1
Урок русского языка в 6 в классе по теме:
"Правописание приставок пре- и при-"
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Межпредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется.
А сейчас я хочу, чтобы вы пожелали себе успехов. Скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!" Запись в тетради: дата, классная работа
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного писателя-сказочника К. Чуковского
В разнообразии приставок – разнообразие смысла
К. Чуковский.
Давайте вспомним, что называется приставкой……...
Перед вами слова, давайте попробуем вставить пропущенные буквы и объяснить правописание этих слов. Запись в тетради
Почему эти слова разделены на группы?
1 группа приставок. Собирали, переписывали, вытвердил, потребность
- Почему эти слова вы объединили в одну группу? Какие это приставки? (Неизменяемые)
- Какое из этих слов можно назвать лишним? Почему? (собирали – корень с чередованием)
2 группа приставок. Раскрывается, раздобыть, рассвет
- Почему эти слова вы объединили в одну группу? Какие это приставки? (Приставки на З - С)
- Сделайте вывод о правописании приставок на З – С.
- Какое из этих слов можно назвать лишним? Почему? (рассвет – удвоенная С, на стыке морфем)
3 группа приставок. Преспокойно, приобрести
- Какие слова у нас остались? (преспокойно, приобрести)
- К какой группе мы их отнесём? Сможем ли мы правильно написать сейчас безударную гласную в этих приставках? (Нет)
- Почему? (Не знаем правила)
2 Формулирование темы и цели урока.
Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Сформулируйте тему урока.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Познакомиться с правилом написания гласных в приставках ПРИ-, ПРЕ-). Запись в тетради: тема урока
Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-, а когда при-. (Речевка со слайда)
Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи. Перед вами макет таблицы, которую мы должны будем заполнить. (слайд)
Преинтересный рассказ
приостановить движение
прервать изложение
придорожный цветок
пришкольный участок
пресильный мороз
-лечь ненадолго – прилечь
- очень милый – премилый
- сесть на краешек стула – присесть
- очень скверный – прескверный
- заболеть, но не сильно – приболеть
- очень хорошенький – прехорошенький
- нарушитель закона – преступник
- чуть-чуть приоткрыть окно – приоткрыть
- город около моря – приморский
1. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?
1) пр..брежный
2) пр..остановиться
3) пр..прятать
4) пр..увеличить
2. В каком слове пишется приставка ПРИ-?
1) пр..умолкла
2) пр..рвали
3) пр..лестный
4) пр..забавный
3. В каком слове приставка имеет значение «неполнота действия»?
1) пр..хорошенький
2) пр..брежный
3) пр..стегнуть
4) пр..открыть
4. В каком слове приставка имеет значение «приближение»?
1) пр..хлынут
2) пр..лечь
3) пр..милый
4) пр..пятствие
Прежде, чем перейти к подведению итогов сегодняшнего урока, я хочу обратить ваше внимание на следующие слова (слайд). Это слова, правописание приставок в которых не всегда определяется правилами, более подробно с этими словами мы познакомимся в седьмом классе, сейчас мы их прочитаем и запишем в тетради. При возникновении трудностей с написанием слов вы всегда можете обратиться к словарям.
1.Этой теме будем придавать большое значение.
2.Приобрели новые знания.
3.Смогли преодолеть трудности.
4.Преинтересный урок!
5.Никаких преград не будет!