Умови створення психологічного мікроклімату
для гімназистів – учасників конкурсів,
олімпіад. Змагань з метою підвищення
їх творчого потенціалу
ИНТЕРЕС ПРОСЫПАЕТСЯ
В недалеком прошлом в нашей стране отношение к одаренности не было однозначным: с одной стороны, существование специальных школ для одаренных детей, всевозможные соревнования, конкурсы, олимпиады; с другой — распространение позиции равенства на сферу способностей, осуждение и критика элитарности в обучении, тестов одаренности.
Проблема детской одаренности в последние десятилетия вызывает все больший интерес как во всем мире, так и в родном отечестве. Об этом свидетельствуют открытие школ, разработка специальных обучающих программ, появление публикаций по данной теме, а также создание «Рабочей концепции одаренности», которая отражает результаты отечественных исследований, современные тенденции мировой науки и опыт работы < одаренными детьми.
Как отмечено в ней, детский возраст — период становления способностей, личности, бурных интегративных процессов в психике. И от того, в каких условиях ребенок проведет этот отрезок жизни, во многом будет определена его последующая способность к образованию. В связи с этим огромная роль в процессе формирования личности ребенка принадлежит школе и учителю.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ
«Что такое одаренность? Как она проявляется? Что делать с одаренным ребенком?» - эти вопросы задает любой учитель, несмотря на то что у каждого, скорее всего, есть свое внутреннее представление о таком явлении, как одаренность. Обратимся к существующим определениям.
Можно рассмотреть «одаренность как индивидуальные способности к выдающимся достижениям по сравнению с другими людьми» (Хеллер, ФРГ). Но под подобное определение не попадают те, развитию потенциала которых препятствовали какие-либо неблагоприятные условия. Группой риска являются ученики, которые в силу личных или социальных факторов не могут реализовать свои способности.
Поэтому с педагогической точки зрения имеет смысл рассматривать одаренность «как индивидуальные личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях. Развитие способностей понимается как взаимодействие или продукт взаимодействия внутренних задатков и внешних факторов социализации» (Хеллер).
Существует множество видов и форм одаренности, что связано с чрезвычайной пластичностью психических возможностей ребенка на разных этапах возрастного развития. Одаренность может проявляться стихийно или не проявляться совсем из-за недостатка знаний или умений, трудностей развития (повышенная тревожность, заикание и т.п.).
Яркую одаренность демонстрирует лишь малая часть детей, потенциальная же одаренность к различным видам деятельности имеется у очень и очень многих. «Нужно отмести ложное представление, что одаренность — редкое явление» (В.П. Эфроимсон)
ВАЖНО НЕ ОШИБИТЬСЯ
Работа с одаренными ставит перед учителем непростые задачи. Их выявление — продолжительный процесс, который связан с анализом развития. Внимание и терпимость со стороны учителя особенно важны, так как у многих из одаренных детей повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность.
Индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется его личностью. Понимание личностных особенностей имеет особое значение в случае так называемой скрытой одаренности, когда психические возможности ребенка остаются незамеченными, а также потенциальной одаренности, которая не проявляется до определенного времени.
Таким образом, своеобразные черты личности ребенка, которые могут быть органично связаны с одаренностью, дают возможность педагогу предположить наличие повышенных возможностей.
Всегда следует помнить, что проблема выявления одаренных детей имеет ярко выраженный этический аспект. Так как речь идет о судьбе человека, оценка ребенка как одаренного или нет не может стать самоцелью. Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «посредственный» недопустимо, потому что несет опасность негативного влияния на развитие личности ребенка. При этом следует иметь в виду, что нет четких критериев одаренности, это в значительной мере условная характеристика.
Нужно сказать, что учитель может сыграть и отрицательную роль в судьбе одаренного ребенка. Вот показательные исторические примеры.
Школьный учитель однажды сказал А. Эйнштейну: «А из Вас, Эйнштейн, ничего не получится». Ньютону не давалась школьная физика и математика. Сколько же ему пришлось выслушать травмирующих слов от своих наставников! К. Линнею прочили карьеру сапожника. Г. Гельмгольца учителя признавали чуть ли не слабоумным. Про В. Скотта профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым». Позже А. Эйнштейн писал: «Умственные унижения и угнетение со стороны невежественных и эгоистичных учителей производят в юной душе опустошения, которые нельзя загладить и которые оказывают роковое влияние в зрелом возрасте... В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность; это нежное растение требует, наряду с поощрением, прежде всего свободы – без нее оно неизбежно погибает».
ВОВРЕМЯ ПОХВАЛИТЬ
Серьезное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребенка играет огромную роль в формировании ценностных критериев и подсознательных решений, которыми он будет руководствоваться в жизни.
Показателен следующий пример из жизни Артура Комптона — Нобелевского лауреата по физике (1927 г.), описанный в книге В.П. Эфроимсона «Гениальность и генетика». Восьмилетний мальчик однажды пришел к матери с толстой тетрадью, в которой, как он сообщил, содержатся почерпнутые из множества книг факты, доказывающие, что общепринятые представления о трехпалости индийских слонов и пятипалости африканских — неверны. По его мнению, имеет место обратное, чему в тетради приведены доказательства.
Мать Комптона чрезвычайно серьезно похвалила ребенка за то, что он так тщательно подошел к изучению этого вопроса.
Лег через тридцать она спросила сына, уже давно известного ученого, помнит ли он этот случай. Сын ответил, улыбаясь, что конечно помнит, и если бы мать тогда рассмеялась, то его любовь к исследованиям исчезла бы навсегда.
Родительский и педагогический такт закладывает прочные основы как для стремления к активной творческой деятельности, так и для этических оценок и нравственных критериев.
ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Для работы с одаренными детьми от педагога требуются:
во-первых, общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки (важно не столько реализовать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать и развивать детскую одаренность, предоставлять свободу ученику);
во-вторых, обладание профессионально значимыми личностными качествами (высоким уровнем развития познавательной и внутренней мотивации, адекватной самооценкой, внутренним локусом контроля и др.)
Интересно, что сами учителя называют следующие качества, необходимые для работы с одаренными детьми: расположенность к детям, теплота, чуткость, чувство юмора, энтузиазм, непредубежденность, уверенность в своих силах, энергичность и высокий интеллект.
Педагоги должны обладать способностью распознавать признаки одаренности в интеллектуальной деятельности, творческих проявлениях, художественном мастерстве, общении, двигательной сфере. Важно поощрять целеустремленность своих учеников в выполнении заданий.
И, конечно же, учитель не должен забывать, что одаренные дети, как и все остальные, нуждаются в обратной связи. Так как им нередко свойственна высокая критичность к себе, очень важно, чтобы педагог проявлял доброжелательность, оценивая деятельность учеников.
В отличие от детей со средними способностями одаренные не всегда нуждаются в немедленном поощрении, они могут демонстрировать способность работать над заданием дни и даже недели, не проявляя при этом какого-либо нетерпения.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Можно привести некоторые рекомендации учителям и воспитателям, работающим с одаренными детьми, предложенные в книге Кэрол Тэкэкс «Счастливые родители одаренных детей»:
1. Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, полезно поощрять совместные занятия с другими детьми.
2. Учителю не стоит возводить одаренного ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности его достижений может вызвать раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя — конечно, недопустима.
3. Учителю полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей одаренных учеников.
Одаренный ребенок приходит в класс и садится за парту, как любой другой школьник, чтобы учиться. И результат во многом зависит от учителя, который, хочется верить, разглядит в каждом его высшие потенциальные возможности, ибо Вера в ученика — величайшая движущая сила...