Міністерство освіти і науки України
Луганський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
Кафедра соціально - гуманітарних дисциплін та методики їх викладання
Використання ігрових форм
як засіб підвищення інтересу
до вивчення
російської мови та літератури
В и п у с к н а р о б о т а Безкровної Наталії Іванівни, слухача курсів підвищення кваліфікації вчителів російської мови і зарубіжної літератури, учителя ЗОШ І – ІІ ступенів № 29 м. Лисичанська
м. Сєвєродонецьк
2019
Введение
Актуальность избранной темы - «Использование игровых технологий как средства повышения интереса к изучению русского языка и литературы» - состоит в том, что современная школа ориентирована на личностное обучение учащихся и воспринимает их в качестве равноправных участников учебно – воспитательного процесса, а игровые технологии позволяют в полной мере раскрыть познавательный и творческий потенциал учащихся.
Цель данной работы - проанализировать современные игровые технологии, которые используются на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе.
Задачи работы:
- представить современные игровые технологии, которые применяются на уроках русского языка и литературы;
- обосновать актуальность использования игровых технологий в работе учителя – словесника;
- описать наиболее распространённые формы игровой работы на уроках русской словесности;
- обобщить опыт использования игровых технологий на уроках разных типов и во внеклассной деятельности.
Рассмотрим отдельные издания по данной теме.
«Играя познаём». Сборник внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе - это игры, лингвистические миниатюры, литературные гостиные и многое другое, что не только поможет учителю подготовиться к уроку и сделать его необычным и запоминающимся, но и активизирует логическое мышление, выявит творческие способности и пробудит интерес у школьников к изучаемому материалу как по литературе, так и по русскому языку.
В пособии «Энциклопедия педагогических технологий и инноваций» (составитель Н.П. Наволокова) в удобной и лаконичной форме представлены характеристики различных педагогических технологий, рекомендации по их практическому применению, современные подходы к проектированию урока. Книга предназначена для широкого педагогического круга.
«Профессиональный справочник учителя литературы» О.Г. Куцинко предлагает структурированный материал в виде таблиц, словарей и справочных материалов. Научные основы преподавания литературы в школе, принципы дидактики, типы, формы, структура традиционного и нетрадиционного урока литературы, словарь литературоведческих терминов, сведения о личностно ориентированном обучении, портфолио учащегося, активные и интерактивные технологии обучения, теория стихосложения, виды строф, известные литературные движения, приложения даны в издании Справочник предназначен для учителей литературы, студентов филологических факультетов.
В пособии Жулий Т.Б. «Лингвистические игры» представлены занимательные задания, словесные игры, участие в которых не только укрепит лингвистические знания, но и повысит уровень коммуникативной компетенции учащихся. Основное место в этой книге занимают коммуниативные игры, лексический материал для которых отбирался с ориентацией на социальную и культурную жизнь общества. Это позволит участникам игр узнать многое о своей Родине, так как запоминание и создание речевых образцов будут проходить в речевых ситуациях, требующих страноведческого комментария. Экстра-лингвистические темы конкурсов, представленные в книге, связаны с интересными темами: спорт, музыка и др. В книгу включены игры, которые способствуют овладению образными средствами языка, задания, укрепляющие навыки общения в разных стилях речи, а также игры, позволяющие повторить «азбуку» этикета. Форма проведения отдельных игр приближена к популярным телевизионным конкурсам, что позволяет выбрать оптимальную манеру ведения игры. Вместе с читателями в лингвистических играх участвуют школьница Лиза и её учительница Виктория Николаевна: они размышляют о важных вопросах языка и речи, ответы на которые «зашифрованы» в играх.
Книга Клименко Н.С., Резник О.В. «Интеллектуальные игры на уроках русской и зарубежной литературы (ХІХ в.)» представляет собой сборник игровых заданий контролирующего характера по литературе и адресована как учителям, работающим в 9 – 10 классах общеобра-зовательной школы, так и учащимся. Книга может быть использована при проведении факультативных занятий, конкурсов, интеллектуальных игр по литературе, при изучении сновных тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного материала.
В выпуске сборника «Наш Даль» (составитель В.Л. Лоповок) представлены лучшие словесные опыты одарённых учащихся Луганщины, участников областных конкурсов «Мой земляк - Владимир Даль» (2001 – 2007 гг.). Авторы сборника хорошо осведомлены о жизни и творческом наследии славного земляка и сумели в своих работах выразить любовь и уважение к В.И. Далю. Использованы разнообразные художественные и публицистические жанры: стихи и рассказы, очерки и дневниковые записи, пьесы и письма. Материалы сборника могут быть использованы в работе по школьному далеведению.
«Тематические итоговые уроки по литературе в 7 классе: Пособие для учителей русской и зарубежной литературы и студентов – филологов педвузов». Автор – составитель Л.В.Мельникова. В данное пособие включены модели итоговых тематических уроков литературы в 7 классе. В пособии представлена разножанровая панорама итоговых занятий, завершающих тематический блок. Жанр подбирался с учётом возрастных психолого – педагогических особенностей школьников. Это музыкальный вечер, игра, викторина, защита творческих работ, урок– концерт, составление кроссвордов, урок – коллаж, тестирование с элементами игры. Предложенные модели помогут учителю литературы спроектировать собственную систему итоговых тематических уроков, цель которых - вовлечь учащихся в процесс активной творческой деятельности, проявить индивидуальные способности, личный уровень учебных достижений по теме, выявить умение вести активный и продуктивный диалог как с автором, героями, так и с самим собой, определить уровень читательских способностей и общей культуры.
«Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия». Автор – составитель О.В. Касперская. Пособие содержит необходимый для учителей русского языка теоретический и практический материал по работе с одарёнными учащимися. Представленные методические рекомендации по использованию различных образовательных технологий направлены на интеллектуальное развитие школьников. В практической части содержатся сценарии конкурсов и внеклассных занятий по русскому языку, развивающие интерес к предмету. На страницах сборника осмысливается опыт работы школ через призм основных положений теории одарённости, существующей в педгогической и психологической литературе. В соответствии с выделенными тремя основными составляющими интеллектуальной одарённости (интеллект, креативность и высокие познавательные потребности) разработаны рекомендации для учителей – словесников по организации совместной деятельности и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории для одарённой личности.
Интересен материал из опыта работы, касающийся современных образовательых технологий в успешном обучении русскому языку. Раскрываются принципы и методика проведения интерактивных уроков, которые способствуют развитию творческой инициативы ребёнка, процессу его самореализации и социализации. Особое внимание уделяется важной роли личностных отношений учителя и одарённого ученика.
В сборнике представлены игровые формы работы (КВН, ролевая игра) как возможные методы решения проблем развития лигвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
Учебное пособие Быковой Е.И., Гриценко С.М. «Царица Грамматика» содержит любопытные истории из жизни слов, загадочные факты происхождения языка, загадки, интересные рассказы, легенды, сказки, дополняющие разделы программы по русскому языку. В книжку вошёл занимательный материал об удивительной способности человека владеть словом, об истории школьного учебника и о том, что осталось за его страницами. Цель данного издания - привлечь внимание к русскому и украинскому языкам, их богатству и неповторимости. Эта книга - верный помощник не только в приобретении, расширении и углублении знаний, но и в возможности интересно провести досуг и пробудить интерес к изучению русского языка.
В книге содержится занимательный материал об удивительной способности владеть словом, о развитии науки о языке, о культуре речи и речевом этикете, о богатстве русского языка, о бережном отношении к слову. Авторы книги предлагают такие задания: расставить знаки препинания в шуточном тексте, отгадать загадку, решить кроссворд, чтобы не просто прочитать текст, а и проявить смекалку, подключить память и воображение.
Раздел 1. Игровые технологии как средство повышения интереса к изучению русского языка и литературы
1.1 Игровые технологии
Процесс обучения - это комплексное развитие учеников: развитие их творческих способностей, умение жить и развиваться в социуме, общение с другими людьми, выработка необходимых умений и навыков, обусловленных школьной программой и условиями современного мира.
В школе особое место занимают формы занятий, обеспечивающие активное участие в уроке каждого ученика, повышающие ценность знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить посредством игровых технологий обучения.
Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в своём развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. Она вначале отражает предметную деятельность людей, а затем - человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Игровые ситуации эмоционально обогащают восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление, тренируют в подчинении желаний и настроений социальным требованиям.
Педагогическая технология - систематическое воплощение на практике заранее спроецированного учебно – воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, требует отдачи энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном уроке. Играя, ети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в оторой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия по её достижению, общие переживания, которые оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыов колллективной жизни.
В игровой деятельности поведение ребёнка становится произвольным. Во время игры моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Важно создать во время такого занятия у школьниов игровое состояние - специфическое эмоциональное отношение к исторической действительности. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми. [8, 4-5]
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса, объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Такое обучение помогает активизировать познавательный процесс. Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделены имитационные, символические и иссследовательские игры. [8, 6]
В зависимости от сферы деятельности игры делятся на физические, интеллектуальные, психологические, социальные, трудовые.
По характеру педагогического процесса различают игры:
учебные, тренинговые, контрольные, обощающие; познавательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психо-технические.
По форме взаимодействия участников игры делятся на индивидуальные, групповые, соревновательные, компромиссные, конфликтные.
По игровой методике различают игры: предметные, ролевые, деловые, сюжетные, драматизационные, имитационные, операционные, соревнования. [13, 273]
Также существует следующая классификация видов игр:
- интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);
- интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно – ролевые игры);
- неинтерактивные игры (индивидуальные игровые задания).
Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска; способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
При распределении командных ролей следует учесть тот факт, что роль помогает неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными, скомпрометировавшим себя - вернуть потерянный авторитет, новичкам - проявить себя в детском коллективе и сдружиться со всеми.
Игра помогает сделать урок неповторимым, особенным, увлекательным и интересным для учитетеля и учеников. [ 8 , 7]
Виды игр
Ролевые игры
В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение определённых функций. По сравнению с работой в группах эта методика позволяет не только понять явления, которые обыгрываются, но и получить при этом личный опыт. Между участниками распределяются роли с обязательным содержанием соответственно проблемной ситуации, вынесенной на обсуждение. Эта методика требует, чтобы учитель хорошо чувствовал ход игры и был хорошо подготовлен; особенно тщательно необходимо продумать тему ситуации, какие роли будут задействованы и кто их будет исполнять.
Имитационные игры
Во время имитационных игр происходит имитация деятельности людей конкретной специальности (журналиста, политика, учёного), деятельность учреждений и организаций, обстановка и условия, в которых происходит событие (примером таких игр может быть урок – экскурсия). Сценарий имитационной игры содержит сюжет события, условия происходящего действия, описание структуры и назначение имитируемых объектов.
Операционные игры
Операционные игры направлены на отработку исполнения конкретных специфических операций (методику проведения дискуссии, беседы, диспута, презентации). В них моделируется процесс определённой деятельности, а происходят они в условиях, имитирующих реальную обстановку. [13, 273-274]
1.2 Лингвистические игры
Краткие методические рекомендации
к проведению лингвистических игр
Игровые возможности игровой методии велики, так как они связаны с традициями детской игры. Известно, что в игре обучающийся чувствует себя свободно, раскрепощённо, ошибка воспринимается без отрицательных эмоций. Психологи отмечают снижение психологического напряжения, заинтересованность в результатах процесса деятельности, эмоциональную увлечённость.
Значимость занимательности и психологической «комфортности» процесса познания в игре утверждалась в работах известных педагогов разных лет. Постижение знаний в форме игры, свобода выбора действий и аргументов, право на ошибку и отсутствие страха получить плохую оценку - вот наивыгоднейшие условия обучения. «Лабораторией жизни» называет ролевую игру на уроке П. Блонский - лабораторией, в которой благодаря раскрепощённости мыслительной и речевой деятельности школьника вырабатываются важнейшие качества личности - самостоятельность мышления, творческая инициатива. Активными сторонниками игровых форм познания были В. Сорока – Россинский и А Макаренко, В. Сухомлинский и М. Щетинин. [ 5, 4-5].
«У каждого времени - свой путь знаниям. У нашего - творческий, более того - игровой. Игра - заинтересованное прикосновение к уроку, …обретение - трудом души! - тех знаний, которые умножатся в дальнейшем; истин, усвоенных и закреплённых дружным, как в театре, эмоциональным эхом… Соедините Духовность и Игру, а проще - учёбу и интерес: вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», - утверждает Е. Ильин [ 9, 47].
Педагогика сотрудничества защищает право ученика на равное участие в диалоге, право на вопрос и на отстаивание своей точки зрения. Общение в диалоге – игре происходит в условиях, приближённых к естественной речевой ситуации, и потому оптимальных для формирования навыков неподготовленной или минимально подготовленной устной речи. На уроках словесности возможно проведение различных игр: от игры со словом (игры – упражнения, связанные с выполнением одного задания (микроигра), и макроигры, моделирующей более сложные задания и коллективные формы решения задачи) - до урока, основной методической формой которого будет ролевая игра [5, 4].
