УМОВИ СТВОРЕННЯ ПСИХОЛОГІЧНОГО МІКРОКЛІМАТУ ДЛЯ ГІМНАЗИСТІВ – УЧАСНИКІВ КОНКУРСІВ, ОЛІМПІАД. ЗМАГАНЬ З МЕТОЮ ПІДВИЩЕННЯ ЇХ ТВОРЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ

Про матеріал
В недалеком прошлом в на¬шей стране отношение к одарен¬ности не было однозначным: с одной стороны, существование специальных школ для одарен¬ных детей, всевозможные сорев-нования, конкурсы, олимпиады; с другой — распространение позиции равенства на сферу спо-собностей, осуждение и критика элитарности в обучении, тестов одаренности. Проблема детской одаренно¬сти в последние десятилетия вы¬зывает все больший интерес как во всем мире, так и в родном отечестве. Об этом свидетель¬ствуют открытие школ, разра¬ботка специальных обучающих программ, появление публикаций по данной теме, а также созда¬ние «Рабочей концепции одарен¬ности», которая отражает ре¬зультаты отечественных иссле¬дований, современные тенденции мировой науки и опыт работы < одаренными детьми. Как отмечено в ней, детский возраст — период становления способностей, личности, бурных интегративных процессов в пси¬хике. И от того, в каких усло¬виях ребенок проведет этот от¬резок жизни, во многом будет определена его последующая спо¬собность к образованию. В свя¬зи с этим огромная роль в про¬цессе формирования личности ребенка принадлежит школе и учителю.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умови створення психологічного мікроклімату

 для гімназистів – учасників конкурсів,

олімпіад. Змагань з метою підвищення

їх творчого потенціалу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНТЕРЕС ПРОСЫПАЕТСЯ

В недалеком прошлом в на­шей стране отношение к одарен­ности не было однозначным: с одной стороны, существование специальных школ для одарен­ных детей, всевозможные сорев­нования, конкурсы, олимпиады; с другой — распространение позиции равенства на сферу спо­собностей, осуждение и критика элитарности в обучении, тестов одаренности.

Проблема детской одаренно­сти в последние десятилетия вы­зывает все больший интерес как во всем мире, так и в родном отечестве. Об этом свидетель­ствуют открытие школ, разра­ботка специальных обучающих программ, появление публикаций по данной теме, а также созда­ние «Рабочей концепции одарен­ности», которая отражает ре­зультаты отечественных иссле­дований, современные тенденции мировой науки и опыт работы < одаренными детьми.

Как отмечено в ней, детский возраст — период становления способностей, личности, бурных интегративных процессов в пси­хике. И от того, в каких усло­виях ребенок проведет этот от­резок жизни, во многом будет определена его последующая спо­собность к образованию. В свя­зи с этим огромная роль в про­цессе формирования личности ребенка принадлежит школе и учителю.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ

«Что такое одаренность? Как она проявляется? Что делать с одаренным ребенком?» - эти вопросы задает любой учитель, несмотря на то что у каждого, скорее всего, есть свое внутреннее представление о таком явлении, как одаренность. Обратимся к существующим определениям.

Можно рассмотреть «одарен­ность как индивидуальные спо­собности к выдающимся дости­жениям по сравнению с други­ми людьми» (Хеллер, ФРГ). Но под подобное определение не попадают те, развитию потенци­ала которых препятствовали ка­кие-либо неблагоприятные усло­вия. Группой риска являются ученики, которые в силу личных или социальных факторов не могут реализовать свои способ­ности.

Поэтому с педагогической точ­ки зрения имеет смысл рассмат­ривать одаренность «как инди­видуальные личностные предпо­сылки высоких достижений в одной или более областях. Раз­витие способностей понимается как взаимодействие или продукт взаимодействия внутренних за­датков и внешних факторов со­циализации» (Хеллер).

Существует множество видов и форм одаренности, что связано с чрезвычайной пластичностью пси­хических возможностей ребенка на разных этапах возрастного разви­тия. Одаренность может прояв­ляться стихийно или не проявлять­ся совсем из-за недостатка зна­ний или умений, трудностей раз­вития (повышенная тревожность, заикание и т.п.).

Яркую одаренность демонст­рирует лишь малая часть де­тей, потенциальная же одарен­ность к различным видам деятельности имеется у очень и очень многих. «Нужно отмести ложное представление, что одаренность — редкое явление» (В.П. Эфроимсон)

ВАЖНО НЕ ОШИБИТЬСЯ

Работа с одаренными ставит перед учителем непростые зада­чи. Их выявление — продол­жительный процесс, который связан с анализом развития. Внимание и терпимость со сто­роны учителя особенно важны, так как у многих из одаренных детей повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность.

Индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется его личностью. Понимание личностных особенностей имеет особое значение в случае так на­зываемой скрытой одаренности, когда психические возможности ребенка остаются незамеченны­ми, а также потенциальной ода­ренности, которая не проявляет­ся до определенного времени.

Таким образом, своеобразные черты личности ребенка, кото­рые могут быть органично связаны   с   одаренностью,   дают  возможность педагогу предположить наличие повышенных возможностей.

Всегда следует помнить, что проблема выявления одаренных детей имеет ярко выраженный этический аспект. Так как речь идет о судьбе человека, оценка ребенка как одаренного или нет не может стать самоцелью. На­вешивание ярлыков типа «ода­ренный» или «посредственный» недопустимо, потому что несет опасность негативного влияния на развитие личности ребенка. При этом следует иметь в виду, что нет четких критериев одаренно­сти, это в значительной мере условная характеристика.

Нужно сказать, что учитель может сыграть и отрицательную роль в судьбе одаренного ребен­ка. Вот показательные истори­ческие примеры.

Школьный учитель однажды сказал А. Эйнштейну: «А из Вас, Эйнштейн, ничего не полу­чится». Ньютону не давалась школьная физика и математика. Сколько же ему пришлось вы­слушать травмирующих слов от своих наставников! К. Линнею прочили карьеру сапожника. Г. Гельмгольца учителя признавали чуть ли не слабоумным. Про В. Скотта профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым». Позже А. Эйнштейн писал: «Умственные унижения и угнетение со стороны невежественных и эго­истичных учителей производят в юной душе опустошения, кото­рые нельзя загладить и которые оказывают роковое влияние в зрелом возрасте... В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность; это нежное растение требует, наряду с поощрением, прежде всего свободы – без нее оно неизбежно погибает».

ВОВРЕМЯ ПОХВАЛИТЬ

Серьезное и внимательное отношение к инициативе и самостоятельности ребенка играет огром­ную роль в формировании ценно­стных критериев и подсознатель­ных решений, которыми он будет руководствоваться в жизни.

Показателен следующий при­мер из жизни Артура Комптона — Нобелевского лауреата по физике (1927 г.), описанный в книге В.П. Эфроимсона «Гени­альность и генетика». Восьми­летний мальчик однажды пришел к матери с толстой тетра­дью, в которой, как он сообщил, содержатся почерпнутые из мно­жества книг факты, доказываю­щие, что общепринятые пред­ставления о трехпалости индий­ских слонов и пятипалости аф­риканских — неверны. По его мнению, имеет место обратное, чему в тетради приведены дока­зательства.

Мать Комптона чрезвычайно серьезно похвалила ребенка за то, что он так тщательно подо­шел к изучению этого вопроса.

Лег через тридцать она спросила сына, уже давно известного ученого, помнит ли он этот случай. Сын ответил, улыбаясь, что конечно помнит, и если бы мать тогда рассмеялась, то его любовь к исследованиям исчезла бы навсегда.

Родительский и педагогический такт закладывает прочные осно­вы как для стремления к актив­ной творческой деятельности, так и для этических оценок и нрав­ственных критериев.

ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Для работы с одаренными детьми от педагога требуются:

во-первых, общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки (важно не столько реализовать традиционные формы обучения, сколько уметь активизировать и развивать детскую одаренность, предоставлять свободу ученику);

во-вторых, обладание профес­сионально значимыми личност­ными качествами (высоким уров­нем развития познавательной и внутренней мотивации, адекват­ной самооценкой, внутренним локусом контроля и др.)

Интересно, что сами учителя называют следующие качества, необходимые для работы с одаренными детьми: расположен­ность к детям, теплота, чуткость, чувство юмора, энтузиазм, не­предубежденность, уверенность в своих силах, энергичность и высокий интеллект.

Педагоги должны обладать способностью распознавать при­знаки одаренности в интеллек­туальной деятельности, творчес­ких проявлениях, художествен­ном мастерстве, общении, дви­гательной сфере. Важно поощ­рять целеустремленность своих учеников в выполнении заданий.

И, конечно же, учитель не должен забывать, что одаренные дети, как и все остальные, нуж­даются в обратной связи. Так как им нередко свойственна вы­сокая критичность к себе, очень важно, чтобы педагог проявлял доброжелательность, оценивая деятельность учеников.

В отличие от детей со средни­ми способностями одаренные не всегда нуждаются в немедлен­ном поощрении, они могут де­монстрировать способность ра­ботать над заданием дни и даже недели, не проявляя при этом какого-либо нетерпения.

ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Можно привести некоторые рекомендации учителям и воспи­тателям, работающим с одарен­ными детьми, предложенные в книге Кэрол Тэкэкс «Счастли­вые родители одаренных детей»:

1. Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного  ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, полезно поощрять совместные занятия с другими детьми.

2. Учителю не стоит возводить одаренного ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным обра­зом оценены, а неуместное вы­пячивание исключительности его достижений может вызвать раз­дражение, ревность и отторже­ние вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднаме­ренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя — конечно, недопустима.

3. Учителю полезно помнить, что в большинстве своем ода­ренные дети плохо воспринима­ют строго регламентированные, повторяющиеся задания. Учите­лям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребно­стей одаренных учеников.

Одаренный ребенок приходит в класс и садится за парту, как любой другой школьник, чтобы учиться. И результат во многом зависит от учителя, который, хо­чется верить, разглядит в каж­дом его высшие потенциальные возможности, ибо Вера в уче­ника — величайшая движущая сила...

doc
Пов’язані теми
Психологія, Інші матеріали
Додано
17 квітня 2019
Переглядів
399
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку