Урок - проект по химии, 7 класс
Тема: Распространенность и круговорот Оксигена в природе. Применение кислорода, его биологическая роль.
Цель: углубить знания учащихся о распространенности и круговороте Оксигена в природе; способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей; прививать навыки работы с дополнительными источниками информации; формировать навыки исследовательской деятельности на основе групповой работы учащихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы и методы: поисковая беседа, рассказ, представление
проектов, демонстрация, коллективная и групповая формы работы; познавательно-поисковый творческий метод, решение ситуационных задач.
Оборудование и материалы: периодическая система химических элементов, презентации, схемы, диаграммы, рисунки.
Базовые понятия и термины: круговорот Оксигена в природе, фотосинтез, кислород.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
«Кто знает все, тому еще много надо изучить...»
І. Организационный момент.
Приветствие, создание положительного эмоционального фона урока.
Воздух, кислород, Оксиген понятия уже знакомы
Мы знаем, когда горит , и как горения остановить ,
Оксиды умеем называть , уравнения и формулы составлять.
II. Актуализация опорных знаний.
Упражнение «Закончить предложение»
Простое вещество состоит из ...
Сложное вещество состоит из ...
Химическая формула - это...
Кислород - это...
Оксиды - это...
Горение - это...
III. Объявление темы и цели урока.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Распространенность и круговорот Оксигена в природе. Применение кислорода, его биологическая роль».
Давайте вместе поразмышляем над задачами, которые мы поставим к
нашему уроку (вместе с учащимися составляются задачи урока, исходя из темы).
Задачи:
1. Распространенность Оксигена в природе.
2. Круговорот Оксигена в природе.
3. Применение кислорода, его биологическая роль.
IV. Изучение нового материала
Учитель: Мы с вами продолжаем изучать кислород как простое вещество и Оксиген, как химический элемент. Мы уже много знаем об этом важном веществе. Без кислорода не возможно существование людей, животных, растений. А откуда же берется это чудодейственное вещество и почему его количество на нашей планете не заканчивается? Ответы на эти вопросы мы найдем в течение урока.
Учащиеся представляют результаты своей работы над проектом.
1.Презентация работы учащихся над темой «Распространенность Оксигена в природе (в воздухе, земной коре, человеческом организме)».
2. Презентация работы учащихся над темой «Круговорот Оксигена в природе».
3. Презентация работы учащихся над темой «Применение кислорода, его биологическая роль».
4. Презентация работы учащихся над темой «Кислород –это интересно» (интересный материал: кроссворды, ребусы, загадки и т.д.)
V. Обобщение и закрепление знаний.
1. Самостоятельная работа в составе малых групп (класс делится на 4 группы)
Задание 1 группе. Составьте уравнение реакции по схеме:
СО2 + Н2О → С6Н12О6 + О2
Задание 2 группе.
Масса земной атмосферы составляет примерно 5,2 ∙ 1015 т. Масса кислорода
составляет 1,2 ∙ 1015 т. Найдите массовую долю кислорода в атмосфере.
Задание 3 группе.
Вычислите массу кислорода, который расходуется при сгорании угля С массою 120 кг, если образуется углекислый газ - карбон (IV) оксид массой 440 кг. Считать, что уголь без примесей. Запишите уравнения реакции.
(С + О2 = СО2; 320 кг)
Задание 4 группе.
Определите массу Оксигена в человеческом организме. Масса организма 45 кг, процентное содержание Оксигена 61% (27, 45 кг).
2. Решение ситуационных задач
1 группа
Андрей и Оксанка поспорили, нужны ли в аквариуме живые растения. Андрей считает, что их можно заменить искусственными, из пластмассы. Обоснуйте свою позицию по этому вопросу.
2 группа
Саша и Маша не смогли прийти к согласию, нужно ли освещать аквариум. Присоединись к их дискуссии и аргументируй свое мнение.
3 группа
Подумай и попробуй объяснить, о чем свидетельствует такое поведение обитателей аквариума: рыбы поднимаются к поверхности, хватая ртом воздух. Улитка по стенкам аквариума поднимается к поверхности.
4 группа
Отрывок из романа «Унесённые ветром»:
«...Кто-то раскидал объятые огнем головешки по всей кухне, и сухие, как губка, сосновые доски сразу и загорелись.
Скарлет намочила край коврика в воде и набрав полные лёгкие воздуха, снова нырнула в полную дыма кухню и закрыла за собой двери. Казалось, целую вечность она, кашляя, крутилась по кухне и непрестанно бухала ковриком по языкам пламени...»
• Перечислите условия прекращения горения.
• Как с этих позиций объяснить действия героини?
3. Игра «Да - нет»
1. Оксиген - самое распространенное вещество на земле.(да)
2. Оксиген может образовывать два простых вещества -кислород и озон(да)
3. Большее количество кислорода образуется в процессе фотосинтеза (да)
4. Большое количество кислорода расходуется во время процессов горения (да)
5. Большое количество кислорода вредно для живых организмов (да)
6. Формула воздуха О2 (нет, воздух - это смесь газов)
7. Кислород при обычных условиях имеет голубой цвет (нет, он бесцветный)
8. Кислород можно собирать при охлаждении воздуха до -200 оС (да)
9. Круговоротом Оксигена в природе называют обратимые процессы образования кислорода (во время процесса фотосинтеза) и потребления его
(дыхание, окисление, горение)(да)
10. Оксиды - это соединения Оксигена с другим химическим элементом (да)
VI. Рефлексия.
Учитель: А теперь давайте выскажем мнение о том, понадобится ли вам та работа, которую вы провели при подготовке к уроку, те навыки, которые вы получили во время урока - проекта.
- Как вы считаете, достигли мы цели урока?
- Полезны ли вам будут эти знания в будущем?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Все ли вам было понятно?
- Что оказалось сложным для понимания?
VII. Подведение итогов урока.
Составление синквейна:
Кислород
Бесцветный, газообразный
Окисляет, образует, сочетается
Поддерживает дыхание и горение
Дыхание
VIII. Домашнее задание.
1. Проработать материал учебника А. А. Лашевская «Химия»§ 20.
2. Выполнить задания 5, 6 ст.155.
Творческое задание: придумайте рекламу, сказку о кислороде (высокий уровень).