Наиболее распространена форма игры со словом 5 – 6-х классах - это так называемая «речевая тренировка», выполняющая подготовку ученика к специфической умственной и речевой деятельности на уроке словесности, функцию релаксационную (смягчения эмоциональной напряжённости, создания благоприятной атмосферы на занятии) и функцию коммуникативную - вовлечение школьников в групповое общение.
Игры по русскому языку - особый вид дидактического материала, используемого на уроках и внеклассных занятиях с целью повышения познавательных интересов учащихся. Они содержат не только развлекательную информацию, но и обогащают учащихся новыми знаниями, умениями.
Игра делает процесс обучения русскому языку не только более динамичным, интенсивно тренирующим память,но и более радостным, а потому в значительной мере более творческим. Особый задор пробуждают такие полуподвижные игры, как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», которые, кроме всего сопрвождаются современными мелодиями.
Языковая игра даёт возможность ученикам убедиться в реальности ситуации общения, где необходимо применить лингвистические знания и речевые навыки. Здесь появляется максимум вариантов проговаривания одной ситуации с учётом разных целей и условий общения, характера собеседников и т.д.
В игре по развитию речи ещё больше развивается воображение, так как идёт напряжённый процесс мысленного создания новых образов на овнове элементов прошлого опыта. Творческому воображению содействуют такие речевые конкурсы, как создание рассказов по картинам, по данному началу или концу, «дописывание» стихов, подбор эпитетов к слову в контексте и вне контекста и др.
Одной из интересных и полезных форм игровой работы с учащимися является создание стихотворений с лингвистическим содержанием. Такие стихотворения в занимательной литературе делятся на три типа: стихотворения – правила; стихотворения – загадки; стихотворения – подсказки.
Стихотворения – правила предназначены для того, чтобы облегчить изучениенового материала, сделать его более доступным, сухое правило превратить в занимательное стихотворение, где могут возникать яркие образы и даже лирические герои.
Стихотворения – загадки помогают при первичном усвоении лингвистического знания и при его актуализации [ 5 , 5].
Создавая или изучая стихотворения - подсказки, ученик чётко представляет себе косвенное определение какого – либо языкового факта, помгающего ему определить категориальные характеристики описываемого явления языка.
Хорошим способом изложения лингвистического знания, активизирующим познавательную деятельность учащихся, являются лингвистические миниатюры. В занимательных рассказах о языке лингвистическое содержание заключено во внелингвистическую форму, что вызывает интерес у учащихся.
Такие миниатюры могут быть связаны со всеми разделами языкознания. Формы работы могут быть следующими:
- определить языковую тему, к которой отностися миниатюра;
- проанализировать рисунки к миниатюре (или проиллюстрировать её самим);
- продолжить миниатюру;
- подобрать название миниатюре;
- дополнить миниатюру конкретными примерами.
Языковые миниатюры одновременно являются и упражнением на изучение грамматических правил, и средством запоминания правила, и материалом для развития речи [5 , 6].
Параметры лингвистической игры
Параметры, по которым можно квалифицировать лингвистическую игру, могут быть следующими:
- особенности языкового материала, используемого в игре;
- цели и задачи обучения данного контингента учащихся;
- вид речевой деятельности, с помощью которого должна быть выполнена заданная игровая программа;
- использование экстралингвистического материала в создании упражнений для внеязыковой ситуации;
- статичность - подвижность игры;
- наличие - отсутствие реквизита;
- количество участников.[ 5 , 6]
Ролевая игра
С точки зрения коммуникативного обучения современна ролевая игра – общение. Коммуникативная направленность многих заданий обусловливает использование ролевых игр при усвоении речевого этикета, при развитии навыков диалога – полемики. Их смысл состоит в создании ситуаций, в которых каждый участник ролевой игры получает вымышленное имя, социальную роль. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра порождает мотивацию, близкую к естественной, повышает эмоциональный уровень работы.
Ролевая игра - некое действие, в основе которого лежит общение. Учебная ролевая игра по своему назначению и структуре близка к деловой игре, форме обучения, которая, по существу, является структурированным диалогом, организованным вокруг имитационной модели. Саму деловую игру также можно рассматривать как динамическую модель, имитирующую реальную ситуацию общения. Содержание такой модели предопределено не только речевым поведением участников, а представляет собой диалог на языке поступков и действий, характерных для типовых ситуаций моделируемой сферы общения.
Ролевая игра является современным методом группового обучения умению общаться. В игре формируется линия речевого поведения аждого из участников диалога., скорость реакции, происходит совершенствование приёмов речевого воздействия на собеседника. Непринуждённость спонтанной речи возрастает оттого, что решение можно «переиграть», найти его более оптимальный вариант. В игре возникает возможность корректировать, смягчать эмоциональное напряжение группового действия.
Ролевы игры активизируют такие качества, как артистичность, эмоциональность, выразительность речи, контактность. [ 5 , 7].
Основные признаки учебной ролевой игры
Выделяют следующие основные признаки учебной ролевой игры:
- ситуация общения (фрагмента действительности, определённой сферы действия), в рамках которой решается проблема;
- наличие ролей для участников игры;
- чёткое определение общей цели игрового коллектива и ролевых целей;
- право участника выбрать любую альтернативу и предложить своё решение;
- соревновательный характер действия. [ 5 , 7]
В учебной игре следует стремиться к органичному сплаву занимательных и учебных мотивов, целей действия. Мотивы должны быть открытыми, интригующими, а цели - «замаскированными». В установке – инструкции к игре на первый план учитель всегда выдвигает необычное определение предстоящего действия: «Поиграем?!». - И слышит в ответ радостное согласие: «Поиграем!».
Многие игры могут быть организованы как соревнование групп, команд, что способствует повышению ответственности участников за выполнение заданий и их результат.
Добровольное участие в игре позволяет школьнику, который чувствует неуверенность в себе, пропустить одиночный конкурс или принять участие в той игре, которая больше нравится. В коллективных конкурсах команда может сделать замену или играть не в полном составе. Подобные возможности снижают нервное напряжение участников игры и способствуют сохранению и увеличению интереса к игре.
Познавательные игры обычно соответствуют знаниям участников, поэтому учитель может легко определить, на каком этапе обучения какому учащемуся следует адресовать занимательное задание.
Критерии оценивания конкурсов касаются правильности произношения слов и правильности речи, полноты и быстроты выполнения задания. Правильность речи в каждом конкретном случае оценивается дифференцированно: орфоэпическая, грамматическая, лексическая, семантическая [5 , 8].
Исправлять допущенные ошибки целесообразно во время оценивания конкурса. Ведущие (жюри, учитель) определяют баллы, очки и сообщают, за что они начислены и за какие ошибки оценка снижена. На этом этапе уместно предложить полный и правильный ответ.
При поведении общего итога конкурса участникам сообщают их пробелы на данном этапе овладения учебным материалом. Учитель отмечает типичные ошибки, допущенные во время игры учащимися, для подготовки других учебных заданий.
Игра должна быть расиво оформленной. Для проведения игры следует выбрать или изготовить яркий, красочный реквизит, украсить помещение плакатами, рисунками, таблицами, которые будут помогать участникам игры. Это могут быть рисунки с изображением растений, животных, одежды, кушаний, музыкальных инструментов, спортивного снаряжения и т.д.
Лингвистические игры могут быть предметом специальных занятий в ружках, на вечерах русского языка, на уроках при обучении школьников русскому языку. [5, 9].
В книге Жулий Т.Б. «Лингвистические игры» представлена серия игр, объединённых в следующие смысловые главы.
«Слова - переводные стрелки на путях мысли и воображения»
Игра «Одинаковые, но… разные»
Цель игры: обогатить словарный запас учащихся омонимами; совершенствовать речевые навыки.
Условия игры: ведущий приглашает по 2 участника. Им вручается карточка со словом. Играющим предлагается составить словосочетание по модели «существительное + определение», но игроки должны учесть, что в слове «скрыты» слова – омонимы.
Например: слово лисичка. Здесь два слова – омонима. Должны прозвучать такие словосочетания: жёлтая лисичка (гриб), пушистая лисичка (зверь). За каждый правильный ответ участники получают очко. Одной паре игроков можно предлагать 2 – 3 слова,чтобы как можно больше учеников приняло участие в игре.
Материал для конкурса: дробь, язык, ключ, бокс, завод, мех, норка, фокус, свет, наряд, коса.
Ответы. Дробь охотничья - дробь математическая. Язык родной - язык розовый. Ключ холодный - ключ металлический. Бокс модный - бокс профессиональный. Завод металлургический - завод часовой. Норка голубая - норка мелкая. Мех лисий - мех кузнечный. Фокус оптический - фокус цирковой. Свет яркий - свет новый. Коса девичья - коса острая [5 , 17 - 18].
Игра «Поле чудес»
Цель игры: активизировать словарный запас учащихся синонимами, антонимами и фразеологизмами; развивать языковую смекалку.
Реквизит: табло, барабан.
Условия игры. Ведущий приглашает трёх участников. На табло «зашифровано» слово: выставлены тёмные карточки в количестве, соответствующем числу букв в слове. (Учитель подбирает слова, пользуясь лингвистическими словарями).
Ведущий сообщает игрокам, что загадан синоним (или антоним) к определённому слову, и называет это слово. Игроки друг за другом вращают барабан. Ориентируясь на указанное количество очков, участник, которому принадлежит ход, определяет букву. Если буква в слове есть, ассистент ведущего выставляет её в нужном месте на табло. Игрок теряет ход, если называет букву неверно. Вступает в игру следующий участник. Игра продолжается до тех пор, пока не разгадано слово. Если один из играющих узнает слово ещё до того, как выставлено большинство букв, выигрыш достаётся ему. Победитель имеет право на суперигру с более высокими наградами.
В суперигре на табло выставляются тёмные карточки - «зашифрованные» фразеологизмы. Ведущий может сообщить игроку, с какой темой связано общее значение фразеологизма. Участник получает право назвать 4 буквы, а затем - после минуты обдумывания - должен произнести весь фразеологизм.
Слова для игры
Антонимы к словам: расставание, ненависть, поражение, ложь, вред, упадок. Ответы: встреча, любовь, победа, правда, польза, подъём.
Пословица для суперигры: чем похвалишься, на том и провалишься.
«Герой современного словообразования - человек»
Игра «Построй словообразовательное дерево»
Цель игры: активизировать словарный запас учащихся за счёт однокоренных слов, укрепить навыки самостоятельного образования слов из данных морфем.
Реквизит: «дерево» и карточки - бумажные «листья».
Условия игры. Один из участников рассказывает лингвистическую миниатюру.
…Решил однажды глагол «водить» всех родственников за одним столом собрать. Телеграммы разослал, стол нарыл, сидит и ждёт.
А вот и первый гость - тук – тук в дверь: пришло имя сущест-вительное «водитель» с прилагательным «водительский». И снова - тук – тук: прибыли глаголы с приставками за-, от-, до-, пере-, вы-, на-, с- и другими, и каждый со своей семьёй.
Много гостей собралось. Сидят, чай пьют, дружно беседуют. И вдруг опять: тук – тук! Открыли дверь - на пороге стоит имя существительное «вода». «Здравствуйте, родственники», - говорит.
А глагол «водить» ей в ответ так сказал: «Мы гостям, конечно, рады, но мы с вами, уважаемое существительное «вода», не родственники».
Ведущий. Почему так сказал глагол «водить»? Каковы языковые отношения между этими словами?
Соберём родственников существительного «вода» и построим его родословное дерево.
На столе стоит несколько «деревьев». Разложены карточки с орнями слов, служебными морфемами. По сигналу ведущего участники игры (их столько, сколько загадано корней слов) получают одну карточку с указанием корня слова и выбирают нужные карточки – суффиксы; образуют слова, записывают их на «листья», которые прикрепляют к «ветвям дерева» в последовательности, соответствующей процессу образования данной группы слов.
Памятка для игроков. Каждое новое слово образуется не путём механического сцепления морфем по типу А + В + С, - а путём присоединения каждой новой морфемы к уже готовому комплексу морфем по типу: (А + В) + С.
Например: к корню вод- (в значении «вода») присоединяют суффиксы так: водка, водочка; водный, водник; водяной, водянистый; водица и т.д. Полученные слова, записанные на «листья», прикрепляют к «ветвям дерева».
Суффиксы для работы: -к-, -ик-, -н-, -ян-, -ист-, -ищ-, -и-, -тель-, -ов-. За каждое верно размещённое слово начисляется одно очко. Выигрывает набравший большее число очков. [ 5, 41 - 42]
«Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, наполовину тому, кто слушает»
Игра «Что? Где? Когда?»
Цель игры: углубить лингвистические знания учащихся, расширить их кругозор на лингвострановедческом материале.
Реквизит: барабан, карточки с вопросами.
Условия игры. Группа учащихся делится на 2 – 3 подгруппы «Знатоков». Определяется ведущий и члены жюри.
Капитан поворачивает барабан, стрелка указывает на номер карточки с вопросом. На обдумывание - одна минута. Отвечают знатоки. Крупье оглашает соображения другой группы. Жюри определяет победителя.
Примерные вопросы и ответы для лингвистического клуба «Знатоков»
(«Падеж –нахлебник» живёт чужими вопросами: кого? что? Это винительный падеж.
«Щедрым» можно назвать этот падеж по происхождению. Первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого делается что-нибудь: подарок (кому?) дочери, дань (чему?) Родине.
«Падеж – работяга». Творительный падеж потому так назван, что самым своеобразным его значением является значение орудия, с помощью которого что-либо делают.)
Материал для конкурса
(Гжель, жостовская роспись, палех, хохлома).
(Белая лебедь, белая ворона, сказка про белого бычка, белый хлеб, шито белыми нитками, белые ночи, белое золото.)
Блиц – тур
«Достоинство речи - быть яркой и образной»
Игра «Ярмарка слов, или Длинная игра с одним словом»
Цель игры: научить определять экстралингвистическую тему речевого общения с выделением доминанты в нём (от значения слова - к контексту).
Условия игры. Задания предусматривают выяснение семантики слова, его словобразовательной «ветви», установление сочетаемости слова с другими словами, выявление условий функционирования его в контексте. Другие конурсы моделируют или имитируют реальную речевую ситуацию. Ранее «обыгрываемые» языковые средства становятся средствами коммуникации.
Материал для конкурса
Участникам надо определить, сколько значений у слова «любовь». При необходимости можно обращаться к толковому словарю.
(Глубокое интимное чувство, сердечная склонность, влечение к лицу другого пола. Чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо, преданности кому-либо. Склонность, интерес, влечение, тяготение к кому-либо, пристрастие к чему-либо. Чувство расположения, симпатии к кому-либо.)
На стене вывешено табло с 4 карманами. Каждый карман условно соответствует одному из значений слова «любовь».
Ведущий, извлекая из словарной картотеки фишки со словами – определениями, предлагает участникам объяснить, в каких значениях слово «любовь» может употребляться с данными эпитетами. Играющий должен положить фишку в соответствующий карман.
Эпитеты для картотеки ведущего даны в соответствии со значениями, названными ранее, но произносятся вразброс.
Участникам конкурса предлагается назвать (кто больше?) глаголы, управляющие словом «Любовь» в соответствии с указанными ранее 4 значениями этого слова.
Слова для справок
Играющие делятся на две команды. От каждой выделяют по одному участнику. Художники должны в рисунке передать крылатые выражения: Любви все возрасты покорны.
Была без радостей любовь,
Разлука будет без печали.
Участникам предлагается спеть куплет из народных или современных песен о любви.
В игру можно включить слова, обозначающие такие черты характера, как: благодарность, вежливость, верность, доброта, искренность, мужество, отзывчивость, правдивость, преданность, сердечность, скромность, смелость, честность, чуткость, щедрость. [5, 61 - 63]
Лингвистические сказки
М.В. Коновалова отмечает, что многие языковые понятия для учеников можно «оживить» не тольо вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже сложный материал хорошо усваивается, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную реакцию и мотивацию к изучению предмета.
Использование лингвистической сказки даёт возможность разнообразить урок, вызвать у учеников интерес к новой теме, более продуктивно усвоить материал. Сказки придают уроку яркую эмоциональную окрашенность, повышают эффективность усвоения учебного материала.
«Сказка, - пишет М.В. Коновалова в книге «Играя познаём!», - это зашифрованный в художественных образах мир, полный таинственных превращений, важных истин. Постичь этот иносказательный мир порой непросто, но если школьнику удалось его открыть, то он получает ключ к познанию реальной жизни». [ 8, 9]
Игра «Теремок»
Пятиклассникам во время изучения фонетики можно предложить игру «Теремок». Ведущий сообщает, что в теремке могут жить только согласные звуки. Чтобы их пустили в теремок, они должны рассказать о себе, назвать признаки, характерные для них. Согласные просят разрешения войти. Их пускают, когда по названным признакам узнают, какие это звуки. [ 8 , 13]
Сказка «Две подружки» в главе «Истории о буквах» [ , 23] повествует о приставках пре- и при- и помогает учащимся усвоить их значение и правописание, занимательная сказка «Ек и Ик» [ , 28] позволит уверенно различать на письме суффиксы имён существительных.
«Лингвистическая сказка о царе глаголе и его сыновьях» [ , 29] обращает внимание учащихся на особенности глаголов 2-го спряжения на -ить, «Записка принца» содержит глаголы – исключения [ , 32], «Сказка о трёх хозяевах» дополняет сведения о типах связи в словосочетании [8 , 36].
Лингвистичекие задачи
Одним из видов игровых заданий являются лингвистические задачи.
Например, задача «Собери причастие» [8 , 51].
- В данном предложении найдите зависимое слово в именном словосочетании «прилагательное + существительное» и возьмите корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас.
- В словосочетании приземлиться на опушке выделите в главном слове приставку.
- От глагола читать возьмите глагольный суффикс.
- Из причастия тающие (снега) возьмите суффикс.
- Добавьте окончание определения: Могучий олег головою поник (А. Пушкин).
- К полученному слову добавьте суффикс возвратности.
- С полученным словом составьте словосочетание.
- С полученным словосочетанием составьте предложение.
Викторина
Учащимся 10 – 11 классов можно предложить участие в викторине «Мы полиглоты», которая содержит занимательные толкования 46 заимствованных слов [8 , 56 - 59].
Например: «Скажите по-французски «место уединения», если для вас это знаменитый художественный и культурно-исторический музей в Санкт – Петербурге» (Эрмитаж);
«Скажите по-итальянски «колокольчик», если это музыкальная пьеса, подражающая перезвону самозвучащего ударного инструмента» (кампанелла);
«Скажите по-английски «лисий шаг», если для вас это американский бальный танец (фокстрот).
1.3 Литературные игры
Основной целью изучения предмета «Литература» в общеобра-зовательной школе является приобщение учащихся к наивысшим достижениям литературы и культуры, национальным и общечеловеческим духовным ценностям, развитие творческих способностей учащихся, воспитание в них эстетического вкуса, высокой читательской и общей культуры, формирование умения самостоятельно знакомиться с образцами искусства слова, сознательно воспринимать воплощённые в них эстетические и духовные ценности. [13 , 10]
В книге «Интеллектуальные игры на уроках русской и зарубежной литературы (ХІХ в.)» авторы Клименко Н.С., Резник О.В. предлагают винманию читателей следующие литературные игры.
«Тёмная личность»
За каждым из приведённых кратких жизнеописаний скрывается реальная личность, которую вам и нужно угадать. Например.
Этот французский писатель появился на свет в тот же год, когда родился Пушкин. Его фамилия переводится как «крутой утёс». В 1850 году он венчался в Бердичеве с польской графиней Э. Ганской. На его рабочем столе стояла фигурка Наполеона с надписью: «Завершить пером то, что он начал мечом». ( Бальзак)
Морской офицер, военный врач, кавалер нескольких орденов, путешественник, автор сборника «Морские досуги», печатавшийся под псевдонимом Казак Луганский, известный как лексикограф. (В.И. Даль) [ 11 , 3-5 ].
Брейн – ринг по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Игра состоит из 65 вопросов, требующих кратких конкретных ответов. Например.
Парк – сад, где любил гулять Онегин – ребёнок. (Летний сад)
Что Пушкин назвал в романе «волшебным краем»? (Театр)
Место, где Татьяна любила встречать зарю. (Балкон)
Грод, названный «ярмаркой невест». (Москва)
Какуюкнигу всю жизнь читал дядюшка Онегина? (алендарь осьмого года) [ 11, 15- 19]
В книге Клименко Н.С., Резник О.В. «Интеллектуальные игры на уроках русской и зарубежной литературы (ХІХ в.)» также представлены сценарии следующих игр: «Два сапога – пара», «Эрудит – лото», «Веришь, не веришь», «Почемучка», «Своя игра», «Узнай произведение», «Спрятанные слова», «Штрихи к портрету», «Великолепная семёрка», «Угадай героя», «Вопрос - ответ», «Чёртова дюжина», «По страницам биографии», «Лошадью ходи!», «Литературный марафон», «Бюро находок» и другие.
Ярким примером ролевой игры по литературе может служить игра «Умницы и умники», представленная Ольшевской О.В.. [15, 237 – 247]
Сценарий литературной игры «Умницы и умники» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Правила игры
Игра состоит из трёх агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнования», «состязания»), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ агонисту вручается орден шёлкового умника. В случае, если один агонист затрудняется ответить либо ответ его неверен, ведущий обращается к «теоретикам» (из числа зрителей). За правильный ответ тоже вручается орден. Перед началом состязания агонистов ведущий проводит розыгрыш дорожек. Правильно ответившие на вопросы выбирают дорожку. Перед выбором дорожек ведущий сообщает следущее:
есть своё преимущество: здесь можно ошибаться дважды.
Судит состязание Высокий ареопаг («ареопаг» (греч.) - название верховного суда в древних Афинах).
1-й агон. Вопросы для розыгрыша дорожек
Разыграть дорожки в трёх агонах поможет своеобразный конкурс на лучшего знатока портретов людей, оставивших след в жизни А.С. Пушкина. Участникам игры нужно узнать портрет и рассказать о том, что связывало поэта с человеком, изображённым на портрете. Участникам предлагаются портреты А.П. Ганнибала, А.Р. Яковлевой, Г.Р. Державина.
Ожидаемые примерные ответы участников.
Абрам Петрович Ганнибал - прадед А.С. Пушкина по материнской линии. В 1706 году русский посланник привёз его в подарок Петру І. По воле царя учился за границей, - стал офицером, заведовал кабинетом чертежей и планов императора. После смерти Петра І отправлен в Сибирь, возвращён во времена царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра І. Получил дворянский герб и поместье в Псковской губернии. «Арап Петра Великого», - так назвал А.С. Пушкин свою неоконченную повесть о прадеде.
Перед нами портрет Арины Родионовны Яковлевой, крепостной Ганнибалов, няни Пушкина. Она была вольноотпущенной, но осталась до конца своих дней в семье Пушкиных. Своей няне Пушкин посвятил несколько стихотворений.
Это выдающийся русский поэт ХVIII века Г.Р. Державин, автор од. В январе 1815 года он присутствовал на публичном экзамене в Царскосельском лицее. Пушкин читал свои «Воспоминания в Царском Селе». Державин с восторгом слушал юного Пушкина и сказал торжественно: «Вот кто заменит Державина». А позже Пушкин напишет:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Зелёная дорожка
Вы привлекаете к себе нравственной чистотой, романтической мечтательностью, свежестью чувств, вольнолюбивым настроением. Вы верите в любовь и дружбу, но «довольно странный». Вы узнали себя? (Да, я Владимир Ленский)
Сколько Вам лет? (18) Опишите свою внешность. («Красавец в полном цвете лет», «кудри чёрные до плеч») Откуда же Вы прибыли?
(«Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды»)
Вы поэт – романтик. О чём же Вы пишете? Назовите темы Вашей поэзии.
(«Он пел любовь…»
«Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль…»)
Вы сдружились с Онегиным. Вероятно, у вас общие взгляды, интересы?
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой»
«Так люди… от делать нечего друзья»)
К сожалению, Ваш жизненный путь оказался коротким. Но если бы не было дуэли с Онегиным, каким бы было Ваше будущее?
(Могло быть два пути. «Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень»
Или: «…Поэта
Обыкновенный ждал удел.
…Прошли бы юношества лета:
В нём пыл души бы охладел»)
Жёлтая дорожка
Вы растёте в окружении русской природы, мира русского фольклора. Вы - милый идеал поэта, полны искренности, чистоты и непосредственности. Конечно же, Вы - … (Татьяна Ларина).
Вы в своей семье внутренне одиноки. Но у Вас есть подруга. Что Пушкин назвал Вашей подругой?
(«Задумчивость, её подруга
От самых колыбельных дней
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей»)
Полюбив Онегина, вы пишете ему письмо. На каком языке? (На французском. В романе оно написано на русском, его перевёл автор романа). نفسك
Попав в его кабинет, Вы начинаете лучше понимать этого человека, его мироощущение. Чей это кабинет?
(Это кабинет Онегина.
«И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее - слава богу -
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной»)
Став светской дамой, нягиней, Вы вызываете у окружающих всеобщее уважение и преклонение. Вы довольны жизнью, успехами в свете?
(Нет. «А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?»)
Красная дорожка
Вы добрая и милая старушка. Вы всей ушой любите свою воспитанницу. Назовите себя. (Няня Татьяны Лариной)
Вы рассказываете Татьяне о своей тяжёлой жизни. Вас очень рано выдали замуж. Сколько же лет было Вам и Вашему Ване? (На вопрос Тани «Да как же ты венчалась, няня?» я ответила:
Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет»)
Каким образом Вы помогаете Татьяне доставить её письмо Онегину? (Письмо относит мой внук)
2-й агон. Вопросы для розыгрыша дорожек
(Это В.А. Жуковский - русский поэт – романтик первой половины ХІХ века, автор многих элегий и баллад. Пушкин прочитал Жуковскому свою поэму «Руслан и Людмила». Высоко оценив поэму, Жуковский подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя… 1820 марта 26». Пушкин, в свою очередь, высоко ценил творчество Жуковского. Это о нём Пушкин писал: «Его стихов пленительная сладость пройдёт веков завистливую даль…»)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный
Печальным снегом занесенный
Твой колоольчик огласил.)
Зелёная дорожка
Вы «… некогда буян,
Картёжной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой».
(Помещик Зарецкий)
Расскажите о своей жизни «истинного мудреца».
(«Под сень черёмух и акаций
От бурь укрывшись наконец,
Живёт, как истинный мудрец,
Капусту садит, как Гораций,
Разводит уток и гусей
И учит азбуке детей»)
А при чём тут Гораций? (Дело в том, что знаменитый римский поэт Гораций в своих стихах бранил городскую жизнь и восхвалял жизнь в деревне на лоне природы и мирные занятия сельским хозяйством)
Почему именно Вас Владимир Ленский взял своим секундантом? (Я хорошо осведомлён в этой области, неоднократно принимал участие в дуэлях. Обо мне поэт говорит: «В дуэлях классик и педант», т.е. я придерживался всех правил проведения дуэли)
Жёлтая дорожка
Вы всегда «…подобны ветреной надежде, резвы, беспечны, веселы». Итак, Вы… (Ольга Ларина, сестра Татьяны)
Вы старшая или младшая сестра? (Младшая. Татьяна старше на год)
Когда Вы планировали свадьбу с Ленским? (Через две недели после именин Татьяны. Приехав к Онегину пригласить его на именины Татьяны, Ленский «весел был. Через две недели Назначен был счастливый день…»)
«Стоит с поникшей головою,
С огнём в потупленных очах,
С улыбкой лёгой на устах»
Во время какого события описывает автор Ваше состояние в данном отрывке? (Это венчание с уланом. После смерти Ленского «другой увлёк её вниманье». «Улан умел её пленить», и вот «уж с ним пред алтарём она стыдливо под венцом стоит с поникшей головою…»
Акова же Ваша дальнейшая судьба? (Уехала вместе с мужем в полк, на место службы мужа)
Красная дорожка
Вы приятель Онегина, некогда гуляли, как и он, «на брегах Невы», но для Вас север оказался вреден. Значит, Вы… (автор романа)
Подружившись с Онегиным, Вы заметили в нём некоторые черты, одни понравились вам, другие смущали. Какие же?
(«Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
И резкий, охлажденный ум)
Театр Вы называете «волшебным краем». «Там под сению кулис младые дни мои неслись», - признаётесь Вы. Рассказывая о своей любви к театру, Вы упоминаете фамилии русских драматргов, писателей. Кого же?
(«Фонвизин - друг свободы»;
«Переимчивый Княжнин»)
3-й агон. Вопросы для розыгрыша дорожек
(Автор этого портрета художник Орест Кипренский. Написан портрет в 1827 году. Сам Пушкин об этом портрете отзывался так: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»)
(Это портрет Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина. Эта акварель А. Брюллова выполнена в 1830-е годы)
Зелёная дорожка
Соседи о Вас говорят: «Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьёт одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Всё да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с».
Скорее всего, Вы себя узнали. Представьтесь, пожалуйста.
(Евгений Онегин)
Кстати, почему «фармазон»? (Это искажённое «франкмасон». Так назывались члены тайного международного общества. Моя жизнь не была понятна многим соседям – помещикам. Поэтому и назвали меня «фармазоном», что в их устах обозначало революционер, безбожник)
А что же украшало Ваш кабинет «философа в осьмнадцать лет»?
(«Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе, …
… Духи в гранёном хрустале,
Гребёнки, палочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щётки тридцати родов
И для ногтей и для зубов»)
После гибели Ленского на дуэли Вы уезжаете из деревни, путешествуете. Возвращаясь из путешествия, попадаете, «как Чацкий, с корабля на бал». Здесь, на балу, происходит Ваша встреча с Татьяной. Вы узнаёте её?
(Не совсем уверен, что это она.
«Ужели, - думает Евгений, -
Ужель она? Но точно… Нет»
«Да кто ж она?»)
Теперь, Онегин, видно, ваша очередь страдать. Теперь вы пишете письмо Татьяне. Каков же был ответ Татьяны, после которого Вы стояли, «как будто громом поражён»?
(«Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»)
Жёлтая дорожка
Она была одета
Всегда по моде и к лицу;
Но, не спросясь её совета,
Девицу повезли к венцу.
О ком эти слова? (О матери сестёр Лариных)
Что общего у Вас с Вашей старшей дочерью? (Обе любили читать романы Ричардсона, английского писателя ХVIII века, автора нравоучительных романов «Грандисон» и «Кларисса Тарлоу»; обе вышли замуж не по любви:
«Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант»)
Автор говорит о Вашей жизни, что Вы, выйдя замуж за нелюбимого человека,
«…Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась»,
но потом
«Привычка усладила горе,
Не отразимое ничем;
Открытие большое вскоре
Её утешило совсем…». О каком открытии идёт речь?
(«Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И всё тогда пошло на стать»)
Красная дорожка
Вы князь, у Вас высокое воинское звание, рядом с ним часто следует эпитет «важный». Вы узнали себя? (Да, я муж Татьяны Лариной, князь N.)
А в каком Вы звании? (Генерал) В сражениях бывали? (Да, и был изувечен)
Где Вы впервые увидели Вашу будущую жену? (На балу в Московском дворянском собрании.
«Её привозят и в Собранье…
… А глаз меж тем с неё не сводит
Какой-то важный генерал»)
Сколько лет Вы женаты? (Около двух лет)
Финал
В финале участвуют игроки, набравшие наибольшее количество очков.
«Любви все возрасты покорны».
«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».
«Мы почитаем всех нулями, а единицами себя».
«Мы все глядим в Наполеоны».
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Роман «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни» начала ХІХ века. Что вы узнали о русской жизни из романа?
Высокий ареопаг из трёх ответов выбирает лучший.
Раздел 2. Игра во внеклассной работе по русскому языку и литературе
Многие мероприятия внеклассной работы по русскому языку и литературе в игровой форме продолжает темы и содержание уроков и направлены не только на развлечение учащихся, но и на формирование у них художественного вкуса, развитие читательских умений, воспитание культуры речи и поведения и содержат элементы драматизации, риторики, сценического действа.
Театральные постановки подразумевают наличие сюрприза, неожиданности, что делает постановку занимательной и увлекательной. [2, 5]
Среди внеклассных мероприятий наиболее распространёнными являются «Литературный ринг», литературные викторины, сценки - викторины, игры «Умники и умницы», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», выпуски – сценки журнала «Ералаш», одноактные пьесы, праздники, в том числе - народного, литературного и школьного календаря (например, ярмарка), сказочные постановки, устные журналы, посиделки и многое другое.
На страницах сборника «Кафедра русского языка. Система работы с одарёнными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия» (автор О.В. Касперская) осмысливается опыт работы школ через призму основных положений теории одарённости, существующей в педгогической и психологической литературе. В соответствии с выделенными тремя основными составляющими интеллектуальной одарённости (интеллект, креативность и высокие познавательные потребности) разработаны рекомендации для учителей – словесников по организации совместной деятельности и выстраиванию индивидуальной образовательной траектории для одарённой личности.
Интересен материал из опыта работы, касающийся современных образовательых технологий в успешном обучении русскому языку. Раскрываются принципы и методика проведения интерактивных уроков, которые способствуют развитию творческой инициативы ребёнка, процессу его самореализации и социализации. Особое внимание уделяется важной роли личностных отношений учителя и одарённого ученика.
В сборнике представлены игровые формы работы (КВН, ролевая игра) как возможные методы решения проблем развития лигвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
Заключение
В данной работе представлены современные игровые технологии, которые использует учитель русской словесности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, и выполнен их краткий анализ.
Работа содержит обоснование актуальности применения игровых технологий как средства повышения интереса к изучению русского языка и литературы. В частности, в данной работе отмечено, что современная школа ориентирована на личностное обучение учащихся и воспринимает их в качестве равноправных участников учебно – воспитательного процесса, а игровые технологии позволяют в полной мере раскрыть познавательный и творческий потенциал учащихся.
В работе описаны наиболее распространённые формы игровой работы на уроках русской словесности и обобщён опыт использования игровых технологий на уроках разных типов и во внеклассной деятельности.
Приложение 1
А Н К Е Т А
«ДАЛЬ В ХХІ веке»
Во время Недели, посвящённой В.И. Далю, школьникам была предложена анкета, в которой содержались вопросы о Владимире Ивановиче Дале и о нас, современных людях:
Ответы на вопросы анкеты были следующими.
Валентин С. Владимир Даль удивил меня тем, что он был действительным членом Географического общества, исследовал животный и растительный мир, издал учебники ботаники и зоологии. Владимир Иванович Даль был человеком – энциклопедией. Меня восхищает его способность к систематическому кропотливому труду и обширные познания в разных науках. Он был поистине образованным человеком.
Александр М. Во время новой встречи с Далем я узнал, что он был справедливым чиновником. Несмотря на то что Владимир Иванович занимал высокий пост, он был внимателен к простым людям, в т. ч. к инородцам. Помните, как они просили прислать к ним «справедливого Даля»? Я думаю, что мы, как и Даль, должны откликаться на просьбы людей, помогать им.
Анна Я. Я узнала, что Владимир Даль был не только собирателем слов, но и врачом, учёным, чиновником и даже инженером.
Яна О. Я думаю, что труд В.И. Даля, «Толковый словарь живого великорусского языка», будет востребован в ХХІ веке, т.к. его словарные статьи представляют собой не только языковую ценность, но и заставляют задуматься о поступках людей, их поведении. Нравственные законы - вечны, они всегда актуальны. Всегда в мире были любовь и ненависть, добро и зло, правда и кривда. Словарь Даля позволяет понять, какие нравственные приоритеты существуют у народа, узнать о его идеалах и стремлениях. Пушкин сказал Далю: «Словарь Ваш не пустая затея…». Да, это правдивый труд о жизни народа.
Элеонора К. У Даля удивительное имя. Давайте попробуем его «расшифровать». Владимир - владеет миром. Словарь Даля охватил весь мир, уклад жизни тогдашней России. Отчество автора - Иванович - от самого русского имени Иван. Даль - это ширь и простор, прошлое и будущее, это необъятный мир наших предков. Даль объединил в своём Словаре разные миры, времена и народы.
Маргарита И. Размышляя о Дале, я вспоминаю слова Т. Шевченко: «І чужому научайтесь, і свого не цурайтесь». В Словаре Даля и «Пословицах русского народа» все мы - ближние и дальние, родные и чужие, слова - русские и «заморские». Все рядом, все вместе: и слова, и люди, и народы, и время.
Приложение 2
Игра «Поле чудес»
для учащихся 7 класса
«У г а д а й с л о в е ч к о !»
по Словарю В.И. Даля и его биографии
Дорогие друзья! Сегодня мы встретились для того, чтобы поговорить о жизни и творчестве великого русского лексикографа, автора 4-хтотомного «Толкового словаря живого великорусского языка», неутомимого собирателя народной мудрости, нашего земляка Владимира Ивановича Даля.
Наша встреча пройдёт в форме игры «Поле чудес» под названием «Угадай словечко!». «Словечками» Даль называл собранные им слова, а мы с уважением к его великому труду и с радостью ждём от вас верных ответов - «словечек» из Словаря Даля и его жизни.
Мы предлагаем вам выбрать 3 команды по 3 игрока. Они будут бороться за звание лучшего далеведа. Игра включает в себя 3 тура, игру со зрителями, Финал, в котором будут состязаться победители трёх туров. Победителю финальной игры будет предложено участие в Суперфинале.
Вопросы и задания каждый игрок будет получать по очереди. В случае неверного ответа или его отсутствия ход игры перейдёт к следующему игроку. В одном ответе звучит одна буква русского алфавита. Если вы знаете слово, можно его произнести, учитывая то, что в случае неверного ответа вам придётся покинуть игру.
Желаем вам успехов и хорошей игры!
1 тур. Полицейский нижний чин в царской России,
живущий в городовой полицейской будке.
□ □ □ □ □ □ □ □ 8 букв (Будочник)
2 тур. Одно из названий хлеба в крестьянском доме.
□ □ □ □ □ □ □ □ 8 букв (Столовик)
3 тур. В ХІХ веке почту развозили ямщики. По российским просторам им приходилось ездить на лошадях, оленях, собаках. Как назывался почтовый ямщик, погонщих собак?
□ □ □ □ □ □ □ □ 8 букв (Кагорщик)
Игра со зрителями. Семеро с ложкой, а один с сошкой. Так в старину говорили о большой семье. А как называли в ней ребёнка, который ещё только ест, а не работает?
□ □ □ □ □ □ 6 букв (Кашник)
Финал. В Словаре Даля есть морские слова. Например: так кричат, коли что бросают или что-то падает сверху. Стерегись, берегись! □ □ □ □ □ □ □ □ 8 букв (Полундра)
Суперфинал. Всем