Цель:
Образовательная – формировать умение определять характерные особенности географического положения Африки, характеризовать основные этапы исследования материка.
Развивающая – способствовать формированию познавательного интереса к материалу, изучаемому разделу; продолжать формировать практические умения пользоваться географическими картами.
Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения.
Тип урока: изучение нового материалаУрок №_______ 7 класс Дата_____________________
Тема. Исследование и освоение материка Африка.
Цель:
Образовательная – формировать умение определять характерные особенности географического положения Африки, характеризовать основные этапы исследования материка.
Развивающая – способствовать формированию познавательного интереса к материалу, изучаемому разделу; продолжать формировать практические умения пользоваться географическими картами.
Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: проектор, компьютер, физическая карта мира, атласы, учебники.
ХОД УРОКА
І Организационный момент
ІІ Мотивация учебной и познавательной деятельности
Сегодня мы продолжаем изучать и исследовать материк Африка
Уже по меньшей мере миллиард лет, как наша земля покрыта твердой оболочкой, в которой выделяются выступы континентов и впадины океанов.
Как вам уже известно, континенты, или материки, - это большие массивы суши, со всех сторон окруженные водой. Каждый материк имеет свои природные особенности. Прежде, чем перейдем к изучению первого материка, давайте вспомним знаменитую песенку Красной шапочки?
Если долго-долго-долго.
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Ехать, топать и бежать,
То возможно, то наверно,
То, наверно, верно-верно,
Можно в Африку прийти!
А в Африке горы вот такой вышины,
А в Африке реки вот такой ширины.
А, ах, крокодилы, бегемоты,
А, ах, обезьяны, кашалоты,
А, ах, и зеленый попугай.
Как вы уже догадались, сегодня мы продолжаем изучение первого материка – Африка. С каким словом у вас ассоциируется материк «Африка»?
(Дети называть ассоциации и записывают на доске в виде паутины)
Почему именно Африка? Возможно, потому, что это материк, существовании которого европейцы узнали первыми. А возможно, и потому, что Африка и до сих пор привлекает своей наразгаданностью. На ее необъятных пространствах есть места, где еще не ступала нога человека. Африка это:
Вот такая она, Африка, необычная и загадочная.
ІІІ Изучение нового материала
Тема нашего урока « история исследования и открытие материка»
(Дети записывают в тетрадь)
Цель нашего урока:
А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему Африку назвали Африкой? Существует несколько версий происхождения этого названия. (Дети знакомятся в учебнике страница 66)
Представьте теперь, что вы путешественники. Ваша экспедиция отправляется в Африку и по возвращении вы должны рассказать об особенностях материка. Путеводителем для нас будет служить план характеристики географического положения материка (форзац учебника).
(Африка единственный материк, который почти посредине пререкается экватором. Следовательно, Африка лежит в обоих полушариях Земли. Поэтому, когда в Северном полушарии лето, то в Южном – зима. Почти целиком Африка располагается между двумя тропиками в жарком поясе – экваториальном, субэкваториальном и тропических климатических поясах. Поэтому это самый жаркий материк на Земле).
(Относительно нулевого меридиана Африка лежит в основном в Восточном полушарии, частично – в Западном).
(Крайние точки материка указывают на его размеры и протяжённость. Крайняя северная точка Африки - мыс Рас-Энгела, крайняя южная - мыс Агульяс (Игольный). Расстояние между ними около 8 000 км. Крайняя западная точка - мыс Альмади, крайняя восточная - мыс Рас Хафун. Протяжённость Африки с запада на восток – 7 500 км. По площади она уступает только Евразии.)
Задание
мыс Рас-Энгела - 37 0 с.ш., 10 0 в.д.
мыс Агульяс (Игольный) - 35 0 ю.ш., 20 0 в.д.
мыс Альмади - 15 0 с.ш., 17 0 з.д.
мыс Рас Хафун - 11 0 с.ш., 50 0 в.д.
(Объяснение: 111,31 км, 111, 33 км – приблизительная длина 10 меридиана и параллели вблизи экватора)
Протяжённость по меридиану 20 0 в.д.
350 ю.ш. + 320 с.ш. = 670
111,31 км х 670 = 7457 км
Протяженность по экватору:
430 в.д. – 90 в.д. = 340
111,33 км х 340 = 3784,2 км
(От других материков Африку отделяют водные просторы Атлантического и Индийского океанов, омывающих её берега. Исключение Евразия, к которой она прилегает почти вплотную. От Европы Африку отделяет Средиземное море и Гибралтарский пролив (шириной до 4 км). С Азией Африка соединяется узкой (120 км) полоской суши - Суэцкий перешейком. В ХІХ в. был прорыт Суэцкий канал. От Азии Африку отделяют Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив).
(Путешествие в слово - значение Красное море, стр. 67)
(Береговая линия Африки расчленена слабо. Наибольшие заливы - Аденский залив и Гвинейский залив - широко открыты к океану. На востоке материка выступает единственный крупный полуостров - Сомали. Самый большой остров Мадагаскар от материка отделяет Мозамбикский пролив. Берега Африки обрывистые, с крутыми уступами, удобных бухт мало.)
Ваша экспедиция вернулась домой. Что вы узнали о материке?
(Дети дают характеристику)
Первые сведения о материке накапливались в Древнем Египте задолго до нашей эры. Египтяне осуществляли дальние плавания вдоль берегов Красного моря на юг. Фараоны посылали своих подданных в страну Пунт (ныне – Эфиопия и Сомали) за слоновой костью, золотом, ценными породами древесины.
А для европейцев и азиатов – ближайших соседей Африки – на протяжении столетий материк оставался неизвестной землей. Древние греки, римляне, арабы считали Африку островом или полуостровом Азии. Бытовало мнение, что жить в жарком экваториальном климате невозможно, что солнце там обжигает людей до черноты, а море кипит и испаряется.
В ХV в. немало усилий для исследования береговой линии Африки приложили португальские мореплаватели, которые искали путь в Индию. (Вспомните, кто это был?)
Батроломеу Диаш прошел вдоль западного побережья Африки до ее южных окраин. Он открыл Мысы Доброй Надежды и Агульяс.
Впервые очертания Африканского континента были установлены в поисках пути в Индию (Кем?) – Васко да Гамма. Португальцы привезли в Европу первых чернокожих африканцев-рабов. Это был позорный и жестокий период в истории человечества.
В тоже время внутренние районы материка оставались неисследованными. В ХІХ в. Английский врач и путешественник Давид Ливингстон пересек Южную Африку с запада на восток. Увлекшись изучением природы, он осуществил плавание по реке Замбези, открыл на ней водопад Виктория, исследовал озера Ньяса и Танганьика, описывал местные виды растений и животных. Побывал в Калахари и установил, что это не пустыня, а полупустыня. Поражает точность с какой врач, не имея специальной географической подготовки, нанес объекты на карту. Ливингстон пытался найти исток Нила, но тяжело заболел и умер.
Географическую карту Африки уточнили только в средине ХХ в. Но до сих пор материк хранит немало тайн.
ІV Закрепление изученного материала
Игра «Верю – не верю».
Вопросы
V Подведение итогов урока
Выставление оценок
VІ Домашнее задание
1