STEM - урок. "Правописание НЕ с именами существительными."

Про матеріал
На уроке я формировала компетенцию экологической грамотности, прививала бережное, ответственное отношение к экологической ситуации на планете. Акцентировала внимание на необходимости утилизации отходов, чтобы не допустить загрязнения окружающей среды. Отношение к языку сейчас неоднозначно, поэтому по средствам ценностно-смысловую компетентность я акцентировала внимание учеников на важности изучения языка, как одной из составляющих развития цивилизации. Формировала предметные компетентности по изучению правописания не с именами существительными, вырабатывали навыки по правильному написанию не с именами существительными. На уроке использовала методику СТЕМ-урока, которая связана с инженерией, наукой и техникой, на уроке был задействован объект робототехники ВАЛЛИ, создавали модель космического корабля, проводили исследование по выращиванию цветка.
Перегляд файлу

Тема : Правописание НЕ с именами существительными.

Цель урока : ( формирование компетенстностей) предметные ( формирование знаний о правописании НЕ с  именами существительными,  создать условия речемыслительной деятельности учащихся по формулированию правила правописания не с именами существительными, организовать деятельность учащихся по выработке навыка правильного написания не с именами существительными,  научить отличать приставку, частицу не и не – часть корня);коммуникативная  компетентность (создать условия речемыслительной деятельности для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления,  организовать деятельность для развития умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание, развивать познавательный интерес, направить личности на совместную деятельность и взаимодействие с другими учениками.); Ценностно-смысловая компетентность (  формировать бережное отношение к слову как духовной ценности народа, интерес и любовь к русскому языку, настойчивость в достижении цели, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, уважительное отношение к индивидуальным особенностям личности).

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие с элементами STEM - урока

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, дидактический материал, конструктор  Lego.

 

Ход урока.

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает правил.

А.П. Сумароков

  І. Организационный момент.

 

Вот и прозвенел звонок,

 нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

 и друг другу улыбнитесь.

 А теперь садитесь!

II.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ

Видеосопровождение  СЛАЙД 2

"Все в твоих руках". (Притча) "Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них задумался : «  А если вопрос, на который Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил : « Скажите, какая бабочка у меня в руках : живая или мертвая?». Не глядя на руки ученика, Мастер ответил : « Все в твоих руках»

 Слово учителя   СЛАЙД 3:На сегодняшнем уроке все в наших руках, любая задача нам по плечу. В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой мы будем творчески и креативно мыслить, в этой атмосфере мы сможем без труда рассмотреть правила правописания не с существительными. Особенности написания существительных, когда не является частицей, частью корня, приставкой.  Все в наших руках!

Слово учителя: В наших руках помочь герою из будущего. Слайд 4

 Сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо, в котором необычный герой обращается за помощью, но к сожалению я не в силах в одиночку ему помочь.

ПИСЬМО ВАЛЛИ  СЛАЙД 5

Я очень обеспокоен тем, что планета на которой я обитаю становится грязной и запущенной. Я очень много работаю, чтобы она стала чище, но все тщетно. Я стараюсь под огромными глыбами мусора найти остатки цивилизации или то, что по истине прекрасно. Единственное, что меня утешает и радует- это растение, которое я нашел среди мусора. Оно очень хрупкое и его так же легко погубить как и цивилизацию. Мне очень одиноко на этой планете. Поэтому прошу помочь и сберечь цивилизацию и скрасить мое одиночество.

Беседа

1.Узнали ли вы этого героя? ( Это  Валли- герой  фантастического мультфильма от студии Walt Disney Pictures), ( в рейтинге лучшие зарубежные мультфильмы 2008 года занимает 1 место)

2. Что вы знаете о нем и его судьбе? ( Когда Земля стала непригодна для жизни и люди были вынуждены ее покинуть. Единственный, кто остался на планете – это робот ВАЛЛ-И. Изо дня в день он занимается выполнением заложенной в нем программы – собирает и утилизирует мусор)

(Длительная работа ВАЛЛИ способствовала развитию в нём личности. Он собирает всевозможные остаткибылой цивилизации)

( Он так же любит собирать интересные вещи в мусоре. Ему так же присущи храбрость и изобретательность. ВАЛЛ-И может произносить только одно слово, но делает это с выражением)

(В один из рабочих дней, ВАЛЛ-И, пытался вскрыть старый холодильник лазером, неожиданно для себя самого, находит живой росток дерева. ВАЛЛ-И перемещает его вместе с почвой в своеобразный горшок — старый башмак, и забирает его себе домой)

( не смотря на то, что он робот и является сложным механизмом он стремиться сохранить остатки цивилизации, способен на жалость, симпанию, сострадание)

3. Что делаете вы, чтобы наша планета не  была загрязнена огромными глыбами мусора, как на планете Валли?

Слово учителя: Для каждого из нас очень важно не быть равнодушным к проблемам экологии, в одной из криворожских газет были написано о небезразличных людях нескольких домов, которые  бытовые отходы приспосабливают к своим потребностям:  кофейным  жмыхом посыпают дорожки, сортируют отходы, утилизируют их. Это общее дело их сплочает .

4. В наших ли руках помочь планете быть чище?

СЛАЙД 6

Слово учителя: Валли так же пытается изо всех сил навести порядок на планете и сохранить то, что давно исчезло, а именно цивилизацию. Цивилизация- это Ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической формации.

Постановка проблемного вопроса Слайд 7

А можем ли мы представить развитие общества без качественного развития языка?

Ответы детей:

Упражнение « Диалог личностей» Слайд 8

1. Чем богаче и разнообразней речь народа, тем более развито мышление народа и тем выше его интеллект, который способствует развитию культуры народа и цивилизации.

2 Язык необходим для коммуникации между людьми, поэтому чем чище он и грамотнее, тем проще человека понять и наладить с ним контакт. Когда общество сплоченное оно имеет больше шансов на развитие.

3. Давайте вспомним  библейское предание  « Вавилонская башня». Самое сложное дело  спорилось в руках жителей Вавилона, они слажено и дружно строили высокую башню потому,что говорили на одном языке. Но как только слова развеялись и перемешались работать сообща уже не было возможности. Поэтому я считаю ,что язык является важной составляющей развития цивилизации.

Слово учителя:

Эпиграфом нашего урока мы взяли высказывание Слайд 9

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает правил.

Александр Петрович Сумароков(русский поэт, драматург)

Любовь к языку связана с умением «вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, грамотно  писать.

Над этими умениями мы работаем каждый урок. И сегодняшний не исключение.

ІV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ.

Кроссенс Слайд 10

Слово учителя: Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном как самостоятельной  части речи при помощи технологии

 « Кроссенс» (это ассоциативная головоломка из  девяти изображений расставленных в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько)

Части речи – группа слов, объединенных на основе общности лексических ,грамматических значений , морфологических особенностей, синтаксических функций.

кроссенс (2).jpg

ІІІ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ СЛАЙД 11

Слово учителя : На сегодняшнем уроке мы с вами  познакомимся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; научимся различать НЕ как часть корня, приставку, частицу. Проанализируем значение языка для развития культуры и цивилизации. Поможем Валли и отправим ему сегодняшние наши наработки, чтобы ему не было так трудно искать остатки культуры и цивилизации.

Открываем Рабочие тетради и записываем число, классная работа, тема урока. СЛАЙД 12

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛ.

Слово учителя: СЛАЙД 13

Откройте, пожалуйста, посылки от нашего космического друга. Там вы найдете додекаэдр , на каждой грани которого для нас задание. Грань № 1. Откройте страницу учебника 171 « Правописание не с именами существительными».Давайте вместе рассмотрим правила.

1.Объяснение учителя. СЛАЙД 14

Новые существительные могут образовываться путем прибавления к существительному частицы не, которая в этом случае становится префиксом и поэтому пишется слитно, например: https://subject.com.ua/lesson/rus/6klas/6klas.files/image044.jpg Слова с префиксом не- обычно можно заменить сходными по значению словами, но без этого префикса, например: неправда — ложь, недруг — враг.

Некоторые существительные не употребляются без префикса не- и поэтому всегда пишутся с не слитно, например: невзгоды, ненастье, неряха, невежда, невидаль, недуг, нелепость, неожиданность.

Префикс не- надо отличать от частицы не. Частица не пишется отдельно, служит не для образования слов, а для отрицания. После существительного, перед которым стоит частица не, имеется или подразумевается слово с противоположным значением с союзом а, например: 1) То, что он говорил, правда? — Нет, это не правда, а ложь. 2) Он ваш друг? — Нет, не друг (а враг).

 

Грань № 2   СЛАЙД 15  ***

Объяснительный диктант.

Запишите предложения, загадки отгадайте. Объясните написание не с существительными.

1) Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь. (Самолет) 2) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга) 3) Не работа сушит, а забота. 4) Небылица на тараканьих ножках ходит.

Слово учителя: Обратите внимание на особенность написание не с существительными в этом задании. Какова особенность?

Грань № 3

Объясните правописание не с существительными. ( устно)

1) Не терпение тут нужно, а умение. 2) Нетерпение ( желание) так и сквозило в каждом его взгляде. 3) Не только умение необходимо в каждом деле, но и знания.. 4) В задержке весеннего сева была виновата не погода. 5) Расшумелась, разгулялась непогода.

Слово учителя: В чем особенность написания  не с именами существительными в этом задании?

Грань № 4

Творческий диктант.****

Замените выделенные слова или словосочетания существительными с префиксом не-.

1) Плохо обдуманное дело может окончиться провалом (неудачей). 2) В движениях начинающего кататься на коньках чувствуется какое-то сомнение (неуверенность). 3) В новом костюме я чувствовал некоторое стеснение (неудобство). 4) В сказках встречаются разные выдумки (небылицы). 5) Подозреваемый вполне доказал отсутствие своей вины (невиновность).

 Грань № 5****

Найти ассоциации.

( ученики маркером соединяют слова и соответствующие им изображения)

Вы обратили внимание на правописание существительных в этом упражнении? Почему они пишутся слитно?

Слово учителя:

Валли на своей планете очень одиноко, я предлагаю вам построить самостоятельно летающий корабль , который нам поможет путешествовать или отправить все наши сегодняшние наработки Вали, чтобы он не чувствовал себя одиноким.  Каждое правильно написанное слово будет отождествляться с деталью нашего космического самолете. Возьмите, пожалуйста, из посылки конструктор  LEGO.

Грань № 6***

Распределительный диктант

Осенняя (не)погода( ливень,вьюга); настоящий (не)ряха; (не)веселье, а грусть; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда; обнаруженная (не)правда; настоящий (не)вежда.

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

 

Слово учителя: Обратите внимание, что помогло нам построить космический корабль?

То есть изучая язык, мы не только совершенствуем наши знания и умения, но и можем создавать модели летающих аппаратов.

Грань № 7

Творческий диктант. По лексическому значению угадать слово, записать его.

В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (Небылица)

Неизвестный человек (Незнакомец) (инкогнито)

Неаккуратный человек (Неряха)

Грубый, невоспитанный человек (Невежа)

Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (Невежда)

Растение с мелкими, голубыми цветками (Незабудка)

Грань № 8

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление или

отрицание.; как пишется не с данными существительными?

1.  (Не)погода помешала уборке урожая, а …

2.  (Не)счастье помогло исследователю, а …

3.  (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …

4.  (Не)друг ты мне, а …

5.  (Не)воля ожидала его, а …

Использование структуры Corners-Конэрс

1 номер выписывает слова, где НЕ часть корня, 2- Не –приставка.,3-Не-частица.Выходят и встают по указанным углам. Выбирают себе партнера из другого угла и объясняют написание.

(Не)нависть к врагу,-1

остановиться в (не)решительности-2

(не)вежливость, а грубость,3

страшное (не)настье,1

(не)правда , а ложь ,3

выразить (не)годование, 1

(не)внимательность на уроке 2

несмелость друга 2

весёлый (не)поседа,1

(не)друг, а враг, 3

(не)серьезность в работе-2

(не)акула и (не) кит-3

 

VIІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА СЛАЙД 16

Слово учителя:

Валли на своей планете трепетно и бережно относился к растению, которое нашел среди гор мусора. Он робот и не способен на чувства, но не смотря на это он оберигал его, дорожил им и прятал в старом башмаке, потому что боялся навредить этому хрупкому созданию.

СЛАЙД 18

Язык - это красочный, душистый, неувядающий цветок, который вечно цветет, преодолевая время, бросая красочную ленту из прошлого в будущее, потому надо в чистоте беречь это нетленное сокровище, прислушиваясь к советам известного украинского поэта Максима Рыльского:

СЛАЙД 19-20-21

Учень

Як парость виноградної лози,
Плекайте мову. Пильно й ненастанно
Політь бур'ян. Чистіша від сльози
Вона хай буде. Вірно і слухняно
Нехай вона щоразу служить вам,
Хоч і живе своїм живим життям.
Прислухайтесь, як океан співає —
Народ говорить. І любов, і гнів
У тому гомоні морськім. Немає
Мудріших, ніж народ, учителів;
У нього кожне слово — це перлина,
Це праця, це натхнення, це людина.
Не бійтесь заглядати у словник:
Це пишний яр, а не сумне провалля;
Збирайте, як розумний садівник,
Достиглий овоч у Грінченка й Даля,
Не майте гніву до моїх порад
І не лінуйтесь доглядать свій сад

Слово учителя

СЛАЙД 22

Валли нам прислал  маленький, хрупки цветок, который как и наш язык требует тщательно ухода, трепетного отношения к нему.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели правила правописания не с существительными. Мы на славу поработали над чистотой, правильностью нашей речи, поэтому мы можем полить животворящей влагой наш цветок, который с каждым уроком будет расти.

СЛАЙД 23

 В конце темы « Имя существительное как часть речи» мы  проследим как вырос наш цветок, нет ли сорняков, которые мешают ему расти.

VIIІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД 24

Составить диалог- сценку со словом невежда, недруг, неряха.

 

 

На уроке я формировала компетенцию экологической грамотности, прививала бережное, ответственное отношение к экологической ситуации на планете. Акцентировала внимание на необходимости утилизации отходов, чтобы не допустить загрязнения окружающей среды. Отношение к языку сейчас неоднозначно, поэтому по средствам ценностно-смысловую компетентность я  акцентировала внимание учеников на важности изучения языка, как одной из составляющих развития цивилизации. Формировала предметные компетентности по изучению правописания не с именами существительными, вырабатывали навыки по правильному написанию не с именами существительными. На уроке использовала методику СТЕМ-урока, которая связана с инженерией, наукой и техникой, на уроке был задействован объект робототехники ВАЛЛИ, создавали модель космического корабля, проводили исследование по выращиванию  цветка.

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Дейдей Тетяна Миколаївна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
19 квітня 2020
Переглядів
853
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку