В тетради представлен дидактический материал, предназначенный для совершенствования навыков работы с художественным текстом, развития речи учащихся, их творческих способностей. Материалы рабочей тетради приоритетно направлены на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению историко-культурного и литературного процесса эпохи Классицизма. Рабочая тетрадь по литературе содержит задания разного уровня сложности и адресована в качестве дополнительного пособия ученикам общеобразовательных школ.
Материалы, вошедшие в учебное пособие, разнообразят методическую палитру учителей русского языка и литературы. Система интерактивных заданий творческого, исследовательского характера способствует повышению эффективности обучения.
Е.С. Ракова
Литература
XVII-XVIII веков Классицизм
Рабочая тетрадь ученика
К учебнику для 9-го класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения
под редакцией Е..В. Волощук
Измаил
2015
Утверджено на заседании научно-методической лаборатории языков и литератур национальных меньшинств Одесского ОИУУ.
Протокол № ____ от _______ 20012г.
Рецензенты:
Крюченкова Е.Ю. – заведующая научно-методической лабораторией языков и литератур
национальных меньшинств Одесского ОИУУ
Журавель М. И. – методист РМК отдела образования Измаильской райгосадминистрации
Условные обозначения
Ракова Е.С.
В мире литературы. 9 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику под ред. Е.В. Волощук «Литература. 9 кл.», 2012 – 54с.
В тетради представлен дидактический материал, предназначенный для совершенствования навыков работы с художественным текстом, развития речи учащихся, их творческих способностей. Материалы рабочей тетради приоритетно направлены на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению историкокультурного и литературного процесса эпохи Классицизма. Рабочая тетрадь по литературе содержит задания разного уровня сложности и адресована в качестве дополнительного пособия ученикам общеобразовательных школ.
Материалы, вошедшие в учебное пособие, разнообразят методическую палитру учителей русского языка и литературы. Система интерактивных заданий творческого, исследовательского характера способствует повышению эффективности обучения.
.
Тексты… внешне даже самые ясные и податливые,
говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.
французский историк Марк Бока
Дорогие ребята!
Перед вами – Рабочая тетрадь «В мире литературы». Тетрадь предназначена для работы в классе и дома и поможет лучше усвоить материал и подготовиться к урокам.
Внимательно читайте задания.
Значком обозначена информация о жизни и творчестве неизвестных вам авторов, материал об истории создания литературных произведений и
литературных жанрах.
Значком обозначены теоретико-литературные термины, формулировки которых следует осмыслить и запомнить. Задания выполняются с помощью словаря указанного вида.
Кроме того, в Рабочей тетради в виде алгоритмов содержится теоретический материал, дополняющий материалы учебника. Рассмотрев алгоритмы, попробуйте по ним составить устный рассказ на литературоведческие темы.
Со значком даны задания повышенной сложности; чтобы справиться с ними, необходимо обратиться к дополнительной литературе.
Задания творческой мастерской предполагают исследование изучаемого художественного текста.
На заключительном этапе работы по изучению литературного произведения вам предлагается создать устное монологическое высказывание на заданную тему или письменную творческую работу, непосредственно связанную с изучаемым произведением, под рубрикой «Проба пера». Эти задания обозначены значком
Аккуратно заполняйте пропуски в алгоритмах, таблицы, записывайте ответы на вопросы на специально отведенных для записей строчках.
КЛАССИЦИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Загляни в словарь!
С помощью справочника «Краткий словарь литературоведческих терминов: книга для учащихся». Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева выясните значение литературного термина «классицизм».
Классицизм -
«Классика» и «классицизм» однокоренные слова. Что объединяет эти понятия и чем они отличаются? Почему именно так было названо одно из мощнейших
литературных направлений ?
На основе материала учебника, дополнительной информации составьте опорную схему «Особенности формирования классицизма как литературного направления»
Словарь
Абсолютизм - форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть
С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта. Рене Декарт ввел систему координат на плоскости или в пространстве со взаимно перпендикулярными осями. Рационализм Декарта выражен во фразе: ―Мыслю, следовательно, существую‖. |
Назовите особенности классицизма, о которых идет речь в приведенных ниже фрагментах «Поэтического искусства» Н. Буало.
