Тренінг "Цінності життя та здоров'я людини" дає можливість сформувати у учнів поняття про найважливіше в житті. Показати, яке місце займає здоров'я в ієрархії життєвих цінностей. Діти за допомогою такої форми роботи вільно висловлюють свою думку, впевненість та відношення до власних вчинків, дій, які виховують повагу до себе та оточуючих, здатність до пробудження милосердя, патріотизму і громадського обов'язку.
Криворожская общеобразовательная школа І-ІІІ степени №22
Тренинг
«Ценности жизни и здоровье человека»
Подготовила:
Учитель - тренинг КОШ №22
Пономаренко Л.Н.
г.Кривой Рог.
2018г.
Цели. Сформировать у учащихся понятие о ценности жизни и здоровье человека, показать какое место занимает здоровье в иерархии жизненных ценностей;
Умение выражать свою мысль, свои убеждения, собственное отношение к поступкам и действиям других.
Воспитание и формирование уважительного отношения к самому себе и окружающим, способность к побуждению гражданских и патриотических чувств, к милосердию и любви окружающего мира.
Вступления.
Добрый день уважаемые мои ученики! Я рада приветствовать Вас сегодня в стенах нашего кабинета. Вижу ваши улыбающиеся лица, ваше хорошее настроения и надеюсь, что наша с вами встреча пройдёт в тёплой, дружеской обстановке.
Но перед тем, как начать нашу с вами встречу, я хочу спросить: “ Любите ли вы комплименты и как часто вам их дарят?”
Вот давайте и порадуем друг друга, сказав хорошие, добрые слова рядом сидящему вам человеку, ведь это немаловажное значение имеет в дальнейшей нашей с вами работе.
(Дети говорят друг другу комплименты).
Уч. И, последнее слово за мной. Вы по весеннему очень красивы, доброжелательны и надеюсь, что сегодня вы будите по - настоящему искренне в своих рассуждениях в такой непростой, серьёзной теме, как “ Жизненные ценности”.
- А как вы думаете ,почему сегодня мы сели в круг? (ответы учащихся).
- Уч. Потому что в кругу нет ведущей фигуры, все равны . И мне хочется, чтобы вы на сегодняшнем тренинге чувствовали себя легко и непринуждённо.
Идя сегодня на урок, урок тренинга, каждый из вас, наверное, ожидает получить какую-то новую информацию.
И поэтому я предлагаю Вам на вырезанных сердечках написать свои ожидания и пожелание.
В конце тренинга, если ваши ожидания сбудутся, вы прикрепите свои юные сердца к большому сердцу, которое нарисовано у нас на доске под названием: «Сердце друга»
(Дети зачитывают свои ожидание).
Уч. Давайте установим правила работы, которыми мы будем пользоваться в течении следующих 45 минут. ( Дети зачитывают правила).
- Искренность
- Активность
- Доброжелательность
- Рассудительность
Мотивация учебной деятельности.
Очень давно древние греки на стенах одного из своих храмов написали девиз«Познай самого себя»- и недаром. Ведь познания самого себя - это понимание своей уникальности, неповторимости своей души, своего внутреннего мира. Познать и понять самого себя - это означает сделать очень много в своей жизни. Достичь этого удаётся не каждому. Часто даже опытные и умные люди не могут адекватно оценить свои чувства, потребности, эмоции, настоящие мотивы своих поступков. Познать самого себя - это осмыслить себя как личность, узнать свои сильные и слабые стороны. Каждый из вас, наверное, знает свои и сильные и слабые стороны. Мне бы очень хотелось, что бы вы сейчас продолжили такую фразу:
Я горжусь собой, потому что... назовите те качества, которые присутствуют у Вас и вы считаете что это достоинство и гордость вашей личности. (Дети называют свои положительные стороны).
Учит. Молодежь, обычно, не задумывается над ценностями своей жизни. Она спешит жить, иногда даже вредя своему здоровью и жизни. Но нужно думать и о том, что жизнь двигается лишь вперед, вернуться назад невозможно. Как ни странно, настоящей ценностью является то, что не замечаешь, пока не потеряешь.
Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его поведение, решение и то, как он воспринимает себя, окружающий мир и других людей. Я думаю, что у вас тоже есть уже свои какие-то приоритеты в жизни, вы, наверняка, определили и важные для вас ценности. Сегодня я выбрала самые значимые в жизни ценности. У вас есть эти ценности - их 10. Ваша задача, в течении одной минуты выбрать из 10-5, которые вы считаете наиболее важными.
