Одним из способов получения педагогической информации могут быть результаты тестирования. По сравнению с традиционными формами контроля тесты часто оказываются более объективным и качественным видом контроля. Кроме того, результат тестирования дает возможность сопоставить уровень отдельного ученика по темам со средним уровнем или с уровнем другого ученика.
Тестовый контроль даёт возможность учащимся чётко усваивать определённые темы, помогает им оценивать свои знания по объективным критериям, а учителю - получить данные о каждом ученике, и, следовательно, оперативно корректировать собственную деятельность, оказывать индивидуальную помощь учащимся.
Данная работа также ставит своей целью обеспечение условий для наработки и закрепления пунктуационной грамотности учащихся.
Для темы «Бессоюзное сложное предложение» составлено 3 теста, имеющих по 10 заданий для текущего контроля), и по 2 варианта разно уровневых тестов для итогового контроля.
Бессоюзное сложное предложение
Тест 1
1.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении
Темный лес хорош в яркий солнечный день ( ) тут и прохлада, и чудеса световые.
А)ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение;
Б)ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой;
В)ставится тире, вторая часть имеет значение вывода;
Г)ставится двоеточие, вторая часть поясняет содержание первой.
2.В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?
А)Ночью был заморозок ( ) наутро вся земля съёжилась, побледнела.
Б)Вы так просто ей и скажите ( ) Ганин, мол, уезжает.
В)Посмотрит ( ) рублем подарит. Г)Небо очистилось, замелькали звезды ( ) становилось уже светло.
3.Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении. Ласточка день начинает ( ) соловей кончает
А)содержание второй части противопоставлено содержанию первой;
Б)вторая часть указывает на быструю смену В)первая часть указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части;
Г)первая часть указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 4.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении Устоять на судах было невозможно ( ) их бросало как жалкие лодчонки А)ставится двоеточие, так как вторая часть раскрывает содержание первой; Б)ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой; В)ставится тире, так как в предложении содержится противопоставление; Г)ставится запятая, так как перечисляются последовательно происходящие явления. 5. Объясните постановку тире в данном ниже предложении Труд человека кормит ( ) лень портит. А)предложение рисует быструю смену событий; Б)вторая часть заключает в себе вывод того, что говорится в первой,
В)первая часть обозначает условие того, о чем говорится во второй части;
Г)в предложении содержится противопоставление. 6.Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении Уж небо осенью дышало ( ) уж реже солнышко блистало ( ) короче становился день. А)ставится запятая, так как перечисляются одновременно происходящие явления; Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее связаны по смыслу и распространены внутри; В)ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой; Г)ставится тире, так как вторая часть заключает в себе вывод, о чем говорится в первой. 7.Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире А)Печален я ( ) со мною друга нет. Б)Вдруг я чувствую ( ) кто-то берет меня за плечо и толкает.
В)Лес рубят ( ) щепки летят.
Г)В глазах у меня потемнело ( ) голова закружилась.
8.Объясните постановку знака препинания в предложении Летом скворцов увидеть трудно ( ) они живут в густых лесах.
А)тире, так как вторая часть указывает на быструю смену событий;
Б)тире, так как содержание первой части сравнивается с содержанием второй; В)двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой;
Г)запятая, так как идет перечисление фактов. 9.Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие: А)День прошёл ( ) вечернее небо очистилось. Б)Я поднял голову ( ) перед огнём сидела мельничи В)Пропади ты совсем ( ) плакать о тебе мы не будем. Г)Сыр выпал ( ) с ним была плутовка такова.
10.Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире: А)Ветер достиг восьми баллов ( ) выходить в море опасно.
Б)Туча пошла дальше ( ) показалось солнышко.
В)Впереди пробирался старшой, подавая команду осторожными движениями руки ( ) мы двигались медленно, боясь нарушить тишину леса.
Г)На ярмарке случилось странное происшествие ( ) всё наполнилось слухом, что между возов появилась красная свитка.
Тест 2
1.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Слабо шурша, падали шишки ( ) вздыхая, шумел лес. А)ставится запятая, так как перечисляются факты;
Б)ставится точка с запятой, так как идет перечисление фактов при более распространенных частях предложения;
В)ставится двоеточие, так как вторая часть раскрывает содержание первой; Г)ставится тире, так как рисуется быстрая смена событий. 2.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Лошади тронулись ( ) колокольчик зазвенел ( ) кибитка полетела.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления; Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу; В)ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой; Г)ставится тире, так как рисуется быстрая смена событий. 3.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении
Назвался груздем ( ) полезай в кузов. А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу;
В)ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой; Г)ставится тире, так как первая часть обозначает условие того, о чем говорится во второй. 4.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении. Не спеши языком ( ) торопись делом.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу;
В)ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первом;
Г)ставится тире, так как предложения противопоставлены друг другу. 5.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Любите книгу ( ) она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей. А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления; Б) ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу; В)ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой; Г)ставится тире, так как первая часть обозначает условие того, о чем говорится во второй. 6.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Вдруг я чувствую ( ) кто-то берет меня за плечо и толкает.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу; В)ставится двоеточие, так как вторая часть дополняет содержание первой;
Г)ставится тире, так как первая часть обозначает условие тог о, о чем говорится во второй. 7.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении
Солнце дымное встаёт ( ) будет день горячий.
A)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу;
B)ставится двоеточие, так как вторая часть дополняет содержание первой; Г)ставится тире, так как вторая часть содержит в себе следствие того, о чем говорится в первой.
8.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении
Дождь прошёл ( ) вечернее небо очистилось ( ) в селе стало тихо.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются
последовательно происходящие явления; Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу; В)ставится двоеточие, так как вторая часть дополняет содержание первой; Г)ставится тире, так как вторая часть содержит в себе следствие того, о чем говорится в первой. 9.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Степь весело пестреет цветами ( ) ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики. A)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу;
B)ставится двоеточие, так как вторая часть поясняет смысл первой;
Г)ставится тире, так как вторая часть содержит в себе следствие того, о чем говорится в первой. 10.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении
Ветер ударил по солнцу ( ) солнце стало багровым.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как перечисляются факты, но при более распространенных предложениях; В)ставится двоеточие, так как вторая часть поясняет смысл первой;
Г) ставится тире, так как вторая часть содержит в себе следствие того, о чем говорится в первой.
Тест 3
1.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении
Он лёг на дрова и уснул ( ) усталость одолела.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу;
В)ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой;
Г)ставится тире, так как вторая часть содержит в себе следствие того, о чем говорится в первой. 2.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Чин следовал ему ( ) он службу вдруг оставил.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее те», о связаны по смыслу;
В)ставится двоеточие, так как вторая часть дополняет содержание первой;
Г)ставится тире, так как содержание второй части противоречит содержанию первой. 3.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Погода была ужасная ( ) весь день шёл проливной дождь. А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу;
В)ставится двоеточие, так как вторая часть раскрывает содержание первой;
Г)ставится тире, так как вторая часть содержит в себе следствие того, о чем говорится в первой. 4.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Пробовал бежать ( ) ноги от страха не двигались.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу;
В)ставится двоеточие, так как вторая часть поясняет смысл первого;
Г)ставится тире, так как вторая часть противоречит содержанию первой. 5.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Бери марки только пинцетом () от прикосновения рук они портятся. А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления; Б)ставится точка с запятой, так как перечисляются факты, но при более распространенных частях предложения; В)ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой; Г)ставится тире, так как вторая часть содержит в себе следствие того, о чем говорится в первой. 6.Укажите предложение, в котором надо поставить тире. А)Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться ( ) лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Б)Птиц не было слышно ( ) они не поют в часы зноя. В)Семь раз отмерь ( ) раз отрежь.
Г)Я когда-то думал () проберусь в Петербург, подниму восстание. 7.Укажите предложение, в котором надо поставить двоеточие. А)Девица плачет ( ) роса падает.
Б)Счастливы сосны и ели ( ) вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели.
В)Лес зашумел от ветра ( ) пошел сильный дождь.
Г)Назвался груздем ( ) полезай в кузов. 8.Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой. А)Много снега ( ) много хлеба.
Б)Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид. В)Прикоснулся к её плечу ( ) она не пошевелилась.
Г)Уже темнело ( ) на граве появилась роса. 9.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении Народ утих ( ) двор опустел.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б)ставится точка с запятой, так как перечисляются факты, но при более распространенных частях предложениях;
В)ставится двоеточие, так как вторая часть поясняет смысл первой.
10. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении
Солнце село ( ) звезда зажглась в огнистом море заката.
А)ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;
Б) ставится точка с запятой, так как перечисляются факты, но при более распространенных предложениях; В)ставится двоеточие, так как вторая часть поясняет смысл первой;
Г) ставится тире, так как вторая часть содержит в себе следствие того, о чем говорится в первой.
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
I вариант
Начальный и средний уровни
(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
1.Укажите бессоюзные сложные предложения.
А)Были листья, стали почки, почки стали вновь листвой.
Б)Нам дорог мир и мирный труд.
В)Остановись среди леса и оглянись кругом: всё та же глушь и тишь. Г)Я вернусь, когда раскинет ветви по - весеннему наш белый сад.
2.Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить запятую.
А)Дождь прошёл вечернее небо очистилось.
Б)Эти места не могли называться живописными поля тянулись до самого небосклона, кое-где виднелись небольшие леса
В)Пахнет в хате квашней и дымом за порогом бурлит весна.
Г)День пригреет возле дома пахнет позднею травой.
3.Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить тире.
А)Станешь робкой ногой на ледок из-под ледка брызнет вода.
Б)Сухо и раскатисто треснул воздух ветви елей зашевелились.
В)Он засмеется все хохочут, нахмурит брови все молчат.
Г)Я понимал выручить нас может только случай.
4.Определите, в каких бессоюзных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.
А)Погода была ужасная весь день шёл мокрый снег.
Б)Сыр выпал с ним была плутовка такова.
В)Я убежден лишь в одном вдохновение приходит во время труда.
Г)Солнце село, но в лесу еще светло воздух чист и прозрачен.
5.Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок. А)В конце февраля на полях показались проталины, на ложбинах зажурчали ручьи.
Б)Серенькие тучи покрывали небо холодный ветер дул с пожатых полей.
В)В железном вихре ветра и колес кружился дымок и падал под откос. Г)Он рощи полюбил густые уединенье тишину.
6.Определите, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении.
Солнце дымное встаёт будет день горячий.
А)запятую;
Б)тире;
В)двоеточие.
Достаточный уровень (Правильный ответ оценивается в 3 балла.)
Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.
Я поднял глаза высоко в небе пролетает клин журавлей.
Высокий уровень
(Правильный ответ оценивается в 3 балла.)
Составьте текст из 4 бессоюзных предложений с разными знаками препинания.
II вариант
Начальный и средний уровни
1. Укажите бессоюзные сложные предложения.
(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
А)Погода утихла, тучи расходились, передним лежала равнина.
Б)Мороз нестрашен, потому что воздух сухой.
В)Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца.
Г)Лес рубят - щепки летят.
2.Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить запятую.
А)До зари кричали хлопотливо в ближней роще чёрные грачи старый сад и тихую усадьбу оглашали стонами сычи.
Б)Кланяются песне тополя замирают вербы над рекою
В)Посмотрит рублём подарит.
Г)Далеко сияют розовые степи широко синеет тихая река.
3.Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить тире.
А)Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Б)Тогда деревья в лесу сливались в одну зелёную массу теперь каждое
является само собой.
В)Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют.
Г)Забудешь родной язык забудешь родную мать.
4.Определите, в каких бессоюзных предложениях нужно поставить двоеточие. А)Прислушался вокруг тишина.
Б)Он поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
В)Молчит опаловая даль моря певуче плещут волны на песок.
Г) Скрипит земля морозная сияет небо звёздное.
5.Укажите, в каких предложениях нет пунктуационных ошибок.
А)Синеет даль, гудят просёлки.
Б)Стволы берёз уже белели во мраке приближался холодный рассвет. В)Догорал апрельский светлый вечер по лугам холодный сумрак лёг. Г)Я знаю: город будет.
6.Определите, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении.
Деревья гибнут лес не умирает.
А)Запятую;
Б)тире;
В)двоеточие.
Достаточный уровень (Правильный ответ оценивается в 3 балла.)
Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.
Мы знали под рыхлым снегом ещё можно найти свежие лесные цветы.
Высокий уровень (Правильный ответ оценивается в 3 балла.)
Составьте текст из 4 бессоюзных предложений с разными знаками препинания.
Литература.
1.Барабанова Е.В., Васильева Е.М. Русский язык. Орфографическая тетрадь. 9 класс. X., Країна мрій. 2009
2.Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. Пособие для учителей. М., 1975.
3.Греков В. Ф., Крючков С.Е., Чешко J1. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. Издание 32. М., Просвещение. 1983.
4.Материалы интернет ресурсов.
Ответы.
Тест 1. Тест 2. Тест 3.
1..Г 1.Б 1.В
2. В 2.А 2.Г
3. А 3.Г 3.В
4. Б 4.Г 4.Г
5. Г 5. В 5.В
6. А 6.В 6.В
7. В 7.Г 7.Б
8. В 8.А 8.Б
9 .Б 9..В 9.А
10.А 10. Г 10.А