Мини-сборник творческих работ учащихся 6-го класса на тему "Лингвистическая сказка"

Про матеріал

Написание лингвистической сказки учащимися - это творческий процесс. Он помогает ребёнку обобщить изученный материал, хорошо понять правила и применять их на практике. Лингвистическая сказка имеет свои правила и особенности, поэтому автор должен хорошо владеть алгоритмом написания сказки, иметь склонности к изучению литературы. Процесс написания лингвистической сказки развивает творческие способности ребёнка.

Перегляд файлу

Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степеней № 99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Автор методического пособия

                                                учитель русского языка и

                                                зарубежной литературы

                                               специалист высшей категории

                                               Лысякова ТамараНиколаевна,           

                                               учащиеся школы

 

Кривой Рог-2017

 

Ингулецкий районный отдел образования

Криворожская общеобразовательная  школа І-ІІІ степеней №99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор : Лысякова Тамара Николаевна,  учитель русского языка и зарубежной 

              литературы, специалист  высшей  категории, старший учитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензенты: Младёнова А.Г., методист РОНО

    Булгакова Н.Ю., директор КЗШ № 99
 

І. Особенности лингвистической сказки:                                                       1
    Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.
Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, сказочные герои. Конечно, она очень многое взяла от фольклорной сказки.
Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

ІІ. Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
Лингвистическая сказка поучительна. Сюжет построен на лингвистических
понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
   Герои – буквы или слова. Герои находятся в особенном месте – царстве, королевстве. Все они  разные - сильные, добрые, капризные,  непредсказуемые…
   В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок (знание
русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

ІІІ. Алгоритм написания лингвистической сказки
* Определите, на кого рассчитана сказка и в какой ситуации будет

   рассказана.
* Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом

   понятии.
* Подумайте, какие герои будут действовать.
* Продумайте композицию, придумайте сюжет.
* Составьте план.
* Запишите сказку. Если необходимо, сделайте иллюстрацию.
* Проверьте, нет ли логических или фактических ошибок.
* Отредактируйте текст.
* Подготовьтесь к устному воспроизведению, продумайте, какие жесты

   (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
* Прорепетируйте выступление.

ІV. Сборник  лингвистических сказок (авторские работы учащихся)       2

Лингвистическая сказка про морфемы

      В королевстве Морфемике жили удивительные значимые единицы языка - самые наименьшие, без которых не могут существовать слова в русском языке, - МОРФЕМЫ. У каждой из них были свои привычки, свой характер и даже своё имя. Например, ту морфему, которая всегда выскакивала вперёд и вставала перед главной значимой единицей в слове, называли Префиксом. Он был таким гордым, таким недоступным, что с ним никто и

не спорил, и только главная значимая единица слова – Корень, считая Префикс своим другом, мог делать ему замечания и останавливать его хвастовство.

     Суффикс был не всегда уверен в себе и часто всё преуменьшал: реку мог превратить в речонку, руку в ручонку, книжку в книжонку. И всё бы ничего, только иногда словам становилось обидно, ведь с приходом суффикса в это слово оно в корне меняло своё значение; Суффикс мог придать слову обидное уменьшительно - ласкательное значение: красивый забор превращался всего лишь в заборик, или в заборчик, а вкусный большой пирог, который могли бы покушать все учащиеся нашего класса, - в маленький пирожочек, и наесться им не сможет даже один человек. Но иногда Суффикс тоже начинал хвастаться и преувеличивать, и тогда глаза становились глазищами, страшными и некрасивыми, руки – ручищами, а волк, которого и так боялись многие литературные герои, - волчищем.

     Из-за своей стеснительности Суффикс никогда не стремился вперёд и вставал в слове после Корня, а иногда даже после других Суффиксов.

    Все Морфемы уже привыкли к тому, что когда они все вместе собирались в одном слове, то маленькая значимая часть слова, которая называла себя Окончанием, всегда пристраивалась в конце слова, а иногда слова отталкивали её от себя и говорили, что ей нет здесь места. Так

поступали неизменяемые слова - Наречия: одинаково, быстро, вверх и другие, и Окончание, не обижаясь, уходило в сторону.

Не смогло подружиться Окончание и ещё с одной значимой                 3 

частью изменяемого слова – Основой. Она никак не хотела стоять рядом с окончанием и при разборе слова всегда отделяла все морфемы слова от окончания, подчёркивая снизу часть слова без Окончания сплошной жирной чертой.

Но все почему-то привыкли к этому и ничего не хотели менять, и только иногда обращались за советом к Корню, ведь он – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Так и живут до сих пор в королевстве  языка все эти маленькие Морфемы,

у каждой из которых своё имя, своё место и своё значение. Не спорят, не дерутся, не обижают друг друга, будто хотят и нам сказать: «Живите дружно, дети! Помните! У каждого из вас своя роль и своё место на Земле и в жизни!»

                               Автор сказки ученица 6-А класса Черниевская Даша

Лингвистическая сказка «Кто главней?»

Морфемы. Корень.

Вы верите в чудеса? С вами никогда не происходило ничего необычного? А вот со мною недавно произошло нечто удивительное и сказочное, что дало мне уверенность в том, что чудеса случаются и в нашей школьной жизни!

Учитель русского языка Тамара Николаевна задала нам задание: к следующему уроку повторить  все  правила о морфемах русского языка и их значениях. Я пришла домой и начала учить уроки. Очередь дошла  до русского языка. Я вынула из портфеля учебник, положила перед собой тетрадь творческих работ, в которой мы записываем рифмованные правила на изучаемые темы… И только открыла учебник на нужной странице, как почувствовала, что мои глаза сами собой закрываются, а веки

слипаются. Бороться с желанием подремать не было сил, и я заснула            

   Проснулась я через несколько минут от какого-то непонятного шуршания: то ли маленькие звоночки вдалеке позванивали то звонче, то совсем затихая; то ли скрежетало что-то. Я прислушалась и услышала тихий

разговор. Присмотрелась и увидела, как на раскрытом учебнике                4  

русского языка для 6-го класса, свесив маленькие ножки в блестящих сапожках, сидят крошечные человечки и ведут между собой беседу, которая иногда переходила в спор. Я осторожно, чтобы не выдать себя ни одним движением, наблюдала за ними, а они продолжали разговор.

- Разве ты не знаешь, что Корень – это главная морфема среди нас. Он заключает в себе общее значение всех родственных слов. Не будем мы дружить с Корнем, и всё в нашей жизни нарушится, - говорил самый странный из всех маленьких человечков, которых мне удалось рассмотреть.- Ты только представь себе, как тебе быть, если за тобой не будет стоять Корень! Возьми хотя бы слова прилететь, или залететь. Убери из них корень -ЛЕТ-, и что останется? В первом случае: приеть, во втором – заеть. Но ведь таких слов в русском языке нет, это даже не слова, потому что они не несут никакого лексического значения! А ты, Префикс, всё хвастаешься, что самый главный в слове, и оно без тебя не может существовать. Я докажу тебе, что очень даже может, вот смотри: лететь. В этом слове вовсе нет Префикса, то есть тебя, но слово без тебя прекрасно себя чувствует. Другое дело, что ты, Префикс, можешь образовывать новые слова, потому и бываешь Словообразовательным.

 Не знаю, чем бы закончился их спор, но тут из моих рук выпала ручка, человечки вздрогнули и исчезли, словно растворились  на страницах учебника. Ещё несколько минут я была в недоумении. Что это? Сон или явь? Но что бы это ни было, а сказочные герои напомнили мне о морфемах, значимых частях слова, их роли, значении и месте в слове. В ушах зазвучали сами собой рифмованные правила, которые я учила раньше:

     Корень - главная значимая часть, родственные связи дарят корню власть,    

    Выбери умело линию родства: однокоренные подбери слова!

И другое: За корнем суффикс обогрел местечко,

                  Не словом угодил, а лишь словечком.

                  Река большая превратилась в речку,

                 Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку!                               5

Как ни странно, а правила вспоминались одно за другим легко. Вот что значит учить их уверенно, серьёзно, закрепляя и развивая свою память!

                                       Сказку написала ученица 6-А класса Антипенко Юлия

Лингвистическая сказка про корень слова

Эта сказочная история произошла давно. В какой стране это случилось, не каждый человек может определить, а только тот, кто хорошо знает русский язык и дружит с ним. Но ты, мой собеседник, не переживай, всё ещё можно исправить, и я тебе в этом помогу. Я расскажу тебе сказку. Слушай и запоминай!

Эта сказочная страна живёт на страницах учебника русского языка, и зовут её Морфемика. Само слово «морфе», от которого произошло её название, родилось в древней Греции и означает «форма».  В стране этой немного королевств, но в каждом из них правят свои короли и королевы, которые считают, что только их королевства самые красивые, самые удивительные, и живут в них самые мудрые и самые неповторимые жители.

   Именно так считал король Корень, чьё королевство было самое большое в Морфемике и по территории, и по количеству жителей. А всё это потому, что Морфемика назвала его главной значимой единицей языка среди других наименьших значимых единиц, из которых складываются слова русского языка. Без его участия ничего не происходило в Морфемике, не образовывались новые слова, а тем более родственные или однокоренные, ведь король Корень так умел управлять своим королевством, что держал в руках всю власть – общее значение родственных слов. А  «родственников» у

него было очень много, всех их он уважал и расселил семьи родственных слов в отдельных городах, каждый из которых не был похож на остальные.

Так в Цветочном городе жили Цветы, Цветики, Цветочки, и были у них цветные дома и цветочные поляны возле домов. А деревья вокруг были с разноцветными листьями. И дорожки в садах и скверах тоже были разноцветные. А в Лесном городе всё было сказочным: лес, лесные поляны,

лесополосы с высокой зелёной травой и маленькими пушистыми                 6

ёлочками, и жили в этом Лесном городе необычные, но дружные жители – Лесовики. Лесовички, которые очень любили играть и веселиться.

В Водяном городе жили Вода, Водица, Водичка, разные Водяные, росли водяные лилии и кувшинки, а в заводях водились усатые сомы, которые иногда выглядывали из воды. И никогда жители разных городов в королевстве, которым правил Корень, не враждовали между собой, а жили дружно. Вы спросите: «Почему?»

- Да потому, что все жители этих городов знали, что в их груди бьётся одинаковое доброе сердце, что все они родственные друг другу.

А у некоторых из них было даже два сердца, два корня, например, в словах

ПЕШЕХОД, САМОЛЁТ, ВЕЗДЕХОД, КРЕСЛО – КРОВАТЬ. Такие слова называют в русском языке сложными.

А ещё я хочу вам сказать о том, что однокоренные слова часто используются как средства связи предложений в тексте.

Теперь ты много знаешь о Морфемике и Корне, главной значимой части (морфеме) слова. Если захочешь узнать о других, я готов тебе рассказать, но это будет уже в следующую нашу встречу.

                                 Сказку написал ученик 6-А класса Ткачук Александр

Части речи

Лингвистическая сказка об имени существительном

Бал частей речи

Давным – давно была на свете империя под названием Русский язык. Но распалась могучая империя в результате междуусобных войн на отдельные княжества – королевства. Жили в них части речи – самостоятельные и служебные, но жили каждый по себе, без общения. И никто из них не решался первым проложить мост дружбы.

Наконец не выдержал Глагол. Он решил, что проведёт в своём княжестве большой бал, на который пригласит все части речи. Так он и сделал. Очень хотелось ему помочь империи вернуть своё могущество.

На бал съехались все части речи. Первым прибыло                            7

Имя Существительное, затем Имя Прилагательное и все другие части речи.

Заиграла музыка. Мелодия вальса заворожила всех. Глагол пригласил на тур вальса Имя Существительное. Они так весело кружились, так мило улыбались друг другу, что не замечали никого и ничего. Задели Имя Прилагательное, слегка толкнули Местоимение. Имя Существительное не заметило, как наступило на ногу Частице. Она рассердилась и сказала: «Не обижайте служебные части речи! Будьте культурными и вежливыми с нами!»

А формообразующие частицы б и бы добавили: «Если бы не было нас на этом балу, то и вы не так веселились бы».

Тут и модальные частицы подали свой голос: «Да разве могут понять нас самостоятельные части речи, ведь они такие важные. Как жаль, что между нами нет дружбы. А всё потому, что мы живём в разных княжествах!»

  - Да, - вступил в разговор Король Глагол. – Вы правы. Нам всем надо жить в мире и согласии, только тогда будет могучей наша империя Русского языка.

А междометие воскликнуло:

- Ах, как прекрасно, когда у тебя есть друзья!

И все части речи на этом балу решили, что будут жить в дружбе и согласии сообща, а не в разных княжествах, потому что не может ни дна часть речи существовать в одиночестве.

                                     Сказку написала учитель русского языка Лысякова Т.Н.

Лингвистическая сказка об имени существительном

В королевстве Морфологии  жили разные части речи. Они часто встречались друг с другом, спорили, разговаривали, но самое главное, умели дружить друг с другом.

Правила королевством мудрая и справедливая Морфология. Однажды она решила провести в своём королевстве праздник, чтобы части речи получше узнали друг друга, изучили обычаи, нравы, особенности каждого. Она отправила гонцов с известием о празднике к каждой их частей речи.               Первым гонцы известили Имя Существительное:

- Королева Морфология приглашает Вас, многоуважаемое                          8 

Имя Существительное, на чудесный праздник частей речи. Праздник состоится завтра вечером в серебряном зале на втором этаже замка, - сказали гонцы.

- Ах, как чудесно! – воскликнуло Имя Существительное. Ведь, право, без меня этот праздник не будет таким красивым и весёлым, ведь я такая часть речи, которая обозначает предметы, людей, животных…Это ко мне все обращаются с вопросами: кто? Что? Только я бываю собственным и нарицательным.

   Мы, Имена Существительные, очень любим перемены, потому изменяемся по падежам и числам, можем относиться к одному из трёх родов – мужскому, женскому и среднему и даже быть общего рода; мы бываем одушевлёнными и неодушевлёнными. Мы также непостоянны и в другом: можем быть 1. 2,

3-его склонения, а также несклоняемыми и разносклоняемыми.

 Нас, Имён Существительных, больше в речи, чем других частей речи. Смотрите, даже в вашем приглашении слов – Имён Существительных гораздо больше!

- Мы не спорим с Вами, уважаемое Имя Существительное. Приходите на праздник, и там Вы поймёте и узнаете всё, что необходимо, - сказали гонцы, отдали приглашение и удалились. А Имя Существительное начало готовиться к празднику. Автор сказки Лысечко Александр, ученик 6-Б класса

Лингвистическая сказка о слитном и раздельном написании частицы НЕ с именами существительными

Давным – давно это было… В королевстве Русского языка жили дружно части речи и никогда не ссорились. И никто уже не вспомнит, как это произошло, но разделились части речи на главные – самостоятельные и служебные, и стали жить в разных замках королевства, редко встречаясь друг с другом. Каждая из частей речи понимала, что так долго продолжаться не может, но никто не делал первого шага к примирению.

И вот однажды Имя Существительное решило:

- Надо провести общее собрание всех жителей королевства. Объявить         9

об этом по радио, телевидению, в прессе. Так оно и сделало. Собрание было назначено на 12 часов дня в средний день недели – среду.

 Из всех замков все части речи – самостоятельные и служебные – вышли на площадь. Имя Существительное поднялось на трибуну и начало говорить:

- В королевстве Русского языка живут разные части речи. У каждой из нас

есть свои морфологические признаки и своя грамматическая роль в предложении, в речи. У кого-то она более важная, основная, а у кого-то служебная.

- Вот – вот, опять обижают нас, частиц, - сказала Отрицательная частица Не - Мы, частицы, союзы, предлоги - маленькие да удаленькие.  Не надо считать нас второсортными! Там, где частицы НЕ появляются рядом с

Вами, Именами Существительными, вместе с союзом а, изменяется Ваше правописание, потому что мы, частицы НЕ, пишемся с Вами раздельно, если в предложении есть противопоставительный союз а.

- Извините, - сказало Имя Существительное, - я не обращало на это внимания.

- Невежда, - сказал союз а, нельзя говорить неправду!

Имя Существительное продолжило:

- Мы хотели бы жить с вами, отрицательные Частицы, в дружбе, как мы

живём с теми частицами, которые стали приставками или частью корня, ведь тогда мы с ними – одно целое слово, иногда даже не можем обойтись друг без друга, как, например, в словах: невежда, негодник, неряха, ненависть; или можем существовать раздельно, но не хотим расставаться. Вы можете проверить это, заменив слово синонимом без НЕ: недруг (враг), ненастье (плохая погода), неудача (провал)

- Нет, - решительно сказала отрицательная Частица НЕ. Потому мы и служебные части речи, что служим для отрицания значений слов в предложении. И жить мы будем в отдельных замках и писаться раздельно с такими частями речи, как Имя Существительное, Имя Прилагательное,

Причастие, если в предложении есть союз а, а с Глаголами –                       10

раздельно всегда!

Так и живут до сих пор в русском языке отдельно самостоятельные и служебные части речи.

                                     Сказку написал Ткачук Александр, ученик 6-А класса

Лингвистическая сказка о слитном и раздельном написании НЕ с именами существительными

Давным-давно существовала на свете империя под названием Русский язык. Но распалась могучая империя в результате конфликтов на отдельные княжества. Жили в них самостоятельные и служебные части речи

Однажды король Глагол правил бал. Он пригласил на него все части речи. Чтобы решить, наконец, как жить дальше и как вернуть былое могущество империи Русского языка.

Заиграла музыка… Первый тур вальса Глагол танцевал с Именем Существительным. Они так весело кружились, что не замечали, как задевали других танцующих частей речи. Имя Существительное слегка наступило на ногу частице. И сказала, рассердившись, частица Не: «Не обижайте служебные части речи! Будьте вежливыми с нами! Мы, частицы, союзы, предлоги, - маленькие да удаленькие. Там, где мы появляемся рядом с Вами

вместе с союзом  а, изменяется Ваше правописание, потому что мы, частицы НЕ, пишемся с Вами раздельно, если в предложении есть противопоставительный союз а.

- Извините, - сказало Имя Существительное, - я не заметило Вас.

- Невежда, - сказал союз а, - нельзя говорить неправду.

- Мы хотели бы жить с Вами, отрицательные частицы, в дружбе, как живём с теми частицами, которые стали приставками, или частью корня, ведь тогда мы с ними – одно целое слово, иногда даже не можем обойтись друг без друга, как, например, в словах: невежда, неряха, ненависть… Или можем существовать раздельно, но не хотим расставаться. Вы можете проверить это, заменив слово синонимом без НЕ: недруг (враг), неприятель (враг),

неудача (провал).                                                                                             11

- Нет, - решительно сказала отрицательная частица НЕ. - Мы потому и служебные части речи, что служим для отрицания слов или их значений в предложении, поэтому будем держаться от Вас в стороне и писаться раздельно.

  Так и не удалось Глаголу сдружить самостоятельные и служебные части речи, а жаль, ведь тогда правописание в русском языке стало намного проще!

                                       Сказку написала ученица 6-А класса Пахомова София

Лингвистическая сказка «Как появились части речи?»

       Давным – давно в царстве Морфологии жили – были Дед да Баба.

Дед – Русский язык, баба – Морфология. И не было у них никакого богатства – ни золота - серебра, ни родных – близких.

Вот как – то раз Дед и говорит Бабе:

- Эх, Баба, одни мы с тобой живём, и никто не задаёт нам вопросов: КТО мы такие и ЧТО мы делаем на свете белом, и некому нам на них отвечать.

- Ох, Дед, я и сама рада была бы завести себе хотя бы маленькое Существительное, да где же его взять – то?

- А ты по словарям поскреби, по энциклопедиям помети, в учебниках почитай, ведь ты у меня грамотная, может быть, чего – нибудь и найдёшь!

Баба по словарям поскребла, по Большой Советской Энциклопедии помела, учебник для 6 класса под редакцией Баландиной открыла, почитала, и вот…

слепила некий Колобок.

       Обрадовались Дед да Баба и дали Колобку имя – Существительное.

И начали Дед да Баба учить Существительное разговаривать. Дед, указывая на предмет, спрашивает: «Кто это?» или «Что это?» Баба говорит название предмета, а Существительное всё слушает и запоминает.

       Подросло имя Существительное, и скучно ему стало: одни и те же вопросы ему задают, одни и те же предметы называют… Заметили это Дед Русский язык да Баба Морфология и решили они слепить других колобков, чтобы появились у имени Существительного друзья.

       Так появились в царстве Морфологии части речи –                               13

имя Существительное, имя Прилагательное, имя Числительное, Глагол, Местоимение, Наречие.

       А вскоре имя Существительное попросило Деда с Бабой, чтобы они ещё раз помели по энциклопедии, поскребли по словарям и слепили им новых друзей, которых им так не хватало, – Служебные Части Речи.

Но это уже другая история…

                                Сказку написала Копыл Наташа, ученица 6-А класса

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
30 грудня 2017
Переглядів
7136
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку