Цель урока: изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием компьютерной технологии.
Задачи.
Образовательные.
-Дать характеристику климата Африки, доказать, что Африка – самый жаркий материк.
-Выявить влияние климатообразующих факторов на климат материка.
-Охарактеризовать климатические пояса и области Африки.
-Продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами.
-Начать формирование умения работы с климатическими диаграммами.
Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, навыков самооценки и взаимопроверки.
Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задания.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический.
Урок №_______ 7 класс Дата_____________
Тема "Климат Африки.Климатические пояса и типы климата"
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием компьютерной технологии.
Задачи.
Образовательные.
-Дать характеристику климата Африки, доказать, что Африка – самый жаркий материк.
-Выявить влияние климатообразующих факторов на климат материка.
-Охарактеризовать климатические пояса и области Африки.
-Продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами.
-Начать формирование умения работы с климатическими диаграммами.
Воспитательные: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников, навыков самооценки и взаимопроверки.
Развивающие: развивать умения работать с картой, читать карту, решать проблемные задания.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический.
Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану,
проектор,компьютер.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Целеполагание и мотивация
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Африка - самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем другие материки. Там всегда высоко стоит Солнце над горизонтом, а два раза в год в любой точке оно бывает в зените. (Слайд 1)
На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с климатом Африки – ведь во многом климат материка зависит от рельефа. (Слайд 2)
Вспомним:
-Что такое рельеф?
-Какие формы поверхности суши вы знаете? Как они делятся по высоте?
III. Актуализация знаний
-“Африка – самый жаркий материк”. Докажем это утверждение (Слайд 3, 4, 5).
-Самая высокая температура на Земле +58°С.
-Большая часть Африки расположена между экватором и тропиками, т.е. в жарком тепловом поясе Земли. (Почему здесь жарко? Солнце находится в зените, т.е. солнечные лучи падают прямолинейно)
-На большей части Африки среднегодовая температура не ниже +20°С.
-Среднемесячная температура не ниже +8°С.
Каков же климат Африки? Для этого используем тематическую карту – климатическую. Откроем климатическую карту атласа. Как работать с климатической картой? Обратим внимание на условные знаки. Что можно определить?
Климат Африки: работают ученики, делают запись в тетради:
-Абсолютный максимум t? (У г.Триполи +58°С)
-Абсолютный минимум t? (У г.Маунг -4°С)
-Больше всего осадков выпадает? (На побережье Гвинейского залива более 2000 мм в год)
-Менее всего осадков выпадает? (В северной и южной частях материка в пустынях Сахара и Намиб менее 100 мм в год)
-Для Северной Африки средняя t? (Января +22°С, июля +24°С)
-Для Южной Африки средняя t? (Января +16°С, июля +8°С)
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы (Слайд 6). И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку (Слайд 7). Работая с проектированной картой атласа, ребята называют и определяют географическое положение каждого климатического пояса Африки.
Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.
– Особенности климата любой территории характеризуют климатические диаграммы, с которыми мы сейчас и познакомимся. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работа со слайдами 8, 9, 10.
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам (раздаточный материал):
--Средняя температура января.
--Средняя температура июля.
--Годовое количество осадков.
--Режим выпадения осадков.
--Господствующие ветры в январе, июле.
--Климатический пояс и область:
№ 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный № 3 – тропический, №4 - субтропический
IV. Проверка уровня усвоения материала.
Пользуясь картой в атласе (Климат Африки), текстом § 26 и слайдами заполни таблицу “Климатические пояса Африки”. (Слайды 11-17)
Самопроверка: Слайд 18.
Внимательно рассмотри климатическую карту Африки. (Слайд 20)
Ответь на вопросы:
--На каком склоне Драконовых гор выпадает больше осадков?
--Почему на западном побережье Африки образуется пустыня Намиб?
--Почему при значительной протяженности с севера на юг Африка имеет небольшой набор климатических поясов?
Узнайте климатический пояс. (Слайд 21)
--Климатический пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш. между 17-30° с. ш. и 2-30° ю. ш.
--Жарко и сухо в течение всего года.
--Тепло и сухо зимой, тепло и дождливо летом.
--Тепло, дождливо в течение всего года.
--Весь год преобладают сухие воздушные массы, дуют пассаты.
--Весь год преобладают влажные воздушные массы.
--Летом влажные воздушные массы, зимой сухие.
--Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени+50 °С.
--Зима жаркая, рост трав и деревьев почти прекращается или замедляется.
--Осадков выпадает очень мало, летом и зимой менее 100 мм.
--Осадков выпадает 800-1000 мм в год, главным образом летом.
--Одно время года.
--Климат средиземноморский.
Самопроверка: Слайд 22.
V. Итог урока.
Анализ работы учеников – выставление оценок за урок.
Домашнее задание (слайд 23):
1) параграф 26,
2) задание по контурной карте: указать границы климатических поясов
3) творческое задание: ответить на вопрос: какой из климатических поясов наиболее благоприятен для жизни человека и почему? (В тетрадях)