Розробка уроку "Жизнь зверей зимой"

Про матеріал
Розробка уроку призначена для того, щоб формувати природознавчу компетентність учнів шляхом встановлення взаємозв'язку між сезонними змінами в живій і неживій природі, уявлення особливостей життя звірів взимку; розвивати здібності критичного оцінювання і обробки інформації, комунікативну компетентність учнів при роботі в групі; збагачувати словниковий запас учнів; виховувати допитливість і екологічну культуру учнів.
Перегляд файлу

Предмет: Природоведение

Дата: 30.01.2018 р.

Школа: ЭУВК №5

Класс: 2–Г

Учитель: Каплий Е. А.

Тема: . Жизнь зверей зимой 

Цель: формировать природоведческую компетентность учащихся путем установления взаимосвязи между сезонными изменениями в живой и неживой природе, представления особенностей жизни зверей зимой; развивать способности критического оценивания и обработки информации, коммуникативную компетентность учащихся при работе в группе; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любознательность и экологическую культуру учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: коллективная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, метод самоконтроля.

Оборудование: иллюстрации животных (лиса, заяц, медведь, волк, белка и другие), презентация PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал.

 

Ход урока

 

  1. Самоопределение к деятельности. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

 

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

К гостям нашим повернитесь,

Им вы дружно улыбнитесь.

Начинается урок,

Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

 

  • Ребята, а какой сегодня день? Охарактеризуйте погоду: какое небо, температура, ветер, осадки, другие явления природы.
  • Какие изменения происходят в природе с приходом зимы? (день короче, ночь длиннее,  солнце не греет, осадки это снег, реки и озера покрыты льдом, только зимние природные явления - иней, гололёд, снегопад, вьюга).

- Все эти изменения повлияли на жизнь живой природы.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Птицы). Давайте проверим, как вы усвоили эту тему.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрос по теме «Птицы».

1.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

2.Какая птица высиживает птенцов зимой? (клёст)

3.Какая птица передвигается, прижимаясь к стволу, как бы ползёт по коре? (поползень)

4.Какую птицу называют санитаром, она питается мертвыми животными и на свалках? (ворона)

5. Какая птица ест мясо, рыбу, сало? (синица)

6. Какой птице дали название за свойство появляться с первым снегом? (снегирь)

7. Какую птицу называют компанейской? (воробей)

8. Крупные птицы-сизари. (голуби)

9. Птица ловкая, умная, осторожная. Близко заметив человека, сразу поднимает шум. Далеко слышен её характерный стрекот. (сорока)

10. Птица величиной с голубя, имеет яркий окрас, летом питается насекомыми, а на зиму заготавливает желуди, принимает угощение от людей. (сойка)

11. Эта птица и зимой продолжает под снегом ловить мышей. (сова)

 

-  Как называют всех этих птиц? (зимующие, оседлые) Почему?

Чем они питаются? (Птицы питаются семенами, ягодами, которые не опали осенью, кормом из кормушек, которые развешивают люди.)

 - С приходом зимы изменилась жизнь не только птиц, но и зверей.

 

  1. Определение темы урока.

 

- Ребята, на прошлом занятии мы с вами рассмотрели изменения в жизни птиц в зимнее время года. Сегодня перед вами на слайде звери в зимнем лесу. Кто догадался, какая же сегодня тема урока?

 

- Давайте проверим,

Игра «Волшебный телефон»

- Буквы в нашем телефоне расположены под цифрами на кнопках. Каждой цифре соответствует буква. Вот номер: 7 8 1 4 6 - 1 9 2 3 2 10 - 1 8 11 5 10.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

З

Е

Р

Н

О

Ь

Ж

И

В

Й

М

 

Ответ:  Жизнь зверей зимой! Молодцы!

- Тема урока – «Жизнь зверей зимой.»

 

  1. Восприятие и усвоение нового материала.

 

- Кто такие звери? (Это животные, тело которых покрыто шерстью).

- Назовите зверей, живущих в лесу. (Лось, кабан, барсук, белка, лиса, волк, заяц, медведь, ёж)

- На какие группы можно разделить зверей в зимнее время? Вот сегодня на уроке нам с вами и предстоит это узнать.

 ЗВЕРИ

   ….

 

- Мы отправимся с вами в зимний лес и найдем ответы на вопросы, которые нас интересуют. Как тихо в лесу. Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.

На снегу следы – как книжка-

Куропатка, горностай,

Волк, сохатый, даже мышка –

Пишут все,

А мы читай!

Посмотрите, а вот и первые следы. Как думаете, чьи они?

Игра «Следопыт»:

- лось;

- волк;

- медведь;

- белка;

- лиса.

 

- Не просто зверям приходится зимой в лесу: и холодно, и голодно. Поэтому, многие из них начинают готовиться к зимнему периоду с осени, а некоторые заготавливают корм и обустраивают жилища уже летом. О том, как живётся им зимой, они нам сами расскажут. И кто же это нам первый на встречу? Ну-ка отгадайте?

 

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт.                                 (Белка)

 

Белка: Я делаю себе гнездо в дупле дерева, утепляю его мхом, сухой травой, запасаю грибы, шишки, орехи, жёлуди. Таких домиков по лесу у меня много. Мы очень гостеприимны. Если я потеряюсь или забуду где моё гнездо, я вхожу в дупло моих подруг. Как я ночую в дупле, или прячусь от сильного мороза? В дупле у меня 2 входа. И их я закрываю мхом или иногда даже собственным хвостом. Шубка моя становится густая и серая. Чтобы зимой не остаться голодной, мне, белочке, приходится за 1 день вышелушить 216 шишек.

- Так как изменилась шерсть белки?

- А чем питается?

 - Спасибо, белочка!

- Ребята, а вы знаете, кто на зиму готовит консервы?

Он размером маловат,

От рожденья слеповат,

Но изрыл весь огород,

В чёрной шубе – это ...(Крот)

 

Крот: Зимой пропитания меньше, и, чтобы не голодать, я заготавливаю пищу на зиму. Я ловлю червей и встраиваю их в стены своих нор, иногда сотни штук сразу. Черви уползти далеко не могут, но остаются живыми, не портятся - вот Вам и консервы. Зимой мы не спим, а копаемся под снегом, только зарываться теперь приходится поглубже.

- Есть еще один зверек, который готовится к зиме круглый год. Кто же это?

В тихой заводи речной,

В знатной шубе меховой,

Плотины строят мастера,

Без молотка и топора,

Из берез, ольхи, осины,

Из сучков, травы и глины,

Трудолюбивы и бодры,

Строители плотин…(Бобры)

 

Бобёр: Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.

- Что объединяет этих зверей? Они делают запасы.

К таким зверям относятся и мышь полёвка. Она тоже делает запасы. В основном –это зерно.

- Ребята, а есть такие звери, которых мы не встретим зимой в лесу, потому что они зимой спят, но они прислали нам письма! Отгадайте-ка от кого первое письмо?

 

Он коричневый, лохматый.

Угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?  (Медведь)

 

Читаю письмо: «Здравствуйте, ребята, меня зовут медведь. Я очень долго готовлю место для своей берлоги и с наступлением морозов и снега - залегаю в спячку. Очень часто надо мной шутят, что я сосу зимой лапу. Да, я лижу себе заднюю лапу и грею её, т.к. кожа шелушиться и чешется».

 

- Да, ребята, медведь очень чутко спит зимой. Если он плохо ел осенью или его случайно разбудили охотники - медведь просыпается и начинает бродить по лесу. Его называют Шатуном. Такие медведи очень опасны.

 

Следующее письмо кто нам прислал?

 

Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной.          (Ёж)

 

Читаю письмо: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Ёж. Поздно осенью, когда промерзает почва и уменьшается количество корма, я зарываюсь в опавшую листву, сворачиваюсь в клубок и впадаю в глубокую спячку вплоть до марта. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, я должен хорошенько подкрепиться и стать упитанным толстячком. Ведь если я буду тощим и худым, то до весны не доживу. Вот и бегаю я всю осень стараюсь побольше наесться. Кушаю я ночью. Люблю полакомиться червями, жуками, лягушками, ящерицами, улитками, мышами, яйцами птиц. Ещё люблю лесные яблоки, ягоды, грибы. А если повстречается мне змею, то непременно её одолею и полакомлюсь ею.»

- Во время зимней спячки у ежей очень замедляется дыхание (до 6 раз в минуту), резко снижается температура тела, сердце делает лишь несколько ударов в минуту. За зиму ежи очень худеют, так как на протяжении спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, отложенному в теле.

- Что объединяет этих зверей? Они впадают в спячку.

- Спячка – это малоподвижный, сонный образ жизни

Идем дальше! Ой, а кто это нам навстречу?

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт

Кур деревенских крадёт.                    (Лиса)

 

Лиса: А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая, а на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку или мышь поймать, мне особой хитрости не требуется. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

- Пережить сильные морозы лисе помогает густой и тёплый подшерсток, который начинает отрастать ещё летом и шерсть на лапках. Своего жилья у лисы нет, она ночует прямо на снегу, свернувшись в клубок и прикрыв пушистым хвостом нос.  Лисам не свойственно делать запасов еды, поэтому поиски пропитания становятся их ежедневной проблемой. Они ловко находят под снегом мышей – в данном случае говорят, что лисица мышкует. (Слайд 31) Часто лисы пробираются к посёлкам и воруют у людей кур, гусей и прочих домашних птиц. Прощаемся с лисой, потому, что я вдалеке вижу ещё одного лесного жителя

Зверька узнаем с вами мы

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шубке серой летом.                        (Заяц)

 

Заяц: Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Ведь, осенью я линяю и вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Глаза у меня не зря “косые” – гляжу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Это позволяет быть незаметными для голодных хищников, рыскающих по лесу в поисках добычи. А чтобы мне было более комфортно передвигаться по холодному снегу и скользкому льду, подушечки моих лап покрываются шерстью. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.

- Трудно в зимние холода зайчишке. Но у него лапки, как лыжи, — глубоко не проваливаются. Белый полушубок тоже ему помогает. Присел под кустом — и уже не зайчик, а словно холмик снега белеет. Никакой враг не заметит.

Ребята, а

Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный.                        (Волк)

 

Волк: Мы - волки сильные, выносливые и сообразительные звери. У нас прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Зимой мы собираемся в стаи, так проще выживать и охотиться. Нападаем мы только на больных животных, чтобы болезни не распространялись на других. Недаром нас называют санитарами леса. К зиме у меня выросла густая, пушистая шерсть, поэтому спать на снегу, мне не холодно. В зимний период мы проводим день во сне и выходим на охоту только после наступления сумерек. Мы отлично видим в темноте и обладаем прекрасным слухом, позволяющим услышать малейший шорох. В поисках пищи я готов пробегать десятки километров.

- Ребята, а вы знаете, что волки могут не есть несколько дней? А в погоне за животными могут развивать скорость до 80 км в час.

Ребята, а это кто?

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.     (Лось)

 

Лось: Я - настоящий лесной великан, медленно, величественно брожу среди кустарников и деревьев весь день, а ночью сплю. Питаюсь я молодыми веточками и корой. Чтобы насытиться, я съедаю за день больше тысячи веточек, разрываю копытом снег и ем зелёную травку и ростки. А сплю я прям в снегу немного примяв его.

- Да, ребята, действительно, лось - самое крупное животное леса. А еще он легко пережевывает мерзлые ветки толщиной в палец и даже толще.

Так-так, кто это еще к нам бежит?

Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

На спине – щетинка.  (Кабан)

 

Кабан: К зиме я накапливаю толстый слой жира, а запасов не делаю. В поисках своей любимой еды – желудей, зимой мне приходится рыть глубокие рвы. Я не люблю спать на снегу – мне холодно, поэтому для ночевки я выбираю не заснеженное место и натаскиваю туда много хвороста, хвои и мха.

А что же объединяет этих зверей? Они ведут активный образ жизни, подвижные зимой, но и не делают запасов - добывают корм.

- Вот, ребята, мы теперь знаем, как звери ведут себя в зимнее время и на какие группы их можно разделить. (Обсуждение к какой группе относятся какие звери?)

  1. Обобщение и систематизация полученных знаний.

- Ребята, нам предстоит поработать в группах. Но сначала, вспомним правила работы в группах:

1. Внимательно слушаем.

2. Говорим вежливо и по очереди.

3. Четко высказываем свое мнение.

4. Уважаем мнение собеседников.

5. Работаем активно.

- И так, у каждой группы на парте лежит конверт, а в конверте задание. Откройте их и внимательно прочитайте задание:

группе №1 нужно выбрать из сех имеющихся изображений зверей, только тех, которые делают запасы,

группе №2 –впадают в спячку,

группе №3 – добывают корм,

группе №4 – всех лесных зверей.

- И не забудьте выбрать того, кто будет презентовать работу группы. (Дети развешивают картинки с изображением животных на доске под соответствующей группой, у группы № 4 в конверте только домашние животные – это выясняется в процессе. Дети рассказывают, кто такие домашние животные?)

- Молодцы ребята, отлично справились с работой в группе! Присаживайтесь на свои места. Сейчас мы с вами проверим как каждый из вас усвоил полученные знания. Вам нужно прочитать утверждение, и, если оно верное в соседней колонке поставить «+», а если не правильное поставить «-». (раздаю индивидуальные листы)

1

Белка готовится к зиме: обустраивает себе гнездо, запасается едой.

+

2

Крот зимой спит.

-

3

Бобер заготавливает червячков.

-

4

Волки- санитары леса.

+

5

Ежи за зиму становятся упитанными толстячками.

-

6

Медведь всю зиму собирает малину, оставшуюся под снегом.

-

7

Заяц питается только ночью, так безопаснее.

+

8

Лиса и волк – хищники. Зимой они не спят и запасов осенью не делают.

+

9

Лось – самый крупный житель леса.

+

10

Кабан с осени запасается желудями и спит на снегу.

-

А теперь проверим, правильно ли вы ответили? Обменяйтесь с соседом листочками, взгляните на слайд и проверьте друг друга. Посчитайте и запишите количество правильных ответов. Верните друг-другу листочки – посмотрите на свою работу.

  1. Итог урока. Рефлексия.

 

- Посмотрели? А теперь поднимите пожалуйста ручки те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы ребята, я горжусь вашими результатами. Ребята, кто ошибся – не расстраивайтесь, я уверена, что вы сможете исправить свои ошибки, если дополнительно поработаете с учебником.

 

Игра - микрофон:

- Мне было интересно ….

- Я научился (ась) ….

- Меня удивило ….

- Теперь я могу ….

 

- Молодцы, ребята! Отлично справились – не зря мы с вами побывали в зимнем лесу и познакомились с жизнью зверей в зимнее время. Вы были активны, видно, что многие из вас интересуются жизнью зверей. Как видите, трудно живется зверям зимой в лесу. Поэтому мы – люди, должны о них заботиться! И об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Задание для друга природы: Представьте себе, что вы лесной житель и опишите свою жизнь в лесу зимой – «Я – лесной житель».

- Мне очень важно знать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столе лежит снежинка. Напишите на ней своё имя и покажите свое настроение - дорисуйте ей ротик. А пользуясь магнитом закрепите свою снежинку на доске. Вот какой улыбчивый у нас получился снегопад.

1

 

docx
Додано
1 червня 2020
Переглядів
1059
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку