Сценарий литературного вечера «Поговорим об осени в стихах..»
( ко дню рождения русского поэта Сергея Есенина)
Цель: заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта;
увлечь его поэтическим творчеством;
обратить внимание на глубокую лиричность стихов Есенина,
нежную любовь к природе, родине в ней;
повлиять на формирование эстетических вкусов учеников.
Оборудование: портрет С.Есенина, видеоролики, фонозаписи, проектор.
Видеоролик (клип и песня из репертуара ДДТ « Что такое осень?»)
Учитель:
- Разговор наш сегодня пойдёт об осени. Что такое осень? Это сырость и слякоть,- скажет один. А, может, растрепавшаяся прическа осин и берёз, -подумает другой. Просинь неба в разрезе деревьев, из которых облетела листва…
На этот вопрос мы попробуем отыскать ответ у Сергея Есенина, замечательного русского поэта начала ХХІ столетия( на доску спроектирован портрет поэта).
Ученица:
Сергей Есенин!
Это имя в лесах его родной России,
В берёзах нежных и осинах,
В серёжках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В твоих стихах, Сергей Есенин!
Ученик:
Есенин! Даже в самом имени , в его фамилии слышится что-то радостное, звонкое и вместе с тем что-то тревожное, от осени…
Чтец 1. Читает стихотворение «Осень» ( «Небо тучно…»).
Звучит песня на стихи Есенина « с « в исполнении семейного дуэта
( учителя музыки и её дочки- ученицы).
Учитель:
- Две даты: 3 октября 1895 -28 декабря 1925.
Между ними, короткая, как вспышка падающей звезды, жизнь, жизнь продолжительностью в 30 лет , но жизнь яркая, неповторимая, талантливая, увлекательная и загадочная. Именно такую жизнь прожил С. Есенин.
Видеоролик «Интересные факты биографии С. Есенина».
Ведущая:
- Жизнь, как говорит народная мудрость, не измеряется длиной. Есенин прожил мало, но успел сделать так много, что не успеть сделать и за 2 жизни.
Его дело – его стихи. И сегодня их читают , учат наизусть, пишут на них музыку, увлекаются ими даже тогда, когда не знают имени автора. Я думаю: этим всё сказано.
Чтец 2. Читает стихотворение « Листья падают. Листья падают…».
Ведущий:
Природа для Есенина была чем-то живым, с душой и сердцем. Она стала для поэта такой же важной, как женщины в его жизни. Тема безграничной любви к природе стала его отдушиной.
Чтецы читают по очереди такие стихи:
Ведущая:
- Он чувствовал себя частью этой природы, поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе, особенно об осени.
Чтецы читают по очереди такие стихи:
Ведущий:
- Мелодичность поэзии С.А.Есенина привлекала внимание многих композиторов, на его стихи написаны сотни романсов и песен, которые исполняют известные артисты и совсем неизвестные почитатели его поэзии.
Послушайте один из них. Звучит «Отговорила роща золотая» в исполнении нашей ученицы.
Ведущая:
- Мелодия его произведений - бесконечно русская, она сестра народной песни, которая с есенинской поэзией связана тончайшими нитями.
Звучит песня «Клён ты мой опавший…» в исполнении ученика школы.( В это время на доске спроектированы картинки на осеннюю тематику).
- Поэзии никогда не бывает много. Послушаем ещё стихи Есенина.
1. ------------------------------------------------------------------------------------
2.---------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий:
- Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» - вершина творчества поэта. Оно тоже стало романсом, музыку к которому создал композитор Григорий Пономаренко. Романс пели многие исполнители, но лучшее его исполнение принадлежит Алексею Покровскому. А мы послушаем его в исполнении выпускника нашей школы.
Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу…»
Ведущая:
- Есенин пришёл в мир, чтобы пропеть неповторимую песню о жизни, природе, о самом себе. Слова своих стихов он черпал из сердца. А его поэзия, как песня, дорога и близка сердцу каждого из нас.
Ведущий:
- А по официальным данным ЮНЕСКО С. Есенин принадлежит к числу самых читаемых поэтов мира.
Ведущая:
- Поэзия Сергея Есенина знакома и украинским читателям. Его стихи переводили на украинский язык Владимир Сосюра, Владимир Коломиец, Михаил Левицкий. О своей любви к Есенину говорит украинский писатель Юрий Яновский в стихотворении «Збережу на пізню на дорогу».
Учениця читає вірш Яновського.
Учитель: