: Связи организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов.

Про матеріал
Тема урока: Связи организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов. Цель урока: сформировать у учащихся представление о сенсорных системах, как основных системах контроля за изменениями внешней и внутренней сред человека.
Перегляд файлу

Тема урока: Связи организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о сенсорных системах,  как основных системах контроля за изменениями внешней и внутренней  сред  человека.

Оборудование  и материалы: таблица – схема «Строение сенсорных систем»,  учебник для 9 класса «Биология 9».

Ход урока:

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний

Беседа: жизнь человека, его действия зависят от сообщений, которые мы получаем из внешней среды: зазвонил будильник – пора вставать, вылез из кровати, ощущаем холод – надо одеться, с кухни потянуло запахом кофе – мама приготовила завтрак.

  • Каким путем человек получает эту информацию?
  • Что произойдет, если прекратится поступление к нам информации?
  • Почему в темноте наши движения становятся неуверенными? Какие органы чувств при этом сообщают нам про местонахождения предметов?
  1. Мотивация учебной деятельности

Долгое время было не ясно, каким образом события внешнего мира и внутренние изменения преобразуются в ощущения. Объяснение нашел российский физиолог Иван Петрович Павлов. Он создал учения об анализаторах, или сенсорных системах. Целью  нашего  сегодняшнего  урока  будет  изучить  особенности  строения  анализаторов, а  так  же  познакомиться  с  основными органами  чувств  человеческого   организма.

  1. Изучение нового материала

Человек, воспринимает окружающий его мир в основном с помощью 5 чувств. Это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Организм человека имеет специальные системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих определенный вид раздражений, которые действуют на человека. Такие системы называют сенсорными. Итак, сенсорные системы ( анализаторы ) – это совокупность образований, которые воспринимаю, передают и анализируют информацию из окружающей и внутренней среды организма. Каждый анализатор состоит из трех частей.

Части анализатора ( сенсорной  системы )

 

 

Периферический отдел

( рецептор )

Проводниковый отдел

( чувствительные нервы)

Центральный отдел

( специальные зоны коры больших полушарий )

 

Рецепторы являются воспринимающим звеном, нервные пути проводят информацию в мозговые центры, а те обрабатывают пришедшую информацию.

Сенсорная система человека состоит из следующих подсистем ( виды анализаторов):

- зрительный;

- слуховой;

- вестибулярный;

- обонятельный;

- вкусовой;

- сенсомоторный;

- висцеральный ( внутренней среды).

Все эти многочисленные сенсорные каналы сливаются в могучую систему и питаю наш мозг информацией.

 

 

docx
До підручника
Біологія 8 клас (Жолос О.В., Толстанова Г.М., Ягенська Г.В., Додь В.В., Довгаль І.В., Ходосовцев О.Є., Костіков І.Ю., Волгін С.О., Сиволоб А.В., Скрипник Н.В.)
Додано
19 серпня 2019
Переглядів
1607
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку