Данная интеллектуальная игра направлена на то, чтобы вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению русского языка; воспитывать внимание, серьёзное отношение к выполнению сложных заданий по русскому языку. Её можно проводить как элемент урока, а так же как заседание кружка, или этап подготовки к школьной олимпиаде.
Автор разработки внеклассного 1
мероприятия учитель русского языка
и зарубежной литературы
КОШ І-ІІІ степенем № 99
Лысякова Тамара Николаевна,
специалист высшей категории, старший
учитель
Внеклассное мероприятие по русскому языку (5-6 классы)
Лингвистическая игра «Приглашаем в Лингвоград»
Цели: вызвать у учащихся интерес к углубленному
изучению русского языка; воспитывать внимание, серьёзное отношение к выполнению сложных заданий.
ХОД ИГРЫ:
І. Слово ведущего: Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в город, которого нет ни на одной карте мира – Лингвоград. Путешествие не будет лёгким: до города доберутся только те, кто выполнит все предложенные мною задания. А добираться мы будем на разных видах транспорта. Сначала это будет автомобиль. Садимся поудобнее, пристегните ремни. (Дети садятся за столами, расставленными в 2 ряда, имитируя автомобиль).
Итак, Мы с вами на станции «Алфавит». Чтобы вам проехать до следующего пункта назначения, необходимо ответить на вопросы по теме «Алфавит. Буквы и звуки речи»
а) 8; б) 6; в) 4.
2. Сколько мягких согласных звуков в пословице «Правда, как солнце, ее рукою не прикроешь».
а) 6; б) 2; в) 5.
слов?
а) ф, а; б) й, ы; в) ю, о.
а) бал; б) мал; в) зал.
1) Десять, 2) везде, 3) цепочка, 4) ядро, 5) метель, 6) лебедь, 7) цитрус,
8) братья, 9) приют, 10) кирпич.
а)1, 2, 5, 6; б)все; в)3, 4, 7, 8, 9.
Слово ведущего: Вы молодцы, ответили на все вопросы и добрались до следующей станции – «Состав слова». Здесь свои правила, но вы их, надеюсь, знаете!
а) Снегопад, боеприпасы, путешествие, сороконожка;
б) газификация, полустанок, фортепиано, треугольник;
в) сорокалетний, авиапочта, полкилометра, восьмидесятилетний.
1) Обводить, 2) водоворот, 3) пресноводный, 4) газопровод, 5)сводка, 6)заводь, 7) водород, 8) наводчик.
а) 1), 4), 5), 8) и 2), 3), 6), 7);
б) 2), 3), 4) и 1), 5), 6), 7), 8);
в) 1), 2), 3), 5), 6), 7), 8) и 2), 7).
1) Надгрызть, 2) нагуляться, 3) насмотреться, 4) нагреть, 5)насмеяться, 6) написать, 7) насытиться, 8) наколоть,
а) 1, 6, 4, 8; б)2, 3, 5, 7; в)во всех.
Слово ведущего: Вы прибыли на следующую станцию, которая называется «Части речи» Проверим, как вы их знаете!
1) Лисичка, 2) овсянка, 3) пеночка, 4) мандарин, 5) гриф, 6)испанка, 7) свинка, 8) титан.
а) 1, 3, 5; б) все; в) 2, 4, 6, 7, 8.
1) Шило, 2) зубило, 3) покрывало, 4) одеяло, 5) сало, 6) дуло, 7) масло, 8) повидло, 9) рыло, 10) светило.
а) все; б)2, 4, 5, 7, 8; в)1, 3, б, 9, 10.
6 – 7 классы
І. Слово ведущего: Сегодня мы с вами путешествуем по городу «Лингвограду» В нём очень много интересных мест, но увидеть их можно только после того, как вы выполните предложенные задания. Начинаем путешествие!
1. Какие из слов имеют две приставки?
1) Подзаряжать, 2) безразличный, 3) преподавать, 4) предпочитать, 5) присоединять, 6) унаследовать, 7) недовыполнять, 8) преодолевать, 9) принадлежать.
а) все; б)1, 2, 4, 8; в) 2, 5, 6, 7, 9.
2. Укажите синонимичные прилагательные.
2.1 1) Неверный, 2) ошибочный, 3) ложный, 4) неправильный, 5) фальшивый, 6) неубедительный, 7) мнимый, 8) вероломный;
а) все; б)3, 7, 8, 6, 5; в)1, 2, 4.
2.2.1) Молчаливый, 2) бессловесный, 3) застенчивый, 4) тихий, 5) замкнутый, 6) неразговорчивый, 7) скромный.
а)1, 2, 6; б) все; в)3, 4, 5, 7.
3.Какие из существительных имеют форму только единственного числа?
1) Уксус, 2) мед, 3) конфета, 4) ситец, 5) горох, 6) пирожок, 7) хворост, 4 8) изюм, 9) керосин, 10) груша.
а) все; б) 3, б, 10; в) 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9.
4.В каких словах е не смягчает предшествующий согласный, а произносится как э?
1) Тире, 2) модель, 3) фонетика, 4) партер, 5) темп, 6) антенна, 7) термос.
а) 1, 3, 5; б) 2, 4, 6 в) во всех.
5.Определите существительные женского рода.
1) Флигель, 2) зыбь, 3) янтарь, 4) роскошь, 5) мозоль, 6) вуаль, 7) рояль, 8) тюль, 9) вестибюль, 10) бутыль.
а) 2, 4, 5, 6, 10; б) все; в)1, 3, 7, 8, 9.
6.Сколько многозначных слов среди перечисленных? Язык, ключ, корпус, цитата, свежий, идти.
а) 6; б) 5; в) 3.
7.В скольких существительных произойдут изменения в склонении, если перенести ударение с одного слога, на другой?
Белки, капель, ворот, полки, замки, муки, атлас, проволочка.
а) 2; б) 4; в) 8.
8.Сколько существительных имеют общий род?
1) Пустомеля, 2) замарашка, 3) стрекоза, 4) егоза, 5) обжора, 6) соперница; 7) белоручка.
а) 5; б)3; в) все.
9. В скольких словах надо писать букву я?
Тр..сина, за..ц, вал..нки, кр..хтеть, пам..тка.
а) 4; б) 2; в) во все
10. От каких глаголов можно образовать форму 1-го лица единственного числа?
1) Чудить, 2) мурлыкать, 3) скользить, 4) хныкать, 5) победить, 6) дудеть, 7) чадить,
а) ото всех; б) 2, 3, 4; в) 1, 2, 5, 7. 5
11.От скольких глаголов можно образовать противоположный вид?
Ринуться, развеселиться, очнуться, встрепенуться, наглядеться.
а) от 5; б) от 3; в) ни от одного.
12.Сколько слов из перечисленных могут употребляться и как существительное и как глагол (или прилагательное)? Дорога, село, потолок, пристань, пила, были, стекло, гладь, мыли, носит.
а) 8; б) все; в) 5.
13.Найдите «четвертое лишнее».
1) Слово в слово; 2) тютелька в тютельку; 3) вилами по воде писано; 4) комар носа не подточит.
а) 3; б) 4; в) 2.
14. Найдите синоним к фразеологизму.
Витать в облаках, строить воздушные замки, искать жар- птицу.
а) преувеличивать; б) фантазировать; в) победить.
15. Сколько из перечисленных существительных мужского рода?
Знамя, кофе, тополь, картофель, самоучка, туш, алоэ, колибри.
а) 4; б) 2; в) 6.
16.Что изменится, если в словах переставить ударения? Атлас, орган, хлопок, пироги, стрелки, засыпать, хаос, кружки.
а) род; б) лексическое значение; в) склонение.
17.Какие из прилагательных перешли в разряд существительных?
1) Кладовая, 2) булочная, 3) умный, 4) лесничий, 5) мороженое, 6) знакомый, 7) летний, 8) военный, 9) больной, 10) фиолетовый.
а) все; б) 4, 6, 8, 10; в) 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9.
18.Что произойдет с существительными, если перенести ударение?
Бури, дроби, копи, окуни, отруби, пряди, соли.
а) Никаких изменений не произойдет;
б) они станут глаголами в форме повелительного наклонения;
в) существительные изменят род.
19. Сколько прилагательных пишутся с к? 6
Рья..ый, румя..ый, смышле..ый, ветре..ый , ю..ый, сви..ой, лома..ый.
а) Все; б) 4; в) 2.
ІІ. Подведение итогов игры и награждение победителей