Урок - семінар "Екологічні проблеми міста та шляхи вирішення"

Про матеріал

Екологічні проблеми міста та шляхи вирішення.

Стратегічною метою проекту є формування у населення України культури дбайливого ставлення до довкілля, правильного поводження з відходами, об'єднання громади, влади, бізнесу та ЗМІ для розбору стихійних сміттєзвалищ, а також переведення України до 2020 року на роздільний збір і переробку відходів.

Перегляд файлу

Мне хочется нашу встречу начать словами, о том что, самое удивительное явление во всей Вселенной, это наша планета  Земля. И как говорил ученый Леонардо да Винчи

«Природа- это книга, которую надо прочесть и правильно понять».

І. Главная красота нашей планеты в разнообразии, которое существует во всем: в ландшафте, в фауне и флоре. Горы и океаны, моря и реки, бескрайние плодородные степи и бесплодные пустыни — всего не назовешь и всего за одну жизнь не увидишь. А вот великое множество и разнообразие трав, цветов на наших украинских землях — это видел каждый, но не каждый это воспринимал как чудо. Я предлагая каждому из вас насладиться чудесными красотами нашей планеты.

(ФИЛЬМ)

ІІ. Согласитесь ребята, наша планета прекрасна. Но с тех пор, как человек стал хозяином планеты Земля, его деятельность изменила  окружающую среду и повлияла на условия жизни животных и растений. Столетиями люди вырубывали леса, загрязняли окружающую среду химическими и твердыми бытовыми отходами, бездумно охотились, ловили рыбу даже в период нереста, ни на минуту не задумываясь о последствиях своих действий.

Только теперь мы начали понимать, что надо изменить  деятельностьчеловека и спасти Землю от катастрофы. Наш образ жизни серьезно нарушил равновесие естественной среды. А вредные газы, прогрессирующее загрязнение, бездумная вырубка лесов - все это привело к опасному изменению климата на земном шаре.

Если мы не изменим свои действия, то грядущим поколениям, возможно, придется изучать природу только по естественнонаучным фильмам. Рассмотрим кратко основные глобальные экологические проблемы.

Общие экологические проблемы планеты

  1. Загрязнение атмосферы

Загрязнение атмосферы – глобальное явление. И выброс вредных химикатов в одной стране может повлечь за собой тотальное ухудшение экологии в другой.

  1. Разрушение озонового слоя

Известно, что жизнь на планете возможна только потому, что озоновый слой защищает ее от смертоносного действия ультрафиолета. По причине загрязнения атмосферы количество озона  уменьшиться. Человечеству это грозит как минимум учащением онкологическими заболеваниями. Озоновые дыры наиболее часто появляются в полярных областях. Первая такая дыра была обнаружена зондом британской станции в Антарктиде в 1982 году.  Значительная часть озонового слоя уничтожается при запуске космических кораблей, спутников и сверхзвуковых самолётов.

  1. Проблемы мирового океана

Как известно, мировой океан занимает 2/3 поверхности планеты. Около 70% всего кислорода вырабатывается во время фотосинтеза фитопланктона. Химическое загрязнение океана крайне опасно, потому как ведет за собой  нарушение кислородного баланса в атмосфере.

  1. Уничтожение растений и животных

Американские ученые подсчитали, что запоследние 200 лет земляне потеряли 900 тысяч видов растений и животных.

Главная угроза для деревьев и других лесных растений – кислотные дожди, которые выпадают из-за выбросов углекислого газа, отходов различных производств в атмосферу

  1. Сокращение полезных ископаемых

Сегодня количество полезных ископаемых стремительно уменьшается. Нефть, газ, уголь, торф остались нам в наследство от погибших биосфер, это не возобновляемые источники энергии  которые впитали в себя энергию солнца. При текущих объемах добычи человечеству хватит нефти, природного газа и угля приблизительно на 60 лет.

  1. Загрязнение поверхности природных ландшафтов

Горсть почвы, содержит множество микроорганизмов, обеспечивающих плодородие.

Слой почвы толщиной в 1 см образуется столетие, но уничтожить его можно за 1 полевой сезон. Что, в свою очередь, приводит к опустыниванию и полному обезображиванию естественных природных ландшафтов. Пестициды и прочие химические удобрения на долгие годы отравляют не только почву, но и все живые организмы, которые с ней взаимосвязаны.

  1. Перенаселение

За последнее столетие на земном шаре наблюдается значительный прирост численности людей. По прогнозам ученых, к 2040 году это число достигнет девяти миллиардов, что, в свою очередь, приведет к особо острой нехватке продовольствия, дефициту водных и энергетических ресурсов. Значительно увеличится численность людей, проживающих в нищете. Произойдет рост смертельно опасных болезней.

  1. Твердые бытовые отходы (диалог с детьми)

 

В современном мире человек ежедневно производит от 1 до 1,5 килограмма отходов в день - это и жестяные банки из-под консервов, пластиковые бутылки, полиэтилен, стекло, и прочие отходы. К сожалению, в настоящее время их вторичное использование осуществляется только в странах с высокоразвитым уровнем жизни. Во всех прочих подобные бытовые отходы вывозятся на свалки, территория которых зачастую занимает огромные площади. В странах с низким уровнем жизни кучи мусора могут лежать прямо на улицах. Это способствует не только загрязнению почвы и рек, а также развитие болезнетворных бактерий. Многие из нас выбрасывают мусор где попало, в любых местах, на природе и везде, где только захочется! А вы когда-нибудь задумывались, через сколько времени он разложится? Думаю, вряд ли. Я хочу вам озвучить, чтобы знать, сколько этот мусор, который мы бросаем на улицы пролежит лет. Картонные коробки разлагаются в течении 3-х месяцев, самая обычная  офисная бумага разлагается 2 года. Железные банки, старая обувь 10 лет. Обломки кирпича, автоаккумуляторы, фольга 100 лет. Электрические батарейки 110 лет. Резиновые покрышки 140 лет Пластиковые бутылки 200 лет, алюминиевые банки - почти самый опасный мусор, срок разложения 500 лет. И наконец, стекло. Сколько его уже набито в наших местах отдыха, никому не известно. Срок разложения стекла более 1000 лет, еще как минимум 12 -15 поколений будет наслаждаться нашими осколками.

9. В качестве примера экологической региональной проблемы можно привести аварию на Чернобыле, а точнее – почвы, которые к нему прилегают: они радиоактивны и представляют угрозу для любых биологических организмов, находящихся на этой территории.

Ведущий:

Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги – охраняем, а озёра, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство.

 «Нужно любить природу, спасать ее от уничтожения, охранять и беречь »: мы слышим эти слова ежедневно, мысленно соглашаемся, так как понимаем, что все они верны и важны. Правда, сразу же забываем о призывах, которые только что полностью одобряли.

Человек так много знает и умеет, что считает себя самым главным, значимым и мудрым существом на Земле, но на самом же деле в живом мире важно все: тоненькие колоски на полях и огромные баобабы, гигантские слоны и крошечные муравьи, кроты, живущие в норах, и парящие в небе орлы. И никто не нарушает законов природы. Никто, кроме людей…

Засухи и ураганы, высохшие реки, почвы, утратившие плодородие, – это не месть природы, это ее болезни. Природа слишком добра и умна для того, чтобы мстить. Она просто пытается выжить и очень страдает, как мать, вырастившая легкомысленных и эгоистичных детей. Чаще всего по нашей вине гибнут леса, реки, животные, птицы, загрязняется воздух. Губя природу, человек не осознаёт, что гибнет сам.

«Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей». Так сказал великий английский поэт Иоганн Вольфганг Гёте. Не случайно все поэты, художники, музыканты, описывая красоты нашей планеты, текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось

1.Кравченко Света:

Я слышу плач, земля вся стонет, 
По швам трещит из глубины.
Её душа в вулкане тонет,
Зовет на помощь «где же вы?!»

Дрожь в тишине, она рыдает,
Пусть плачет, больно ей в душе.
Земной люд, как не понимает,
Её грызет из глубины.

Она мила, ну что ж вы люди?
Ради наживы, задарма?
Себя на смерть и без тревоги,
А как же дети наши?! Зря!!!

Придя, в сей мир, в богатстве вязнем,
Продажных душ не перечесть.
Природа, где ж ты?! Бог, ты с нами?!
Эх, люди, безрассудны мы.


2. Черноморец Саша

Я – живая, живая !

Опомнитесь , люди!

И как мать я страдаю

Зная, что с нами будет.

 

Я изранена вами,

Тело в бомбовых ранах,

И бушуют цунами

В мировых океанах.

 

В суховеях горячих

В жажде пересыхаю,

И дождями я плачу,

Всё вокруг потопляя.

 

Лью я слёзы от боли,

И тону в наводненья,

Мои недра в расколе,

В лихорадке трясенья.

3.Рачков Ваня

Полыхают пожары

В моих милых чертогах,

Задыхаюсь в угарах,

Химикатах и смогах.

 

Умоляю вас, люди !

Уничтожьте ракеты,

Будет день правосудья,

Принесёт конец света.

 

Лучше шейте мне платья

Из цветочного шёлка,

Я больна, и как мать я

Жить хочу с вами долго.

 

Все мы Божье Творенье

В этом мире межзвёздном

Не для уничтоженья,

Кайтесь, люди! Пока не поздно

4. Тригуба Валерия

Что ж ты траур одела?

Что ж ты плачешь, земля?

- Я сберечь не сумела

Ни леса, ни поля

Все богатства земные,

Людям я отдала

На деянья благие,

На благие дела.

А они погубили

Все живое вокруг.

Навсегда отравили

Речки, рощи и луг.

Как же жить они будут?-

Больно мне от их зла.

Неужель хотят люди,

Чтобы я умерла ? !

ІІІ. Ведущий: «Помощь природе»

Работа над улучшением сложившейся экологической ситуации в современном мире набирает обороты. Власти всех стран, ученые, общественные организации уже сейчас предлагают многие способы решения экологических проблем: от разумного использования ресурсов Земли  до поиска новых экологически чистых источников энергии. У вас на партах находится список путей решений экологических проблем. Ваша задача ознакомиться с ним и выбрать 2 наиболее эффективных, на ваш взгляд, путей решений, а также обосновать их. На выполнение этого задания у вас есть две минуты.

Решение экологических проблем

  1.                  Переход к более энерго и ресурсосберегающему образу жизни.
  2.                  Создание сбалансированного сельскохозяйственного производства, не истощающего почвенные и водные ресурсы и не загрязняющего землю и продукты питания. 
  3.                  Сохранение биологического разнообразия на планете.
  4.                  Формирование нового экологического мировоззрения. 
  5.                  Формирование современного экологического законодательства. 
  6.                  Привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения. 
  7.                  Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов.
  8.                  Уменьшение бытовых и производственных отходов.
  9.                  Очистка сточных вод.
  10.                Охрана и восстановление земель и лесов.
  11.                Строительство специальных заводов для полной утилизации всех видов отходов.
  12.                Перевод всего транспорта на установки, работающие на газу, электричестве, аккумуляторах и водороде.
  13.                Запрет на уничтожение влажных тропических лесов, которые выполняют роль фильтров, поглощающих углекислый газ из воздуха и использующих его в процессе фотосинтеза.
  14.                Снижение потребления энергии и образования отходов.
  15.                Длительное пользование вещами и одеждой, их ремонт и починка вместо того, чтобы просто выбрасывать.
  16.                Посадки лесов (кустарников и деревьев): деревья и кустарники встают на пути ветров, а их корни связывают почву.
  17.                Установка фильтров на электростанциях и транспорте.
  18.                Использование возобновляемых источников энергии.
  19.                Прекращение загрязнения окружающей среды промышленными выбросами и отходами.

Обратите внимание на эти правила. Ведь за вами, ребята, будущее планеты.

 «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша»,-сказал великий писатель  А.П. Чехов

Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы забыли о том, что ресурсы природы не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим потомкам. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы 

"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету." – сказал французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери . Вот главное правило жизни, которое должно стать основным условием существования каждого человека в этом мире. Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за все человечество. Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию.

Все в наших руках. Каждый человек может сделать планету ещё прекраснее

  1.               Рачков Иван

Кто сказал: "Все сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!"?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!

Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.

Как разрезы, траншеи легли,
И воронки - как раны зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.

Она вынесет все, переждет, -
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!

Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля - это наша душа, -
Сапогами не вытоптать душу!

Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время...

  1.          Тригуба Валерия

Земля, я неземной, но я с тобою скован
На много долгих дней, на бездну быстрых лет.
Зеленый твой простор мечтою облюбован,
Земною красотой я сладко заколдован,
Ты мне позволила, чтоб жил я как поэт.

Зеленая звезда, планета изумруда,
Я так в тебе люблю безжалостность твою,
Ты не игрушка, нет, ты ужас, блеск и чудо,

И ты спешишь – туда, хотя идешь – оттуда,
И я тебя люблю, и я тебя пою.

3.Шилкин Влад

Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: тень ее лесов,
И моря ропоты, и звезд узоры,
И странные строенья облаков.

К зеленым далям с детства взор приучен,
С единственной луной сжилась мечта,
Давно для слуха грохот грома звучен,
И глаз усталый нежит темнота.

4.Степанова Катерина

Моя Планета—дом родной,

Мой дом, что всех милей.

В нем я живу, моя семья

И тысячи людей!

И чтобы дом наш процветал,

Светило солнце в нем,

Давайте вместе мы о нем

Заботиться начнем:

Будем беречь луга, поля,

Животных защищать,

Деревья в городах своих

Начнем мы все сажать!

И никогда мы воздух наш

Не будем загрязнять!

Отходы в реки и моря

Не станем мы сливать!

И свалки мусора, друзья,

Давайте уберем!

И вот тогда все вместе мы

Отлично заживем!

И солнце будет ярко нам

С небес в окно светить!

Планета вечно будет жить

И нам добром платить!

 

5. Бурбело Ольга

Скала, подставляя под волны грудь,
Стоит, всем ветрам открыта.
А есть ли на свете хоть что-нибудь,
Что было б прочней гранита?

На это ответ был наукой дан
Еще из столетней дали:
- Крепче гранита - металл титан
И твердые марки стали.

А тверже? Не щурьте пытливо глаз,
Ответ ведь известен тоже:
- Прочнее, чем сталь и титан, - алмаз. -
Пусть так. Ну а есть на земле у нас
Хоть что-то алмаза тверже?

Да, есть на земле вещество одно,
И тут ни при чем наука:
Всех крепче и было и быть должно
Твердое слово друга!

6. Кочерижкина Алина

Земля, ты так любви достойна 
за то, что ты всегда иная,
Как убедительно и стройно 
все в глуби глаз, вся жизнь земная.
Поля, луга, долины, степи, 
равнины, горы и леса,
Болота, прерии, мареммы, 
пустыни, море, небеса.
Улыбки, шепоты и ласки, 
шуршанье, шелест, шорох травы,
Хребты безмерных гор во мраке, 
как исполинские удавы,
Кошмарность ходов под землею, 
расселин, впадин и пещер,
И храмы в страшных подземельях, 
чей странен сказочный размер.

ІV.Ведущий:(Безлепкина)

В общей системе природоохранных мер  одно из важных мест занимает организация государственных заповедников, заказников, природных, национальных парков и других охраняемых территорий.

Заповедники и национальные парки сохраняют живую природу, спасают от вымирания животных и растения, сохраняют природное наследие страны и всего мира.

Территория заповедников и национальных парков - места, где люди могут насладиться красотами первозданной природы. Украина ведёт активную деятельность по сохранению национального богатства природы. У нас в Очакове также  есть Национальный парк Белобережье Святослава. На территории парка произрастает 30 видов краснокнижных растений, а также Черноморский заповедник ,самый большой по площади на территории Украины.

Сейчас я хочу чтобы мы все вместе вспомнили интересные факты из истории заповедников Украины. У вас на партах есть карты на которых расположены заповедники, а также флажки разных цветов с помощью которых вы будете отмечать правильный ответ на мои вопросы:

1.  Самый большой по площади биосферный заповедник Украины:

а) Карпатский;

б) Черноморский;  (СИНИЙ)

в) Аскания-Нова.

2. Самый старый заповедник Украины:

а) Каневский;

б) Луганский;   (ОРАНЖЕВЫЙ)

в) Еланецкая степь;

3. В какой из природных зон обитает тушканчик:

а) Лесостепь;

б) Степь;   (ЖЁЛТЫЙ)

в) Смешанные леса.

4. В каком из заповедников обитают зебр:

а) Древлянский;

б) «Аскания-Нова»; (МАЛИНОВЫЙ)

в) «Еланецкая степь».

5. В каком из заповедником находится долина нарциссов:

а) Карпатский;

б) Полесский;  (ЗЕЛЁНЫЙ)

в) Дунайский.

Молодцы! А теперь я хочу дать слово ученикам, которые представят общешкольный поисковый проект «Экологические проблемы культурных, исторических объектов города Очакова». Все 18 классов приняли участие в этом проекте. Они изучали историю и экологию своего объекта, сделали 3-Д картину, а также оформили отчёт, в котором предложили пути решения экологических проблем.

(выступление детей)

Безлепкина Н.В.

А также ваше внимание я бы хотела обратить на стенд «», как ученики нашей школы проводят не только поисковую роботу, но и принимают активное участие в различных природоохранных акциях.

 

 

 

 

ДОМ В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ

Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким и станешь в последующей жизни. Школа – это не просто здание. Это мир, в котором мы живём, это место, ставшее родным, своим. Ведь здесь мы не только проводим значительную часть своего времени, здесь мы учимся любить и ценить окружающую среду. И недаром мы называем школу своим вторым домом. Я предлагаю совершить небольшое путешествие по нашей родной школе.

Многие из вас знают историю нашей школы, знают о ее достижениях, ярких событиях в ее жизни. Но задумывался ли кто-нибудь, какие проблемы мы создаем своим несознательным поведением. И так вашему вниманию взгляд со стороны в фильме «Дом, в котором мы живем».

(Фильм) « ДОМ В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»

Я думаю что после просмотра фильма , каждый из вас должен сделать вывод, что чистота нашей школы в наших руках.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. И в наше время многие люди выражают своё трепетное отношение к ней в стихах и прозе, в «крылатых» фразах. Давайте и мы сейчас украсим нашу импровизированную планету цветами, на которых вы сейчас напишите крылатые фразы известных людей, выражающие и ваши чувства и отношение к нашей планете.

У нас здесь на стенде изображена наша прекрасная планета.

Безлепкина Н.В. ребята, я думаю, что  вам было интересно, познавательно и я уверена, что вы приняли правильную позицию по сохранению природы.

Может, кто-то хочет сказать о том, что нового и познавательного он узнал на этом уроке.

РЕБЯТА ЗА ВАМИ БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ

docx
Пов’язані теми
Екологія, Інтегровані уроки
Додано
1 жовтня 2018
Переглядів
1108
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку