Урок по истории Украины в 8 классе
Язык преподавания – русский (фрагмент урока на украинском языке)
Тема «Украинско-московский межгосударственный договор 1654 года. Продолжение Национально-освободительной войны»
Цели: выяснить предпосылки и определить основные положения и значение украинско-московского договора 1654 года, а также дать историческую оценку событиям Национально-освободительной войны в 1654-1655 годах; развивать у учащихся жизненные умения и навыки: работать с историческими источниками и на основе их делать выводы и обобщения, давать оценку историческим событиям, высказывать свою точку зрения по отношению к ним, работать с картой, составлять хронологическую таблицу, умение вести диалог; воспитывать чувство национальной гордости, толерантности и уважение к взглядам других.
^ Основные понятия: Переяславская рада, «Мартовские статьи», протекторат, автономия, конфедерация.
Оборудование: карта «Украинское казацкое государство в 1650 – 1659 годах», карточки с заданиями.
^ Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура урока, хронометраж
I. Организационный момент.1 мин.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.3 мин.
III. Мотивация учебной деятельности.2 мин.
IY. Изучение нового материала.25 мин.
1. Переяславская рада 1654 года. 8 мин.
2. Условия и значение Переяславского договора. 12мин.
3. Ход военных действий в 1654 – 1655 годах. 5 мин.
Y. Обобщение и систематизация знаний.12 мин.
YI .Итоги урока. 1 мин.
YII. Домашнее задание. 1 мин.
I. Организационный момент. 1 мин.
II. Актуализация опорных знаний учащихся. 3 мин.
1. Какой цели стремился достичь Богдан Хмельницкий в своей внешнеполитической деятельности?
2. Когда и зачем были установлены дипломатические отношения между Украиной и Московией?
3. Почему московское правительство медлило с предоставлением военной помощи Украинскому казацкому государству до 1653 года?
^ III. Мотивация учебной деятельности. 2 мин.
Постановка проблемного вопроса.
Договор 1654 года открывает первую страницу огромной книги истории украинско-российских отношений. В этой книге вы не найдете однозначных ответов на многие вопросы. И это неслучайно. Два народа – украинский и российский – имеют общую многовековую историю, но трактуют ее по-разному.
Все вопросы нашей темы мы рассмотрим с двух сторон – украинской и российской. Во-первых, на предыдущем уроке мы выяснили, что Москва согласилась на подписание договора, желая расширить свои территории и привлечь казаков к защите границ государства, а Богдан Хмельницкий надеялся на поддержку Москвы в создании собственного государства. Таким образом, цели сторон не совпадали в перспективе.
Во-вторых, условия договора и в момент подписания, и сегодня историки оценивают по-разному.
В-третьих, значение договора для Украинского казацкого государства и Московского царства тоже разное.
Мы уже не раз убеждались, что оценок одного и того же события или исторической личности может быть несколько. Главное – научиться анализировать полученную информацию, вырабатывать собственную точку зрения и отстаивать ее. Достичь этого невозможно без глубоких и разносторонних знаний. В конце урока нужно будет письменно ответить на вопросы, которые вы видите перед собой на партах, поэтому активно включайтесь в работу.
^ IY. Изучение нового материала. 25 мин.
IY.1.Ролевая игра «Переяславская рада 1654 года». 8 мин.
Вопрос о событиях, которые положили начало оформлению украинско-московских отношений, рассмотрим в виде ролевой игры. Учащиеся разделяются на три группы. Первая группа будет представлять позицию генеральной старшины во главе с гетманом Богданом Хмельницким, вторая – московского посольства во главе с боярином Василием Бутурлиным, третья – всех украинцев, которые присутствовали на городской площади Переяслава 8 января 1654 года. Участники каждой группы должны будут рассмотреть иллюстрацию картины «Богдан Хмельницкий произносит речь на казацкой раде в Переяславе» и, проанализировав материал учебника и документов, разыграть историческое событие по плану:
-
Речь Богдана Хмельницкого на казацкой раде в Переяславе.
-
Принятие радой решения о договоре с Московией.
-
Зачитывание грамоты Алексея Михайловича.
-
События в Успенском соборе: отказ Бутурлина от присяги и присяга Богдана Хмельницкого русскому царю Алексею Михайловичу.
-
Отчет о количестве приведенных к присяге украинцев 8 января 1654 года и после Переяславской рады.
Группам дается 3-4 минуты времени для подготовки задания. Материалы для проведения игры предоставлены в параграфе 21 учебника . Далее ролевая игра проходит в соответствии с планом, учащиеся разыгрывают роли исторических личностей и аргументируют свои позиции. Во время игры может развернуться дискуссия между представителями различных групп, во время которой учащиеся должны доказать свою точку зрения, используя при этом источники информации. В конце дискуссии следует сделать вывод о том, что украинцы неоднозначно восприняли события в Переяславе.
^ IY.2. Условия и значение украинско-московского договора. 12 мин.
Учитель. Во время Переяславской рады не было составлено ни одного официального правового акта. Украинская сторона выработала письменный проект договора между Гетманщиной и Московией под названием «Просительные акты». Но в процессе переговоров в марте 1654 года документ был уменьшен и значительно сокращен. 24 марта 1654 года были утверждены «Статьи Богдана Хмельницкого» или «Мартовские статьи».
Обратите внимание! До наших дней исследователи не пришли к единому мнению о точном юридическом толковании этого документа. Сейчас вы попытаетесь это сделать.
Прочитайте условия украинско-московского договора в учебнике. Вспомните определения терминов «протекторат», «конфедерация», «автономия» (на партах учащихся небольшие словарики), которые мы с вами уже разбирали. А как бы вы определили суть украинско-московского договора?
1. Россия установила протекторат над Украиной.
2. Украина и Россия объединились в конфедерацию.
3. Украина получила автономию в составе России.
(Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с.156)
Учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят в качестве аргументов статьи договора.
Определите значение украинско-московского договора для Украины и для России.
^ Предполагаемые ответы
Значение договора для Украины
1. Позволил Украине сохранить государственность, судебное, военное, административное устройство.
2. Обеспечил Украине союзника для противостояния Речи Посполитой и Турции.
3. Освободил от религиозных притеснений православную церковь.
Значение договора для России
1. Увеличилась боеспособность армии за счет подконтрольного казацкого войска.
2. Государство получило новые плодородные земли и залежи полезных ископаемых.
3. Казацкие войска защищали Россию от турецко-татарских нападений.
4. Казна пополнялась за счет украинских налогов.
IY.3. Ход военных действий в 1654-1655 годах. 5 мин.
В ходе рассказа учителя учащиеся составляют хронологическую таблицу событий 1654-1655 годов Национально-освободительной войны, начатую на предыдущих уроках, следят за ходом военных действий по карте.
Дата
|
Событие
|
Март 1654
|
Военные действия на территории Брацлавщины, Волыни, Подолья.
|
Июнь-сентябрь 1654
|
Освобождение Беларуссии. Крымское ханство заключает союз с Речью Посполитой против Московии и Украины
|
Ноябрь-декабрь 1654
|
Захват польской армией Брацлава.
|
Январь 1655
|
Битва под Ахматовым. Незначительное преимущество Б.Хмельницкого.
|
Июль 1655
|
Начало шведской интервенции в Польше.
|
Сентябрь-ноябрь 1655
|
Осада Львова казацкими войсками; снята после получения выкупа. Вторжение татарской армии на Подолье
|
Ноябрь 1655
|
Под Озерной украинско-российская армия нанесла поражение татарам. Крымское ханство снова стало союзником Б.Хмельницкого.
|
Вывод
|
Летне-осенняя кампания 1655 года завершилась успешно
|
^ Y.Обобщение и систематизация знаний. 12 мин.
Учащиеся письменно отвечают на вопросы, заранее подготовленные учителем. Максимальное количество баллов за письменную работу – 10. Тестовые задания составлены на украинском языке с целью подготовки учащихся класса, где преподавание истории ведется на русском языке, к внешнему независимому тестированию.
Вариант I
I. Работа со словарем .
Протекторат – форма зависимости, при которой одно государство (протектор) берет на себя осуществление внешних отношений другого государства (протеже), защиту его территории и нередко ставит под свой контроль его внутренние дела.
Автономия – самоуправление определенной части государства, которое осуществляется в границах общегосударственного закона.
Конфедерация – союз самостоятельных государств, созданный с определенной целью.
^ Как бы вы определили суть украинско-российского договора? (максимум за ответ – 2 балла).
А Россия установила протекторат над Украиной;
Б Украина и Россия объединялись в конфедерацию;
В Украина получила автономию в составе России.
Свой ответ обоснуйте.
II. ^ Определите значение украинско-московского договора для Украины (максимум за ответ – 3 балла).
А
Б
В
III. Тестовые задания составлены на украинском языке (максимум за ответы – 5 баллов).
1. «Березневі статті» були укладені в :
А 1648 рік В 1654 рік
Б 1649 рік Г 1656 рік
2.Яке твердження відповідає наведеному визначенню?
^ Форма залежності, за якою одна держава перебирає здійснення зовнішніх відносин іншої держави, це нерідко призводить до втручання й у внутрішні справи.
А Автономія В Конфедерація
Б Федерація Г Протекторат
3. Яке з висловлювань є правильним?
А Під час Переяславської ради всі полковники погодилися присягнути московському
царю
Б Українсько-московський договір дозволив Україні зберегти державність, судовий, військовий, адміністративний устрій
В Польща визнала Переяславський договір та припинила війну з Україною
Г Українсько-московський договір – це возз’єднання України з історичними землями Росії
4. Чи правильне судження?
За умовами «Березневих статей» …
1) Гетьмана мало обирати козацьке військо і сповіщати про це царя.
2)У містах зберігалося самоуправління.
А Обидва варіанти правильні
Б Тільки 1 варіант правильний
В Тільки 2 варіант правильний
Г Обидва варіанти неправильні
5. Які із наведених подій Національно-визвольної війни під проводом Б.Хмельницького відбулися у 1654-1655 роках?
1) Жванецька осада
2) Ахматівська битва
3) Вторгнення 30-ти тисячної польської армії на Брацлавщину
4) Похід на Київ литовської армії на чолі з Янушем Радзвиллом
5) Кримський хан та польський король під Каменець-Подольським заключили усний договір – Каменецьку угоду
6) Козацькі полки наказного гетьмана Івана Золотаренко разом з московським військом захопили Вільно
7) Загибель Тимоша Хмельницького
8) Битва Богдана Хмельницького з татарами під Озерною
А 1, 3, 5, 7 В 1, 2, 4, 7
Б 2, 4, 6, 8 Г 2, 3, 6, 8
Вариант II
I. Работа со словарем .
Протекторат – форма зависимости, при которой одно государство (протектор) берет на себя осуществление внешних отношений другого государства (протеже), защиту его территории и нередко ставит под свой контроль его внутренние дела.
Автономия – самоуправление определенной части государства, которое осуществляется в границах общегосударственного закона.
Конфедерация – союз самостоятельных государств, созданный с определенной целью.
^ Как бы вы определили суть украинско-российского договора? (максимум за ответ – 2 балла).
А Россия установила протекторат над Украиной;
Б Украина и Россия объединялись в конфедерацию;
В Украина получила автономию в составе России.
Свой ответ обоснуйте.
II. ^ Определите значение украинско-московского договора для России (максимум за ответ – 3 балла).
А
Б
В
III. Тестовые задания составлены на украинском языке (максимум за ответы – 5 баллов).
1. Яке місто Гетьманщини було обрано Б. Хмельницьким для проведення переговорів з питання про прийняття протекції московського царя:
А Чигирин В Київ
Б Переяслав Г Батурин
2.Яке твердження відповідає наведеному визначенню?
^ Самоврядування певної частини держави, що здійснюється в межах загальнодержавного закону.
А Автономія В Конфедерація
Б Федерація Г Протекторат
3. Установить послідовність подій Національно - визвольної війни українського народу під проводом Богдана Хмельницького.
А Битва під Городком
Б Переяславська рада
В Ахматівська битва
Г Укладання «Березневих статей»
4. Позначте умови «Березневих статей», які обмежували суверенітет Української козацької держави.
1) Збереження державної території
2) Сплата грошової данини
3) Заборона дипломатичних відносин із Річчю Посполитою та Османською імперією
4) Збереження традиційних станових прав і привілеїв населення
5) Незмінність основних рис політичного та державного устрою
6) Розміщення у Києві та Чернігові російських воєвод із військовими загонами
7) Спільні воєнні дії проти Польщі
А 1, 3, 5 В 1, 4, 6
Б 2, 3, 6 Г 4, 6, 7
5. Чи правильне судження?
^ Скликана в Переяславі гетьманом Богданом Хмельницьким військова рада мала вирішити питання про…
1) Припинення бойових дій проти Речі Посполитої.
2) Перехід Війська Запорозького під зверхність московського царя.
А Обидва варіанти правильні
Б Тільки 1 варіант правильний
В Тільки 2 варіант правильний
Г Обидва варіанти неправильні
^ YI. Подведение итогов. 1 мин.
Учитель подводит итоги урока, наиболее активным учащимся ставит дополнительные баллы, которые будут приплюсованы к баллам за выполненную письменную работу.
^ YII. Домашнее задание. 1 мин.
1.Проработать 21 параграф учебника.
2.Повторить материал третьей темы и подготовиться к уроку обобщения и систематизации знаний.
Правильные ответы
Вариант I
1. А. 2. Г. 3. Б. 4. А. 5. Г.
Вариант II
1. Г. 2. А. 3. 1Б, 2Г, 3В, 4А. 4.Б. 5. В.
|