. Каждой цифре соответствует буква. Вот номер: 7 8 1 4 6 - 1 9 2 3 2 10 - 1 8 11 5 10.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
З |
Е |
Р |
Н |
О |
Ь |
Ж |
И |
В |
Й |
М |
Ответ: Жизнь зверей зимой! Молодцы!
- Тема урока – «Жизнь зверей зимой.»
- Кто такие звери? (Это животные, тело которых покрыто шерстью).
- Назовите зверей, живущих в лесу. (Лось, кабан, барсук, белка, лиса, волк, заяц, медведь, ёж)
- На какие группы можно разделить зверей в зимнее время? Вот сегодня на уроке нам с вами и предстоит это узнать.
ЗВЕРИ
… … ….
- Мы отправимся с вами в зимний лес и найдем ответы на вопросы, которые нас интересуют. Как тихо в лесу. Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.
На снегу следы – как книжка-
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышка –
Пишут все,
А мы читай!
Посмотрите, а вот и первые следы. Как думаете, чьи они?
Игра «Следопыт»:
- лось;
- волк;
- медведь;
- белка;
- лиса.
- Не просто зверям приходится зимой в лесу: и холодно, и голодно. Поэтому, многие из них начинают готовиться к зимнему периоду с осени, а некоторые заготавливают корм и обустраивают жилища уже летом. О том, как живётся им зимой, они нам сами расскажут. И кто же это нам первый на встречу? Ну-ка отгадайте?
Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
Белка: Я делаю себе гнездо в дупле дерева, утепляю его мхом, сухой травой, запасаю грибы, шишки, орехи, жёлуди. Таких домиков по лесу у меня много. Мы очень гостеприимны. Если я потеряюсь или забуду где моё гнездо, я вхожу в дупло моих подруг. Как я ночую в дупле, или прячусь от сильного мороза? В дупле у меня 2 входа. И их я закрываю мхом или иногда даже собственным хвостом. Шубка моя становится густая и серая. Чтобы зимой не остаться голодной, мне, белочке, приходится за 1 день вышелушить 216 шишек.
- Так как изменилась шерсть белки?
- А чем питается?
- Спасибо, белочка!
- Ребята, а вы знаете, кто на зиму готовит консервы?
Он размером маловат,
От рожденья слеповат,
Но изрыл весь огород,
В чёрной шубе – это ...(Крот)
Крот: Зимой пропитания меньше, и, чтобы не голодать, я заготавливаю пищу на зиму. Я ловлю червей и встраиваю их в стены своих нор, иногда сотни штук сразу. Черви уползти далеко не могут, но остаются живыми, не портятся - вот Вам и консервы. Зимой мы не спим, а копаемся под снегом, только зарываться теперь приходится поглубже.
- Есть еще один зверек, который готовится к зиме круглый год. Кто же это?
В тихой заводи речной,
В знатной шубе меховой,
Плотины строят мастера,
Без молотка и топора,
Из берез, ольхи, осины,
Из сучков, травы и глины,
Трудолюбивы и бодры,
Строители плотин…(Бобры)
Бобёр: Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.
- Что объединяет этих зверей? Они делают запасы.
К таким зверям относятся и мышь полёвка. Она тоже делает запасы. В основном –это зерно.
- Ребята, а есть такие звери, которых мы не встретим зимой в лесу, потому что они зимой спят, но они прислали нам письма! Отгадайте-ка от кого первое письмо?
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (Медведь)
Читаю письмо: «Здравствуйте, ребята, меня зовут медведь. Я очень долго готовлю место для своей берлоги и с наступлением морозов и снега - залегаю в спячку. Очень часто надо мной шутят, что я сосу зимой лапу. Да, я лижу себе заднюю лапу и грею её, т.к. кожа шелушиться и чешется».
- Да, ребята, медведь очень чутко спит зимой. Если он плохо ел осенью или его случайно разбудили охотники - медведь просыпается и начинает бродить по лесу. Его называют Шатуном. Такие медведи очень опасны.
Следующее письмо кто нам прислал?
Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)
Читаю письмо: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Ёж. Поздно осенью, когда промерзает почва и уменьшается количество корма, я зарываюсь в опавшую листву, сворачиваюсь в клубок и впадаю в глубокую спячку вплоть до марта. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, я должен хорошенько подкрепиться и стать упитанным толстячком. Ведь если я буду тощим и худым, то до весны не доживу. Вот и бегаю я всю осень стараюсь побольше наесться. Кушаю я ночью. Люблю полакомиться червями, жуками, лягушками, ящерицами, улитками, мышами, яйцами птиц. Ещё люблю лесные яблоки, ягоды, грибы. А если повстречается мне змею, то непременно её одолею и полакомлюсь ею.»
- Во время зимней спячки у ежей очень замедляется дыхание (до 6 раз в минуту), резко снижается температура тела, сердце делает лишь несколько ударов в минуту. За зиму ежи очень худеют, так как на протяжении спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, отложенному в теле.
- Что объединяет этих зверей? Они впадают в спячку.
- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни
Идем дальше! Ой, а кто это нам навстречу?
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
Кур деревенских крадёт. (Лиса)
Лиса: А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая, а на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку или мышь поймать, мне особой хитрости не требуется. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.
- Пережить сильные морозы лисе помогает густой и тёплый подшерсток, который начинает отрастать ещё летом и шерсть на лапках. Своего жилья у лисы нет, она ночует прямо на снегу, свернувшись в клубок и прикрыв пушистым хвостом нос. Лисам не свойственно делать запасов еды, поэтому поиски пропитания становятся их ежедневной проблемой. Они ловко находят под снегом мышей – в данном случае говорят, что лисица мышкует. (Слайд 31) Часто лисы пробираются к посёлкам и воруют у людей кур, гусей и прочих домашних птиц. Прощаемся с лисой, потому, что я вдалеке вижу ещё одного лесного жителя
Зверька узнаем с вами мы
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шубке серой летом. (Заяц)
Заяц: Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Ведь, осенью я линяю и вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Глаза у меня не зря “косые” – гляжу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Это позволяет быть незаметными для голодных хищников, рыскающих по лесу в поисках добычи. А чтобы мне было более комфортно передвигаться по холодному снегу и скользкому льду, подушечки моих лап покрываются шерстью. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.
- Трудно в зимние холода зайчишке. Но у него лапки, как лыжи, — глубоко не проваливаются. Белый полушубок тоже ему помогает. Присел под кустом — и уже не зайчик, а словно холмик снега белеет. Никакой враг не заметит.
Ребята, а
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный. (Волк)
Волк: Мы - волки сильные, выносливые и сообразительные звери. У нас прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Зимой мы собираемся в стаи, так проще выживать и охотиться. Нападаем мы только на больных животных, чтобы болезни не распространялись на других. Недаром нас называют санитарами леса. К зиме у меня выросла густая, пушистая шерсть, поэтому спать на снегу, мне не холодно. В зимний период мы проводим день во сне и выходим на охоту только после наступления сумерек. Мы отлично видим в темноте и обладаем прекрасным слухом, позволяющим услышать малейший шорох. В поисках пищи я готов пробегать десятки километров.
- Ребята, а вы знаете, что волки могут не есть несколько дней? А в погоне за животными могут развивать скорость до 80 км в час.
Ребята, а это кто?
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Лось: Я - настоящий лесной великан, медленно, величественно брожу среди кустарников и деревьев весь день, а ночью сплю. Питаюсь я молодыми веточками и корой. Чтобы насытиться, я съедаю за день больше тысячи веточек, разрываю копытом снег и ем зелёную травку и ростки. А сплю я прям в снегу немного примяв его.
- Да, ребята, действительно, лось - самое крупное животное леса. А еще он легко пережевывает мерзлые ветки толщиной в палец и даже толще.
Так-так, кто это еще к нам бежит?
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спине – щетинка. (Кабан)
Кабан: К зиме я накапливаю толстый слой жира, а запасов не делаю. В поисках своей любимой еды – желудей, зимой мне приходится рыть глубокие рвы. Я не люблю спать на снегу – мне холодно, поэтому для ночевки я выбираю не заснеженное место и натаскиваю туда много хвороста, хвои и мха.
А что же объединяет этих зверей? Они ведут активный образ жизни, подвижные зимой, но и не делают запасов - добывают корм.
- Вот, ребята, мы теперь знаем, как звери ведут себя в зимнее время и на какие группы их можно разделить. (Обсуждение к какой группе относятся какие звери?)
- Ребята, нам предстоит поработать в группах. Но сначала, вспомним правила работы в группах:
1. Внимательно слушаем.
2. Говорим вежливо и по очереди.
3. Четко высказываем свое мнение.
4. Уважаем мнение собеседников.
5. Работаем активно.
- И так, у каждой группы на парте лежит конверт, а в конверте задание. Откройте их и внимательно прочитайте задание:
группе №1 нужно выбрать из сех имеющихся изображений зверей, только тех, которые делают запасы,
группе №2 –впадают в спячку,
группе №3 – добывают корм,
группе №4 – всех лесных зверей.
- И не забудьте выбрать того, кто будет презентовать работу группы. (Дети развешивают картинки с изображением животных на доске под соответствующей группой, у группы № 4 в конверте только домашние животные – это выясняется в процессе. Дети рассказывают, кто такие домашние животные?)
- Молодцы ребята, отлично справились с работой в группе! Присаживайтесь на свои места. Сейчас мы с вами проверим как каждый из вас усвоил полученные знания. Вам нужно прочитать утверждение, и, если оно верное в соседней колонке поставить «+», а если не правильное поставить «-». (раздаю индивидуальные листы)
1 |
Белка готовится к зиме: обустраивает себе гнездо, запасается едой. |
+ |
2 |
Крот зимой спит. |
- |
3 |
Бобер заготавливает червячков. |
- |
4 |
Волки- санитары леса. |
+ |
5 |
Ежи за зиму становятся упитанными толстячками. |
- |
6 |
Медведь всю зиму собирает малину, оставшуюся под снегом. |
- |
7 |
Заяц питается только ночью, так безопаснее. |
+ |
8 |
Лиса и волк – хищники. Зимой они не спят и запасов осенью не делают. |
+ |
9 |
Лось – самый крупный житель леса. |
+ |
10 |
Кабан с осени запасается желудями и спит на снегу. |
- |
А теперь проверим, правильно ли вы ответили? Обменяйтесь с соседом листочками, взгляните на слайд и проверьте друг друга. Посчитайте и запишите количество правильных ответов. Верните друг-другу листочки – посмотрите на свою работу.
- Посмотрели? А теперь поднимите пожалуйста ручки те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы ребята, я горжусь вашими результатами. Ребята, кто ошибся – не расстраивайтесь, я уверена, что вы сможете исправить свои ошибки, если дополнительно поработаете с учебником.
Игра - микрофон:
- Мне было интересно ….
- Я научился (ась) ….
- Меня удивило ….
- Теперь я могу ….
- Молодцы, ребята! Отлично справились – не зря мы с вами побывали в зимнем лесу и познакомились с жизнью зверей в зимнее время. Вы были активны, видно, что многие из вас интересуются жизнью зверей. Как видите, трудно живется зверям зимой в лесу. Поэтому мы – люди, должны о них заботиться! И об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
Задание для друга природы: Представьте себе, что вы лесной житель и опишите свою жизнь в лесу зимой – «Я – лесной житель».
- Мне очень важно знать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столе лежит снежинка. Напишите на ней своё имя и покажите свое настроение - дорисуйте ей ротик. А пользуясь магнитом закрепите свою снежинку на доске. Вот какой улыбчивый у нас получился снегопад.
1