Тренінг "Соціальні ролі", Основи здоров'я, 8кл

Про матеріал

Тренінг. Матеріали до Уроку "Соціальні ролі та життєві навички у сучасному світі". Учні вперше мають можливість задуматися,що протягом дня ми всі виконуємо різноманітні соціальні ролі. Як справитися з веливою купою завдань та водночас зрозуміти інших, допоможуть вправи невеличкого тренінгу.

Перегляд файлу

Основы здоровья, 8кл.

 Социальные роли и жизненные навыки в современном мире.

Задачи:

1.     предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным;

2.     смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке;

3.     научиться принимать ответственность за нормативные нарушения;

4.     осознание мотивов индивидуального поведения;

5.     формирование навыка эмпатии;

6.     дать детям возможность испытать незнакомые чувства, воспринять новые мысли и идеи;

7.     дать обратную связь.

Приветствие.

В кругу каждый говорит приветствие и делает какой-либо жест. Затем взявшись за руки все хором «Добрый день!».

Разминка «Те у кого …»

«Те у кого …» например, карие глаза меняются местами.

Теперь перейдем к теме нашего занятия. Поговорим о социальных ролях их влиянии на наши взаимоотношения.

Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни. Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик.

Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть что о себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой — является окном в его сложный внутренний мир.

Групповая дискуссия

Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги. Например, подросток может иметь следующие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.

Выяснить — когда, зачем и в каких ситуациях человек надевает маски. Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «пофигиста», «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

«Играем роли»

Предложить ребятам примерить на себя маски различного поведения. И постараться вжиться в этот образ и играть его в ходе обсуждения (карточки с ролями).

Затем пусть ребята поделятся своими впечатлениями. Спросить у ребят, трудно ли было вжиться в роль? Играть ее?

Теперь вы понимаете, как трудно играть чужую роль, понять другого человека из-за этого не редко случаются конфликты. Иногда причиной этих конфликтов становится какой-либо проступок, нарушение.

В этих случаях нам трудно адекватно и беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину на себя и осознать свои переживания, а также принять точку зрения другого. Вам часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек.

Смена ролей помогает поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях — между ребенком и родителями, между ребенком и учителем, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей — добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение.

Мозговой штурм

Ребятам предлагается ответить на вопрос: Как мы себя ведем, если что-то нарушаем? Какие бывают последствия в сложившейся ситуации? Например: не разрешают гулять лишний час, не дают карманных денег, не пускают на дискотеку, ставят в угол, не доверяют больше ничего важного, обижаются, кричат, начинается разговор и «промывка мозгов».

Обсудить причины, по которым мы совершаем нарушения.

«Наденем маски»

Разбить ребят на группы. Задать темы конфликтных ситуаций.

  1. Вернулся домой позже, чем разрешили родители (2 группы по 3 человека).
  2. Родители пришли с работы, а ребенок не выполнил работу по дому (не вынес мусор, не помыл посуду, не убрался в комнате); (2 группы по 2 человека).

Проиграть ситуацию, в одном случае признать свою вину, в другом – пойти на конфликт.

Обсудить какой вариант развития событий встречается чаще? Как, по-вашему, должны завершаться такие ситуации? Как можно избежать таких ситуаций?

 

Выводы

Что нового вы узнали на нашем занятии? Какой сценарий решения проблемы вы предпочли бы в дальнейшем?

Вы поняли, что в конфликтных ситуациях бывает трудно контролировать свое поведение и переживание, что негативно влияет на выяснение отношений. Сумев принять на себя ответственность, нужно также уметь отстаивать свои права, не теряя при этом чувство собственного достоинства. Смена ролей помогает понять точку зрения другого. Теперь вы узнали, что эти роли можно снимать и одевать как маски в зависимости от ситуации от ситуации, но не забывайте при этом оставаться самим собой.

Вам понравилось наше занятие?

Теперь давайте попрощаемся.

В кругу каждый говорит слово прощания и делает какой-либо жест. Затем взявшись за руки все хором «До свидания!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пофигист

 

 

 

Хорошая девочка

Тусовщик

Крутой парень

Нытик и зануда

 

 

 

 

Вернулся домой позже, чем разрешили родители

Проиграть ситуацию, признавая свою вину.

 

 

Вернулся домой позже, чем разрешили родители.

Проиграть ситуацию, демонстрируя готовность пойти на конфликт.

 

 

Родители пришли с работы, а ребенок не выполнил работу по дому.

Проиграть ситуацию, признавая свою вину.

 

 

Родители пришли с работы, а ребенок не выполнил работу по дому.

Проиграть ситуацию, демонстрируя готовность пойти на конфликт.

 

 

 

 

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

  •                               из ролевого ожидания (экспектации) и
  •                               исполнения этой роли (игры).

 

На необитаемом острове не живем. Нас окружает большое количество других
людей. От умения правильно и эффективно взаимодействовать с ними многое
зависит. Поэтому, для общения с каждым, есть своя индивидуальная маска.
Играется определенная социальная роль. Жизнь — театр, а люди — актеры. Круг нашего общения может состоять всего из нескольких человек, а может
из сотен, тысяч и миллионов человек. Как правильно вести себя с каждым?

Необходимо быть адекватным к другому человеку. Вести себя так, как он
ожидает в рамках отношений, сложившихся между вами. А также быть собой.

Социальная роль — это определенная модель вашего поведения по отношению
к другому человеку. И такая роль обязательно подразумевает минимум двух
участников, определяется положением в обществе и семье, вашей профессией,
сферой интересов и кругом общения.

Примеры социальных ролей: преподаватель и студент, отец и дочь, коллега,
врач и пациент, друг, продавец и покупатель, муж и жена, бабушка и внук,
а также сотни других.

СПИСОК СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Возьмите ручку и лист бумаги. В течение 10 минут записывайте все роли,
в которых вы по жизни бываете. Записывайте все, что придет в голову.

Далее, по окончании времени, проанализируйте получившийся список.
Из него необходимо выбрать 5-9 ключевых социальных ролей, которые
вы «играете» чаще всего. Роли можно «укрупнять» и «детализировать».

Пример «укрупнения»:

- Собираем роли «отец», «муж», «дядя», «сын» в одну роль «семьянин».

Пример «детализации»:

Я рекомендую вам внести в свой список роль «личность», сразу
поставив ее на первое место. «Личность» — это ваше отношение
к самому себе. Это способность обеспечивать себя материально,
заботиться о своем здоровье, развиваться интеллектуально.

Если вы будете враждовать со своим «Я», будете ругать себя
и тихо ненавидеть — вы никогда не сможете построить с другим
человеком гармоничных отношений. Он просто будет «считывать»
подсознательно ваш негатив. Это не пойдет на пользу.

Обязательно добавляйте в список роль «личность». Помните
замечательные слова: «Возлюби ближнего своего как самого
себя»? Смысл прост — пока ты не полюбишь себя, не сможешь
по-настоящему полюбить кого-то другого.

Вот пример моего личного списка социальных ролей:

1. Личность
2. Семьянин
3. Психолог
4. Автор
5. Блоггер
6. Бизнесмен
7. Работник

КАК БЫТЬ ИДЕАЛЬНЫМ…?

Теперь, имея на руках готовый список, задайте себе вопрос
«Как быть идеальным…?». Вместо многоточия подставляйте
по очереди роли. Подумайте, как вам необходимо себя вести
в каждой социальной роли, чтобы другой человек считал вас
идеальным или приближенным к идеалу.

Все мысли и соображения запишите на лист бумаги. Если есть
такая возможность, обсудите свои предположения именно с тем
человеком, для которого данная, конкретная роль «играется».

«Мужу» необходимо обсудить с «женой», «сыну» с «родителями»,
«подчиненному» с «начальником», «автору» с «читателями»…

Это простое, казалось бы, упражнение очень сильно повлияет
на вашу жизнь и отношения с людьми. Обязательно попробуйте.

 

doc
Додано
25 липня 2018
Переглядів
2230
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку