Тренинг "Против агрессии – только понимание"

Про матеріал
Тренинг для учителей "Против агрессии – только понимание" Цель: - определить причины и последствия агрессивного, жестокого поведения человека, влияние на взаимодействие с окружающими людьми; - обсуждение возможных путей преодоления девиантного поведения; - развивать умения поиска выхода из сложившихся ситуаций; - воспитание чувства взаимной поддержки, доверия и взаимопонимания через моделирование ситуаций, связанных с опытом.
Перегляд файлу

Тренинг для учителей

Тема: Против агрессии – только понимание.

Цель:

-  определить причины и  последствия агрессивного, жестокого поведения        человека, влияние на взаимодействие с окружающими людьми;

-  обсуждение возможных путей преодоления  девиантного  поведения;

-  развивать умения поиска выхода  из сложившихся ситуаций;

-  воспитание  чувства взаимной поддержки, доверия и  взаимопонимания   через моделирование ситуаций, связанных с опытом.

Оборудование: презентация   «Против  агрессии – только понимание», весы,  «мешочки» для эмоций, коробка, цветные карандаши, лист ватмана, карточки с заданием, эмблемы «Овечки белые и серые», воздушные шары, глобус.

                                      Ход  тренинга

1.Приветствие.

2.Введение.

Все садятся в круг.

Тема нашей сегодняшней встречи серьезна и трудна (слайд 1) Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей.

«Стрелы пронзают плоть,  а злые слова — душу»  Грасиан-и-Моралес

 (слайд 2)

 Для чего же нам говорить об агрессии? (обсуждение  целей занятия)

 (слайд 3)

Повторение правил работы в группе. (слайд 4)

   Конфиденциальность

   Активность

   Откровенность

   Ответственность

   Здесь и сейчас

   Вежливость

   Доброжелательность

   Недопустимость собственных оценок

   Коммуникабельность

Упражнение «ожидание»  Чего мы ожидаем от нашего тренинга? (проговариваем и крепим на «солнышко»)

(слайд 5)

Тренер начинает работу с классом с вопроса:

- Как вы думаете, что такое  агрессия? Ведь мы часто встречаемся с этим словом в разных ситуациях: «..агрессивно себя ведет..», «агрессор»,  «что за агрессия??..», «агрессивный человек».. и т.д. Что имеется в виду?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, учитель поощряет высказывания и стимулирует активность участников тренинга.

Определение понятия «Агрессия» зачитывается (слайд 6).

Что такое агрессия?

- Мозговой штурм - с чем ассоциируется  слово „агрессия”;

- Мини-лекция - агрессия и виды агрессивного поведения.

Развитие государственности и демократизация на Украине ставят перед современной школой важную проблему: как найти в каждом частном случае соответствующую меру толерантности, терпимости к другим, не теряя вместе с тем своей индивидуальности.

Одной из актуальных проблем является агрессивное поведение учеников в школе. К сожалению, этой проблеме не отводится достаточно внимания в психологической и педагогической литературе. Встречаем лишь отдельные публикации по опыту работы педагогов и психологов.

  Понимание механизма формирования агрессивных действий у детей школьного возраста помогает не только объяснить причины агрессивного поведения взрослых, но и изыскать средства педагогического и психологического влияния на ребенка, выяснить основные направления психолого-педагогической коррекции и профилактики агрессивных проявлений в поведении учеников.

Поэтому, к рассмотрению проблемы профилактики агрессивного поведения в школе нужно подходить системно, начиная от организации деятельности школы, определить задачи для каждого участника воспитательного процесса по формированию адекватного поведения у детей.

Меры профилактики агрессии

Помощь в развитии и в воспитании личности ученика.

Пропаганда здорового образа жизни среди учеников.

Воспитание правильных отношений: ученик-ученик, ученик-учитель.

Воспитание умений:

конструктивно помогать себе с эмоциями;

положительного мышления, креативного развития интерперсональних конфликтов, таким образом, что не ущемляется достоинство другого человека;

толерантности и акцептации другого человека  (слайд 7).

Упражнение  «Тропинка». (слайды 8 - 12)

Что же можно и нужно сделать, чтобы снять агрессивное состояние?  Прогулка на природе. (Беремся за руки и преодолеваем все препятствия вместе)

- ручей

- глубокая яма

- дерево

- заросли терновника

- лужа

Мы преодолели  препятствия и вернулись в наш класс. Сели все на свои места. А теперь меняемся местами (по любому признаку).

Мы с вами  часто злимся, до конца не понимая почему. Когда человек высказывает вслух свои ощущения, этим самым он освобождает себя от агрессии. Попробуем это сделать.

Продолжи фразу.    Я злюсь… (все высказываются) (слайд 13)А теперь помнем свою злость… и спрячем  ее в коробку, а потом сожжем!!! (слайд 14, 15)

«Мешочки» (слайд 16,)

В течение дня человек переживает массу эмоций, которые перемешиваясь между собой, создают причудливый букет.  Этот букет окрашивает восприятие человека, делая «плохим» или «хорошим» прожитый день.

Наверняка любому человеку хочется просыпаться каждое утро с улыбкой и провожать прожитый день в позитивном настроении. Проживать каждый день счастливо, наполнять свою жизнь радостными эмоциями – эта задача может оказаться невыполнимой, пока человек не научиться управлять своими эмоциями.

Свое настроение можно менять, так как нам хочется, необязательно быть зависимым от обстоятельств. Для того чтобы почувствовать эмоцию радости, необязательно ждать подходящего момента, когда нас кто-то или что-то рассмешит.

Для того чтобы радоваться, нужно просто радоваться. Для счастья не обязательно искать повод:  деньги, здоровье, вторую половинку, признание и так далее. Быть счастливым можно просто так. Ведь все что нам необходимо уже есть – это наши эмоции.

Только осталось разобраться в искусстве  управления своими эмоциями. Для этого, в первую очередь, надо знать виды эмоций человека, чтобы научиться различать, отделять эмоции друг от друга, ведь они редко проявляются в чистом виде.

Каждый человек обладает четырьмя чистыми эмоциями:

гнев

страх

радость

уныние

Эти виды эмоций создают комбинацию остальных чувств и эмоций, которые каждый из нас может переживать ежедневно.

Условно виды эмоций человека можно разделить на три основные категории: негативные, позитивные и нейтральные.

Человек вкладывает в свои эмоции колоссальный объем энергии. По сути эта энергия нейтральная, только эмоция может придать ей положительный или отрицательный характер, направить ее в русло созидания или разрушения.

Попробуем распределить   эмоции по «мешочкам».

 На столе карточки с названиями эмоций. Каждый участник берет карточку и определяет, какая это эмоция (все участники распределяют эмоции по мешочкам).

Положительные

1. Удовольствие

2. Радость.

3. Ликование.

4. Восторг.

5. Гордость.

6. Уверенность.

7. Доверие.

8. Симпатия.

9. Восхищение.

10. Любовь (половая).

11. Любовь (привязанность).

12. Уважение.

13. Умиление.

14. Благодарность (признательность).

15. Нежность.

16. Самодовольство.

17. Блаженство

18. Злорадство.

19. Чувство удовлетворённой мести.

20. Спокойная совесть.

21. Чувство облегчения.

22. Чувство удовлетворённости собою.

23. Чувство безопасности.

24. Предвкушение.

Нейтральные

25. Любопытство.

26. Удивление.

27. Изумление.

28. Безразличие.

Отрицательные

30. Неудовольствие.

31. Горе (скорбь).

32. Тоска.

33. Печаль (грусть).

34. Отчаяние.

35. Огорчение.

36. Тревога.

37. Обида.

38. Боязнь.

39. Испуг.

40. Страх.

41. Жалость.

42. Сочувствие (сострадание).

43. Сожаление.

44. Досада.

45. Гнев.

46. Чувство оскорбления.

47. Возмущение (негодование).

48. Ненависть.

49. Неприязнь.

50. Зависть.

51. Злоба.

52. Злость.

53. Уныние.

54. Скука.

55. Ревность.

56. Ужас.

57. Неуверенность (сомнение).

58. Недоверие.

59. Стыд.

60. Растерянность.

61. Ярость.

62. Презрение.

63. Отвращение.

64. Разочарование.

65. Омерзение.

66. Неудовлетворённость собою.

67. Раскаяние.

68. Угрызения совести.

69. Нетерпение.

70. Горечь

Постоянно повышается ритм жизни, чем старше человек, тем больше проблем, задач, которые нужно решать. Да и само время,  экономическая и политическая ситуация в стране тоже провоцируют стресс (слайд 17)

Стрессовые ситуации  приводят к агрессии. Снять можно, выполнив упражнение   «Боксёрская груша»  (слайд 18)

Агрессивное поколение (видеоролик) (слайд 19, 20)

Изменения в обществе, которые произошли в конце 1980х - начала 1990х годов,  вызвали социальные конфликты, рост насилия, поставили феномен агрессии в центр внимания психологии. Появляются научные работы, посвященные причинам и предпосылкам агрессии, а также детской и подростковой агрессивности. С 2001 года на Украине начал издаваться научный журнал „социально-психологические и медицинские аспекты жестокости”.

Предлагаем Вашему вниманию  видеоролик «Агрессивное поколение»

(просмотр и осмысление про себя).

Игра  « Почеши мне спину» (слайд 21)

 «А ну-ка, почеши мне спину — раз!

А ну-ка, почеши мне спину — два!

А ну-ка, почеши мне спину — три!

А ну-ка, почеши мне спину — четыре!

А ну-ка, почеши мне спину — пять!

А не такой я человек, чтобы спину  вам чесать!»

Мы разобрались, что такое агрессия, а что можно противопоставить?

Практическое задание.   Презентация агрессии и доброты (слайд 22).

Разбиваемся на 2 группы (по «цвету овечек»). Старший группы получает задание.

Каждая группа на ватмане изображает «агрессия» или «добро»

Следующее задание. «Сеем добро во всём мире!» (слайд 23).

Что  Вы пожелаете агрессивным людям, чтобы они стали добрее? (передаем глобус и проговариваем свои пожелания).

«Добро побеждает зло» Упражнение «Весы.» (слайд 24,25).

В сказках добро всегда побеждает зло. Но, увы, в реальной жизни не всегда. Но мы с вами можем своими теплыми пожеланиями перевесить зло, и сделать мир ярким и красочным. (На весы выкладываем яркие камешки).

РЕЦЕПТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Чтобы ваша жизнь была Солнечной, яркой примите рецепт на каждый день (участники получают в подарок рецепт)  (слайд 26).

Релаксация. «Подсолнечник»  (слайд 27).

Сейчас, в конце нашего занятия, предлагаем вам небольшое упражнение «Подсолнечник». Сядьте  удобно, расслабьтесь и закройте глаза. Вспомните, как вы сегодня приехали в нашу школу, пришли в группу тренинга и были мало знакомы с большинством ее участников. Теперь откройте глаза и медленно встаньте. Почувствуйте, как вы постепенно превратились в единую группу и стали более близкими друг другу. Сделайте круг узким, стоя плотно друг возле друга,  положите руки на плечи своим соседям. Вообразите себе, что все вы - это цветок подсолнечника, который медленно качается под дыханием ветра. Закройте глаза и начните медленно качаться сначала влево, потом вправо. Откройте глаза и встретьтесь взглядом  с каждым. Представьте, что подсолнечник уже довольно зрелый, и каждый из нас сейчас превратится  в  зернышко подсолнуха. Опустите руки и сделайте шаг назад. Ощутите, что ветер относит вас далеко от подсолнуха, и что вы несете в себе энергию его семян. Почувствуйте эту энергию в своем теле. Скажите себе: «Я наполненный жизненной силой и во мне есть энергия для роста и развития».

Итог тренинга. Рефлексия (слайд 28).

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял задания…

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я почувствовал, что…

- я приобрел…

- я научился…

- у меня получилось …

- я смог…

- я попробую…

- меня удивило…

- урок дал мне для жизни…

- мне захотелось…

При помощи клубка ниток плетем  «Сеть знаний»  (Эта паутинка крепится на доску).

Благодарим всех за активное участие в тренинге и дарим Вам песню «Мы желаем счастья вам».

(слайд 29).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Пов’язані теми
Педагогіка, Інші матеріали
Додано
19 березня 2019
Переглядів
1900
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку