Учитель математики: Скрипченко Елена Дмитриевна
Криворожская общеобразовательная школа № 90
Сформированность социальных компетентностей определяется способностью личности действовать за пределами обучающих условий и ситуаций, переносить знания и умения в практический вид деятельности. Одним из заданий развития социальных компетентностей является формирование средствами предмета патриотических чувств. Применение элементов украинознавства на своих уроках позволяет достигать одновременно несколько целей. Математические понятия связываются в памяти учащихся не только с цифрами и буквами, а ещё ассоциируются с историческими событиями или предметами, которые с ними связаны. На примере урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» в пятом классе хотелось показать, как такое соединение даёт возможность подать учащимся материал в новом свете, что значительно повышает их интерес, концентрирует внимание, а соответственно, улучшает процесс мышления и самого обучения. Работа в парах, группах в ходе урока развивает умение выполнять различные роли и функции в коллективе, способствует формированию правильной самооценки.
Урок математики в 5 классе
Урок-экскурсия по Киево-Печерской лавре
Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся по теме;
2. Развивать логического мышления, внимания, памяти, для активизации умственной познавательной деятельности учащихся;
3Воспитывать чувство патриотизма, самостоятельности, интереса к математике.
Оборудование: проездные, доска, кроссворды, презентация, фильм о лавре.
Ход урока
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доброе утро длится до вечера.
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу
и улыбку не забудь.
2. Мотивация урока
Сегодня на уроке мы с вами отправляемся на экскурсию к одному из чудес Украины – Киево-Печерской лавре. В пути нашими верными друзьями будут обыкновенные дроби, с которыми мы с вами познакомились, научились сравнивать, выполнять сложение и вычитание. Я думаю, что эта экскурсия не только поможет нам обобщить полученные нами знания и умения по изученной теме, но и раскроет перед нами удивительные страницы истории достопримечательностей Украины, расширит наш кругозор и даст возможность почувствовать гордость за нашу родину.
Каждый из вас получает маршрутный лист, в который по ходу экскурсии будет заносить свои результаты. Оценка за урок – ваш суммарный результат. И так в путь!
3.Проверка домашнего задания.
Перед тем, как отправиться в путь, проверим свой багаж.
Что мы научились выполнять с дробями? (Дети отвечают).
Взаимопроверка (работа в парах)
Дайте ответы на вопросы:
Вариант 1 Вариант 2
1. Какая дробь называется 1. Какая дробь называется
правильной? неправильной?
2. Как найти часть от 2. Как найти число по
числа? его части?
3. Сформулируйте правило 3. Сформулируйте правило
сложения дробей с одина- вычитания дробей с одина-
ковыми знаменателями. ковыми знаменателями.
4. Актуализация опорных знаний.
Киево-Печерская лавра - один из наибольших монастырей на украинских землях.
Нам с вами сейчас предстоит узнать на берегу какой реки расположена Киево- Печерская лавра.
Разгадав кроссворд, мы узнаем, на берегу какой реки расположен этот исторический памятник.
2.
3. |
1. |
Д |
е |
л |
е |
н |
и |
е |
|
||||
з |
Н |
а |
м |
е |
н |
а |
т |
е |
л |
ь |
|||
д |
Е |
л |
и |
т |
е |
л |
ь |
|
|||||
4. |
П |
р |
а |
в |
и |
л |
ь |
н |
ы |
е |
|||
н |
а |
т |
у |
Р |
а |
л |
ь |
н |
ы |
е |
|||
Вопросы:
1. Действие, которое выполняет черта дроби.
2. Число, записанное под чертой дроби.
3. Один из компонентов действия деления.
4. Дроби, у которых числитель меньше знаменателя.
5. Числа, которые используются при счёте.
Ответ: ДНЕПР
Теоретический опрос ( учащиеся отвечают на вопросы по теме)
Сейчас мы с вами приобретем билеты, чтобы войти на территорию лавры, а для этого нам надо отгадать год основания лавры.
Устный счёт
Решив следующие примеры, мы найдём год основания монастыря Киево-Печерская лавра.
1) 1/3 + 2/3 = 1;
2) 2/5 – 2/5 = 0;
3) 1 3/4 + 3 1/4 = 5;
4) 3 1/6 – 2 1/6 = 1.
Действительно, 1051 г. – это год основания Киево- Печерской лавры.
Мы приобрели билеты и проходим на территорию.
5. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
А теперь настало время узнать основателя Киево- Печерской лавры и в этом нам поможет следующее задание
1) Соответствие число – буква
Ответ: Антоний.
Индивидуальная работа: Выполнив графический диктант по количеству верных «ДА» узнаем сколько монастырей входило в состав Лавры в 19 веке.
Графический диктант (взаимопроверка)
«ДА» «НЕТ» _____
Верно ли утверждение:
Киево-Печерская лавра – один из наибольших монастырей на украинской земле. Почему так называется монастырь, мы узнаем, решив шифрограмму с помощью указанного ключа. ( Самостоятельное решение).
Выделить целую и дробную часть неправильной дроби.
17/3
|
40/8
|
24/7
|
12/5
|
107/10
|
35/6
|
П
|
Е |
Щ |
Е |
Р |
А |
Код:
5/6
|
5
|
5 2/3
|
2 2/5
|
10 7/10
|
3 3/7
|
А |
Е |
П |
Е |
Р |
Щ |
Затем сверяют полученные результаты с верными и выставляют оценки в путевой лист ( максимум 6 баллов).
Выполнив это задание, мы узнали, что свое название монастырь получил потому, что первые монахи жили в пещерах, вырытых на крутых берегах Днепра, название лавры Печерская происходит от слова « пещера». Двигаемся дальше и узнаем еще много интересного.
3).В Киево-Печерской лавре широко развивалось мозаичное и ювелирное искусство.
Сейчас нам предстоит «реставрировать» узор, вставив пропущенные знаки, числа, дроби. Подумайте как из числа, записанного в центре, получить числа, записанные в кружочках.
Работа в парах.
Затем - сверка с верным ответом. За каждый правильный результат – 1 балл. Результаты заносят в путевой лист.
3). Физкультминутка. (ученики повторяют движения за учителем)
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)
4). На территории лавры за ее многолетнюю историю создан целый ряд архитектурных ансамблей. Это и Украинский собор, и Троицкая церковь. На ее территории насчитывается большое количество памятников. И выполнив следующее задание, мы узнаем, сколько же памятников истории насчитывает Киево – Печерская лавра.
Самостоятельное решение.
(х- 1 1/79) + 36 4/79 =115 3/79
Ответ: 80.(самопроверка)
Около 80 памятников истории расположены на территории Киево – Печерской лавры.
За верное решение 3 балла.
5).А теперь нам пора возвращаться домой. И для этого мы решим задачу.
Задача:
Длина трехдневного туристического маршрута 72 км. В первый день туристы прошли 4/9 всего пути, во второй день- 7/8 того, что они прошли в первый день. Сколько километров осталось пройти туристам в третий день?
Ответ: 12 км.
6.Подведение итогов урока. Домашнее урока.
Рефлексия.
Наша экскурсия подошла к завершению. Мы познакомились с одним из чудес Украины – Киево - Печерской лаврой. А помогали нам в этом путешествии наши друзья - обыкновенные дроби. Открыли дневники и записали домашнее задание.
Оставьте в книге отзывов свои записи- впечатления о экскурсии ( на путевом листе ученики записывают, что им понравилось, чему они научились).
Подводим итоги: суммарный результат делим на 2.
Человек похож на дробь, знаменатель которой - это то, что он думает о себе, а числитель- это то, что думают о нем.
Я желаю участникам нашей экскурсии, чтобы числитель в вашей жизни был больше знаменателя.
А нас еще ждут встречи с новыми чудесами Украины.