Урок - экскурсия по Киево-Печерской Лавре " Сложение и вычитание обыкновенных чисел"

Про матеріал
Сформированность социальных компетентностей определяется способностью личности действовать за пределами обучающих условий и ситуаций, переносить знания и умения в практический вид деятельности. Одним из заданий развития социальных компетентностей является формирование средствами предмета патриотических чувств. Применение элементов украинознавства на своих уроках позволяет достигать одновременно несколько целей. Математические понятия связываются в памяти учащихся не только с цифрами и буквами, а ещё ассоциируются с историческими событиями или предметами, которые с ними связаны. На примере урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» в пятом классе хотелось показать, как такое соединение даёт возможность подать учащимся материал в новом свете, что значительно повышает их интерес, концентрирует внимание, а соответственно, улучшает процесс мышления и самого обучения. Работа в парах, группах в ходе урока развивает умение выполнять различные роли и функции в коллективе, способствует формированию правильной самооценки.
Перегляд файлу

Учитель математики: Скрипченко Елена Дмитриевна

Криворожская  общеобразовательная школа № 90

 

 

Сформированность социальных компетентностей определяется способностью личности действовать за пределами обучающих условий и ситуаций, переносить знания и умения в практический вид деятельности. Одним из заданий развития социальных компетентностей является формирование средствами предмета патриотических чувств. Применение элементов украинознавства на  своих уроках позволяет достигать одновременно несколько целей. Математические понятия  связываются в памяти  учащихся не только с цифрами и буквами, а ещё ассоциируются с историческими событиями или предметами, которые с ними связаны.   На примере  урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» в пятом классе хотелось показать, как такое соединение даёт возможность подать учащимся материал в новом свете, что значительно повышает их интерес, концентрирует внимание, а соответственно,  улучшает процесс мышления и самого обучения. Работа в парах, группах  в ходе  урока развивает умение выполнять различные роли и функции в коллективе, способствует формированию правильной самооценки.

 

 

 

Урок математики в 5 классе

Урок-экскурсия по Киево-Печерской лавре

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся по теме;

            2. Развивать логического мышления, внимания, памяти, для активизации умственной познавательной деятельности учащихся;

            3Воспитывать чувство патриотизма, самостоятельности, интереса к математике.

Оборудование: проездные, доска, кроссворды, презентация, фильм о лавре.

 

                                                    Ход урока

 

1. Организационный момент

 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доброе утро длится до вечера.

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу

и улыбку не забудь.

 

 

2. Мотивация урока

 

 

Сегодня на уроке мы с вами  отправляемся на экскурсию к одному из чудес Украины – Киево-Печерской лавре. В пути нашими верными друзьями будут обыкновенные дроби, с которыми мы с вами познакомились, научились сравнивать, выполнять сложение и вычитание. Я думаю, что эта экскурсия не только поможет нам обобщить полученные нами знания и умения по изученной теме, но и раскроет перед нами удивительные страницы истории достопримечательностей Украины, расширит наш кругозор и даст возможность почувствовать гордость за нашу родину.

Каждый из вас получает маршрутный лист, в который по ходу экскурсии будет заносить свои результаты. Оценка за урок – ваш суммарный результат. И так в путь!

 

3.Проверка домашнего задания.

Перед тем, как отправиться в путь, проверим свой багаж.

Что мы научились выполнять с дробями? (Дети отвечают).

 

Взаимопроверка (работа в парах)

Дайте ответы на вопросы:

Вариант 1                                                                        Вариант 2

1. Какая дробь называется                                  1. Какая дробь называется

правильной?                                                         неправильной?

2. Как найти часть от                                           2. Как найти число по

числа?                                                                    его части?

3. Сформулируйте правило                                 3. Сформулируйте правило

сложения дробей с одина-                                   вычитания дробей с одина- 

ковыми знаменателями.                                      ковыми  знаменателями.

 

 

4. Актуализация опорных знаний.

Киево-Печерская лавра - один из наибольших монастырей на украинских землях.

 Нам с вами сейчас предстоит узнать на берегу какой реки расположена Киево- Печерская лавра.

 Разгадав кроссворд, мы узнаем, на берегу какой реки расположен этот исторический памятник.

 

                  

                      2.

             

                      3.

  1.

 Д

 е

 л

 е

 н

 и

 е

 

 з

 Н

 а

 м

 е

 н

 а

 т

 е

 л

 ь

 д

 Е

 л

 и

 т

 е

 л

 ь

 

  4.

 П

 р

 а

 в

 и

 л

 ь

 н

 ы

 е

 н

 а

 т

 у

  Р

 а

 л

 ь

 н

 ы

 е

 

Вопросы:

1. Действие, которое выполняет черта дроби.

2. Число, записанное под чертой дроби.

3. Один из компонентов действия деления.

4. Дроби, у которых числитель меньше знаменателя.

5. Числа, которые используются при счёте.

 Ответ: ДНЕПР

Теоретический опрос ( учащиеся отвечают на вопросы по теме)

Сейчас мы с вами приобретем билеты, чтобы войти на территорию лавры, а для этого нам надо отгадать год основания лавры.

 

Устный счёт

 

Решив следующие примеры, мы найдём год основания монастыря Киево-Печерская лавра.

1) 1/3 + 2/3 = 1;

2) 2/5 – 2/5 = 0;

3) 1 3/4 + 3 1/4 = 5;

4) 3 1/6 – 2 1/6 = 1. 

Действительно, 1051 г. – это год основания Киево- Печерской лавры.

Мы приобрели билеты и проходим на территорию.

 

5. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

А теперь настало время узнать основателя Киево- Печерской лавры и в этом нам поможет следующее задание

 

1) Соответствие число – буква

 

  1.                   =      ?                    Н) 3  8/18
  2.   5/18 + 3 /18 = ?                  Н) 16  5/18
  3. 3   8/18 – 2  7/18 = ?               А) 3   5/18
  4. 1   1/18 + 21  9/18 = ?             О) 22   10/18
  5. 22  10/18 – 6  5/18 = ?             И) 21
  6. 16  5/18 + 4  13/18 =?              Т) 1   1/18
  7. 2  3/8 – 1 5/8 = ?                      Й) 6/8

 

 

 

Ответ: Антоний.

 

Индивидуальная работа: Выполнив графический диктант по количеству верных «ДА»  узнаем сколько монастырей входило в состав Лавры в 19 веке.

 

Графический диктант (взаимопроверка)
«ДА»         «НЕТ»  _____

 

 

Верно ли утверждение:

  1. 8/15 > 7/15
  2. 12/5 – правильная дробь?
  3. 3/4 = 12/16
  4. 9/8 – неправильная дробь
  5. 17/8 – меньше 15/8
  6. 45/45 = 1
  7. 1/5<1/4
  8. 7/9 + 2/9 = 9/18
  9. 8/11 – 5/11 = 3/11

 

 

Киево-Печерская лавра – один из наибольших монастырей на украинской земле. Почему  так называется монастырь, мы узнаем, решив шифрограмму  с помощью указанного ключа.    ( Самостоятельное решение).

Выделить целую и дробную часть неправильной дроби.

 

 

         17/3

 

         40/8

 

          24/7

 

          12/5

 

        107/10

 

          35/6

 

           П

 

            Е

            Щ

             Е

            Р

            А

 

 

 

Код:

 

 

          5/6

 

            5

 

        5  2/3

 

         2  2/5

 

      10  7/10

 

         3  3/7

 

            А

             Е

             П

             Е

             Р

            Щ

 

Затем сверяют полученные результаты с верными и выставляют оценки в путевой лист ( максимум 6 баллов).

Выполнив это задание, мы узнали, что свое название монастырь получил потому, что первые монахи жили в пещерах, вырытых на крутых берегах Днепра, название лавры Печерская происходит от слова « пещера». Двигаемся дальше и узнаем еще много интересного.

 

3).В Киево-Печерской лавре широко развивалось мозаичное и ювелирное искусство.

Сейчас нам предстоит «реставрировать» узор, вставив пропущенные знаки, числа, дроби. Подумайте как из числа, записанного в центре, получить числа, записанные в кружочках.

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затем - сверка с верным ответом. За каждый правильный результат – 1 балл. Результаты заносят в путевой лист.

 

3). Физкультминутка. (ученики повторяют движения за учителем)

 

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

 

4). На территории лавры за ее многолетнюю историю создан целый ряд архитектурных ансамблей. Это и Украинский собор, и Троицкая церковь. На ее территории насчитывается большое количество памятников. И выполнив следующее задание, мы узнаем, сколько же памятников истории насчитывает Киево – Печерская лавра.

Самостоятельное решение.

 (х- 1  1/79) + 36  4/79 =115  3/79

Ответ: 80.(самопроверка)

Около 80 памятников истории расположены на территории Киево – Печерской лавры.

За верное решение 3 балла.

 

5).А теперь нам пора возвращаться домой. И  для этого мы решим задачу.

Задача:

Длина трехдневного туристического маршрута 72 км. В первый день туристы прошли 4/9 всего пути, во второй день- 7/8 того, что они прошли в первый день. Сколько километров осталось пройти туристам в третий день?

Ответ: 12 км.

 

6.Подведение итогов урока. Домашнее урока.

Рефлексия.

Наша экскурсия подошла к завершению. Мы познакомились с одним из чудес Украины – Киево - Печерской лаврой. А помогали нам в этом путешествии наши друзья - обыкновенные дроби. Открыли дневники и записали домашнее задание.

 

Оставьте в книге отзывов свои записи- впечатления о экскурсии ( на путевом листе ученики записывают, что им понравилось, чему они научились).

Подводим итоги: суммарный результат делим на 2.

 Человек похож на дробь, знаменатель которой - это то, что он думает о себе, а числитель- это то, что думают о нем.

Я желаю участникам нашей экскурсии, чтобы числитель в вашей жизни был больше знаменателя.

А нас еще ждут встречи с новыми чудесами Украины.

 

 

 

 

 

doc
Додано
11 січня 2020
Переглядів
529
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку