На примере данного сценария оказать необходимость знаний явлений и взаимоотношений в природе. Развивать любознательность, познавательный интерес, стремление к знаниям. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОШИБОК
Цель : Показать необходимость знаний явлений и взаимоотношений в природе. Развивать любознательность, познавательный интерес, стремле- ние к знаниям. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Действующие лица :
1.Денис/Ден\ Перестукин
2.Кот Кузя
3.Телевизор
4.Учебник Природоведение
5.Учебник Ботаника
6.Учебник Зоология
7.Белый Медведь
8.Корова
9.Заяц 10.Засуха 11.Дельфин
12.Пингвин
13.Волк
14.Рысь
15.Царица Природа
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОШИБОК
СЦЕНА 1
(На сцене комната Дениса Перестукина. В комнате находятся Денис, Кот Кузя и Телевизор. Мальчик играет на телефоне.)
Ден: Кузя, отстань, не мешай, дай доиграть!
Телевизор: Ай-ай-ай! Вместо того, чтобы делать уроки!
Ден: Отстань! А то выключу!
Телевизор: Ну ладно, ладно!
( Ден садится за стол, берёт в руки дневник, Читает.)
Ден: Итак… Что нам задали на завтра? Отлично, одна Природа. Посмотрим, посмотрим… Вот: § 17, — выучить и письменно составить цепи питания на лугу.
(Кот стоит сзади и пытается заглянуть в дневник)
Ден: А ну брысь! Лучше принеси мне мячик!
Телевизор: Ребята, которым на дом задают задания…
Ден: Выключу! Ну ладно, ладно! Буду составлять цепи питания.
(Берет тетрадь, открывает её и читает вслух)
Итак, на лугу живут: клевер, корова, кузнечик, дождевой червь, лягушка, уж, мышь. Так-так, понятно... Как же объединить их всех? Начнем с..? Ах да, с растения, значит с клевера. А может с коровы? Она самая большая из всех.
Ден: А дальше? Кто же кого ест? Не знаю, а впрочем, не всё ли равно? Итак, клевер ест кузнечик, его мышь, её лягушка, её корова, её уж, а ужа ест дождевой червь. Нет, нет, лягушки не едят мышей, они любят есть дождевых червей! Ими питаются? Ах да, коровы! Ерунда какая-то! Да ладно… Сойдет… Ура! Задание выполнено! Теперь можно поиграть!
Телевизор: Ай-ай-ай!
Ден: Что ай-ай-ай?
Телевизор: У мальчика нет никакого характера!
Ден: Ой! А где же его взять, если нет?
Телевизор: Характер надо воспитывать! Настоящий мальчик должен иметь волю, настойчивость, презирать опасности и бороться с трудностями!
Ден: Я бы презирал! Я бы боролся! Да только где их взять, трудности-то?
Телевизор: Где их взять? А вот для начала сделай уроки, приведи в порядок учебники и тетради!
Ден: Учебники! Да я ненавижу все эти учебники! Пропади они пропадом!
(Ден бросает учебники на пол, раздается грохот, мигает свет. Появляются живые учебники: Природоведение, Ботаника, Зоология.)
Ден: Ой! Мамочка! Кто это?
Учебник природоведения (возмущенно): Он даже не узнает нас!
Учебник ботаники (возмущенно): Рисует на наших страницах чёртиков!
Учебник зоологии (возмущенно): Плохо учится!
Ден: Понятно! Вы- мои учебники! Привет! Что Вам от меня надо? Как раз сегодня я приготовил уроки!
Учебник природоведения (возмущенно): Это называется приготовил?
Учебник ботаники: Не знаешь что такое продуценты!
Учебник зоологии: Не повторил определение экосистем!
Учебник природоведения: Неправильно составил цепи питания!
Ден: Подумаешь! Проживу и без этого! Мне знать всё это ни к чему! Я буду путешествовать! Поеду в жаркие страны! Ах, жаркие страны! (задумчиво)
Учебник природоведения: Мальчика надо спасать!
Учебник зоологии: Да, надо срочно что-то делать!
Учебник ботаники: А не отправить ли его нам в Страну Ошибок?
Ден: А что это за страна? Разве есть такая? А есть ли в ней трудности и опасности?
Учебник ботаники: Сколько угодно!
Учебник зоологии: Все путешествие состоит из трудностей.
Учебник природоведения: Каждый шаг там грозит опасностью для жизни! Учебник ботаники: А может быть, мы придумаем для него что-нибудь другое?
Ден: Не надо мне другого! Я согласен! Отправлюсь в эту вашу опасно-трудную страну!
Учебник зоологии: Ну что ж! Тогда слушай: будешь идти от Голубого озера до Дворца Природы. По пути встретишь трудности и опасности! Не справишься с ними, не дойдешь вовремя до Дворца Природы, опоздаешь- навсегда останешься в Стране Ошибок!
Ден: Ничего! Справлюсь!
Кот: И я с тобой, Витя!
Ден: Кузя! Да ты человеческим языком заговорил!
Кот: Да!
Ден: Ха-ха! Вот здорово! Вдвоём веселей.
Ден: (обращаясь к учебникам) Но как мы попадем в эту страну? Поезда, наверное, туда не ходят, самолеты не летают, пароходы не плывут.
Учебник природоведения: А мы поступим так,как всегда поступали в сказках. Возьмём клубок…
Ден: Но у меня нет клубка!
Учебник ботаники: А есть ли у вас в доме, что-нибудь шарообразное?
Ден: У меня есть мяч!
Учебник зоологии: Отлично! А теперь в путь!
Учебник природоведения: Повторяй за мной:
Ты лети, футбольный мяч,
Не вприпрыжку и не вскачь.
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну лети, Где живут ошибки Дена.
Чтобы он среди событий, Полных страха и тревог,
Сам себе помочь бы смог.
Учебник ботаники: Вот тебе карта страны! Пригодится!
Учебник зоологии: Если тебе будет очень уж плохо, зови нас на помощь! Выручим, мы же твои друзья!
(Ден вместе с Котом перемещается в Страну ошибок)
СЦЕНА 2
(На сцене озеро и два дерева. На одном висят арбузы, на другом- булочки. Появляются Ден и Кот, они оглядываются.)
Ден: О, Арбузы! Я же говорил, что арбузы растут на дереве...
Ден: (обращаясь к коту) Эй, Кузя смотри! (показывает на булочки)
А когда я сказал, что на хлебном дереве растут булочки, все стали смеяться на уроке… А учитель ещё «2» поставил!
Кот: За правду всегда страдают!..
Ден: Ох и жарко здесь! Время есть, успею выкупаться…
(Мальчик ныряет в озеро, а навстречу ему появляется белый медведь)
Белый медведь: Фу, какая горячая!
Кот: Караул!!!
(Ден выскакивает из воды, а следом Белый Медведь)
Белый Медведь: Ух, какое пекло! Этот бездельник Перестукин брякнул на уроке, что Белые медведи живут на юге! И теперь я мучаюсь здесь! Эй, мальчишка! Покажи мне, где Север?
Ден: (испуганно прячась за дерево) Вон… там…(показывая в сторону) Наверное, там, где… восходит Солнце…
Белый Медведь: Пойду искать Север… (вздыхает и уходит)
Кот: Да, мышей здесь нет… Зато водятся белые медведи.
Ден: Кузя! А ты заметил, как мы преодолели первую опасность?
Кот: Да… По-моему, с трудом!
Ден: А где наша карта? Надо первым делом сориентироваться на местности. Посмотрим, посмотрим, далеко ли до Дворца Природы?
(разворачивает карту и смотрит)
Ден: Смотри, вот Голубое Озеро, а вот Дворец Природы. Далековато…
Кот: Интересно, какие опасности нас ещё ожидают?
Ден: Ерунда! Справимся! Пора идти дальше! …Споём?
Песня:
Ден: Мы весело шагаем,
Кот: Не страшно нам вдвоём Ден: Опасность презираем,
Кот: На трудности плюём!
Ден: Как скучно за партой уроки зубрить!
Кот: Весело с картой по свету бродить!
(Вдруг раздаётся… Му..Му.. Денис и Кот останавливаются с испугом. Выбегает навстречу корова)
Ден: Ой, ой, ой!!!
Корова: (грозно) Кто такие?
Ден: Мы… путешественники. А что Вы собираетесь делать?( испуганно)
Корова: (со злостью) Ничего особенного! Я просто съем вас! Вначале тебя - мальчишка, а потом — кота!
Ден: Ой, что Вы, что Вы!!! Коровы не едят детей!!! Да-да-да, это все знают!
Корова: Нет, не все… Например, некий Перестукин сказал на уроке, что коровы — плотоядные животные... Всем хорошо известно, что плотоядные — это хищники! Вот, поэтому, я здесь всех мелких зверушек съела… Понятно?!...
Корова: Безобразие! Коровы едят мальчишек! Ух! Поймать бы этого Перестукина!
Ден: Ой, ой… Корова! Ты же должна есть траву!
Корова: Фигушки! Я – плотоядная! Хищник!
Ден: Ты… фруктоядная…, сеноядная… Не, не, не… Ты – травоядная!
Корова: (радостно) Конечно же… травоядная! Му…Му…
Ден: Значит ты не будешь нас есть?
Корова: Я ещё не сошла с ума… Травушка, муравушка ,зелёненькая… (Корова уходит…)
Кот: Молодец, Денис! А я уже думал, что она нас съесть!
Ден: Пойдем скорее! До Дворца Природы ещё далеко.
СЦЕНА 3
(Попадают в засохший лес. Навстречу выходит Заяц)
Кот: Смотри, Витя, какой странный лес!
Ден: Что здесь случилось?
Заяц: Засуха! Если она не прекратиться, мы все умрём от жажды!
Ден: А я, могу чем-нибудь помочь?
Заяц: Ты можешь их спасти!
Ден: Пойдем, ты мне скажешь как.
(Перед ними – скрюченное дерево превращается в худую старуху со спутанными волосами, в которых застряли сухие листья. На ней рваное платье)
Засуха: (злобно) Кто тут посмел нарушить мой покой? Эй, скверный мальчишка, кто ты такой?
Кот: Не говори, что ты Перестукин! Скажи, что ты Серокошкин.
Ден: Сам ты Серокошкин. А моя фамилия – Перестукин, и мне нечего её стыдиться.
Засуха: Ах, миленький Денис Перестукин! Это ты помог мне превратить зелёный лес в сухие бревна! Все борются с засухой, один только ты, Денис Перестукин, оказался моим лучшим другом и помощником. Именно ты сказал на уроке волшебные слова…
Кот: Так я и знал. Наверное, ты, хозяин, брякнул что-нибудь неподходящее.
Заяц: Твой хозяин, брякнул на уроке, что вода, которая испаряется с поверхности рек, озёр, морей и океанов, исчезает.
Витя: Круговорот воды в природе… Да, за это я получил пятую двойку!
Засуха: Он правильно сказал, что навсегда исчезнет ненавистная вода и всё живое сгинет без следа!
Заяц: Витя, ты можешь спасти нас… Вспомни круговорот воды, вспомни!
Кот: Ты должен вспомнить! По твоей вине все страдают. Ведь это ты сказал на уроке эти дурацкие слова!
Ден: Какая ерунда! Что могут сделать слова?
Засуха: Вот что сделали слова:
В сено высохла трава,
Больше дождь не будет капать,
Звери вытянули лапы,
Пересохли водопады,
И засохли все цветы.
Это то, что мне и надо, —
Царство мёртвой красоты!...
Ден: Вода, испаряется с поверхности рек, озёр, морей… Вода испаряется, превращается в пар, превращается в пар и …
Кот: Вспоминай, Денис! Вспоминай!
Ден: Пар охлаждается, превращается в воду и падает на землю дождем! Идёт дождь! Идёт дождь!
(Денис, Кузя и Заяц пляшут вокруг перепуганной Засухи и кричат ей…)
Заяц: Дождик, дождик, шибче лей-ка!
Кот: Гибни, Засуха – злодейка!
Заяц: Будет дождик долго лить.
Кот: Будут звери много пить!
Танец дождя…
(Засуха вдруг изогнулась, растопырила руки и снова превратилась в сухое дерево).
Заяц: Спасибо вам!
Ден: Я просто исправил свою ошибку! Теперь можно продолжить наше путешествие. Прощай!
СЦЕНА 4
(На сцене стол, за ним пингвин и дельфин, которые продают воду. С другой стороны выходят Денис и Кузя).
Кот: Я устал! Я пить хочу!
Ден: Терпи! Мы должны воспитывать силу воли!
(Подходят к столу с водой)
Кот: Ура! Газировка! (Хочет взять стакан с водой)
Ден: Кузя! У меня нет денег!
Дельфин: Мы продаём воду не за деньги, а за правильные ответы. Если хотите пить, тогда ответьте на наши вопросы. Согласны?
Кот: Да, да! Задавайте скорее свои вопросы!
Пингвин: Мой вопрос: «У кого есть шапка, но нет головы. Есть ножка, но без башмачка?»
Ден: (задумчиво) Это…, кажется…
Кот: Давай быстрее, а то очень пить хочется!
Ден: Отстань, не мешай думать!
Кот: А ты разве думаешь, прежде чем отвечаешь?
Ден: А ну брысь!... Это…, наверное… Может дерево?
Пингвин: Ответ неверный!
Кот: Ой, спросите что-нибудь полегче! То, что даже двоечникам известно!
Ден: (обращается к коту) Ну, ты! Не обзывайся!
Дельфин: «Кто зимой и летом одним цветом?»
Кот: (радостно) Ёлка, ёлка! Это даже котам известно!
Дельфин: Ответ правильный! Молодец, Кузя!
(Пингвин дает коту стакан с водой. Он пьёт половину и отдаёт остальное Мальчику,который быстро допивает воду)
Кот: Ден, а где наша карта? Посмотри, далеко ли до Дворца Природы?
Ден: (раскрывает карту и смотрит) Посмотрим, так… мы сейчас (оглядывается) вот здесь. Ура! Осталось совсем немного…
Кот: Тогда пошли быстрее! Я уже устал, да и проголодался… Поскорей бы домой!
СЦЕНА 5
(Денис и кот подходят ко Дворцу Природы. У входа стража — Волк и Рысь)
Волк: Аааа…Денис Перестукин?
Рысь: Мы уже вас заждались!
Волк: Поторопись! У тебя совсем мало времени осталось! Только Царица Природа может решить твою судьбу!
Рысь: Она ждет тебя. Но чтобы попасть к Царице Природе нужно открыть замок в этой двери. Ключ к замку — правильные ответы на наши вопросы.
Кот: Задавайте быстрее, я не хочу навсегда остаться в Стране Ошибок!
Волк: Тогда скажи, кто мы такие? И что нас объединяет?
Ден: Это легко! Вы — Волк и Рысь (показывает на каждого).
Волк: Правильно. Но же у нас общего?
Рысь: Мур… Да, что же у нас общего?
Ден: Общее… Вы…, ах да? Оба… животные! Да, да — звери!
Волк: Верно, мы- звери! И только?
Ден: Звери… Оба вы ловите и … едите других животных! Я знаю, знаю! (радостно). Вы, как мой Кузя, едите животных, значит… хищники! Итак, общее у вас, то, что Волк и Рысь — хищные звери!
Волк: Молодец, Денис. Это самое главное.
Рысь: Общее ты определил. Посмотрим сможешь ли ты ответить на мой вопрос?
Ден: Давай быстрее, а то времени совсем мало осталось!
Рысь: Не торопись, лучше определи: Чем же мы отличаемся?
Ден: (переспрашивает) Чем отличаются Волк и Рысь?
Рысь: Да, да…
Ден: (рассуждает вслух) Волк — родственник собаки… Рысь — это кошка… Кошки и собаки отличаются… Чем же? Чем? Едят разную пищу? Охотятся по-разному? Да, да! Ура! Знаю!
Рысь: (с нетерпением) Каков же ответ?
Ден: Отличия Волка и Рыси в том, что Волк — это псовое хищное животное. Рысь — хищная лесная кошка. Они отличаются своими повадками, способами охоты и добываемой пищей.
Рысь: Верно. Молодец! Спешите, вас уже ждут. Мы проведем вас к Царице Природе!
(Идут через ворота и входят в зал. На троне Царица Природа).
Царица Природа: Здравствуй, Денис. Я следила за всем твоим путешествием по Стране Ошибок. Ты правильно ответил на вопросы, справился со всеми опасностями, вовремя добравшись в мой Дворец. За это я тебя поощрю. Ты вернёшься домой.
Ден: Спасибо Вам, Царица Природа. Я понял, что без знаний природы невозможно. Обещаю Вам исправиться!
Царица Природа: Я рада, что ты это понял. Но знания нужны не только о природе. Надеюсь, ты это запомнишь. А теперь прощай! Помни обо всём, что с тобой произошло. Раз…, два…, три…
СЦЕНА 6
(Денис и Кот Кузя дома. В комнате так же телевизор)
Ден: Ох, а дома, всё-таки лучше! Правда, Кузя?
Кот: Мяу!
Ден: (поднимает с пола учебники и с сожалением) Больше ты не будешь со мной разговаривать!
(Денис садится за стол, открывает тетрадь, берёт ручку)
Телевизор: Делаешь уроки?
Ден: Да!
Телевизор: Так что же ест корова?
Ден: Растения! Она — травоядная, а не хищница! Теперь, я это точно знаю!
Телевизор: Знаешь? А чем питаются лягушки?
Ден: Лягушки? Кажется… (уныло) растения…
Телевизор: Ай-ай-ай!
Ден: Я выучу! Честное слово — выучу!
(Выходят на сцену все действующие лица)
Царица Природа:
Сказку не простую, а биологическую Вам мы показали без прикрас. Может быть в ней было что-то фантастическое, Что ж, мы завершаем свой рассказ.
Финальная песня( Переделанная песня Остапа Бендера из к\ф 12 стульев)
Мы не балдеем, мы не играем,
С утра до ночи мы науки изучаем.
Учёба –наш удел, но кто б из нас посмел
Не знать урок – ведь это беспредел…
И перед кем же нам извиняться,
За тех ребят, кто не желает заниматься,
Для них амёба – зверь,
Но ты им, друг, не верь,
Дерзай, стучи, открой науки дверь!
Пусть манят тебя все открытья,
Вперёд ведь идёт человек.
И знанья пусть вытолкнут все лжесобытья,
Ведь так нас учил Архимед !
1