Урок – суд над Р. Раскольниковым из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Тема: Обобщающее значение образа Р. Раскольникова
Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, подготовить учащихся к написанию творческих работ, учить вести поисковую работу, вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения, уважая мысли других, воспитывать в учащихся умение всесторонне анализировать свои идеи, относиться к ним критически даже тогда, когда «добрые намерения» привлекательнее, чем «злые умыслы».
Тип урока: обобщение и систематизация.
Форма урока: урок-суд (урок – аналогии конкретных действий, урок с элементами ролевой игры).
Оборудование: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя, репродукции картин художников – современников Достоевского В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866), «Утопленница» (1867), В.Маковский «Посещение нищих», плакаты с надписями, видеозапись фильма «Преступление и наказание» режиссера
М. Смоленицкого.
Эпиграфы: «Может, я еще человек»
Р. Раскольников
«Станьте солнцем, вас все и увидят»
«Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не унывать и не пасть – вот в чем смысл жизни»
«погибли даром могучие силы, а кто виноват?»
Ф.Достоевский
План урока
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
«Погибли могучие силы, а кто виноват?». Этим риторическим вопросом Достоевский заканчивает свой роман «Записки Мертвого дома», где рассказывает о страшной судьбе русского народа. Писатель с годами приходит к выводу, что путь к духовному воскресению человека – это вера, вера в Господа. Вы знакомы с содержанием романа и, наверное, согласитесь, что весь роман - это граница добра и зла. «Преступление и наказание – это роман духовных исканий, где подымаются вечные вопросы: на чем построены моральные принципы поведения человека, ее совесть. Критерии совести для писателя – это основа человеческого поведения, а потеря ее – самое большое несчастье.
III. Мотивация учебной деятельности.
- Как вы понимаете значение слова «преступление»? (ответы учащихся).
Учитель: обычно слово «преступление» связывают с нечесностью, насилием, т. Е. с нарушением заповедей, данных Богом еще пророку Моисею. Это «не убей», «не желай добра ближнего своего», «не прелюбодействуй».
- А всегда ли исполняются эти заповеди в мире людей (ответы).
Учитель: К сожалению, сколько существует человечество, столь существует и преступление. По логике вещей, за преступлением должно идти наказание. Но всегда ли так бывает в реальной жизни?,- вновь ставим вопрос. Но наказание может быть разным: внешним, исходящим от общества и государства, и внутренним, от самого преступника, от его совести.
IV.Обобщение изученного: ролевая игра – суд.
Сегодня мы обобщим нашу работу над образом Р. Раскольникова.
Ролевая игра – суд над Р. Раскольниковым.
Секретарь: Встать! Суд идет!
Судья: Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Прошу пристава ввести подсудимого (звучит трагическая музыка из кинофильма «Преступление и наказание».) Слушается дело Р. Раскольникова, который обвиняется в убийстве старухи – процентщицы и ее сестры Елизаветы. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: обвиняется бывший студент Р. Раскольников в умышленном убийстве старухи Алены Ивановны, к которому он тщательно готовился. Одно преступление повлекло за собой другое. Жестоко была убита и сестра старухи – Елизавета.
Судья: слово предоставляется защите.
Адвокат: Уважаемый судья! Рассматривается дело моего подзащитного об умышленном убийстве. Кто же задумал данное преступление? Что довело его до убийства?. Давайте посмотрим видеокадры, в каких условиях жил Раскольников. (кадры фильма). Как видим, человек был до того задушен нищетой собственной, окружающих, что это и послужило первым толчком к преступлению. Если бы он жил в Петербурге «небожителей», пришла бы ему на ум идея об убийстве?. О чем может думать человек, существующий в «крошечной коморке», имевший самый жалкий вид, «отставшие обои желтого цвета» вызывают такое же расслоение души, калеча и ломая ее навсегда. Как гроб видится нам постель Родиона – «неуклюжая большая софа», которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья.
Прокурор: Это не оправдание. Многие так живут.
Адвокат: да многие, но Раскольников способен сочувствовать другим. Например, встреча с Мармеладовым, его рассказ о собственной жизни, встреча на улице с пьяной девочкой, он отдает последние деньги, чтобы ее отвезли домой. А письмо матери, сколько оно мучений принесло Раскольникову. Может, подтолкнул к преступлению и услышанный в трактире разговор одного студента с офицером. Прошу, уважаемый судья, вызвать свидетеля- студента.
Судья: разрешаю.
Студент из трактира: да, в разговоре с офицером я упомянул о старухе глупой, бессмысленной, злой, никому не нужной. Говорил, что живет она одна, «сама не знает для чего». А молодые свежие силы пропадают даром без всякой поддержки. «За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от бедствий». Что значит на общих весах жизнь чахоточной, глупой старушонки? Убить старуху, взять ее деньги не себе, а для умирающих от голода. И будет восстановлена справедливость. А что такого? Это же только слова.
Прокурор: все это так, уважаемый адвокат, но почему – то вы умалчиваете об истинной причине, толкнувшей его на преступление. Это верно: Раскольников не похож на обыкновенного убийцу, раз - обычных и сверхлюдей. Я прошу, господин судья, позволить подсудимому разъяснить нам суть его теории.
Судья: прошу, подсудимый.
Р. Раскольников: где-то полгода назад мной, студентом-юристом была написана статья «О преступлении», в которой я рассматривал психологическое состояние преступника в продолжении всего хода преступления и утверждал, что состояние похоже на болезнь – помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Также коснулся вопроса и о преступлении, которое «разрешается по совести» и потому не может быть названо преступлением. Дело в том, что люди, по закону природы делятся на 2 разряда: на низший (обыкновенных), на материал, служащий для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Первые склонны к послушанию, вторые – во имя нового, лучшего могут переступить закон и для своей цели дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Такое нарушение закона – не преступление.
Прокурор: по-вашему, значит, убийство совершается с целью справедливого – взять деньги и облагодетельствовать ими нищее человечество? И преступления никакого нет, а есть элементарная арифметика: за тысячи спасенных жизней – одна жизнь ничтожной старухи, даже меньше одной жизни, ибо старуха вредна?
Раскольников: но я деньгами не воспользовался.
Судья: мы очень удивлены тому, что вы спрятали кошелек и вещи под камень, не воспользовавшись ими. Кажется невероятным то, что вы ни разу не открыли кошелька и не знали, сколько в нем лежит денег.
Адвокат: Из этого всего и выходит, что самое преступление не могло иначе и случиться, как при временном умопомешательстве, так сказать, при болезненной мономании убийства и грабежа, без дальнейших целей и расчетов на выгоду. Я вызываю свидетеля доктора Зосимова. Скажите, в каком состоянии пребывал г-н Раскольнико?.
Зосимов: я, Зосимов, его прежний товарищ, подтверждаю, что Раскольников находился более месяца в болезненном состоянии, я бы сказал в ипохондрическом состоянии. Да и хозяйка и прислуга, пожалуй, это подтвердят.
Адвокат: Разрешите допросить еще одного свидетеля, г- на Разумихина.
Судья: не возражаю.
Адвокат: что вы можете сказать о подсудимом.
Разумихин: я осуждаю его за некоторые взгляды на человечество, касаемо его гнусной теории. Но он любит мать, сестру, Соню. И его все любят. У него чистое и глубокое сердце, душа его уязвима. В бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в продолжении полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых отцом умершего товарища, поместил старика в больницу, и когда тот умер, похоронил его.
Адвокат: и еще один свидетель, г-н судья, это бывшая хозяйка, мать умершей невесты Раскольникова, вдова Зарицына.
Вдова Зарицына: когда мы еще жили в другом доме, у Пяти Углов, Раскольников во время пожара из одной квартиры, уже загоревшейся, ночью вытащил 2 детей, и был при этом обожжен. Многие жильцы подтвердят.
Адвокат: Самым искренним Раскольников был с Соней, дочерью погибшего Мармеладова. Ей он открыл душу. Я прошу разрешения допросить Соню.
Судья: вам он признался в том, что именно могло склонить его к смертоубийству и что побудило его совершить грабеж?
Соня: мне тяжело судить Родю, потому как я сама грешница. Я спросила.. я пыталась оправдать, объяснить себе причину, толкнувшую его на убивство. Но услышала ответ, потрясший меня. Он хотел Наполеоном сделаться, проверить: «тварь ли он дрожащая или право имеет» убивать? Убивать-то право? А жить-то, жить-то как? Жить-то с чем будешь?(обращается к Родиону)
Раскольников: может, я еще человек?
Судья: что именно побудило вас явиться с повинной?
Раскольников: чистосердечное раскаивание.
Судья: переходим к дебатам. Г-н прокурор, вам слово.
Прокурор: подсудимый не похож на убийцу. Следователь Порфирий Петрович говорил о нем «небезнадежный подлец». Но права Соня, и я придерживаюсь того мнения « кто дал право убивать?» как жить-то будете дальше. Я требую, ув. судья, чтобы подсудимый понес наказание.
Адвокат: В теле моего подзащитного борются два сознания – циничное, низкое, преступное и доброе, отзывчивое, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона. Не поддаются описанию муки, которые испытывал на себе Родион. Но не сдается, не падает духом, а гордо молча несет свой крест до конца. Сам же следователь сказал «небезнадежный подлец». Прошу суд смягчить меру наказания.
Судья: подсудимый, вам слово.
Раскольников: тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.
Судья: суд удаляется на совещание. (В зале слышны крики «виновен, не виновен»)
V. Итог урока (судебный приговор)
Судья: подсудимый Раскольников присужден к каторжной работе 2 – го разряда «на 8 лет, во уважение явки с повинной и некоторых облегчающих вину обстоятельств».
Демонстрация последнего кадра из кинофильма. Чтение учителем отрывка из эпилога: «…с высокого берега… их воскресила любовь…»
VI. Заключительное слово учителя: будьте всегда, каждый из вас, человеком, и оставайтесь им всегда, какие бы неудачи не преследовали вас, потому что (как говорится в Библии) придет время «собирать камни». Каждый из вас предстанет перед Богом, и тогда возникнет вопрос «были ли вы солнцем, которое все увидели, зря ли погибли ваши силы, кто виноват?». И в своей виновности не ищите оправдания: человек сам делает свой выбор. Помните, о чем предупреждает Достоевский: потеря христианских ценностей толкает на ложный путь, а потеря их – приводит их к преступлению, а значит – к страданию.
VII. Выставление, комментирование оценок.
VIII. Домашнее задание:
1. Проанализировать семантику фамилий романа
2. Цитатный портрет Петербурга (город – соучастник преступления?)
Урок – суд над помещиками из поэмы Н, В. Гоголя «Мертвые души»
Тема: Обобщающее значение образов помещиков
Цель: проанализировать образы помещиков, обобщить и систематизировать изученный материал, учить учащихся вести поисковую работу, вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения, воспитывать непримиримость к бесхозяйственности, жадности, хамству, грубости – тем человеческим порокам, которые высмеивает Гоголь в помещиках.
Тип урока: обобщения и систематизации
Форма урока: урок – суд
Оборудование: судейский стол, портреты помещиков, плакаты с высказываниями.
Эпиграфы: «Боже, как грустна наша Россия»
А.С.Пушкин
«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»
Н.В.Гоголь
Ход урока
Мы завершили с вами работу над поэмой Гоголя «Мертвые души». Сегодня мы проведем урок в форме деловой игры – суд, где заслушаем дело о губернских помещиках, души которых Гоголь считает мертвыми, опираясь на библейские знания о душе и духе.
« И сотворил господь Бог человека из праха земного, и в лицо ему вдохнул жизнь, и стал человек живою душею». Живая душа человека по намерениям Господа Бога должна творить, мертвая душа – это безразличная душа, в которой нет духовности, такие души теряют способность к общению, к пониманию, сочувствию друг другу.
Вот такими мы и увидели губернских помещиков.
- Давайте вспомним их имена.
IV.Обобщение изученного: игра – суд.
Учитель: сегодня мы обобщим нашу работу над образами помещиков.
Ролевая игра – суд над помещиками.
Секретарь: встать! Суд идет!
Судья: прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о губернских помещиках, которые обвиняются:
Манилов – в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности.
Коробочка – в жадности и косности.
Ноздрев - в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, во лживости и мошенничестве.
Собакевич – в грубости и чрезмерном чревоугодии.
Плюшкин – в беспредельной скупости, превратившей его в «прореху на человечестве», в том, что он потерял человеческий облик.
Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым заслушаем показания каждого из вышеперечисленных помещиков и проследим путь их моральной деградации, путь падения. Помещик Манилов, вам предоставляется слово.
Манилов: Я – уважаемый отец семейства, у меня два сына - Фемистоклюс и Алкид, я верный супруг и старинный владелец Маниловки, родового имения в …приказчик, сколько душ? … в 200 душ. Хоть и не имею блестящего образования, как иные, но без ложной скромности скажу: прелюбезнейший и препочтеннейший человек, слуга отечества. Имею дом, стоящий на возвышении, 3 клумбы. Часто предаюсь мечтаниям.
Адвокат: позвольте, о чем вы мечтаете?
Манилов: глядя с крыльца на пруд, я мечтаю, о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост, на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки, а на них бы сидели купцы и продавали товары, нужные для крестьян.
Адвокат: прошу учесть хозяйственные способности моего подзащитного, его радение о своих крепостных.
Прокурор: но ведь это только мечты, а на деле крестьяне живут в сереньких избах, нигде нет деревца, ни другой зелени, а сколько умирает у вас их от голода и болезней?
Адвокат: я протестую, при чем же здесь г-н Манилов. Он много читает.
Прокурор: а как вы объясните то, что закладка в книге два года покоится на 14 странице?
Манилов: вы знаете, семейные заботы, дети, Маниловка, размышления о судьбе отечества - все это занимает очень много времени.
Судья: а как вы объясните показания одного из свидетелей: «в первую минуту разговора с ним, можно сказать, что он приятный человек», в следующую за тем минуту ничего не скажешь. А в третью скажешь, что « черт знаешь что такое» - и отойдешь. Почувствуешь скуку смертную.
Манилов: не понимаю… это не племянник нашего многоуважаемого полицмейстера?. Что ж очень милый человек, имели мы с ним продолжительную беседу, не понимаю, отчего же со мной скука, отчего. Черт знает что такое, не понимаю, господа.
Судья: а еще о вас говорят: «человек так себе, ни то ни се. Ни в городе Богдан. Ни в селе Селифан».
Манилов: Это, кажется, из пословицы. Не пойму такое глумление.
Судья: суд продолжается, господа.
Помещица Коробочка, расскажите суду о вашей жизни.
Коробочка: Я – старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, Батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой птицы: и индеек, и кур, и тетухов, и боровков. А какие огороды у меня, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, и свекла… а за огородами, напротив свиного хлева,- избы моих крестьян, их у меня 800 душ.
Судья: вы торгуете?.
Коробочка: торгую понемногу, господи помоги, и пенькой, и салом, и крестьянами, коли бог пошлет.
Судья: вопросы к подсудимой имеются?.
Адвокат: какие вопросы и так ясно, что это хорошая хозяйка.
Прокурор: у меня вопрос: как это вы можете торговать крепостными душами, будто вещами, разве можно такое в наш просвещенный век?.
Свидетельница: ну полно вам, батюшка, что же тут страшного? Все торгуют, крепостные – хороший товар, ходовой. Намедни Коробочка продала мне двух девок по сто рубдей каждая. Какие вышли славные работницы, сами салфетки ткут.
Судья (Коробочке) а свидетель Чичиков называет вас «крепкоголовой, дубиноголовой, проклятой старухой».
Коробочка: с нами крестная сила, какие вы страсти говорите, не хочу на ночь вспоминать о Чичикове. Несмотря что дворянин, почтенный с виду господин, затеял покупать у меня мертвых душ. А я, скажу прямо, растерялась и стала жутко торговаться, а вдруг – продешевлю. Вот видно и недовольным он остался. Ну да бог с ним, я свое взяла, а вы, г-н судья, сало свиное не покупаете?
Судья: садитесь, подсудимая, прошу, г-н Ноздрев, встаньте. Расскажите о себе суду.
Ноздрев: ну что сказать о себе? Как говориться, славный малый, лихач, охотник погулять, в картишки перекинуться… а ярмарки… люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутили, погуляли как. я за обед только шампанского 17 бутылок выпил…
Судья: ладно. Вы женаты?
Ноздрев: был когда – то, да жена умерла, царство ей небесное.
Судья: а дети есть?
Ноздрев: а как же! хотя… не до них, брат. Вот пускай нянька за ними смотрит. Эх, смазлива, черт. На псарне я – отец родной. Могу и вам щенка подарить, а лучше давай поменяемся…
Судья: благодарю покорно, вы лучше скажите: за что вас называют «историческим человеком»?.
Ноздрев: а это оттого что я попадаю во всякие истории.
Чичиков: позвольте добавить, судья, весьма неприятные истории. Недавно мне пришлось заключить с ним сделку, весьма выгодную. Так вот: только случай меня спас от самоуправства г-на Ноздрева. Ведь он хотел меня избить вместе со своим дворовым. Ни одно дело не проходит у него без вмешательства властей, жандармов. Честь имею откланяться.
Ноздрев: ах, ты жук! Я вам такую историю про него поведаю, пальчики оближите.
Судья: хватит у нас достаточно ваших историй. Слушаем помещика Собакевича. Расскажите как вы живете, чем занимаетесь?
Собакевич: владенья у меня добротные (поглаживает живот). Деревня, сосновый бор, березовая роща, поля, свой дом, двор.
Адвокат: у Собакевича все на века. Не только постройки – березы и те в два обхвата. Настоящий хозяин.
Судья: чем же вы занимаетесь?
Собакевич: как когда, в основном охотой.
Судья: ваша цель в жизни?.
Собакевич: сытно поесть. Осетринку, поросенка с хреном, бараний бок с кашей – эх! Уважаю!
Прокурор: (передразнивает) бок с кашей. Обжорство – вот ваша цель, смысл и суть жизни.
Судья: как вы относитесь к председателю дворянского собрания?
Собакевич: дурак , какого еще поискать.
Судья: а губернатор?.
Собакевич: сам разбойник и рожа воровская.
Прокурор: да вы грубиян!.
Адвокат: зато крепостных не обижает. Каждого в лицо знает.
Прокурор: ну да с мужиками он в ладу, а будет обижать – так самому накладно будет.
Судья: помещик Плюшкин, вам слово.
Плюшкин: что вам сказать, господа, беднею я. грабители в разор вводят, хотя бы Прошка, вор этакий. Всыпать бы ему, да нечем. Кругом издержки.
Адвокат: Хочу сказать – ведь Плюшкин был прекрасным хозяином, рачительным. Соседи ездили к нему учиться мудрой скупости, разумной бережливости. У него работали фабрики, станки, плуги, молоты, косы. Его жена славилась хлебосольностью. Но она умерла. Старшая дочь вышла замуж, сын уехал, младшая дочь умерла. Г-н Плюшкин остался один, неутешный в своем горе.
Прокурор: все это так, но в одиночестве его бережливость превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами. Вы бы глянули на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас, как он мог докатиться до такого?
Судья : а сколько у вас душ?
Коробочка: с тысячу было. Да в позапрошлом году умерло много, да в бегах некоторые.
Прокурор: от такого убежишь!
VI. Итог урока ( приговор судьи)
Судья: пред вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и обратил внимание Гоголь: « один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого». В Манилове есть хотя бы что-то человеческое, например, его беспомощные порывания к духовной жизни. У крепкоголовой Коробочки нет даже намека на какую-то духовную жизнь. У Ноздрева, наглого озорника, нечистоплотного в мыслях и поступках. Полностью отсутствуют принципы нравственности. В Собакевиче проступает жестокое и зверское. Плюшкин находится на грани психического распада. Развенчаем миф о добром хозяине – помещике. Перед нами прошли «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь».
Суд приговаривает вышеперечисленных помещиков к вечному презрению за перазитический образ жизни, духовное и нравственное уродство. Быть именам Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.
VII. Заключительное слово учителя: Гоголь так глубоко исследовал человеческую психологию, что герои продолжают жить и поныне. В них отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена помещиков из поэмы стали нарицательными. И сегодня праздного фантазера,мечтателя, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом, мы называем маниловым, лгуна, хвастуна, дебошира – ноздревым, жадного скрягу – плюшкиным. Но не ноздревы, маниловы, коробочки – будущее России, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые лучшие задкшевные слова
Чтение учеником наизусть отрывка « И какой же русский не любит быстрой езды».
VIII Рефлексия.
Методика «Пресс»: тема высказывания: образ поэмы «Мертвых душ», который поразил меня больше всего. Построить высказывание по схеме: « Я хочу сказать о…потому, что…., например, …… Поэтому я считаю…»
IX. Домашнее задание: расшифровать кроссворд наоборот (раздаются на дом карточки), повторить материал, подготовиться к контрольной работе.