Департамент освіти Маріупольської міської ради
КЗ «Міський центр позашкільної роботи за місцем мешкання»
Стаття
« Границы: или подпусти меня правильно»
(виконання п.7 Плану роботи закладу за методичною проблемою «Створення психолого-педагогічних умов розвитку життєвих компетенції здорової та просоціальної особистості шляхом формування соціально-емоційних навичок»)
Педагог-організатор
Цдют «Виктория»
Ніколаєва О.Г.
Маріуполь, 2020
Добрый день, мои любимые! Сегодня хотелось бы поговорить с вами про границы и про то, как они влияют на наши взаимоотношения с собой, другими и миром.
Прежде, чем перейти к вопросу какие границы существуют, как их не нарушить и что делать, если нарушили, нам необходимо с вами понять, что такое границы - это реальная или воображаемая линия, отделяющая один объект (тело, процесс или состояние) от другого. Поэтому мы прекрасно должны понимать, что вторжение в них без согласия или разрешения самого человека приравнивается им как акт нападения.
В одной из трактовок психологических исследований человек обладает физическими, психологическими, ролевыми (включающими поло-ролевые), социальными и интимно-личностными границами. Давайте рассмотрим по отдельности все виды границ. Но мы должны помнить общую закономерность, что все границы формируются последовательно, от рождения и до самого совершеннолетия.
Самые первые границы, которые выстраивает человек, это физические границы – они включают в себя осознание того, что существует общее социальное физическое пространство. Границы этого пространства начинают формироваться на втором году жизни ребенка. Родители являются для малыша продолжением собственного тела: лицо, волосы – все это он считает продолжением себя, может хватать, тянуть, дергать, пользоваться совершенно свободно, не спрашивая разрешения. Когда ребенок становится старше, то в физическое пространство начинают добавляться территория вокруг себя, личные вещи, предметы, которые человек определяет для себя как персональные (телефон, компьютер, кошелек, записная книжка и т.д.), определенные места в доме. У каждого человека должен быть свой набор личного, в которое никто никогда не вторгается без его разрешения. Поэтому тут очень часто могут возникать разногласия, когда любимые люди просматривают сообщения или звонки в телефоне без спроса, либо заходят в личную комнату ребенка без стука и т.д. Еще одной интересной ситуацией, которая может часто возникать в семье является проблема совместного пребывания в родительской постели, которую ребенок воспринимает как свою собственную. Для правильного формирования границ важно, чтобы он спал отдельно, пусть и близко к родительскому ложу, это не значит, что он не может позволить себе прийти рано утром к родителям, устроиться поудобнее между ними и подремать, или провести время в веселых и нежных утренних играх. Став взрослым, человек с хорошими физическими границами, не будет вторгаться без спроса на территорию другого, дотрагиваться до незнакомого человека, обнимать и целовать знакомого, или даже близкого без его на то разрешения.
Следующие границы, устанавливаемые между человеком и миром – психологические. Они формируются на третьем году жизни. До этого момента младенец бессознательно уверен, что его желания, мысли, эмоции, чувства совпадают с родительскими и малыш автоматически может вызывать в родителе эмоции, которые рождаются у него в сердце, это значит, что он является основным источником всех эмоций близких для себя людей. Взрослый человек, с хорошими психологическими границами понимает, что он отдельная от другого личность, даже от очень любимого.
Следующие границы, устанавливаемые человеком, – это границы ролей и правил. Ребенок пятилетнего возраста открывает для себя, что люди отличны от него, что они еще и общаются по определенным правилам и играют определенные роли, причем один и тот же человек может играть разные роли.
Взрослый человек, с хорошими границами правил, умеет относится к ним гибко: свободно и ответственно. Он не всегда выполняет их автоматически и в то же время не отрицает их, каждый раз соотнося свои актуальные задачи, свое состояние-желание и особенности ситуации. Личность, с хорошими границами ролей, всегда отделяет человека от той роли, которую он играет. Умеет по-разному относиться к одному и тому же человеку в разных ролевых ситуациях и никогда их не путает.
До поступления в школу, т.е. до границы семилетнего возраста для ребенка он и его семья являются единой социальной монадой. Все остальные люди в представлении ребенка дошкольного возраста – это такие интересные и в то же время немного опасные зверюшки, которых можно изучать, но, к которым довольно опасно близко приближаться. И вот, в семилетнем возрасте у школьника появляется первая фигура не близкого, но значимого взрослого – педагога начальных классов. Выстраиваются вертикальные социальные границы. Это первый начальник, руководитель, учитель жизни. У взрослого человека, с хорошими вертикальными социальными границами, существует четкое выверенное представление о вертикали руководителей, которые находятся над ним, при этом непосредственный руководитель воспринимается основным.
Следующие границы, формируемые личностью - горизонтальные социальные. Они формируются в раннем подростковом возрасте. В этом возрасте ребенок открывает для себя мир сверстников. Мир равных по статусу людей, обладающих равным положением. Взрослый человек, с сформированными горизонтальными социальными границами, обладает четкими критериями, по которым относит человека к категории близких друзей, друзей, приятелей. Обладает кругом людей всех трех категорий, вместе с которыми, на равных строит свою жизнь.
И еще одни границы, которые устанавливают внутренний мир взрослой личности и, с одной стороны, отделяют ее от окружающего мира, а с другой позволяют с этим миром взаимодействовать: границы интимно-личностной сферы и профессионального самоопределения. Особенностями межличностных отношений являются: обязательно контакт, длительность и устойчивость контактов, которые основаны на чувствах, как устойчивом эмоциональном отношении одного человека друг к другу. Ядром отношений являются сознательные усилия партнеров, направленные на взаимопонимание, а чувства, выражающиеся в действиях и поступках, задают содержание отношений.
Подводя итоги нашего с вами общения, очень надеюсь на то, что все виды границ у вас в сформированном состоянии. Очень вам хочется напомнить, что если мы хотим, чтобы другие уважали наши границы, мы должны уважать их границы тоже. Мы должны быть свободны сказать «нет» или сказать «да» с чистым сердцем. Граница, о которой никто не знает, – это не граница. Мы должны очень четко дать понять другому, что мы хотим и что не хотим, что будем терпеть и что не будем. Мы также должны ясно дать понять, что каждое нарушение границ имеет последствия.
С искренностью к вам, психолог Николаева Оксана.