(Дети выбирают, звучит медленная музыка)
-А теперь, зачитывайте, какие вы выбрали для себя ценности. (Зачитывают)
Учит. Следующее задание
Откройте учебник на странице 108 и прочитайте, что означает термин - иерархия.
Иерархия (греческое слово - священный) - расположение частей или элементов целого в определённом порядке от высшего к низшему.
Ваша задача - 5 важных ценностей выставить по методу иерархии, то есть самые важные на первые места, по убыванию.
(дается 1 минута)
- А теперь зачитывайте, пожалуйста. ( Дети зачитывают)
- Скажите, с каким заданием было легче справиться- с первым или вторым, и почему?
Уч. Почти у каждого из Вас здоровье стоит на 1 -ом месте, то есть в строке важнейших ценностей. На протяжении разных периодов существования человеческого общества человек и здоровье имели разную ценность.
Давайте мы в этом убедимся, прочитав информацию в учебнике на странице 109 (последний абзац).
Учит. Ребята, а что для вас означает «здоровье», с чем оно ассоциируется?
(посмотрите на экран после ответов)
Перечислите факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье.
(Вредные привычки, переедание, алкоголь, наркотики, длинные игры с компьютером)
Учит. А сейчас, давайте немножко подвигаемся.
Любите ли вы животных? А растения?
У меня здесь фотографии животных и растений. Каждый подойдите и выберете то, чем он хочет стать на несколько минут, то есть преображаемся в живые организмы, которые нас окружают.
- А теперь, растения-поднимите руки , животные- поднимите руки.
У нас получилось 2 группы. У каждой группы есть 2 минуты, чтобы выполнить задание. Предлагаю вам побывать в роли стилиста.
Задание 1 группа- выработать стиль жизни для своего героя:
а) безопасное поведение;
б) отсутствие вредных привычек;
в) благоприятные условия труда;
г) полноценное питание;
ж) двигательная активность;
з) нормальные бытовые условия.
Задание 2-ой группы;
Здоровый образ жизни - это:
а) активное, осознанное отношения к своему здоровью;
б) отсутствие вредных привычек;
г) аккумулирование позитивных и нейтрализация негативных факторов.
Уч. У каждого в жизни бывают ситуации, когда нужно сказать «нет». Всегда ли человек может сказать «нет», сказать так чтобы окружающие поняли, что вас действительно нельзя уговорить.
Речь сейчас пойдёт, а впрочем, прослушайте внимательно стихотворение, обращая внимание в каждой строчке на первую букву.
Нажимаю кнопку стоп
Абсолютно сходится в точке
Распадается полет
Километры лягут в строчки
Оскалится душа
Микрокосмос свой теряя
А я буду умирать
На осколках псевдо рая
И теперь с объятий рая
Я прошу тебя не надо.
-Так о чём здесь шла речь? (О наркомании)
Все вы очень хорошо знаете о вреде наркомании, мы об этом много говорили и на уроках биологии, основ здоровья. Скажу лишь, что 91% ВИЧ инфицированных - наркоманы, к окончанию школы - 40% пробовали наркотики, 1 наркоман за год в течении втягивает в «порочный круг» до 4 человек. (Просмотр слайдов)
-Как же найти силы воли, сказать «нет»?
Давайте мы сейчас обыграем одну ситуацию. Мне нужно 2 участника - мальчик и девочка.
Участники должны исп. слова только приведенного диалога, ничего не добавляя.
Разыгрывая ситуацию несколько раз, используя разные подходы, изменяя тон или тембр голоса, жесты, мимику.
Мальчик: Чего мы боимся, давай попробуем.
Девочка: Нет, не хочу.
Ситуация 1. Пойти вместе на вечеринку.
2. Вместе попробовать наркотики.
Учит. Пока игроки готовятся, предлагаю вам пройти круг «нет» Каждый из вас должен произнести свое твёрдое «нет».
-Ребята, вот сегодня каждый из вас на 1 место из жизненных ценностей поставил здоровье.
-Скажите мне, всё ли вы делаете для того, чтобы быть здоровым и сохранить здоровье на долгие годы?
-Ответы неуверенные, потому что мы осознаем ценность здоровья тогда, когда возникает серьёзная угроза для здоровья или оно уже утрачено, тогда хочется его вернуть. Идёт молодая мамас маленьким ребёнком и с сигаретой в руке – думает ли она о том, какой вред она наносит не только себе, но и своему ребёнку, а спросите её, какая из жизненных ценностей для неё важнее - конечно же она ответит, как вы думаете, что.. .здоровье.
Получается парадокс - почему же у людей желания не совпадают с действительностью?
Так какие же принципы лежат в основе здорового образа жизни? (Ответы уч-ся)
Сейчас каждая группа выполнит своё задание
Признаки физически здорового человека
Положительные Отрицательные
а. здоровый цвет лиц блеклое лицо
б. блестящие волосы тусклые глаза
в. Красивые белые зубы желтые зубы
г. стройная осанка нарушение осанки
д. улыбка на лице отирание ж. блестящие глаза
Итак, ребята, вырисовалась фигурка здорового человека и нездорового.
- Какую фигуру выбрали вы?
- А теперь у вас есть стеклянный кувшинчик и я попросила, чтобы вы принесли 3 составляющие- камень, песок и горох. Положите сейчас в свой кувшин один из составляющих., потому что одну ценность мы уже разобрали.
- Ребята, скажите, а сможет ли наша с вами жизнь стать благополучной, если вокруг нас не будет добрых, отзывчивых людей? Доброта и милосердия - это 2 понятия, которые не разделимы.
Давайте сейчас мы вспомним с вами Мать Терезу, с которой познакомились ещё в 5 классе. Так кто же такая Мать Тереза? (чтение о М.Т.)
-И с помощью слайдов давайте посмотрим.
Напутствия Матери Терезы.
Как видите, добро творит чудеса.
Зажжем свечу и представим, что она магическая и отныне все, кто возьмет её в руки, превращается в волшебника. Включайте свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником, чтобы вы сделали доброго и хорошего в этом мире?
.
Начните со слов :«Если бы я стал волшебником...»
Учит. Слушая вас, я поняла, какие вы добрые и недаром говорят, что доброта живёт в душе каждого человека. И именно поэтому душа бессмертна.
- Ребята! У меня в руке яблоко. Давайте представим, что это не яблоко, а наша планета Земля. Посмотрите, какая она красивая и гладкая, светлая. Но всегда ли она так выглядит?
- А когда она выглядит по-другому? (Когда совершаются плохие поступки)
- Какие именно? Какие слова противоречат слову «доброта»? ( Ненависть, грубость, хамство, жадность, обман).
(Учитель, накалывает зубочистки в яблоко)
- Вот примерно такой она выглядит с плохими привычками и хамством.
Даже если мы уберем эти привычки, что останется - следы, которые ничем не залечиваются.
- Какой вывод мы можем сделать? (Быть всегда добрыми, терпеливыми и отвечать за свои поступки)
Учит. Поэтому поводу, у меня есть стихотворение о доброте. ( Слушаем стих)
Учит. Давайте снова заполним наш сосуд ещё одной из ценностей нашей жизни.
Учит. Ценности формируют характер человека его личные качества, мораль и отношения к миру, а именно -определяют его судьбу. А для того, чтобы вам было более понятней, я зачитаю одну притчу « Ценности времени», которая и послужит как бы видом наших ценностей. (Обсуждения притчи).
Учит. Поэтому, ребята, поверьте, прислушиваясь к своему сердцу, все ли вещи, которые вас окружают, соответствуют настоящим ценностям.
- Давайте, сейчас вместе с вами выработаем правила жизни, выполнение которых приведет к взаимопониманию.
Правила
Учит. Скажите, благодаря какому чувству человеческой души, мы сможем достичь этих правил в жизни?(Благодаря любви)
Учит. В наше сложное время, когда всеобщий духовный и культурный мир становится все ниже и ниже, когда мы задыхаемся от духовной жажды, именно любовь всех нас сможет спасти от гибели, ведь «Миром правит любовь».
Любовь стояла и стоит возле истоков жизни ,делает добро, освобождает от злости. Согласны ли вы со мной?
Ученица. Вот вы говорите, что любовь стояла и стоит возле истоков жизни. А если влюбленные, прожив много лет, устали друг от друга. Можно временную усталость любви приняты за смерть любви?
Ученик. Я думаю, что от любви не устают. Человек в любви подобен скульптору, творящий из куска мраморной глыбы прекрасный цветок, одухотворенный внутренней человеческой красотой и талантом. Вот эта рукотворная красота и есть человеческая любовь. Кто не понял этой работы любви, тот представляется ему первобытным существом, одетым в звериную шкуру.
Ученица. А мне хочется вспомнить бельгийского поэта Эмиля Верхане. Мало сказать, что он воспел в стихах свою любимую жену Марту. В этом нет ничего удивительного, так поступают все любящие поэты. Но он сумел до преклонных лет сохранить юношескую святость, чувства к своей уже немолодой жене и даже в могилу хотел унести этот неугасимый пламень.
Уч. Но от любви бывает много зла. Сколько обвинений, сколько проклятий любви с тех пор, как свет стоит. Наверное, не зря говорят, что от любви до ненависти один шаг.
Уч. Нет! Я не согласна с тобой. Потому что любовь не может быть источником зла, она несет не злодеяние, а наоборот благодеяние. Нет и не может быть безнравственной любви и не она повинна в преступлении человеческих.
Уч. Обратимся к более близкой нам реальности. Разве любовь виновата в том, что отец покидает своих детей, а мать отрекается от новорожденного даже если они действительно любят и хотят устроить свою личную жизнь. Нет! А скорее эгоизм и безответственность и духовная незрелость.
Уч. Не любовь - причина преступлений
Не любовь безнравственна, а человек с его недостатками, эгоизмом и корыстолюбием, ненавистью и завистью, злобой и ревностью и без -_духовностью.
Учит. Итак, мы пришла к мнению, что любовь не убивает, а спасает народ! (Можно прочитать стих)
Учит. Поэзия, которая сегодня прозвучала - это маленькая часть того огромного количества жемчужин интимной лирики, которую сделали поэты в разные времена. А сколько ещё будет сделано.
Любовь каждого человека - это отдельная история. Творите историю, юные мои друзья ,своей любви. А я желаю, чтобы она была у вас нежной, верной, вечной. Чтобы душа ваша поднялась выше всех будней, потому что любовь - души высокий взлет! И не только любовь к близкому человеку, а любовь к окружающему миру сделает вас добрее и счастливей.
Учит. Итак, снова наполняем свой сосуд ещё одной из важных ценности в своей жизни. (Дети наполняют)
-Скажите, почему вы наполнили именно этим?
По этому поводу я хочу прочитать вам одну притчу о смысле жизни.
Притча
Как-то юноша пришел к мудрецу и спросил: « В чём смысл жизни и как сделать жизнь успешной и счастливой?» И мудрец проделал то, что я сейчас и вы. Банка - это наша жизнь.
Камни - фундамент, самые важные значения ценности жизни - семья, работа, здоровье, любовь, дети.
Горох - это события, явления, вещи, которые не так значимы в жизни.
А песок - это вообще мелочи жизни, те препятствия, которые мешают нам жить. Если я сначала засыпала в песок, то в него нельзя было поместить камни и горох.
- Какой вывод можно сделать?
Уч. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая глаза на более важные события.
И мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас продолжили фразу:
- Я начинаю понимать...(чего я хочу, чего не хочу)
- Я начинаю создавать ... (мир вокруг себя, исходя из своих ценностей своей миссии)
Учит. Я надеюсь, что каждый из вас, выйдет из стен этого кабинета, задумается над тем, как он живёт, хотя ваша жизнь только начинается , но от неё нужно взять только все хорошее, чтобы на закате лет вас не грызла совесть - не доучил, не досмотрел, упустил.
А теперь, возьмите листочки - дом моей мечты и в течение 2 минут заполните его своими желаниями, которые я, надеюсь, у вас есть. (Дети заполняют - звучит музыка, и зачитать несколько своих желаний).
Уч. Ребята! Сегодня урок у нас волшебный. Сегодня, всё то,что вы загадали, обязательно сбудется, только нужно очень захотеть и к этому стремится.
Учит. А теперь у каждого из вас на столе лежат смайлики, на которых изображены контуры человеческого лица.
Дорисуйте, пожалуйста, контур рта, который соответствует вашему настроению после нашего тренинга.
- Хорошее настроение
- Нормальное
- Плохое
А теперь, покажите эти лица мне
-Я очень рада, что вы от сегодняшнего урока получили отличный заряд бодрости.
Учит. Сегодня мы говорили о жизни, о жизненных ценностях, давайте все вместе встанем, возьмёмся за руки и сделаем круг и вместе скажем:
Здійсню бажання, набуду мудрість, відчую радість життя.