Поэт обдуманно все должен разместить,
Начало и конец в поток единый слить
И, подчинив слова своей бесспорной власти,
Искусно сочетать разрозненные части. <...>
Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой, Нас должен волновать и трогать ваш герой. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать
Подобно Цезарю, Людовику под стать... <...>
Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Господство разума над чувством
культ разума; культ чувства; интерес к государственным деятелям; строгие правила; интерес к простому человеку; неоднозначность характера; субъективность повествования роль литературы — поучать, воспитывать; правило ―трѐх единств‖. культ природы; ведущие жанры — повесть, дневник,
письма, песня, романс; |
Из предложенных постулатов выберите черты классицизма:
элементы психологизма.
Заполните таблицу «Художественные правила классицизма»
Как развивается конфликт между чувством и долгом?
|
|
Тематика произведений
|
|
Соблюдение литературных норм и правил в изображении персонажей, их речи.
|
|
Каково социальное положение героев |
|
Сфера жизни героев
|
|
Жанры |
|
Архитектура и садово-парковое искусство
Определите эпоху постройки сооружений. Проведите сравнительный анализ. Охарактеризуйте черты, свойственные классицизму в архитектуре.
Подготовьте мультимедийный проект « Классицизм в живописи.
Виртуальная экскурсия по картинным галереям мира»
Мода – составная часть культуры
Мода, как известно, также отражает веяния и требования эпохи. Кстати, склонность Людовика 14 к роскоши и увеселениям сделали Версаль самым блестящим двором Европы и законодателем моды.
Как мужская, так и женская одежда этого времени свободна, легка, живописна. Вспомните, как были одеты герои ―Трех мушкетеров‖. Помните наряд короля? А эпизод, когда од евают королеву?
Нарисуйте герб и придумайте девиз французского классицизма.
Какие ключевые символы и слова вы подберете? Обоснуйте свою точку зрения.
|
Творческая мастерская
Составьте коллаж «Визитная карточка классицизма» Подготовьтесь к презентации коллажа.
КОРОЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ КОМЕДИИ
ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР
С помощью справочника «Краткий словарь литературоведческих терминов: книга для учащихся». Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева выясните значение литературного термина «комедия».
Загляни в словарь!
Резонѐр — персонаж литературы 17-18 вв. (особенность комедий), не принимающий активного участия в развитии действия и призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций.
Интрига – соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.
Какая интрига движет действие в комедии «Мещанин во дворянстве», как с ней связано название комедии?
1 группа. Работа со словарем: определение жанра комедии
2 группа. Работа со словарем: смысл заглавия
3 группа. Композиция и сюжет
4 группа. Проблематика классической комедии
Как характеризуют господина Журдена его взаимоотношения с женой, служанкой Николь, учителями, портным и его подмастерьем, графом Дорантом и маркизой Дорименой.
Образ Журдена
|
Отрицательные черты |
Художественные приемы изображаемого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполняется ли требование классицизма о делении героев на положительных и отрицательных в комедии «Мещанин во дворянстве »?
комедии ―Мещанин во дворянстве
Традиции классицизма |
Новаторство Мольера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раскройте особенности комедии ситуаций и комедии характеров.
Подготовьте инсценирование небольшого отрывка из комедии Ж.Б.
Мольера.
Работа над ролью: - Чем обеспечивается комизм героев и ситуации?
- Почему вы выбрали именно этот эпизод?
- Почему вы выбрали эту роль?
- Как вы должны играть эту роль?
- Каким вы представляете персонажа - внешность, манеру держаться, говорить? Отношение с другими персонажами, мимику, походку.
- Как должен быть одет герой? - Каким в этих отрывках предстает герой?
- Какие качества высмеиваются в
Журдене?
Вопросы «актерам»:
ü Что вы почувствовали, исполняя эту роль?
ü Какие качества персонажа вам удалось передать?
ü Сегодня встречаются люди, похожие на Журдена? На Клеонта? Люсиль?
ü Что бы вы сделали, если рядом оказался человек, который хочет быть не тем, кем он является на данный момент?
ü Сравните героев, которых вы играли. Чем они отличаются друг от друга? ü В чем суть комедийной роли? Что нового для себя приобрели, сыграв эту роль.
Составьте оригинальный текст-рекламу на произведение
Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве »
Подготовьте мультимедийные проекты на темы:
«Искусство европейской комедии в XVII веке»
«Жизнь ―Мещанина во дворянстве ‖ на театральной сцене»
Напишите сочинение «Письмо восхищенного зрителя». В эпистолярном жанре выразите свое отношение к творчеству великого комедиографа эпохи Классицизма . Включите выражения: я восхищаюсь…, удивительно то, что…; хочу поделиться…, хочу поспорить с Вами…, мне не совсем понятно…и т. д.
§ Напишите рассуждение-размышление:
«В чем я вижу бессмертие мольеровских персонажей?»
§ Составьте синквейн (или акростих) "Классцизм";
§ Напишите комедию – миниатюру « Современный Журден »
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ
Какие традиции древнерусской и духовной литературы унаследовала русская литература ХVIII века?
Это полезно знать!
Классицизм в России имел несколько духовных и эстетических истоков:
Сильное французское влияние в моде, образовании, в быту.
Знакомство нового поколения с системой взглядов французских энциклопедистов и предреволюционных философов Франции.
Жан-Жак Руссо Становление классического образования в России,
которое включало знакомство с культурной античной традицией и античными авторами, знание
Денни Дидро латыни.
Появление в России копий и подлинников античного искусства из Европы.
Прочитав статью учебника «Своеобразие русского классицизма» стр. 89-90, продолжите заполнение таблицы.
Сходство русского классицизма ХVIII века и европейского классицизма эпохи Просвещения |
Оригинальные черты русского классицизма ХVIII века |
Ориентация на культ разума, на подражание античным образцам и облагороженной природе |
Внимание к конкретной российской действительности и остросатирическая направленность |
Строгость в соблюдении поэтических правил и законов |
Сюжеты не из античной мифологии, а из реальной действительности своего времени или из русской истории (Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Державин, Крылов) |
Нормативность поэтики |
|
Устойчивая жанровая структура |
|
|
|
|
|
Это полезно знать!
Это полезно знать!
Как и Северная Пальмира – Петербург, Южная Пальмира – Одесса – закладывалась по чѐткому замыслу архитекторов. Первый период строительства Одессы совпадает с расцветом в русской архитектуре классицизма. В этот период особенный размах приобрело создание больших городских архитектурных ансамблей и монументальных общественных зданий, жилых построек Одессы. Образцом для архитекторов русского классицизма служили мотивы античного зодчества, воплотившие гражданственные идеалы древних греков.
Петербург был центром русского классицизма. Здесь работали крупнейшие русские архитекторы, такие, как А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов, К. И. Росси, А. И. Мельников, Тома де Томон. Некоторые из этих архитекторов сотрудничали и в Одессе (Тома де Томон, А. И. Мельников), и под их влиянием ведущим архитектурным стилем молодого города стал русский классицизм.
Здание старой биржи – одна из главных достопримечательностей города. С точки зрения архитектуры, это великолепный пример наилучших традиций классицизма, а с точки зрения истории – это важнейшее в городе здание, поскольку именно здесь проходили собрания, на которых решалась судьба власти и всей Одессы.
Памятник одному из основателей города и первому градоначальнику Одессы Дюку де Ришелье на Приморском бульваре является визитной карточкой города. Одно из последних творений выдающегося русского скульптора
И. П. Мартоса. Монумент в стиле классицизма, пред ставляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую А.Э. Ришелье.
Подготовьте мультимедийный проект « Классицизм в архитектуре. Архитектурные ансамбли города Одессы. Виртуальная экскурсия »
«ВОСТРОРЖЕННОЕ ПАРЕНИЕ ВЫСОКОГО ЖАНРА» М.В.ЛОМОНОСОВ
Рожденный под хладным небом северной
России, с пламенным воображением рыбака сделался отцом российского красноречия и
вдохновенного стихотворства…
Н.М. Карамзин
…Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был……..?
А. С. Пушкин
Загляни в словарь!
С помощью справочника «Краткий словарь литературоведческих терминов:
книга для учащихся». Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева выясните значение
литературного термина «комедия».
Это полезно знать!
Поэтике классицизма ХVII века было свойственно деление литературных жанров на «высокие», «низкие» и «средние» и
определение стилей: «высокого» и «низкого». В русскую литературу ХVIII века теорию 3-х стилей внес ученый-исследователь М.В. Ломоносов в своей работе «Учение о трех стилях».
Теория «трех стилей» была известна еще в античности. Почему же именно М.Ломоносова называют реформатором русской словесности? Что является фундаментом его поэтической системы?
Отметьте языковые особенности, позволяющие отнести оду к «высокому стилю». Соотнесите примеры с названиями выразительных средств языка
1.Старославянизмы |
с собой возвысил до небес; мы дар твой до небес прославим ; там тьмою островов посеян; там тучи разных птиц летают
|
2.Гиперболы |
Там Лена чистой быстриной, как Нил народы напояет и бреги наконец теряет, сравнившись морю шириной
|
3.Высокая торжественная лексика |
Великое светило миру (солнце); бессмертия достойный муж; блаженства нашего причина( Петр Первый); Тебе, о милости источник , о ангел мирных наших лет( Елизавета)
|
4.Перифразы |
Какая светлость окружает в толикой горести Парнас ? Пространная твоя держава о как тебя благодарит ! О, ваши дни, благословенны! |
5.Сравнения |
Пламенные звуки, лира восхищена, победами венчанну, божественны науки, отторжен роком
|
6.Риторические вопросы и восклицания |
Сей, толикий, оный, класы, токмо, зрак, глас, зиждитель., искони, отверзает, воззри
|
Докажите справедливость слов критика В.Г. Белинского о значении творчества
Ломоносова: ―С Ломоносова начинается наша литература; он был еѐ Петром Великим‖.
престол императрицы Елизаветы Петровны», 1747 г.) Какая мысль скрепляет все сюжетные части оды?
С кем из античных богов сопоставляет Ломоносов в «Оде на день восшествия на всероссийский престол еѐ величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Петра I и для какой цели?
В критике сложилось мнение, что ода 1747 г. «превращается в рассказ
о судьбе России... Посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов
развертывает перед ней целую программу полезной деятельности»
(Л.А. Дмитриев).
а) Можно ли согласиться с таким утверждением? Что свидетельствует в оде о том, что перед нами «рассказ о судьбе
России»?
б) Из чего состоит «программа полезной деятельности», которую раз-
вертывает поэт? На кого и на какие возможности рассчитана эта программа? Обоснуйте свой ответ, используя текст?
Какие приѐмы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в «Оде на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны 1747 года»?
Художественный приём
|
Примеры |
Метафоры
|
|
Сравнения
|
|
Употребление образцов античной мифологии
|
|
Архаические слова и выражения
|
|
Олицетворения
|
|
Гиперболы
|
|
Риторические вопросы и восклицания
|
|
Прочитайте стихотворение
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Какие метафорические образы могли бы вы перенести на рисунок ?
Найдите примеры звукописи в стихотворении «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Какова роль этого приѐма?
поэзия? Или…?
Стихотворение «Снегирь» Г.Р. Державин называл одой. Ода – высокий жанр. Сохраняет ли автор «высоту» жанра? Как соединяются в стихотворении «высокое» и «низкое»?
Согласны ли вы с утверждением: « Поэзия Ломоносова – это « поэзия мысли ». Свой ответ обоснуйте.
Как известно, оды в XVIII веке посвящали государям или видным полководцам. Кому или из современников или чему (на ваш взгляд) можно было бы посвятить оду в наши дни? Напишите ее, используя основные принципы создания оды в русском классицизме.
САТИРЫ СМЕЛЫЙ ВЛАСТЕЛИН
Д.И. ФОНВИЗИН КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ»
Про А.Н.Оленина, председателя Академии художеств при Александре I, рассказывали такую историю. В отрочестве на него настолько подействовала комедия Д.Фонвизина «Недоросль», что он начал усиленно заниматься и в последующем стал одним из образованнейших людей своего времени. Почему?
Невежда - необразованный человек.
Невежа - невоспитанный человек.
С помощью стрелочек укажите пары – антонимы. Каким героям комедии присущи данные качества
Добродетели |
|
Пороки |
благородство |
|
низость |
образованность |
|
наглость |
справедливость |
|
грубость |
гуманизм |
|
коварство |
искренность |
|
невежество |
порядочность |
|
подлость |
совестливость |
|
произвол |
честность |
|
бесчеловечность |
деликатность |
|
лицемерие |
Определите, кому из персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат следующие реплики:
1. «При твоих глазах мои ничего не видят». …………………...
2. «Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в
воду»……………………………………………………………
3. «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»………………………………………………………………..
4. «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! Нельзя не любить правил добродетели. Они – способны к
счастью»…………………………………………………………………
5. «Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей
люди»……………………………………………………………………
6. «Вот злонравия достойные плоды!»…………………………...
7. «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был 15 лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и
сохранить»………………………………
8. «Это его ко мне милость. В мои лета и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные
люди»……………………………………………………………………
9. «Задача. Изволил ты на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы
трое..»…………………………………………………………………
10. «Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в 3 года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, попустому…»…………………………..
Составьте цитатную характеристику героя комедии, подбирая его реплики, по которым мы можем судить о его характере.
Сформулируйте и обоснуйте своє согласие или несогласие с позицией Н.В. Гоголя:
«Кто может узнать что-нибудь русское в зтом злобном существе, исполненном тиранства, какова Простакова, мучительница крестьян, мужа и всего, кроме своего сына?.. Зта безумная любовь к своєму детищу єсть наша сильная русская любовь, которая в человеке, потерявшем своє достоинство, вьіразилась в таком извращенном виде, в таком чудном соединении с тиранством»
Идея создать обобщѐнный образ недоросля по литературным произведениям пришла в голову известному русскому историку Ключевскому . Сопоставьте образы недорослей в произведениях
А.С. Пушкина и Д.И. Фонвизина. Прочтите цитаты слева и найдите им соответствующие справа. Сделайте вывод о том, как относились к воспитанию сыновей в семьях Гринѐвых и
Простаковых,
Петруша Гринѐв |
Митрофанушка Простаков |
1. Времяпрепровождение героя “Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками”.
|
“Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его один отставной сержант Цыфиркин… Пофранцузски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман”. |
2. Отношение к крепостному воспитателю “Я твой господин, а ты мой слуга… Тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают”. |
“Нет-нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-ка теперь на голубятню…” |
3. Учителя “Бопре в отечестве своѐм был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию… Обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам…” |
“Ну, ещѐ слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску повчерашнему”. |
4. Отношение ученика к науке “Батюшка вошѐл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды”.
|
“С тобою, дружок, знаю, что делать. Пошѐл-ко служить…” |
5. Будущее “Петруша в Петербург не поедет. Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон” |
“Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то? Правдин. География. Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия. Митрофан. Да что такое! Господи, Боже мой! Пристали с ножом к горлу”. |
Кто является резонѐром в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? Свой ответ обоснуйте.
В. Саводник считает, что герои-резонеры «в художественном отношении ...
обрисованы гораздо бледнее, чем лица комические, речи их отличаются книжным характером, и сами они представляют собой не живые фигуры, а ходячее нравоучение».
а) Можете вы согласиться с таким утверждением ученого? Почему? Что отличает «лица комические» от героев-резонеров?
б) Верно ли, что речь героев-резонеров «отличается книжным характером»? Если да, приведите конкретные примеры из текста. Действительно ли эти герои — «не живые фигуры, а ходячее нравоучение»?
Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными сегодня?
ü Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.
ü Без знатных дел знатное состояние ничто.
ü В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина — презнатная особа; добродетель все меняет, а добродетели ничто заменить не может.
ü Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью. ü Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Как каждый из героев пьесы относится к образованию? На какие группы по зтому основанию можно разделить всех действующих лиц комедии?
|
І |
|
II |
|
III |
1. |
|
1. |
|
1. |
|
2. |
|
2. |
|
2. |
|
3. |
|
3. |
|
3. |
|
Выпишите советы Стародума по воспитанию истинного гражданина. Что бы вы изменили, что, на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения. Составьте свои рекомендации по воспитанию гражданских черт характера, гражданских чувств.
Сопоставьте две комедии - " Мещанин во дворянстве" Мольера и "Недоросль" Фонвизина. Составьте маленькую пьесу «Спор
Журдена с госпожой Простаковой о пользе или вреде наук», добавив необходимые реплики, ремарки.
Творческая мастерская
Составьте рекомендации актерам, исполняющим роли Митрофана, Простаковой и Скотинина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Традиции классицизма |
Черты новаторства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В украинской литературе XVII-XVIII веков классицизм не получил полного и яркого развития. Для театра классицизма образцами были герои античной
драмы, а сами спектакли отличались помпезностью и статичностью. В украинском театре черты классицизма проявились в школьных спектаклях XVII-XVIII вв. Эти пьесы носили религиозно-нравственный характер, их героями были символические и аллегорические персонажи, древнегреческие боги и христианские святые. По ходу спектакля делались комические вставки или
разыгрывались отдельные сценки ("интермедии"), связанные по своему содержанию с сюжетом основной пьесы. Интермедии сыграли значительную роль в дальнейшем развитии жанра украинской комедии.
Уже в 1896 г. В.О. Ключевский заметил: «...В наших глазах пьеса утратила свежесть новизны и современности, зато обрела интерес художественного памятника старины...».
а) Как вы считаете, в наше время пьеса Фонвизина может быть названа
современной? Почему?
б) Интерес к «Недорослю» сегодня — это только интерес к «памятнику старины» или пьеса может вызвать интерес и другого характера?
Малая олимпиада
По какому поводу прозвучала знаменитая фраза: «Умри, Денис, а лучше не напишешь»? Кем была произнесена?
В XVIII веке происходят решительные перемены в развитии русской
литературы на фоне коренных преобразований во всех сферах общественного развития. Какие основания видят литературоведы для того, чтобы ввести метафорическое обозначение русской литературы( и культуры) XVIII века как «бронзового века»
Малая олимпиада
О Простаковой иронически сказано: «Мастерица толковать указы». О каком указе идет речь?
Пропущенное слово в цитатах обозначено ……(?), нужно вписать в том же числе и падеже, как в авторском тексте.
По горизонтали
2. «Успех нас первый окрылил: Старик ………… (?) нас заметил И, в гроб сходя, благословил».
«Евгений Онегин»
4.Автор «Истории государства Российского».
8. Литературное направление, черты которого особенно ярко проявились в творчестве Н.М. Карамзина.
11. «Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества,
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!»
Название стихотворного жанра.
13. «О, …..(?) – малый не простой! Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел …..(?) мой, Хоть носит он кафтан такой, Которого длиннее и камзолы».
И.А. Крылов
15. Фамилия матушки Митрофанушки.
17. Господствующее литературное направление XVIII века в России.
18. Ода, которая была включена А.Н. Радищевым в текст «Путешествия из Петербурга в Москву».
По вертикали
1. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне …(?)».
М.В. Ломоносов
3. Русская императрица, шагавшая в ногу с Просвещением (в частности, она переписывалась с французским философом Д. Дидро).
5. Ода Г.Р. Державина, принесшая поэту литературную известность.
6. «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит».
Название стихотворения Г.Р. Державина.
7. «Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снегирь?»
Название стихотворения Г.Р. Державина, написанного на смерть А.В. Суворова.
9. Автор романа «Езда в Остров любви».
10. «Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рожать». Автор стихотворения.
12. Героиня сентиментального романа Н.М. Карамзина.
14. «Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал ………. (?), друг свободы. «Евгений Онегин»
16.Актер, основатель первого публичного театра.
1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства? а) романтизм
б) классицизм
в) сентиментализм
2.Страна родоначальница классицизма:
а) Франция
б) Италия
в) Англия
г) Голландия
3.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?
а) иерархия жанров
б) опора на античные традиции
в) интерес к внутреннему миру героя
г) культ чувства
д) принцип трех единств
4.Какие из этих жанров (видов) произведений согласно правилам классицизма не относятся к высоким: а) Трагедия
б) Комедия
в) Ода
г) Героическая поэма
5.Какое из правил трех единств обозначает единство сюжетной линии:
а) Единство времени
б) Единство места
в) Единство действия
г) Нет такого
6. Кто первым в русской литературе стал изучать вопрос слого – ударного стихосложения: а) Ломоносов
б) Тредиаковский
в) Державин
г) Пушкин
7. Кого из названных писателей можно считать классицистами?
а) М.В. Ломоносов
б) А.С. Пушкин
в) Г.Р. Державин
г) А.А. Фет
8. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?
а) басня
б) ода
в) былина
г) поэма
9.О каком писателе идѐт речь: «Русский учѐный и поэт 18 века, который писал, что физика – это его упражнения; стихотворство – его утеха. Укажите фамилию. а) Фонвизин
б) Державин
в) Ломоносов
г) Карамзин
10.Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века: а) Княжнин
б) Грибоедов
в) Карамзин
г) Фонвизин
11. Каждый из героев комедии Фонвизина «Недоросль» представляет собой определѐнный общечеловеческий тип. Соотнесите героя и тип:
1.Митрофан а) мудрый человек
2.Простаков б) честный человек
3.Правдин в) безвольный муж-подкаблучник
4.Милон г) благородный человек
5.Стародум д) эгоист
12.Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора, резонѐром?
а) Софья; б) Митрофан; в) Стародум; г) Милон.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Имя императрицы, во время правления которой в 1755 году был открыт первый Московский университет.
2. Его перу принадлежат научные труды «Письма о правилах российского стихотворства», «Российская грамматика», «О пользе книг церковных в российском языке». Его имя?
3. Хвалебное произведение, написанное в честь какого-либо лица или события.
4. Историк С.Г. Пушкарѐв писал: ―За весь XVIII век в России было издано около 9500 книг, из которых около 85 процентов приходится на царствование...‖ Назовите имя.
5. Этот монолит был найден на берегу залива. Понадобилось четыреста работников, чтобы в течение нескольких месяцев вырубить его из скалы. Затем камень погрузили на огромную площадку и откатили к воде на медных шарах. После этого построили специальный плот и отбуксировали камень к месту назначения. Куда он был привезѐн и для чего?
6. Кто это? О нѐм писал А.С. Пушкин: ―Он везде был тот же — дома, где все его трепетали, во дворце, где он дирал за уши пажей, в Академии, которая... не смела при нѐм пикнуть. Со всем тем он был добродушен и деятельно сострадателен.
7. Какие книги Ломоносов называл ―вратами своей учѐности‖?
8. Как называлось учебное заведение, в котором Ломоносов прошѐл курс трѐх классов за один год?
9. ―Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец...‖ Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова?
10. Один из современников так писал о первом представлении этой комедии: ―Несравненно театр был полон, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков‖. Что это за пьеса, кто еѐ автор?
11. Каким словом во времена Фонвизина называли дворянина, не получившего должного образования и которому поэтому было запрещено поступать на службу и жениться ?
12. Решите литературную задачу так, как решила героиня комедии. Задача: ―Шли по дороге три человека, нашли 300 рублей. Сколько рублей приходится на одного человека?‖ В каком жанре написано это произведение?
13. Восемнадцатилетний Оленин, увидев эту пьесу, потрясѐнный, засел за учѐбу, перестал гонять голубей и бегать по девичьим. Благодаря своему усердию впоследствии стал президентом Академии художеств и директором публичной библиотеки в Петербурге. Назовите пьесу и автора.
14. Укажите имя персонажа комедии Фонвизина, который стал счастливым избранником Софьи.
15. В финале комедии Стародум произносит реплику, объясняющую суть произошедшего в доме Простаковой: «Вот … достойные плоды». Какое слово пропущено?
16. Русский историк В.О.Ключевский писал об одном из героев комедии: «…чувства и направляемые им поступки… вовсе не смешны, а только гадки. Что смешного в омерзительной жалости, какая проняла объевшегося шестнадцатилетнего шалопая… при виде матери, уставшей колотить отца?» Назовите имя этого героя.
17. Укажите фамилию персонажа комедии, который признается: «Люблю свиней, сестрица».
18. Укажите фамилию учителя Митрофана, который отказался от денег, так как ничему не научил своего ученика.
19. Укажите фамилию героини, которая в ярости собирается «прибить до смерти своих слуг» из-за несостоявшегося похищения Софьи.
20. Назовите дату постановки комедии в театре, в каком театре была впервые представлена комедия?
21. Как назывались театральные зрители при Петре I?
Советуем прочитать! Дорогие ребята!
При выполнении заданий рабочей тетради обращайтесь к следующим справочникам и словарям:
1. Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка. – М.: ЮНВЕС. – 1999. – 480 с.
2. Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. Яз., 2000.
3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – 2-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2000. – 464.
4. Есин А.Б., Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. Литература; Краткий справочник школьника, 5-11 кл. – М.; Дрофа, 1997. – 160 с. – (Справочники «Дрофы»).
5. Наровчатов С. Необычное литературоведение. — М., 2004.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное, М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
7. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка; По произведениям рус. писателей XVIII-XX вв. / Рис. худож. В.Э.
Брагинского. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 608 с.: ил.
8. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов .- М.: Просвещение,1985. -208.
9. Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии: Ок. 800 фразеологизмов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – 304 с.
10. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века/ Глав. ред. М.Д. Аксѐнова. – М.: Аванта+, 2000. – 672 с.: ил.
11. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2. ХХ век / Глав. ред. М.Д. Аксѐнова. – М.: Аванта+, 1999. – 688 с.
12. Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М., 1988 Уважаемые коллеги!
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Как сделать так, чтобы школьный анализ художественного произведения стал процессом заинтересованного мотивированного поиска, как добиться того, чтобы читательские умения учащихся стали одновременно средством не только успешного изучения ими художественного произведения, но и личностного их развития? Какие новые и традиционные методики необходимо использовать в процессе формирования читательской компетенции учащихся? Как должно содержание школьного литературного образования решать эту проблему? Эти вопросы сегодня звучат как никогда актуально.
Педагогическая практика показывает, что только деятельностный принцип обучения формирует активную читательскую позицию ученика и развитую мотивацию к обучению. Он воплощается не только в глубокой и продуктивной читательской деятельности школьников, но и в их литературно-художественном творчестве.
Пособие «В мире литературы» является рабочей тетрадью, сборником заданий по теме «Литература ХУІІ-ХУІІІ веков. Классицизм».Рабочая тетрадь по литературе разработана в соответствии с программой по интегрированному курсу «Литература» (русская и зарубежная) для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения, призвана дополнять систему заданий для самостоятельной работы действующего учебника Е. В. Волощук «Литература, 9 класс».
Проблемно-тематический принцип, на основе которого построена рабочая тетрадь, позволяет эффективно формировать у учащихся умение определять проблематику изучаемых произведений, соотносить ее с собственным жизненным опытом, формулировать свое отношение к поставленным автором проблемам и героям литературного произведения, овладевать навыками участия в дискуссии по прочитанному. Кроме заданий аналитического характера, школьникам предложены творческие задания исследовательского характера, создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.
Рабочая тетрадь по литературе содержит задания разного уровня сложности и адресована в качестве дополнительного пособия детям, учителям и родителям, для работы в классе и дома.
Каждая тема, включенная в пособие, состоит из 3 частей (уровней),
Уровень «А» – задания первого уровня сложности построены по принципу воспроизведения учебного материала, посильны каждому ученику.
Уровень «Б» – предусмотрены задания аналитического характера и на развитие умений.
Уровень «С» – задания творческого характера с привлечением дополнительного материала, развивающие устную и письменную речь учащихся. Структура тетради сочетает теорию литературы и практику литературоведения, что позволяет отработать элементы анализа, что, в свою очередь, приводит к самостоятельности и глубине суждения о прочитанном литературном произведении. Реализация межпредметной интеграции формирует целостное представление о литературном процессе, авторской художественной системе. Успешное изучение тем обеспечивается диалектическим единством эмоционального, интеллектуального и деятельностно - практического подходов к освоению изучаемого историко-культурного и литературного материала.
Использование дополнительной информации (памятки, алгоритмы, справочные материалы), размещенной в приложении, создает основу для организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению материала, овладению ими техникой исследовательского поиска при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.
Предметные результаты:
§ осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
§ воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своѐ мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развѐрнутые высказывания аналитического характера;
§ овладение процедурами смыслового и эстетического анализа; формирование умений воспринимать и анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание
Классицизм как художественное направление в литературе
ХУІІ ст. ---------------------------------------------------------------------- 4
Король французской комедии. Жан Батист Мольер
Комедия «Мещанин во дворянстве» ………………..………… 12
Век Просвещения в России. Русская литература XVIII
21
века и ее традиции -----------------------------------------------
«Восторженное парение высокого жанра»
23
М.В. Ломоносов -------------------------------------------------------
«Сатиры смелый властелин » Д.И.Фонвизин
31 Комедия «Недоросль» ---------------------------------------------
Проверь себя ------------------------------------- 43
Литература ------------------------------------ 49
50 Методический комментарий ---------------------------
52
Приложение «Литературная шкатулка» --------------