Материал презентации к уроку русского языка поможет девятиклассникам закрепить пунктуационные нормы при оформлении ССП и может быть использован в период дистанционного обучения.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Подготовила учитель русского языка Коростышевской общеобразовательной школы І-ІІІст. №3 Житомирской области. Карлинская Е. В.
Номер слайду 2
Цель:закрепить знание пунктуационных норм при оформлении ССП;развивать пунктуационные навыки, умение интонировать ССП; воспитывать интерес к русскому языку.
Номер слайду 3
Игра «Веришь ли ты, что…?»ССП состоят из двух или нескольких предложений. ССП делятся на группы: ССП с соединительными, противительными и подчинительными союзами. Одна часть ССП зависит от другой. Для связи частей ССП используются сочинительные союзы. Союзы а, но, тоже, если, что – сочинительные. Между частями ССП всегда ставятся запятые.
Номер слайду 4
Найди соответствие. Укажи вид ССП, объясни пунктуацию ССП Он никогда не плакал, … по временам находило на него дикое упрямство.… сам себя не понимал я, … мир меня не понимал. Солнце закатилось, … ночь последовала за днем без промежутка. Смысловые отношения. Чередование. Противопоставление. Последовательность
Номер слайду 5
Какие знаки препинания вы увидели в ССП?Вот крик – и все замолкло. Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.
Номер слайду 6
Прочитай предложения с нужной интонацией. Определи смысловые отношения между частями ССПЕще одно последнее сказанье — и летопись окончена моя. Прошел внезапный дождь косыми полосами — и снова глубоко синеют небеса над освеженными полями. Еще напор — и враг бежит.
Номер слайду 7
Наблюдение над языковым материалом. Укажи условия, при которых запятая в ССП не ставится. Кажется, [лист не шелохнется] и [веточка не скрипнет].(Когда началась гроза), [игра прекратилась] и [дети побежали домой]. В ветер [леса шумят великим океанским гулом] и [вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам].
Номер слайду 8
Номер слайду 9
Практикум. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Построй схемы предложений. Я сп…шу туда ж а там уже весь город. Здесь краски (не)ярки и звуки (не)резки. Вн…мание и все опять потонуло во мраке. Уже см…ркалось и в комнате стало т…мно. Ноч(?) подх…дила к концу однако (ни)кто (не)отходил от костра. Ещ(е/о) (пол)часа под(?)ема и мы вышли на в…ршину. Ещ(е/о) одно последнее сказанье и летопись окончена моя. К концу дня до…дь перестал и ветер начал заметно ст…хать. Я (с/з)хватил его за руку но он тихо и гордо посмотрел на меня. Завтра проснеш(?)ся и ясное со(?)нце снова вз…йдет над тобой.
Номер слайду 10
Рефлексия. Главным для меня на уроке было …Теперь я буду знать, что …Меня огорчило …Итогом урока считаю …Теперь я буду знать …Я хотел бы, чтобы…
Номер слайду 11
Домашнее задание. Выучи теоретический материал. Выполни упражнение 99. Выпиши из художественной литературы по 2 сложноподчиненных предложения с общими второстепенным членом, вводным словом, придаточным предложением.