ПРОСЛЕЖИВАНИЕ
Техника «прослеживание» предназначена для изучения в деталях специфических схем поведения, мышления и чувств, в конкретной семье. Техника помогает отследить симптом, особенности коммуникации, факты из истории семьи, семейные мифы.
Через разыгрывание ролей и выполнение различных заданий консультант и члены семьи организуют взаимодействие между собой. Консультант как бы «вливается» в конкретную стандартную семейную ситуацию при этом, отмечает давление (воздействие), оказываемое на него семьей, которая стремиться организовать его поведение таким образом, чтобы оно соответствовало их привычным паттернам внутрисемейного взаимодействия. Суть в том, что сначала консультант вслушивается в историю и затем фокусирует внимание на природе межличностных взаимоотношений в семье и направляет членов семьи к применению нового поведения в стандартных ситуациях.
С. Минухин [1] отмечал, что роль консультанта в данной технике подобна иголке, следующей по желобу в записывающем устройстве. Внешне прослеживание представляет собой серию проясняющих вопросов, одобрительных комментариев или выяснения подробностей в рассказах членов семьи. Консультант занимает позицию заинтересованной стороны в недирективном ключе. Для него важно проследить системную последовательность развёртывания стандартных схем поведения, прояснить природу симптоматического поведения, его последовательность. Определить образующую петлю само-подкрепляющейся обратной связи. Поэтому консультант может задавать следующие вопросы: «Кто первый проявит инициативу и начнет действовать в данной ситуации? Что будет сказано в ответ и кем?» и др. Консультанту важно отслеживать жалобу идентифицированного пациента, вскрывая процесс, посредством которого семья начинает поддерживать его в фрустрирующем положении, некой «ловушке», которая подкрепляет симптом. Консультант попеременно присоединяется то к одному, то к другому члену семьи, благодаря чему, он поддерживает личностную позицию каждого и, одновременно бросает вызов сложившимся в семье схемам отношений. Здесь, консультантом выдвигается вопрос на осознание реальной проблемной ситуации, который выглядит так: «Вы действительно хотите остаться в этой наблюдаемой Вами сейчас позиции?»
«Прослеживание» помогает высвечивать прошлый опыт в конкретных жизненных ситуациях. Техника позволяет консультанту наблюдать действительную последовательность событий - выяснить то, какой вклад вносит в нее каждый член семьи. Техника может быть использована как в ходе беседы, так и в специальных упражнениях, например, в разыгрывании событий из жизни семьи, или в других играх.
Пример: мать, которая воспитывает 15-летнего сына одна, недовольна его поведением, учёбой в школе и сетует на то, что он не помогает ей по дому. Консультант обращается к обоим и к сыну и к матери: «Проговорите типичную конфликтную ситуацию, которая приводит Ваши отношения традиционно в тупик. Сделайте это так, будто меня и нет рядом с Вами, прошу Вас давать ответы друг другу - как Вы привыкли. Кто из Вас начнёт первым общение?».
Консультант обращается к сыну:
«Как Вы чаще всего отвечаете, когда мама обращается к Вам с просьбой помочь ей по дому?; «Что Вы чувствуете, когда она недовольна Вами?»
Консультант обращается к матери:
«Когда Вы обращаетесь к сыну, какой ответ Вы от него хотите услышать?»; «Когда Ваш сын отвечает таким образом, что Вы чувствуете?».
Консультант обращается и к матери и к сыну:
«Как видите, Ваше общение, в подобной ситуации традиционно приходит в тупик. Хотели бы Вы что-то изменить?» и др.
Список литературы