Творческая мастерская «Давайте наши души сохраним, ведь только так мы в этом мире сохранимся»

Про матеріал

Творческая мастерская на основе исследования и интерпретации художественных текстов с целью формирования поликультурной компетентности учащихся в процессе исследовательской деятельности , направленной на постижение проблематики и поэтики повести Диккенса «Рождественская песня в прозе» и романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; раскрытия гуманистического пафоса литературных произведений, идеи духовного возрождения человека добротворчеством и торжества милосердия как сущностного начала человека; развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании; воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся.

Перегляд файлу

Творческая мастерская

«Давайте наши души сохраним,

ведь только так мы в этом мире сохранимся»

  Сидорова О.В., учитель мировой литературы

Украинской гимназии

Димитровского городского совета

Донецкой области

 

( Уроки по повести Ч.Диккенса «Рождественская песня в прозе» и роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Время  проведения  - 1,5 часа

 Участники : учителя мировой литературы, учащиеся 11 класса,

                      учащиеся 6 класса

Цель проведення: формирование поликультурной компетентности 

учащихся  в процессе исследовательской деятельности ,  направленной на постижение проблематики  и поэтики повести Диккенса «Рождественская песня в прозе» и романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»;

раскрытие гуманистического пафоса литературных       произведений, идеи духовного возрождения человека добротворчеством  и торжества милосердия как сущностного начала человека;

развитие  интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
становление духовного мира человека, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании;
воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;.

творческая самореализация участников мастерской;

воспитание гуманизма, потребности деятельного добра, духовное обогащение учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, ельбуки,

          презентации,    видео-  и аудиоматериалы,

                            ейдос-конспекты, коллаж, рисунки-иллюстрации

Вступительное слово учителя. Определение целей и задач деятельности.

-Уважаемые участники творческой мастерской. Путь к пониманию самих себя и окружающих людей, который мы пройдём  сегодня вместе с героями Диккенса и Булгакова , будет креативным, исследовательским, возможно, неожиданным и испытующим каждого, кто вступил на него.

Мы попытаемся постичь сущность человеческого «я», азбуку любви и законы творчества. Научимся читать книгу искусств и впишем туда собственные страницы, выражая себя средствами живописи, поэзии, музыки.

Мы постигнем великое таинство человечности, чтобы, как говорил Достоевский, оставаться в этом мире Человеком

Всё это ожидает нас впереди, если мы присоединимся к тем, кто уже на этой дороге…

 

Учитель  читает стихотворение И Ратушинской   в  музыкальном сопровождении  и  при условии одновременной трансляции  на экране кадров слайдфильма:

 

 

 

                                 Под свободными сводами вечными,

Босиком, по пыльным дорогам,

С обнажённо дрожащими свечами

Люди ищут доброго Бога.

Чтобы он пожалел и понял

Сквозь убийства, боль и обманы,

Чтобы он положил ладони

На висок, как на злую рану,

Чтоб увидел кричащие лица,

Темень душ и глаза без света,

Чтоб простил и глупца и  блудницу,

И священника, и поэта.

Чтобы спас беглеца от погони,

Чтобы дал голодающим хлеба…

Может, Бог – это крест на ладони?

Может, Бог - это тёмное небо?

Как  к нему отыскать дорогу?

Чем надежды и боль измерить?

Люди ищут доброго Бога,

Дай им Бог найти и поверить

                  ( Ирина Ратушинская)

- Пыль  веков и калёное солнце зла, полынная горечь раскаяния и  неутолимая жажда истины  о смысле жизни…Таковы извечные спутники человеческого паломничества к Богу.

  Если вы готовы присоединиться к тем, кто стремиться постичь божественные , а значит нравственные законы жизни, зажгите свою свечу и постарайтесь объяснить причину вашего богоискательства в этом мире, найти ответ на вопрос, почему человеку необходима вера, чем притягательно христианство.

Первый блок заданий участникам мастерской:

-В поисках ответа вы ( 6 класс) можете обратиться к авторскому тексту и согласиться  с  позицией Ирины Ратушинской, предоставив результат своих размышлений в виде синквейна. Выделите концепт ( ключевое слово текста) и постройте смысловую пирамиду. Подберите ассоциацию к ключевому слову.

