совершенствовать навыки деления многозначных чисел
на однозначные, умение решать усложненные задачи на при-
ведение к единице; закреплять умение делить именованные
числа; развивать мышление; воспитывать внимательность.
Урок 67
Тема. Деление многозначных чисел на однозначные. Услож-
ненные задачи на приведение к единице
Цель: совершенствовать навыки деления многозначных чисел
на однозначные, умение решать усложненные задачи на при-
ведение к единице; закреплять умение делить именованные
числа; развивать мышление; воспитывать внимательность.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Контроль, коррекция и закрепление знаний
1. П роверка домашнего задания (№ 542, 543)
2. Устный счет. Игра «Кто быстрее?»
— Вычислите удобным способом.
а) 2608 + 529 + 392 + 271 = (3800)
б) 1016 + 704 + 250 + 884 + 296 = (3150)
— Какие числа пропущены?
−
−
−
1551 3
15 5 7
5
3
21
21
0
−
−
−
−
11838 3
3946
28
13
18
18
0
−
−
−
17 5 5
1 57
8
2
3
0
3. Математический диктант
• Записать произведение чисел 90 и 6.
• Ч исло 500 увеличить в 7 раз.
• Ч ему равно произведение любого числа и 0?
• Ч ему равно частное чисел 250 и 5?
• Ч исло 4800 уменьшить в 8 раз?
• Сколько метров в
1
2
км?
1
10
км?
• Гепард пробежал 600 м за 4 минуты. С какой скоростью он бежал?
• Скорость звука в воздухе 330 м/с. Через какое время мы услышим звук
выстрела, произведенного на расстоянии 990 м?
• Площадь прямоугольника 810 м2, ширина 27 м. Чему равна длина прямо-
угольника?
Ответы: 540; 3500; 0; 50; 600; 500 м, 100 м; 150 м/мин; 3 с; 30 м.
III. Работа над темой урока
Задание № 544 («цепочкой»)
9 : 4 = 2 (ост. 1) 26 : 8 = 3 (ост. 2) 32 : 5 = 6 (ост. 2)
55 : 7 = 7 (ост. 6) 45 : 6 = 7 (ост. 3)
Задача № 545 (метод «Микрофон»)
Получая микрофон, учащиеся объясняют, что находим, вычислив значение каждого
выражения.
120 : 30 — во сколько раз вместимость кадки больше вместимости бидона
120 – 30 — на сколько литров вместимость кадки больше вместимости бидона
60 · 6 — вместимость шести бочек
60 : 30 — во сколько вместимость бидона меньше вместимости бочки
14
120 – (30 + 60) — на сколько литров вместимость кадки больше вместимости
бидона и бочки
120 · 3 + 30 · 4 — сколько литров в трех кадках и четырех бидонах
Задание 546 (с подробным комментированием)
Задание 547 (самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
в парах)
−
−
−
−
19187 7
14 2741
51
49
28
28
7
7
0
−
−
−
−
−
120865 5
10 24173
20
20
8
5
36
35
15
15
0
−
−
−
−
−
148460 4
12 37115
28
28
4
4
6
4
20
20
0
−
−
−
−
57128 8
56 7141
11
8
32
32
8
8
0
Физкультминутка
Работа над задачами
1. Задача № 548
Учащиеся знакомятся с условием задачи. Коллективно составляется краткое условие
задачи.
2 сеялки — 12 ч — 96 га
1 сеялка — 7 ч — ? га
Учащиеся определяют тип задачи — на приведение к единице. Самостоятельно за-
писывают решение задачи. Некоторым учащимся учитель может дать в помощь план
решения.
1) Сколько гектаров можно засеять одной сеялкой за 12 ч?
2) Сколько гектаров можно засеять одной сеялкой за 1 ч?
3) Сколько гектаров можно засеять одной такой сеялкой за 7 ч работы?
1) 96 : 2 = 48 (га) (96 : 2 : 12) · 7 = 28 (га)
2) 48 : 12 = 4 (га)
3) 4 · 7 = 28 (га)
2. Задача № 549
Учащиеся самостоятельно читают загадку. Коллективно составляется краткое усло-
вие задачи. Анализ задачи проводится от вопроса к данным по краткой записи. Учащие-
ся самостоятельно решают задачу с последующей взаимопроверкой в парах.
1240 бар. по 6 кг
?
720 овец по 4 кг
6 · 1240 + 4 · 720 = 10320 (кг)
1) 1240
6
7440
2) 720
4
2880
3) 7440
2880
10320
Ответ: 10 320 кг шерсти настригли.
Задание № 550 (фронтально с комментированием)
5 кг : 2 = 5000 г : 2 = 2500 г = 2 кг 500 г
10 м : 4 = 100 дм : 4 = 25 дм
1 дм : 5 см = 10 см : 5 см = 2
1 ч : 3 = 60 мин : 3 = 20 мин
IV. Домашнее задание
№ 551, 552.
V. Итог урока
— Кому было тяжело решать примеры на деление?
— Кто быстро, без затруднения выполнил всю работу?
— Чему научились на уроке?