9 класс. Урок развития речи "Словари русского языка"

Про матеріал
Матеріал уроку навчає дітей прийомам роботи з довідковою літературою, вчить дискутувати, будувати висловлювання за вказаною темою.
Перегляд файлу

9 класс

Русский язык

15.04.2018

Учитель Малярова В.М.

 

Тема. Обобщение и систематизация знаний. Словари русского языка.

Задачи урока.

  • Систематизировать  знания учащихся о словарях русского языка; продолжить работу по формированию умений пользоваться словарями разных типов, извлекать информацию, необходимую для решения языковых задач.
  • Развивать навыки работы с научной и справочной литературой.
  • Воспитывать культуру речи, обогащать речь учащихся.

Оборудование: учебные тексты, словари разных типов, плакат «Мир словарей», интерактивный плакат.

Форма деятельности – групповая.

 

Ход урока

 

І. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Сегодня урок необычный, гости у нас тоже необычные – умные, научные, грамотные и трудолюбивые. Встречайте: словари русского языка.

Работа над развитием и культурой речи.

Индивидуальные задания: инсценируйте текст. Задания предлагаются на карточках.

Задание классу: определите по содержанию реплик названия словарей.

Карточка 1. Первый словарь: Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался в душ. От холодной воды у меня по коже побежали мурашки, но я с горем пополам помылся и отправился на кухню.

Карточка 2. Второй словарь: Мама предложила мне бифштекс, пюре, какао. Но я предпочел бутерброд с чашкой кофе.

Карточка 3. Третий словарь: В семь часов началась любимая спортивная передача. Вслушиваюсь… То и дело звучат слова: слалом, биатлон. Что же они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать. Слалом – это скоростной спуск  гор по извилистому пути; биатлон – лыжная гонка с остановками для стрельбы.

Карточка 4. Четвертый словарь: Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора за работу: думать, размышлять, соображать, ломать голову, шевелить мозгами.

(Для справок: толковый словарь, словарь синонимов, словарь иностранных слов, словарь фразеологизмов)

 

Учитель.

Не бійтесь заглядати у словник:

Це пишний яр, а не сумне провалля;

Збирайте, як розумній садівник,

Достиглий овоч у Грінченка й Даля,

Не майте гніву до моїх порад

І не лінуйтесь доглядать свій сад.

                                        М. Рильський

 

ІІ. Исследовательская работа в группах (опережающее домашнее задание).

 

Девиз деятельности (записываем на доске) – Хорошая библиотека начинается со словарей.

  1. Индивидуальное выступление.

Представление плаката «Мир словарей»

C:\Users\user\Desktop\1.jpg

 

 

2.Выступление групп с использованием интерактивного плаката (ДОДАТОК)

 

1 группа

 

Проблемный вопрос классу. Согласны ли вы с утверждением: «Орфография – это правила вежливости письменного языка»?

 

Группа представляет «Русский орфографический словарь».

 

C:\Users\user\Desktop\3.jpgСамый большой по объему из существующих орфографических словарей русского языка – «Русский орфографический словарь», созданный Институтом русского языка им. В.В.Виноградова Российской академии наук. Он содержит около 180000 тысяч слов. Это академический словарь, отражающий русскую лексику конца ХХ – начала ХХІ века. В словаре зафиксировано нормативное написание, указано ударение, даны грамматические пометы, то есть информация о грамматической форме и значении слова. Словарь имеет два приложения: «Основные общепринятые графические сокращения» и «Список личных имен». Познакомиться с «Русским орфографическим словарем» вы можете в Интернете по адресу http://slovari.yandex.ru.

 

Задание классу. Прочитайте словарные статьи, обратите внимание на ударение и грамматические пометы. Определите, какая информация содержится в грамматических пометах данных слов.

Абитуриент, -а.

Байдарка, -и, р. мн. –рок.

Веретено, -а, мн. –тёна, -тён.

Героичный; кр.ф. –чен, - чна.

Как ни в чём не бывало.

 

Дискутируем.

Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся.

Л.В.Щерба

                              (языковед, специалист по русскому, славянским и французскому языкам)

 

2 группа

 

Дискутируем.

Привычка пользоваться словарями и справочниками характеризует культурного человека. Не всегда можно довериться своему чутью, своей интуиции. Во всех случаях сомнения желательно обращаться к словарю, лучшему помощнику и советчику.

М.Р. Львов

(ученый-языковед)

 

Знакомьтесь: личность!

 

C:\Users\user\Desktop\Dal-Vladimir.jpgВлади́мир Ива́нович Даль  

 (10  ноября 1801  22 сентября 1872) — русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.

Прочитать о В.И.Дале можна за ссылкой:

goo.gl/ZxMcKu

Это собрание нравственного, философского, житейского, фольклорного опыта, словесное закрепление огромной многовековой истории живого великорусского языка. Этот словарь – дело всей его жизни. Сам же он о своем труде сказал просто: «Я любил отчизну свою и принес ей должную мною крупицу по силам». «Крупица» эта, собранная за полвека, включает 200 тысяч слов, более 37 тысяч пословиц и поговорок.

Даль как автор «Толкового словаря русского языка» был удостоен Ломоносовской премии Академии наук.

C:\Users\user\Desktop\1306657.jpg

Толковый словарь – основной вид лингвистического словаря, который одержит толкование значений слов. В толковом словаре можно получить информацию о лексическом значении слова, узнать, многозначно оно или нет, есть ли у него омонимы. В таком словаре также даются сведения об основных орфоэпических, морфологических, синтаксических, стилистических характеристиках слова, приводятся примеры словоупотребления.

C:\Users\user\Desktop\st_new_061114_c95ad54c.jpgОднотомный  словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова является руководством к правильному употреблению слов, К правильному образованию их форм, к правильному произношению, а также к правильному написанию слов в современном русском литературном языке.

 

 

Задание классу. Составьте словарные статьи толкового словаря для слов: библиография, культурный, энциклопедия. Сравните полученный результат со статьей словаря.

 

 

 

 

 

 

3 группа

 

Размышляем.

Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо… Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово.

В.И. Кодухов

 

«Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой содержит около 11 тысяч синонимических рядов. Во многих словарных статьях содержится указание на сочетаемость синонимов и их стилистическую принадлежность.

 

«Словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова содержит около 3200 антонимических пар. Основную часть словаря антонимов составляют словарные статьи, расположенные в алфавитном порядке по одному из членов антонимической пары. Значительное место в словарных статьях отводится текстовым иллюстрациям, т.е. примерам из произведений литературы.

 

В «Словаре паронимов русского языка» О. В. Вишняковой содержится около 1000 пар паронимов современного русского языка, показаны возможная их сочетаемость с другими  словами, стилистическая характеристика, синонимы и антонимы, а также использование их во фразеологии.

C:\Users\user\Desktop\Yu._A._Belchikov_M._S._Panyusheva__Slovar_paronimov_russkogo_yazyka.jpgC:\Users\user\Desktop\preview_3054484_150x0.jpgC:\Users\user\Desktop\slovar_-_690.jpg

 

Задание классу.

 1. Восстановите пословицы, используя антонимы.

Не бойся врага умного, а бойся друга …

Лучшая вещь – новая, лучший друг - …

Мир строит, а война …

Ласточка день начинает, а соловей …

… дело лучше … большого безделья.

…сторона – мать, … - мачеха.

…земля … рук не любит.

2. Решите лингвистическую задачу. Составьте сочетания со словами:

невежа – невежда;

абонент – абонемент;

надеть – одеть;

будет – будит;

леденеть – леденить;

белеть – белить;

веселеть – веселить;

искусно – искусственно.

 

4 группа

 

Дискутируем.

Все народы меняются словами и занимают их друг и друга

                                                                             В. Г. Белинский

 

 

А. С. Пушкин в первой главе “Евгения Онегина” писал: 

А вижу я, винюсь пред вами, 
Что уж и так мой бедный слог 
Пестреть гораздо б меньше мог 
Иноплеменными словами, 
Хоть и заглядывал я встарь 
В Академический Словарь.

 

Здесь речь идет о «Словаре  иностранных слов». Он фиксирует лексическое заимствование и объясняет его значение.

  Для чего нужны такие словари? Чтобы узнать, что же означает незнакомое, а иногда и знакомое для нас слово, а также узнать, из какого языка оно пришло. Всем вам знакомы такие слова как “волейбол”, “библиотека”, а “диктант” – вы их считаете русскими, а ведь на самом деле это заимствованные слова из иностранного языка. Например, “волейбол” – английское слово, “библиотека” – греческое, а “диктант” – немецкое.

Почему же слова из одного языка проникают в другой? И какими путями? А заимствованные слова – это хорошо или плохо? (Элемент дискуссии.)

C:\Users\user\Desktop\big.jpgБлагодаря заимствованным словам, русский язык становится богаче, угрозы для него не составляют (заимствованных слов не более 10%).

 

 Задание классу.  

1.Пользуясь словарем иностранных слов, составьте пары: космос (вселенная), мускулы (мышцы), симпатия (сочувствие), проблемы (вопросы), фантазия (воображение), гипотеза (предположение), диспут (спор), прейскурант (указатель цен), лингвист (языковед.

2. Запишите заимствованные слова в алфавитном порядке.

Касса, капелла, идиллия, шасси, иллюминатор, диссонанс, аккорд, аллегория, иллюстрация, компромисс, коммерсант, аккордеон, ралли, аллергия, коррида, кассир, либретто, иллюзия.

 

 

5 группа

 

Дискутируем.

Много тайн в мире, и одна из самых больших – язык.

                                                              Иван Выхованец

 

«Школьный фразеологический словарь русского языка» является помощником в работе для тех, кто хочет более глубоко изучить русский язык, узнать, какими выразительными средствами он обладает, научиться  правильно употреблять их в устной и письменной речи. Удачно употребленный фразеологический оборот оживляет речь, делает ее более эмоциональной. Выразительные возможности фразеологизмов наиболее полно и ярко раскрываются в произведениях художественной литературы.

Все фразеологизмы располагаются в словарях в алфавитном порядке по первому компоненту независимо от того, служебным или знаменательным словом он выражен.

Бывает частенько, что слово – одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

                                             Вадим Суслов

 

                                            Задание классу.

C:\Users\user\Desktop\images.jpg1.Объясните значение фразеологических оборотов. В случае затруднения обратитесь к фразеологическому словарю. Составьте предложение с фразеологическими оборотами.

Пальчики оближешь. Развесить уши. Раскрыть рот. Потерять голову. Плакать в три ручья. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Язык до Киева доведет. Повинную голову меч не сечет.

2.Прочитайте группы фразеологизмов. Определите качество и свойство человека, которые характеризуют фразеологизмы каждой группы.

  • Раскрыть душу, открыть сердце, поговорить по душам, по совести сказать, от чистого сердца, сказать в глаза.
  • Давать слово, служить верой и правдой, идти прямой дорогой, и душой и телом.
  • Иметь голову на плечах, семи пядей во лбу,

 

 

 

ІІІ. Рефлексия.

 

Учитель. В начале урока мы с вами определились, что хорошая библиотека начинается со словарей.

                                                               Словарь – это вселенная в
                                                               алфавитном порядке! Если 
                                                               хорошенько подумать – это 
                                                              книга книг. Он включает в 
                                                              себя другие книги, нужно 
                                                              лишь извлечь их из нее.
                                                                                                 А. Франс

 

Результат деятельности групп – памятки для работы со словарями разных типов. Эти памятки мы соберем в пособие и передадим в школьную библиотеку.

 

IV. Домашнее задание (по выбору учащихся).

 

1.Познакомиться со словарем «Крылатые слова», Словарем трудностей русского языка, Идеографическим словарем.

2. Ответить на вопрос: какие еще есть словари русского языка?

3. Как бы звучал рассказ украинско-русского словаря? Расскажите о роли словарей в переводе.

 

 

Литература

Баландина Н.Ф. Русский язык для общеобразовательных учебных заведений с обучением на украинском языке: учеб.  9 класса. –Харьков: Изд-во «Ранок», 2017

Давыдюк Л.В. Русский язык: учеб. для 5 класса с обучением на украинском языке. – К.: «Світоч» 2013

Давыдюк Л.В. Русский язык: учеб. для 6 класса с обучением на украинском языке. – К.: «Світоч» 2014

Тюрина Т.Н. Русский язык. 9 класс: Планы-конспекты уроков (для школ с украинским языком обучения). – Харьков: Изд-во «Ранок», 2010

Филатова И.С. Русский язык. 6 класс: Планы-конспекты уроков (для школ с украинским языком обучения). – Харьков: Веста, 2011

https://multiurok.ru/files/bukliet-kak-pol-zovat-sia-slovariami.htm

https://goo.gl/3vY9o9

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
26 травня 2019
Переглядів
1479
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку