Правописание приставок пре- и при-

Про матеріал
Урок русского языка в 6 в классе по теме: "Правописание приставок пре- и при-" Цели урока: Образовательные: 1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках; 2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-; 3. Повторить морфемный разбор слов; 4. Развить умение формулировать определение понятий; 5. Обогащать словарный запас учащихся; 6. Совершенствовать орфографические и умения. Развивающие: 1. Осуществление системно-деятельностного подхода; 2. Развитие внимания; 3. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; 4. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; 5. Развивать умение применять новые знания; 6. Развитие творческих, речевых способностей учащихся; 7. Формирование логических умений; 8. Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; 9. Развитие умения формулировать проблему.
Перегляд файлу

1

 

Урок русского языка в 6 в классе по теме:

"Правописание приставок пре- и при-"

Цели  урока: 
Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. Повторить морфемный разбор слов;
  4. Развить умение формулировать определение понятий;
  5. Обогащать словарный запас учащихся;
  6. Совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
  2. Развитие внимания;
  3. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  4. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  5. Развивать умение применять новые знания;
  6. Развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  7. Формирование логических умений;
  8. Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  9. Развитие умения формулировать проблему.

 

Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных компетентностей;
  4. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

 

Прогнозируемые результаты: 

Личностные: 

  1. Стремление к речевому самосовершенствованию;
  2. Пополнение словарного запаса;
  3. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

      Межпредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 


Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности; 
2.Владение разными видами речевой деятельности; 
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 
5. Проведение морфемного анализа слов. 

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма 
Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, презентация

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется.

А сейчас я хочу, чтобы вы пожелали себе успехов. Скажите себе:  "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!" Запись в тетради: дата, классная работа

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного писателя-сказочника К. Чуковского

В разнообразии приставок – разнообразие смысла

   К. Чуковский.

 

Давайте вспомним, что называется приставкой……...

Перед вами слова, давайте попробуем вставить пропущенные буквы и объяснить правописание этих слов. Запись в тетради

   Почему эти слова разделены на группы?                                              

1 группа приставок.  Собирали, переписывали, вытвердил, потребность

- Почему эти слова вы объединили в одну группу? Какие это приставки? (Неизменяемые)

- Какое из этих слов можно назвать лишним? Почему? (собирали – корень с чередованием)

2 группа приставок.  Раскрывается, раздобыть, рассвет

- Почему эти слова вы объединили в одну группу? Какие это приставки? (Приставки на З - С)

- Сделайте вывод о правописании приставок на З – С.

- Какое из этих слов можно назвать лишним? Почему? (рассвет – удвоенная С, на стыке морфем)

3 группа приставок.  Преспокойно, приобрести

- Какие слова у нас остались? (преспокойно, приобрести)

- К какой группе мы их отнесём? Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в этих приставках? (Нет)

- Почему? (Не знаем правила)

2 Формулирование темы и цели урока.

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Познакомиться с правилом написания гласных в приставках ПРИ-, ПРЕ-). Запись в тетради: тема урока

  1. Работа над новым материалом

 

 Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-, а когда при-. (Речевка со слайда)

Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками  «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи. Перед вами макет таблицы, которую мы должны будем заполнить. (слайд)

  • Работа со слайдами (Прочитайте слова на слайде, определите значение, запишите в таблицу, прочитайте рифмовку)
  • Сравнить таблицы в тетради с таблицей на слайде
  • Работа с учебником (прочитать правило, сравнить с услышанным на уроке)
  • Словарный диктант (ученик у доски, поверка по слайду)

 

Преинтересный рассказ
приостановить движение
прервать изложение
придорожный цветок
пришкольный участок
пресильный мороз

  • Игра «Лови ошибку» (читаем, находим слова с ошибкой, объясняем, выписываем)

 

  • Закрепим полученные знания и поиграем в игру «Одним словом». Ваша задача: заменить предложенное словосочетание одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-

-лечь ненадолго – прилечь

- очень милый – премилый

- сесть на краешек стула – присесть

- очень скверный – прескверный

- заболеть, но не сильно – приболеть

- очень хорошенький – прехорошенький

- нарушитель закона – преступник

- чуть-чуть приоткрыть окно – приоткрыть

- город около моря – приморский

  • Решение теста

1. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?

1) пр..брежный

2) пр..остановиться

3) пр..прятать

4) пр..увеличить

2. В каком слове пишется приставка ПРИ-?

1) пр..умолкла

2) пр..рвали

3) пр..лестный

4) пр..забавный

3. В каком слове приставка имеет значение «неполнота действия»?

1) пр..хорошенький

2) пр..брежный

3) пр..стегнуть

4) пр..открыть

4. В каком слове приставка имеет значение «приближение»?

1) пр..хлынут

2) пр..лечь

3) пр..милый

4) пр..пятствие

Прежде, чем перейти к подведению итогов сегодняшнего урока, я хочу обратить ваше внимание на следующие слова (слайд). Это слова, правописание приставок в которых не всегда определяется правилами, более подробно с этими словами мы познакомимся в седьмом классе, сейчас мы их прочитаем и запишем в тетради. При возникновении трудностей с написанием слов вы всегда можете обратиться к словарям.

  • Рефлексия (вопросы на слайде)

1.Этой теме будем придавать большое значение.
2.Приобрели новые знания.
3.Смогли преодолеть трудности.
4.Преинтересный урок!
5.Никаких преград не будет!

  • Подведение итогов, домашнее задание
docx
Додав(-ла)
Добичин Євген
Додано
10 березня 2020
Переглядів
441
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку