Стаття « Границы: или подпусти меня правильно»

Про матеріал
Добрый день, мои любимые! Сегодня хотелось бы поговорить с вами про границы и про то, как они влияют на наши взаимоотношения с собой, другими и миром.
Перегляд файлу

Департамент освіти Маріупольської міської ради

КЗ «Міський центр позашкільної роботи за місцем мешкання»

 

 

 

Стаття

« Границы: или подпусти меня правильно»

(виконання п.7 Плану роботи  закладу за методичною проблемою «Створення психолого-педагогічних умов розвитку  життєвих компетенції здорової та просоціальної особистості шляхом формування соціально-емоційних навичок»)

 

 

 

 

Педагог-організатор

Цдют «Виктория»

Ніколаєва О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маріуполь, 2020      

      Добрый день, мои любимые! Сегодня   хотелось бы поговорить с вами про границы и про то, как они влияют на наши взаимоотношения с собой, другими и миром.

     Прежде, чем перейти к вопросу какие границы существуют, как их не нарушить и что делать, если нарушили, нам необходимо с вами понять, что такое границы - это реальная или воображаемая линия, отделяющая один объект (тело, процесс или состояние) от другого. Поэтому мы прекрасно должны понимать, что вторжение в них без согласия или разрешения самого человека приравнивается им как акт нападения.

     В одной из трактовок психологических исследований человек обладает физическими, психологическими, ролевыми (включающими поло-ролевые), социальными и интимно-личностными границами. Давайте рассмотрим по отдельности все виды границ. Но мы должны помнить общую закономерность, что все границы формируются последовательно, от рождения и до самого совершеннолетия.

     Самые первые границы, которые выстраивает человек, это физические границы – они включают в себя осознание того, что существует общее социальное физическое пространство. Границы этого пространства начинают формироваться на втором году жизни ребенка. Родители являются для малыша продолжением собственного тела: лицо, волосы – все это он считает продолжением себя, может хватать, тянуть, дергать, пользоваться совершенно свободно, не спрашивая разрешения. Когда ребенок становится старше, то в физическое пространство начинают добавляться территория вокруг себя, личные вещи, предметы, которые человек определяет для себя как персональные (телефон, компьютер, кошелек, записная книжка и т.д.), определенные места в доме. У каждого человека должен быть свой набор личного, в которое никто никогда не вторгается без его разрешения.  Поэтому тут очень часто могут возникать разногласия, когда любимые люди просматривают сообщения или звонки в телефоне без спроса, либо заходят в личную комнату ребенка без стука и т.д. Еще одной интересной ситуацией, которая может часто возникать в семье является проблема совместного пребывания в родительской постели, которую ребенок воспринимает как свою собственную. Для правильного формирования границ важно, чтобы он спал отдельно, пусть и близко к родительскому ложу, это не значит, что он не может позволить себе прийти рано утром к родителям, устроиться поудобнее между ними и подремать, или провести время в веселых и нежных утренних играх. Став взрослым, человек с хорошими физическими границами, не будет вторгаться без спроса на территорию другого, дотрагиваться до незнакомого человека, обнимать и целовать знакомого, или даже близкого без его на то разрешения.  

     Следующие границы, устанавливаемые между человеком и миром – психологические. Они формируются на третьем году жизни. До этого момента младенец бессознательно уверен, что его желания, мысли, эмоции, чувства совпадают с родительскими и малыш автоматически может вызывать в родителе эмоции, которые рождаются у него в сердце, это значит, что он является основным источником всех эмоций близких для себя людей.  Взрослый человек, с хорошими психологическими границами понимает, что он отдельная от другого личность, даже от очень любимого.

     Следующие границы, устанавливаемые человеком, – это границы ролей и правил. Ребенок пятилетнего возраста открывает для себя, что люди отличны от него, что они еще и общаются по определенным правилам и играют определенные роли, причем один и тот же человек может играть разные роли.

Взрослый человек, с хорошими границами правил, умеет относится к ним гибко: свободно и ответственно. Он не всегда выполняет их автоматически и в то же время не отрицает их, каждый раз соотнося свои актуальные задачи, свое состояние-желание и особенности ситуации. Личность, с хорошими границами ролей, всегда отделяет человека от той роли, которую он играет. Умеет по-разному относиться к одному и тому же человеку в разных ролевых ситуациях и никогда их не путает.

     До поступления в школу, т.е. до границы семилетнего возраста для ребенка он и его семья являются единой социальной монадой. Все остальные люди в представлении ребенка дошкольного возраста – это такие интересные и в то же время немного опасные зверюшки, которых можно изучать, но, к которым довольно опасно близко приближаться. И вот, в семилетнем возрасте у школьника появляется первая фигура не близкого, но значимого взрослого – педагога начальных классов. Выстраиваются вертикальные социальные границы. Это первый начальник, руководитель, учитель жизни. У взрослого человека, с хорошими вертикальными социальными границами, существует четкое выверенное представление о вертикали руководителей, которые находятся над ним, при этом непосредственный руководитель воспринимается основным.

     Следующие границы, формируемые личностью - горизонтальные социальные. Они формируются в раннем подростковом возрасте. В этом возрасте ребенок открывает для себя мир сверстников. Мир равных по статусу людей, обладающих равным положением. Взрослый человек, с сформированными горизонтальными социальными границами, обладает четкими критериями, по которым относит человека к категории близких друзей, друзей, приятелей. Обладает кругом людей всех трех категорий, вместе с которыми, на равных строит свою жизнь.

      И еще одни границы, которые устанавливают внутренний мир взрослой    личности и, с одной стороны, отделяют ее от окружающего мира, а с другой позволяют с этим миром взаимодействовать: границы интимно-личностной сферы и профессионального самоопределения. Особенностями межличностных отношений являются: обязательно контакт, длительность и устойчивость контактов, которые основаны на чувствах, как устойчивом эмоциональном отношении одного человека друг к другу. Ядром отношений являются сознательные усилия партнеров, направленные на взаимопонимание, а чувства, выражающиеся в действиях и поступках, задают содержание отношений.

     Подводя итоги нашего с вами общения, очень надеюсь на то, что все виды границ у вас в сформированном состоянии. Очень вам хочется напомнить, что   если мы хотим, чтобы другие уважали наши границы, мы должны уважать их границы тоже. Мы должны быть свободны сказать «нет» или сказать «да» с чистым сердцем. Граница, о которой никто не знает, – это не граница. Мы должны очень четко дать понять другому, что мы хотим и что не хотим, что будем терпеть и что не будем. Мы также должны ясно дать понять, что каждое нарушение границ имеет последствия.

       С искренностью к вам, психолог Николаева Оксана.

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Психологія, Інші матеріали
Додано
17 квітня 2020
Переглядів
297
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку