Творческая мастерская на основе исследования и интерпретации художественных текстов с целью формирования поликультурной компетентности учащихся в процессе исследовательской деятельности , направленной на постижение проблематики и поэтики повести Диккенса «Рождественская песня в прозе» и романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; раскрытия гуманистического пафоса литературных произведений, идеи духовного возрождения человека добротворчеством и торжества милосердия как сущностного начала человека; развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании; воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся.
Творческая мастерская
«Давайте наши души сохраним,
ведь только так мы в этом мире сохранимся»
Сидорова О.В., учитель мировой литературы
Украинской гимназии
Димитровского городского совета
Донецкой области
( Уроки по повести Ч.Диккенса «Рождественская песня в прозе» и роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Время проведения - 1,5 часа
Участники : учителя мировой литературы, учащиеся 11 класса,
учащиеся 6 класса
Цель проведення: формирование поликультурной компетентности
учащихся в процессе исследовательской деятельности , направленной на постижение проблематики и поэтики повести Диккенса «Рождественская песня в прозе» и романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»;
раскрытие гуманистического пафоса литературных произведений, идеи духовного возрождения человека добротворчеством и торжества милосердия как сущностного начала человека;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
становление духовного мира человека, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании;
воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;.
творческая самореализация участников мастерской;
воспитание гуманизма, потребности деятельного добра, духовное обогащение учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, ельбуки,
презентации, видео- и аудиоматериалы,
ейдос-конспекты, коллаж, рисунки-иллюстрации
Вступительное слово учителя. Определение целей и задач деятельности.
-Уважаемые участники творческой мастерской. Путь к пониманию самих себя и окружающих людей, который мы пройдём сегодня вместе с героями Диккенса и Булгакова , будет креативным, исследовательским, возможно, неожиданным и испытующим каждого, кто вступил на него.
Мы попытаемся постичь сущность человеческого «я», азбуку любви и законы творчества. Научимся читать книгу искусств и впишем туда собственные страницы, выражая себя средствами живописи, поэзии, музыки.
Мы постигнем великое таинство человечности, чтобы, как говорил Достоевский, оставаться в этом мире Человеком
Всё это ожидает нас впереди, если мы присоединимся к тем, кто уже на этой дороге…
Учитель читает стихотворение И Ратушинской в музыкальном сопровождении и при условии одновременной трансляции на экране кадров слайдфильма:
Под свободными сводами вечными,
Босиком, по пыльным дорогам,
С обнажённо дрожащими свечами
Люди ищут доброго Бога.
Чтобы он пожалел и понял
Сквозь убийства, боль и обманы,
Чтобы он положил ладони
На висок, как на злую рану,
Чтоб увидел кричащие лица,
Темень душ и глаза без света,
Чтоб простил и глупца и блудницу,
И священника, и поэта.
Чтобы спас беглеца от погони,
Чтобы дал голодающим хлеба…
Может, Бог – это крест на ладони?
Может, Бог - это тёмное небо?
Как к нему отыскать дорогу?
Чем надежды и боль измерить?
Люди ищут доброго Бога,
Дай им Бог найти и поверить
( Ирина Ратушинская)
- Пыль веков и калёное солнце зла, полынная горечь раскаяния и неутолимая жажда истины о смысле жизни…Таковы извечные спутники человеческого паломничества к Богу.
Если вы готовы присоединиться к тем, кто стремиться постичь божественные , а значит нравственные законы жизни, зажгите свою свечу и постарайтесь объяснить причину вашего богоискательства в этом мире, найти ответ на вопрос, почему человеку необходима вера, чем притягательно христианство.
Первый блок заданий участникам мастерской:
-В поисках ответа вы ( 6 класс) можете обратиться к авторскому тексту и согласиться с позицией Ирины Ратушинской, предоставив результат своих размышлений в виде синквейна. Выделите концепт ( ключевое слово текста) и постройте смысловую пирамиду. Подберите ассоциацию к ключевому слову.
Объдинившись в группы (11 класс), составьте ассоциативные кластеры с ключевыми словами «Бог» и «человек». Сопоставьте полученные модели и определите степень проблемности подобного соотнесения.
Задание для учителей- участников мастерской: Обращаясь к христианской тематике, русская иконопись и живопись, вели диалог с человеком о сущности Бога и смысле человеческого бытия. Просмотрите предложенные репродукции и тезисно сформулируйте открывшуюся вам истину о Боге и человеке .
(Просмотр слайдфильма с музыкальным сопровождением)
Подведение итогов работы групп:
- Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Что значит стать Богом, что непременно должен пробудить в себе человек, чтобы не предать в самом себе божественное начало?
(Ответ: милосердие, любовь к ближнему)
Таким образом найдено ключевое слово-индуктор нашей творческой мастерской. Попробуем создать образ добра, милосердия средствами искусства.
( Каждому участнику раздаётся белый стикер, на котором записывается или изображается символ. Из стикеров, прикреплённых к фоновому рисунку-основе будущого коллажа , складывается фигурка голубя как фрагмент коллажа).
Учитель: к проблеме богоискательства в человеке неизменно обращается литература. И это не случайно, а закономерно в силу того , что литература всегда была человековеденьем и раскрывала в каждом из нас настоящее искусством Слова… Слово же должно и нам открыть истину о человеке.
Классик английской литературы Чарльз Диккенс убеждён в том, что добротворчество-главное предназначение человека в этом мире. И“каждая христианская душа, творя добро, найдёт свою жизнь слишком быстротечной для безграничных возможностей добра!”
Современник 20 века Булгаков утверждает, что , несмотря на течение времени, люди всё те же, и милосердие иногда стучится в их души…
Попробуем согласиться или оспорить выдвинутые авторами гипотезы и проверить собственные представления о человеке и божественной искре милосердия и любви, зажжённой в нём .
Начнём с литературного знакомства с героем Диккенса и постижения истин о человеке, содержащихся в мыслях Иешуа Га Ноцри, казнённого некогда в Ершалаиме, и Евгения Евтушенко, практически нашего современника…
(Работа по группам и индивидуально)
__________________________________________________________________
(Второй блок заданий)
6 класс
(Каждому ученику 6 класса учителем отправляется файл с матрицей двухчастного дневника).
Задание №1: используя портретную характеристику героя, заполните в файловом документе матрицу двухчастного дневника, фиксируя собственные ощущения, вызванные знакомством с героем
Текстовый материал |
Мои ощущения |
“Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу” Скрудж может быть сродни “водопроводному крану на улице”, из которого ещё “сочилась вода, и он, позабытый всеми, понемногу обрастал льдом в тоскливом одиночестве, пока не превратился в унылую скользкую глыбу” (12; 15).
|
|
Свои чувства и мысли письменно изложите в электронном письме герою. Отправьте сформированный файл с результатами выполненной работы учителю.
11 класс ( 2 группы: одна работает с предложенным заданием, вторая - начинает составление ейдос- конспекта по памятке:
ПАМЯТКА для составления ейдос-конспекта
Ейдос— перев. греч. - образ. Ейдос-конспект – объединение опорного конспекта (теоретических знанийи) и иллюстраций к произведению (образ)
Уважаемый читатель!
Для правильного оформлення ейдос-конспекта обрати внимание на такие правила:
1.На титульной странице изображай и записывай:
1)образный рисунок , который составляется из фигур, цветов , картин, асоциативно возникающих в процес се чтения произведения;
2) цитатный материал ( чёткое обоснование каждого элемента твоего рисунка цитатой из текста);
3) заголовок (формулирование названия конспекта).
2. На оборотной стороне:
Задание для группы №1 учащихся 11 класса: в стихотворном переложении текста « Мастера и Маргариты» Стасом Хайретдиновым одна из ключевых проблем романа представлена в следующем фрагменте:
И Марк по кличке Крысобой,
Палач жестокий и глухой
К людским и мольбам, и страданьям,
И люди, что тебя побили
За речи, видимо, твои,
И эта парочка убийц,
Которых мы на днях схватили,
Иуда, наконец, предавший
Тебя за тридцать тетрадрахм,
Они, что, все добры?
- Выразите рассматриваемую проблему в виде цитаты из романа и, заполнив таблицу Элвермана, определите свою позицию в этом вопросе
Да |
Проблема |
Нет |
|
(« Злых людей нет на свете. Все люди добрые») |
|
Задание для педагогов- участников мастерской:
Прочтите стихотворение Евгения Евтушенко «Люди». О каком отношении к человеку говорит автор? Почему, по- вашему, помимо трусости Пилата и скаредности Скруджа ,оказались возможными распятие на кресте философа и одиночество скряги?
Е. Евтушенко, "Людей неинтересных в мире нет"
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
и нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно.
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Представление и обсуждение результатов работы групп
1. На экране – кадр из мультфильма с портретом Скруджа.
Ученик 6класса, выполняющий задание, читает письмо к герою. Учитель задаёт вопросы:
- Возникло ли у вас желание помочь Скруджу измениться, вызвал ли он сострадание, стремление помочь растопить лёд одиночества в его душе ?
Легко ли быть милосердным?Что вы при этом ощущали ? Как вы думаете, может ли героя изменить ваше письмо, ваше слово?
2 Просмотр кадра кинофильма « Мастер и Маргарита», где Иешуа во время разговора с Понтием Пилатом произносит слова о доброте людей. (Используется мультимедийный проектор. Изображение транслируется на экран)
Вопрос группе одиннадцатиклассников: Что , по вашему, ощущает Иешуа, утверждающий,что все люди добрые, в том числе и чудовище Марк Крысобой?.Что об этом говорят глаза героя? Могут ли его слова изменить людей, действенно ли слово веры?
3.Гостям. « Если бы с ним поговорить, вдруг мечтательно произнёс арестант,- я уверен, что он резко изменился бы».
Насколько, по – вашему, действенна сила словесного убеждения в нравственном обновлении человека? Можно ли словом пробудить человеческое сердце?
ТЕЛЕВОПРОС для всех участников творческой мастерской: « Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?»
ИТОГ : Зло, тьма, жестокость, равнодушие-это искажение и перерождение добра. Поэтому они неделимы: невозможно понять сущность добра , не испытав зло. И оказавшись в плену тьмы, человек обретает надежду на свет, нужно только преодолеть затмение. Как ни парадоксально, иногда силы тьмы, пришельцы из мира теней и духов помогают нам познать свет и истину о смысле человеческой жизни.
- Посмотрим, какую роль в судьбе литературных героев сыграли потусторонние силы?
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Третий блок заданий
6 класс
Учитель отправляет ученикам на персональные эльбуки файлы с индивидуальными дифференцированными заданиями:
Задание первому ученику: выполните тестовые задания, указав наиболее правильный вариант ответа
I. Необычные приключения происходят с героем именно в Рождественскую ночь, так как:
1) праздник Рождества сам по себе чудесен рождением необычного младенца в яслях;
2) в Рождество всегда происходит что-то невероятное;
3) Чудо рождения Христа состоит именно в том, что он приходит в мир спасти людей от их греха;
4) в этот день возможно исполнение любых человеческих желаний;
5) Рождество -христианский праздник
II.Духи Рождества, призраки из прошлого, настоящего и будущего, посещают героя, чтобы:
1) напугать его наказанием за совершённое в жизни зло;
2) не столько напугать, сколько предупредить о последствиях жизни без Божьей искры в душе;
3) вознаградить Скруджа за свершённое в жизни;
4) заставить его задуматься о возможности исправления причинённого зла;
5) помочь утвердиться в правильности избранного способа жизни
III Скрудж стоит того, чтобы за его душу боролось добро, так как:
4) Человеку вообще свойственно меняться
5) Человек, всякий человек, стоит того, чтобы за него боролись.
- Соотнесите полученные ответы с буквенными соответствиями :
1-Р,2-Б, 3-О,4-А,5-Г
Если вы не ошиблись, из букв сложится слово, которое есть синонимом к слову « человек».
Задания ученикам №2,3,4,5 : Заполните в полученном файловом документе свободные лакуны схемы « Путешествие Скруджа с Духом минувшего рождества . Результат выполнения работы отправьте ученику Отправьте подготовленные файлы учителю для переадресации ученику №6, которому предстоит обобщить результаты работы.
Задание ученику №6: проверив результаты работы товарищей, сделайте вывод об испытанных Скруджем эмоциях и пробуждённых ими ощущениях
( Ответ: Путешествие с Духом минувшего рождества заставило неумолимого Скруджа плакать, смеяться, испытывать чувство стыда за свои поступки, жалеть о добрых делах, которые мог бы совершить. Словом, пробудило в нём человеческие чувства, напомнило о настоящем в жизни)
Задание ученику №7. Просмотрев презентацию, составленную из кадров мультфильма «Рождественская песня», решите, есть ли божественная искра в Скрудже, творящем зло?
Задания ученикам № 8,9: вчитайтесь в слова Скруджа: «Я буду уважать рождество в сердце своём и беречь память о нём весь год. Я искуплю Прошлое Настоящим и Будущим, и память о духах всегда будет жить во мне». Поразмышляйте над прочитанным и ,придя к определённым выводам, закончите предложенную фразу: «Настоящее, сегодняшняя жизнь дана человеку для того, чтобы……»
( Каждый отсылает вариант ответа учителю. Один из ответов зачитывается вслух )
При проверке тестового задания у ученика №1 учитель сравнивает уроки, извлечённые Скруджем из встречи с духами и опыт, приобретённый учениками класса при размышлении над авторским текстом)
Задание ученику №10: прочтите стихотворение, предложите свой вариант окончания строфы:
Золото темнеет, листья тоже
С тою разницей, что золото всегда
Нами ценится вдвойне дороже,
Нежели опавшая листва.
Разучившись слышать голос сердца,
Скрудж его меняет на металл.
Для него , конечно же , дороже
--------------------------------------( Золото живого лепестка).
Он давно не ценит радость встречи,
Теплоту любви и чудеса.
И лишь духи говорят о вечном,
Приближая к чистым небесам.
Задание учащимся 11 класса:
Оцените предложенные трактовки миссии Воланда в романе и определите наиболее точно, на ваш взгляд, соответствующую авторской позиции:
« Воланд- карающий меч в руках правосудия» (Лакшин)
« Воланд даёт этическую оценку явлениям жизни и может увидеть и оценить в ней то немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно» (Л.Яновская)
«Воланд высмеивает то, что отступилось от добра, изолгалось, нравственно оскудело. Он восстанавливает пошатнувшееся равновесие между добром и злом»( В Доманский)
Воланд- союзник света.
Задания для педагогов:
Было ли обращение Маргариты за помощью к Воланду отступлением от Света и добра? Сопоставьте свою позицию с мнением Алины Симоновой:
Маргарите
Маргарита Николавна! Мне бы Вашего терпенья:
Чтоб оно перетянуло, словно нитью, жизнь мою.
Мне бы Вашего уменья - после полного затменья
Не ступить, как ни тонула б, на чужую колею.
Мне бы стать неуязвимой, чтоб не плакать понапрасну.
Мне б любить и быть любимой так, как Вы, и все сносить...
Жить мечтой неисполнимой... Отвечать, что все прекрасно...
И уйти! И быть счастливой! Чуда ждать... Но не просить.
Незабвенная доныне, в чем, скажите, Ваша тайна?
Ведь не город, и не имя, не цветы ж всему виной!..
Почему, моей гордыне вопреки, почти реально
То, как царственно, бесстыже, Вы несетесь надо мной?!
Нет! Во мне живет не зависть. Нет, во мне живет не зависть, -
Человеческая жалость к осознавшей силу зла!
Чудо-крема не касаясь, душу сохранить пытаясь,
Я бы к дьяволу, спасаясь, ни за что бы... Не пошла?
- Стронницей света или тьмы выступает героиня Булгакова в предложенном кинофрагменте?
-Насколько точно, по- вашему передан подлинный характер героини в музыкальном фрагменте(Веня Дркин « Маргарита») ?
-Какую роль сыграли в судьбе героини потусторонние силы? Изменила ли Маргариту встреча с Воландом?
Вывод:
Учитель обращает внимание на то, что миссия потусторонних сил в двух художественных текстах во многом идентична. К месту вспомнить эпиграф к роману (« я – часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает лишь благое») и акцентирует внимание на том, что мистика более «настояща», чем реальность, она выполняет роль врачевания и обращения заблудшей человеческой души тогда, когда в реальной жизни не находится того, что могло бы помочь человеку.
Участникам творческой мастерской предлагается следующий блок заданий:
Творческие задания для учащихся 11 класса: вспомните ситуации, когда в романе торжествует милосердие Найдите символическое выражение этих ситуаций . Запишите результат на предложенном зелёном фрагменте ткани ,добавив как можно больше собственных добрых дел, совершённых в недавнем прошлом.
При комментарии учитель обратит внимание на то, что данный предмет должен напомнить единственным зелёный платок в семье Мармеладовых, в который после грехопадения, кутает плечи Сонечка , творящая зло во имя добра, может ассоциироваться с платком в руках Нэнси, девушки , выросшей на лондонских улицах и имеющей сильный нравственный стержень, не позволяющий отступиться от добра. А может напомнить платок, наброшенный на лицо нежеланного ребёнка. Но сегодня он стал летописью добротворчества , и свершённое добро искупило зло, даровало прощение не только Фриде, но и многим нуждающимся в нём.
Задания для учащихся 6 класса : перечислите добрые дела обновлённого Скруджа , построив модель(ученики1-5). Отправьте ответ на учительский компьютер
Задания для учеников № 6-10: внесите изменения в предложенный вам портрет злого Скруджа , которые свидетельствовали бы о произошедших с ним переменах.
( Дети работают с портретом Скруджа. Для них нарисованы контуры лица героя . Они вносят коррективы . Рисуют, используя соответствующее программное обеспечение ельбуков, глаза, улыбку, брови).Сравнивают с кинематографическим и мультипликационным вариантами.
Задание для педагогов: «Тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит» В этих словах Маргариты -истина любви или формула милосердия?
Итог: Нас всех изменило пережитое в творческом пространстве поиска, раскаяния, обретения, любви и милосердия. Действительно, люди всё те же, и милосердие настойчиво стучится в наши души, пробуждая в нас настоящее, меняя к лучшему.
Звучит песня Светланы Копыловой, под которую участники студии в технике мокрой аппликации изготовляют символы,выражающие новое понимание милосердия, добра…
В музыкальном сопровождении ( Песня С.Копыловой «Я ещё не стала лучше»)демонстрируется слайдфильм:
Заканчивается изготовление общего коллажа.
Комментируются ейдос- конспекты, «прочитывается коллаж»
Учитель читает собственное стихотворение, подводя итог работы:
Как часто в суете существованья
Себя мы обделяем тишиной,
Минутами, мгновеньями познанья
Того, что называем красотой.
Нередко ложным поклоняясь кумирам,
Не замечаем мы в калейдоскопе дней
Гармонию и совершенство мира,
И отраженье вечности в душе своей.
И как порой неуловимы нити,
Связующие жизнь, любовь и свет.
И как должны с тобою дорожить мы
Гореньем звёзд и отблеском планет…
Хранить тепло от дружеских пожатий,
Сердечность задушевных наших встреч.
И избежать двусмысленность понятий,
От холодности души уберечь.
И пусть же чистою свечой сгорая,
Любовь и вера наш освятят век.
Быть может, от того добрее станет
И сердцем зорче гордый человек.