   Объдинившись в группы (11 класс), составьте  ассоциативные кластеры с ключевыми словами «Бог» и «человек». Сопоставьте полученные модели  и определите степень проблемности подобного соотнесения.

Задание для учителей- участников мастерской: Обращаясь  к христианской тематике, русская иконопись  и живопись, вели диалог  с человеком о сущности Бога и смысле человеческого бытия. Просмотрите предложенные репродукции и тезисно сформулируйте открывшуюся вам истину о Боге и человеке .

   (Просмотр слайдфильма с музыкальным сопровождением)

 

 

  Подведение итогов работы групп:

 

- Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Что значит стать Богом, что непременно должен пробудить в себе человек, чтобы не предать в самом себе божественное начало?

(Ответ: милосердие, любовь к ближнему)

Таким образом найдено ключевое слово-индуктор нашей творческой  мастерской. Попробуем создать образ добра, милосердия средствами искусства.

 ( Каждому участнику  раздаётся белый  стикер, на котором записывается или изображается символ. Из стикеров, прикреплённых к фоновому рисунку-основе будущого коллажа , складывается фигурка голубя как фрагмент  коллажа).

 

  Учитель: к проблеме богоискательства в человеке  неизменно обращается  литература. И это не случайно, а закономерно в силу того , что  литература всегда была человековеденьем и раскрывала в каждом из нас настоящее  искусством Слова… Слово же  должно и нам  открыть истину о человеке.

   Классик английской литературы Чарльз  Диккенс убеждён в том, что  добротворчество-главное предназначение человека в этом мире. И“каждая христианская душа, творя добро,  найдёт свою  жизнь слишком быстротечной для безграничных возможностей добра!”

Современник 20 века Булгаков утверждает, что , несмотря на течение времени, люди всё те же, и милосердие иногда стучится в их души…

  Попробуем согласиться или оспорить выдвинутые  авторами  гипотезы и проверить  собственные представления о человеке и божественной искре милосердия и любви, зажжённой в нём .

Начнём с литературного знакомства с героем Диккенса и постижения истин о человеке, содержащихся в мыслях Иешуа Га Ноцри, казнённого некогда в Ершалаиме, и  Евгения Евтушенко, практически нашего современника…

(Работа  по группам и индивидуально)

__________________________________________________________________

(Второй блок заданий)

6 класс

  (Каждому ученику 6 класса учителем отправляется  файл с матрицей двухчастного  дневника).

Задание №1: используя портретную характеристику героя, заполните  в файловом документе  матрицу двухчастного дневника, фиксируя собственные ощущения, вызванные знакомством с героем

 Текстовый материал

 Мои ощущения

“Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу”

Скрудж может быть сродни “водопроводному крану на улице”, из которого ещё “сочилась вода, и он, позабытый всеми, понемногу обрастал льдом в тоскливом одиночестве, пока не превратился в унылую скользкую глыбу” (12; 15).

 

 

 

Свои чувства и мысли  письменно изложите в электронном письме  герою. Отправьте сформированный файл с результатами выполненной работы учителю.

 

 

11 класс (  2 группы: одна работает с предложенным заданием, вторая - начинает составление ейдос- конспекта по памятке:

ПАМЯТКА  для составления ейдос-конспекта

Ейдос— перев. греч. - образ. Ейдос-конспект – объединение опорного конспекта (теоретических знанийи) и иллюстраций к произведению (образ)

 Уважаемый читатель!

Для правильного оформлення ейдос-конспекта  обрати внимание на такие правила:

1.На титульной  странице изображай и  записывай:

1)образный  рисунок ,  который  составляется из  фигур, цветов , картин,  асоциативно  возникающих  в процес се чтения произведения;

2) цитатный материал ( чёткое обоснование каждого элемента твоего  рисунка цитатой из текста);

3) заголовок (формулирование  названия конспекта).  

2. На  оборотной  стороне:

  •               1) комментарии   по теме (формулирование вывода о роли и  значении данного  произведения  в творчестве  писателя).
  •               2) сочинение-интерпретация текста (размышления   на основе данного , разъяснение своего видения темы и  образов  в произведении).

 

 

 

Задание для группы №1 учащихся 11 класса: в стихотворном переложении текста  « Мастера и Маргариты» Стасом Хайретдиновым одна из ключевых проблем романа представлена в следующем фрагменте:

     И Марк по кличке Крысобой,

      Палач жестокий и глухой

      К людским и мольбам, и страданьям,

      И люди, что тебя побили

      За речи, видимо, твои,

      И эта парочка убийц,

      Которых мы на днях схватили,

      Иуда, наконец, предавший

      Тебя за тридцать тетрадрахм,

       Они, что,  все добры?

 

- Выразите рассматриваемую проблему в виде цитаты из романа и, заполнив таблицу Элвермана, определите свою позицию в этом вопросе

Да

 Проблема

Нет

 

(« Злых людей нет на свете. Все люди добрые»)

 

 

Задание для педагогов- участников мастерской:

Прочтите стихотворение Евгения Евтушенко «Люди». О каком отношении к человеку говорит автор? Почему, по- вашему, помимо трусости Пилата и скаредности Скруджа ,оказались возможными распятие на кресте философа и одиночество скряги?

Е. Евтушенко, "Людей неинтересных в мире нет"
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
и нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно.

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.


 


 

   Представление и обсуждение результатов работы групп

1. На экране – кадр из мультфильма с портретом Скруджа.

                               

 

Ученик  6класса, выполняющий задание, читает письмо к герою. Учитель задаёт вопросы:

- Возникло ли у вас желание помочь Скруджу измениться, вызвал ли он сострадание, стремление помочь растопить лёд одиночества в его душе ?

Легко ли быть милосердным?Что вы при этом ощущали ? Как вы думаете, может ли героя изменить ваше письмо, ваше слово?

2   Просмотр кадра кинофильма « Мастер и Маргарита», где Иешуа  во время разговора с Понтием Пилатом произносит слова о доброте людей. (Используется мультимедийный проектор. Изображение транслируется на экран)

Вопрос  группе одиннадцатиклассников: Что , по вашему, ощущает Иешуа, утверждающий,что все люди добрые, в том числе и чудовище Марк Крысобой?.Что об этом говорят глаза героя?  Могут ли его слова изменить людей, действенно ли слово веры?

3.Гостям. « Если бы с ним поговорить, вдруг мечтательно произнёс арестант,- я уверен, что он резко изменился бы».

 Насколько, по – вашему, действенна сила словесного убеждения в нравственном обновлении человека? Можно ли словом пробудить человеческое сердце?

 

   ТЕЛЕВОПРОС для всех участников творческой мастерской: « Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?»

 

ИТОГ : Зло, тьма, жестокость, равнодушие-это искажение и перерождение добра. Поэтому они неделимы: невозможно понять сущность добра , не испытав зло. И оказавшись в плену тьмы, человек обретает надежду на свет, нужно только преодолеть затмение. Как ни парадоксально, иногда силы тьмы, пришельцы из мира  теней и духов помогают нам познать свет и  истину о смысле человеческой жизни.

- Посмотрим, какую роль в судьбе литературных героев сыграли потусторонние силы?

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 Третий блок заданий

6 класс

 Учитель отправляет ученикам на персональные эльбуки  файлы  с индивидуальными дифференцированными  заданиями:

Задание первому ученику: выполните тестовые задания, указав наиболее правильный вариант ответа

I. Необычные приключения происходят с героем именно в Рождественскую ночь, так как:

1)  праздник Рождества сам по себе чудесен рождением необычного младенца в яслях;

2)  в Рождество всегда происходит что-то невероятное;

3)  Чудо рождения Христа состоит  именно в том, что он приходит  в мир спасти людей от их греха;

4) в этот день возможно исполнение любых человеческих желаний;

5) Рождество -христианский праздник

 

II.Духи Рождества, призраки из прошлого, настоящего и будущего, посещают героя, чтобы:

1) напугать его наказанием за совершённое в жизни зло;

2) не столько напугать, сколько предупредить о последствиях жизни без Божьей искры в душе;

3) вознаградить Скруджа за свершённое в жизни;

4) заставить его задуматься о возможности исправления   причинённого зла;

5) помочь утвердиться в правильности избранного способа  жизни

 

III Скрудж стоит того, чтобы за его душу боролось добро, так как:

  1. Совершённые им злодеяния не так уж и страшны;
  2. Жестокость и скупость не преступления;

4) Человеку вообще свойственно меняться

5) Человек, всякий человек, стоит того, чтобы за него боролись.

