Тема урока: Связи организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о сенсорных системах, как основных системах контроля за изменениями внешней и внутренней сред человека.
Оборудование и материалы: таблица – схема «Строение сенсорных систем», учебник для 9 класса «Биология 9».
Ход урока:
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
Беседа: жизнь человека, его действия зависят от сообщений, которые мы получаем из внешней среды: зазвонил будильник – пора вставать, вылез из кровати, ощущаем холод – надо одеться, с кухни потянуло запахом кофе – мама приготовила завтрак.
Долгое время было не ясно, каким образом события внешнего мира и внутренние изменения преобразуются в ощущения. Объяснение нашел российский физиолог Иван Петрович Павлов. Он создал учения об анализаторах, или сенсорных системах. Целью нашего сегодняшнего урока будет изучить особенности строения анализаторов, а так же познакомиться с основными органами чувств человеческого организма.
Человек, воспринимает окружающий его мир в основном с помощью 5 чувств. Это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Организм человека имеет специальные системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих определенный вид раздражений, которые действуют на человека. Такие системы называют сенсорными. Итак, сенсорные системы ( анализаторы ) – это совокупность образований, которые воспринимаю, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма. Каждый анализатор состоит из трех частей.
Части анализатора ( сенсорной системы ) |
Периферический отдел ( рецептор ) |
Проводниковый отдел ( чувствительные нервы) |
Центральный отдел ( специальные зоны коры больших полушарий ) |
Рецепторы являются воспринимающим звеном, нервные пути проводят информацию в мозговые центры, а те обрабатывают пришедшую информацию.
Сенсорная система человека состоит из следующих подсистем ( виды анализаторов):
- зрительный;
- слуховой;
- вестибулярный;
- обонятельный;
- вкусовой;
- сенсомоторный;
- висцеральный ( внутренней среды).
Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую систему и питаю наш мозг информацией.