- Соотнесите полученные ответы с буквенными соответствиями :

1-Р,2-Б, 3-О,4-А,5-Г

Если вы не ошиблись, из букв сложится слово, которое есть синонимом к слову  « человек».

 

 Задания ученикам №2,3,4,5 : Заполните в полученном файловом документе свободные лакуны схемы « Путешествие Скруджа с Духом минувшего рождества . Результат выполнения работы отправьте ученику  Отправьте подготовленные файлы учителю для переадресации ученику №6, которому предстоит обобщить результаты работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Задание ученику №6: проверив результаты работы товарищей, сделайте   вывод об испытанных  Скруджем эмоциях и пробуждённых ими  ощущениях

( Ответ: Путешествие с Духом минувшего рождества  заставило неумолимого Скруджа плакать, смеяться, испытывать чувство стыда за свои поступки, жалеть о добрых делах, которые мог бы совершить. Словом, пробудило в нём человеческие чувства, напомнило о настоящем в жизни)

 Задание ученику №7. Просмотрев  презентацию, составленную из кадров  мультфильма «Рождественская песня», решите, есть ли божественная искра в Скрудже, творящем зло?

Задания  ученикам № 8,9: вчитайтесь в слова Скруджа: «Я буду уважать рождество в сердце своём и беречь память о нём весь год. Я искуплю Прошлое Настоящим и Будущим, и память о духах всегда будет жить во мне». Поразмышляйте над прочитанным и ,придя к определённым выводам, закончите предложенную фразу: «Настоящее, сегодняшняя жизнь дана человеку для того, чтобы……»

( Каждый отсылает вариант ответа учителю. Один из ответов зачитывается вслух )

При проверке тестового задания у ученика №1 учитель сравнивает уроки, извлечённые  Скруджем из встречи с духами  и опыт, приобретённый учениками класса при размышлении над авторским текстом)

 Задание ученику №10: прочтите стихотворение, предложите свой вариант окончания строфы:

Золото темнеет, листья тоже

С тою разницей, что золото всегда

Нами ценится вдвойне дороже,

Нежели опавшая листва.

 

Разучившись слышать голос сердца,

Скрудж его меняет на металл.

Для него , конечно же , дороже

--------------------------------------( Золото живого лепестка).

 

Он давно не ценит радость встречи,

Теплоту любви и чудеса.

И лишь духи говорят о вечном,

Приближая к чистым небесам.

 

  Задание учащимся 11 класса:

 Оцените предложенные трактовки миссии Воланда в романе и определите наиболее точно, на ваш взгляд, соответствующую авторской позиции:

« Воланд- карающий меч в руках правосудия» (Лакшин)

« Воланд даёт этическую оценку явлениям жизни и может увидеть и оценить в ней то немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно» (Л.Яновская)

«Воланд высмеивает то, что отступилось от добра, изолгалось, нравственно оскудело. Он восстанавливает пошатнувшееся равновесие между добром и злом»( В Доманский)

 Воланд- союзник света.

 

 

 Задания для педагогов:

Было ли  обращение Маргариты за помощью к Воланду отступлением от Света и добра? Сопоставьте свою позицию  с мнением Алины Симоновой:

 

Маргарите

 Маргарита Николавна! Мне бы Вашего терпенья:

Чтоб оно перетянуло, словно нитью, жизнь мою.

Мне бы Вашего уменья - после полного затменья

Не ступить, как ни тонула б, на чужую колею.

 

Мне бы стать неуязвимой, чтоб не плакать понапрасну.

Мне б любить и быть любимой так, как Вы, и все сносить...

Жить мечтой неисполнимой... Отвечать, что все прекрасно...

И уйти! И быть счастливой! Чуда ждать... Но не просить.

 

Незабвенная доныне, в чем, скажите, Ваша тайна?

Ведь не город, и не имя, не цветы ж всему виной!..

Почему, моей гордыне вопреки, почти реально

То, как царственно, бесстыже, Вы несетесь надо мной?!

 

Нет! Во мне живет не зависть. Нет, во мне живет не зависть, -

Человеческая жалость к осознавшей силу зла!

Чудо-крема не касаясь, душу сохранить пытаясь,

Я бы к дьяволу, спасаясь, ни за что бы... Не пошла?

 

- Стронницей света или тьмы выступает героиня Булгакова в предложенном кинофрагменте?

-Насколько точно, по- вашему передан подлинный характер героини в музыкальном фрагменте(Веня Дркин « Маргарита») ?

-Какую роль сыграли в судьбе героини потусторонние силы? Изменила ли Маргариту встреча с Воландом?

Вывод:

 Учитель обращает  внимание на то, что миссия потусторонних сил в двух художественных текстах во многом идентична. К месту вспомнить эпиграф к роману (« я – часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает лишь благое») и акцентирует внимание на том, что мистика более «настояща», чем реальность, она выполняет роль врачевания и обращения заблудшей человеческой души тогда, когда в реальной жизни не находится того, что могло бы помочь человеку.

 Участникам творческой мастерской предлагается следующий блок заданий:

 

 

Творческие   задания  для учащихся 11 класса: вспомните  ситуации, когда в романе торжествует милосердие Найдите символическое выражение этих ситуаций . Запишите результат  на предложенном зелёном фрагменте ткани ,добавив  как можно больше собственных добрых дел, совершённых в недавнем прошлом.

При комментарии учитель обратит внимание на то, что данный предмет должен напомнить  единственным зелёный платок в семье  Мармеладовых, в который после грехопадения, кутает плечи Сонечка , творящая зло во имя добра,  может ассоциироваться с платком в руках Нэнси, девушки , выросшей на  лондонских улицах и имеющей сильный нравственный стержень, не позволяющий отступиться от добра. А может напомнить  платок, наброшенный  на лицо нежеланного ребёнка. Но сегодня он  стал летописью добротворчества , и свершённое добро  искупило зло, даровало прощение не только Фриде, но и многим нуждающимся в нём.

 

 Задания для учащихся 6 класса : перечислите добрые дела обновлённого Скруджа , построив модель(ученики1-5). Отправьте ответ на  учительский компьютер

 

                           

 

  Задания для учеников № 6-10: внесите изменения в  предложенный  вам  портрет злого  Скруджа , которые свидетельствовали бы о произошедших с ним переменах.

( Дети работают с  портретом Скруджа.  Для них  нарисованы контуры лица героя . Они  вносят коррективы . Рисуют, используя  соответствующее программное обеспечение ельбуков, глаза, улыбку, брови).Сравнивают с кинематографическим и мультипликационным  вариантами.

 

 Задание для педагогов: «Тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит» В этих словах Маргариты -истина любви или формула милосердия?

Итог: Нас всех изменило пережитое в творческом пространстве поиска, раскаяния, обретения, любви и милосердия. Действительно, люди всё те же, и милосердие настойчиво стучится в наши души, пробуждая в нас  настоящее, меняя к лучшему.

Звучит песня Светланы Копыловой, под которую участники студии в технике мокрой аппликации  изготовляют символы,выражающие новое понимание милосердия, добра…

 В музыкальном сопровождении ( Песня С.Копыловой «Я ещё не стала лучше»)демонстрируется слайдфильм:

Заканчивается изготовление общего коллажа.

 Комментируются ейдос- конспекты, «прочитывается коллаж»

 

Учитель читает собственное стихотворение, подводя итог работы:

 

Как часто в суете существованья

Себя мы обделяем тишиной,

Минутами, мгновеньями познанья

Того, что называем красотой.

Нередко ложным поклоняясь кумирам,

Не замечаем мы в калейдоскопе дней

Гармонию и совершенство мира,

И отраженье вечности в душе своей.

И как порой неуловимы нити,

Связующие жизнь, любовь и свет.

И как должны с тобою дорожить мы

Гореньем звёзд и отблеском планет…

Хранить тепло от дружеских пожатий,

Сердечность задушевных наших встреч.

И избежать двусмысленность понятий,

От холодности души уберечь.

И пусть же чистою свечой сгорая,

Любовь и вера наш освятят век.

Быть может, от того добрее станет

И сердцем зорче гордый человек.

docx
Додано
24 липня 2018
Переглядів
703
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку