Тести від «На Урок»: Організація дистанційної роботи під час карантину

Урок - суд над Р. Раскольніковим за романом Ф. М. Достоєвського " Злочин і кара"

Про матеріал
Урок - суд проводиться у формі ділової гри. Рекомендовано проводити як підсумковий урок після роботи над текстом твору.
Перегляд файлу

Урок – суд над Р. Раскольниковым из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

 

Тема: Обобщающее значение образа Р. Раскольникова

Цель: обобщить и систематизировать изученный материал, подготовить учащихся к написанию творческих работ, учить вести поисковую работу, вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения, уважая мысли других, воспитывать в учащихся умение всесторонне анализировать свои идеи, относиться к ним критически даже тогда, когда «добрые намерения» привлекательнее, чем «злые умыслы».

Тип урока: обобщение и систематизация.

Форма урока: урок-суд (урок – аналогии конкретных действий, урок с элементами ролевой игры).

Оборудование: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя, репродукции картин художников – современников Достоевского В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866), «Утопленница» (1867), В.Маковский «Посещение нищих», плакаты с надписями, видеозапись фильма «Преступление и наказание» режиссера

М. Смоленицкого.

Эпиграфы: «Может, я еще человек» 

                                                                                Р. Раскольников

«Станьте солнцем, вас все и увидят»

«Быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не унывать и не пасть – вот в чем смысл жизни»

«погибли даром могучие силы, а кто виноват?»

                                                                                 Ф.Достоевский

 

 

План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Актуализация опорных знаний (беседа).
  3. Обобщение изученного (ролевая игра – суд, выполнение заданий, поставленных  учителем).
  4. Итог урока (судебный приговор)
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

«Погибли могучие силы, а кто виноват?». Этим риторическим вопросом Достоевский заканчивает свой роман «Записки Мертвого дома», где рассказывает о страшной судьбе русского народа. Писатель с годами приходит к выводу, что  путь к духовному воскресению человека – это вера, вера в Господа. Вы знакомы с содержанием романа и, наверное, согласитесь, что весь роман - это граница добра и зла. «Преступление и наказание – это роман духовных исканий, где подымаются вечные вопросы: на чем построены моральные принципы поведения человека, ее совесть. Критерии совести для писателя – это основа человеческого поведения, а потеря ее – самое большое несчастье.

III. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы понимаете значение слова «преступление»? (ответы учащихся).

Учитель: обычно слово «преступление» связывают с нечесностью, насилием, т. Е. с нарушением заповедей, данных Богом еще пророку Моисею. Это «не убей», «не желай добра ближнего своего», «не прелюбодействуй».

- А всегда ли исполняются эти заповеди в мире людей (ответы).

Учитель: К сожалению, сколько существует человечество, столь существует и преступление. По логике вещей, за преступлением должно идти наказание. Но всегда ли так бывает в реальной жизни?,- вновь ставим вопрос. Но наказание может быть разным: внешним, исходящим от общества и государства, и внутренним, от самого преступника, от его совести.

IV.Обобщение изученного: ролевая игра – суд.

Сегодня мы обобщим нашу работу над образом Р. Раскольникова.

Ролевая игра – суд над Р. Раскольниковым.

Секретарь: Встать! Суд идет!

Судья: Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Прошу пристава ввести подсудимого (звучит трагическая музыка из кинофильма «Преступление и наказание».) Слушается дело Р. Раскольникова, который обвиняется в убийстве старухи – процентщицы и ее сестры Елизаветы. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: обвиняется бывший студент Р. Раскольников в умышленном убийстве старухи Алены Ивановны, к которому он тщательно готовился. Одно преступление повлекло за собой другое. Жестоко была убита и сестра старухи – Елизавета.

Судья: слово предоставляется защите.

Адвокат: Уважаемый судья! Рассматривается дело моего подзащитного об умышленном убийстве. Кто же задумал данное преступление? Что довело его до убийства?. Давайте посмотрим видеокадры, в каких условиях жил Раскольников. (кадры фильма).  Как видим, человек был до того задушен нищетой собственной, окружающих, что это и послужило первым толчком к преступлению. Если бы он жил в Петербурге «небожителей», пришла бы ему на ум идея об убийстве?. О чем может думать человек, существующий в «крошечной коморке», имевший самый жалкий вид, «отставшие обои желтого цвета» вызывают такое же расслоение души, калеча и ломая ее навсегда. Как гроб видится нам постель Родиона – «неуклюжая большая софа», которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья.

Прокурор: Это не оправдание. Многие так живут.

Адвокат: да многие, но Раскольников способен сочувствовать другим. Например, встреча с Мармеладовым, его рассказ о собственной жизни, встреча на улице с пьяной девочкой, он отдает последние деньги, чтобы ее отвезли домой. А письмо матери, сколько оно мучений принесло Раскольникову. Может, подтолкнул к преступлению и услышанный в трактире разговор одного студента с офицером. Прошу, уважаемый судья, вызвать свидетеля- студента.

Судья: разрешаю.

Студент из трактира: да, в разговоре с офицером я упомянул о старухе глупой, бессмысленной, злой, никому не нужной. Говорил, что живет она одна, «сама не знает для чего». А молодые свежие силы пропадают даром без всякой поддержки. «За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от бедствий». Что значит на общих весах жизнь чахоточной, глупой старушонки? Убить старуху, взять ее деньги не себе, а для умирающих от голода. И будет восстановлена справедливость. А что такого? Это же только слова.

Прокурор:  все это так, уважаемый адвокат, но почему – то вы умалчиваете об истинной причине, толкнувшей его на преступление. Это верно: Раскольников не похож на обыкновенного убийцу, раз - обычных и сверхлюдей. Я прошу, господин судья, позволить подсудимому разъяснить нам суть его теории.

Судья: прошу, подсудимый.

Р. Раскольников: где-то полгода назад мной, студентом-юристом была написана статья «О преступлении», в которой я рассматривал психологическое состояние преступника в продолжении всего хода преступления и утверждал, что состояние похоже на болезнь – помрачение ума, распад воли, нелогичность поступков. Также коснулся вопроса и о преступлении, которое «разрешается по совести» и потому не может быть названо преступлением. Дело в том, что люди, по закону природы делятся на 2 разряда: на низший (обыкновенных), на материал, служащий для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Первые склонны к послушанию, вторые – во имя нового, лучшего могут переступить закон и для своей цели дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Такое нарушение закона – не преступление.

Прокурор: по-вашему, значит, убийство совершается с целью справедливого – взять деньги и облагодетельствовать ими нищее человечество? И преступления никакого нет, а есть элементарная арифметика: за тысячи спасенных жизней – одна жизнь ничтожной старухи, даже меньше одной жизни, ибо старуха вредна?

Раскольников: но я деньгами не воспользовался.

Судья: мы очень удивлены тому, что вы спрятали кошелек и вещи под камень, не воспользовавшись ими. Кажется невероятным то, что вы ни разу не открыли кошелька и не знали, сколько в нем лежит денег.

Адвокат: Из этого всего и выходит, что самое преступление не могло иначе и случиться, как при временном умопомешательстве, так сказать, при болезненной мономании убийства и грабежа, без дальнейших целей и расчетов на выгоду. Я вызываю свидетеля доктора Зосимова. Скажите, в каком состоянии пребывал г-н Раскольнико?.

Зосимов: я, Зосимов, его прежний товарищ, подтверждаю, что Раскольников находился более месяца в болезненном состоянии, я бы сказал в ипохондрическом состоянии. Да и хозяйка и прислуга, пожалуй, это подтвердят.

Адвокат: Разрешите допросить еще одного свидетеля, г- на Разумихина.

Судья: не возражаю.

Адвокат: что вы можете сказать о подсудимом.

Разумихин: я осуждаю его за некоторые взгляды на человечество, касаемо его гнусной теории. Но он любит мать, сестру, Соню. И его все любят. У него чистое и глубокое сердце, душа его уязвима. В бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному товарищу и почти содержал его в продолжении полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых отцом умершего товарища, поместил старика в больницу, и когда тот умер, похоронил его.

Адвокат: и еще один свидетель, г-н судья, это бывшая хозяйка, мать умершей невесты Раскольникова, вдова Зарицына.

Вдова Зарицына: когда мы еще жили в другом доме, у Пяти Углов, Раскольников во время пожара из одной квартиры, уже загоревшейся, ночью вытащил 2 детей, и был при этом обожжен. Многие жильцы подтвердят.

Адвокат: Самым искренним Раскольников был с Соней, дочерью погибшего Мармеладова. Ей он открыл душу. Я прошу разрешения допросить Соню.

Судья: вам он признался в том, что именно могло склонить его к смертоубийству и что побудило его совершить грабеж?

Соня: мне тяжело судить Родю, потому как я сама грешница. Я спросила.. я пыталась оправдать, объяснить себе причину, толкнувшую его на убивство. Но услышала ответ, потрясший меня. Он хотел Наполеоном сделаться, проверить: «тварь ли он дрожащая или право имеет» убивать? Убивать-то право? А жить-то, жить-то как? Жить-то с чем будешь?(обращается  к Родиону)

Раскольников: может, я еще человек?

Судья: что именно побудило вас явиться с повинной?

Раскольников: чистосердечное раскаивание.

Судья: переходим к дебатам. Г-н прокурор, вам слово.

Прокурор: подсудимый не похож на убийцу. Следователь Порфирий Петрович говорил о нем «небезнадежный подлец». Но права Соня, и я придерживаюсь того мнения « кто дал право убивать?» как жить-то будете дальше.  Я требую, ув. судья, чтобы подсудимый понес наказание.

Адвокат: В теле моего подзащитного борются два сознания – циничное, низкое, преступное и доброе, отзывчивое, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона. Не поддаются описанию муки, которые испытывал на себе Родион. Но не сдается, не падает духом, а гордо молча несет свой крест до конца. Сам же следователь сказал «небезнадежный подлец». Прошу суд смягчить меру наказания.

Судья: подсудимый, вам слово.

Раскольников: тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.

Судья: суд удаляется на совещание. (В зале слышны крики «виновен, не виновен»)

V. Итог урока (судебный приговор)

 

Судья: подсудимый Раскольников присужден к каторжной работе 2 – го разряда «на 8 лет, во уважение явки с повинной и некоторых облегчающих вину обстоятельств».

Демонстрация последнего кадра из кинофильма. Чтение учителем отрывка из эпилога: «…с высокого берега… их воскресила любовь…»

VI. Заключительное слово учителя: будьте всегда, каждый из вас, человеком, и оставайтесь им всегда, какие бы неудачи не преследовали вас, потому что (как говорится в Библии) придет время «собирать камни». Каждый из вас предстанет перед Богом, и тогда возникнет вопрос «были ли вы солнцем, которое все увидели, зря ли погибли ваши силы, кто виноват?». И в своей виновности не ищите оправдания: человек сам делает свой выбор. Помните, о чем предупреждает Достоевский: потеря христианских ценностей толкает на ложный путь, а потеря их – приводит их к преступлению, а значит – к страданию.

VII. Выставление, комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание:

1. Проанализировать семантику фамилий романа

 2. Цитатный портрет Петербурга (город – соучастник   преступления?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок – суд над помещиками из поэмы Н, В. Гоголя «Мертвые души»

Тема: Обобщающее значение образов помещиков

 

Цель: проанализировать образы помещиков, обобщить и систематизировать изученный материал, учить учащихся вести поисковую работу, вырабатывать умение  отстаивать свою точку зрения, воспитывать непримиримость к бесхозяйственности, жадности, хамству, грубости – тем человеческим порокам, которые высмеивает Гоголь в помещиках.

 

Тип урока: обобщения и систематизации

Форма урока: урок – суд

Оборудование: судейский стол, портреты помещиков, плакаты с высказываниями.

Эпиграфы:  «Боже, как грустна наша Россия»

                                                                             А.С.Пушкин

«Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»

                                                                                                          Н.В.Гоголь

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Мы завершили с вами работу над поэмой Гоголя «Мертвые души». Сегодня мы проведем урок в форме деловой игры – суд, где заслушаем дело о губернских помещиках, души которых Гоголь считает мертвыми, опираясь на библейские знания о душе и духе.

« И сотворил господь Бог человека из праха земного, и в лицо ему вдохнул жизнь, и стал человек живою душею». Живая душа человека по намерениям Господа Бога должна творить, мертвая душа – это безразличная душа, в которой нет духовности, такие души теряют способность к общению, к пониманию, сочувствию друг другу.

  1. Актуализация опорных знаний.

Вот такими мы и увидели губернских помещиков.

- Давайте вспомним их имена.

IV.Обобщение изученного: игра – суд.

Учитель: сегодня мы обобщим нашу работу над образами помещиков.

Ролевая игра – суд над помещиками.

Секретарь: встать! Суд идет!

Судья: прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о губернских помещиках, которые обвиняются:

Манилов – в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности.

Коробочка – в жадности и косности.

Ноздрев -  в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, во лживости и мошенничестве.

Собакевич – в грубости и чрезмерном чревоугодии.

Плюшкин – в беспредельной скупости, превратившей его в «прореху на человечестве», в том, что он потерял человеческий облик.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор суда был единственно справедливым заслушаем показания каждого из вышеперечисленных помещиков и проследим путь их моральной деградации, путь падения. Помещик Манилов, вам предоставляется слово.

Манилов: Я – уважаемый отец семейства, у меня два сына -  Фемистоклюс и Алкид, я верный супруг и старинный владелец Маниловки, родового имения в …приказчик, сколько душ? … в 200 душ. Хоть и не имею блестящего образования, как иные, но без ложной скромности скажу: прелюбезнейший и препочтеннейший человек, слуга отечества. Имею дом, стоящий на возвышении, 3 клумбы. Часто предаюсь мечтаниям.

Адвокат: позвольте, о чем вы мечтаете?

Манилов: глядя с крыльца на пруд, я мечтаю, о том, чтобы от дома провести подземный ход или через пруд построить прекрасный каменный мост, на котором бы разместились по обеим сторонам скамеечки, а на них бы сидели купцы и продавали товары, нужные для крестьян.

Адвокат: прошу учесть хозяйственные способности моего подзащитного, его радение о своих крепостных.

Прокурор: но ведь это только мечты, а на деле крестьяне живут в сереньких избах, нигде нет деревца, ни другой зелени, а сколько умирает у вас их от голода и болезней?

Адвокат: я протестую, при чем же здесь г-н Манилов. Он много читает.

Прокурор: а как вы объясните то, что закладка в книге два года покоится на 14 странице?

Манилов: вы знаете, семейные заботы, дети, Маниловка,  размышления о судьбе отечества  - все это занимает очень много времени.

Судья: а как вы объясните показания одного из свидетелей: «в первую минуту разговора с ним, можно сказать, что он приятный человек», в следующую за тем минуту ничего не скажешь. А в третью скажешь, что  « черт знаешь что такое» - и отойдешь. Почувствуешь скуку смертную.

Манилов: не понимаю… это не племянник нашего многоуважаемого полицмейстера?. Что ж очень милый человек, имели мы с ним продолжительную беседу, не понимаю, отчего же со мной скука, отчего. Черт знает что такое, не понимаю, господа.

Судья: а еще о вас говорят: «человек так себе, ни то ни се. Ни в городе Богдан. Ни в селе Селифан».

Манилов: Это, кажется, из пословицы. Не пойму такое глумление.

Судья: суд продолжается, господа.

Помещица Коробочка, расскажите суду о вашей жизни.

Коробочка: Я – старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, Батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой птицы: и индеек, и кур, и тетухов, и боровков. А какие огороды у меня, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, и свекла… а за огородами, напротив свиного хлева,- избы моих крестьян, их у меня 800 душ.

Судья: вы торгуете?.

Коробочка: торгую понемногу, господи помоги, и пенькой, и салом, и крестьянами, коли бог пошлет.

Судья: вопросы к подсудимой имеются?.

Адвокат: какие вопросы и так ясно, что это хорошая хозяйка.

Прокурор: у меня вопрос: как это вы можете торговать крепостными душами, будто вещами, разве можно такое в наш просвещенный век?.

Свидетельница: ну полно вам, батюшка, что же тут страшного?  Все торгуют, крепостные – хороший товар, ходовой. Намедни Коробочка продала мне двух девок по сто рубдей каждая. Какие вышли славные работницы, сами салфетки ткут.

Судья (Коробочке) а свидетель Чичиков называет вас «крепкоголовой, дубиноголовой, проклятой старухой».

Коробочка: с нами крестная сила, какие вы страсти говорите, не хочу на ночь вспоминать о Чичикове. Несмотря что дворянин, почтенный с виду господин, затеял покупать у меня мертвых душ. А я, скажу прямо, растерялась и стала жутко торговаться, а вдруг – продешевлю. Вот видно и недовольным он остался. Ну да бог с ним, я свое взяла, а вы, г-н судья, сало свиное не покупаете?

Судья: садитесь, подсудимая,  прошу, г-н Ноздрев, встаньте. Расскажите о себе суду.

Ноздрев: ну что сказать о себе? Как говориться, славный малый, лихач, охотник погулять, в картишки перекинуться… а ярмарки… люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутили, погуляли как. я за обед только шампанского 17 бутылок выпил…

Судья: ладно. Вы женаты?

Ноздрев: был когда – то, да жена умерла, царство ей небесное.

Судья: а дети есть?

Ноздрев: а как же! хотя… не до них, брат. Вот пускай нянька за ними  смотрит. Эх, смазлива, черт.     На псарне я – отец родной. Могу и вам  щенка  подарить, а лучше давай поменяемся…

Судья: благодарю покорно, вы лучше скажите: за что вас называют «историческим человеком»?.

Ноздрев: а это оттого что я попадаю во всякие истории.

Чичиков: позвольте добавить, судья, весьма неприятные истории. Недавно мне пришлось заключить с ним сделку, весьма выгодную. Так вот: только случай меня спас от самоуправства г-на Ноздрева. Ведь он хотел меня избить вместе со своим дворовым. Ни одно дело не проходит у него без вмешательства властей, жандармов. Честь имею откланяться.

Ноздрев:  ах, ты жук! Я вам такую историю про него поведаю, пальчики оближите.

Судья: хватит у нас достаточно ваших историй. Слушаем помещика Собакевича. Расскажите как вы живете, чем занимаетесь?

Собакевич: владенья у меня добротные (поглаживает живот). Деревня, сосновый бор, березовая роща, поля, свой дом, двор.

Адвокат: у Собакевича все на века. Не только постройки – березы и те в два обхвата. Настоящий хозяин.

Судья: чем же вы занимаетесь?

Собакевич: как когда, в основном охотой.

Судья: ваша цель в жизни?.

Собакевич: сытно поесть. Осетринку, поросенка с хреном, бараний бок с кашей – эх! Уважаю!

Прокурор: (передразнивает) бок с кашей.  Обжорство – вот ваша цель, смысл и суть жизни.

Судья: как вы относитесь к председателю дворянского собрания?

Собакевич: дурак , какого еще поискать.

Судья: а губернатор?.

Собакевич: сам разбойник и рожа воровская.

Прокурор: да вы грубиян!.

Адвокат: зато крепостных не обижает. Каждого в лицо знает.

Прокурор: ну да с мужиками он в ладу, а будет обижать – так самому накладно будет.

Судья: помещик Плюшкин, вам слово.

Плюшкин: что вам сказать, господа, беднею я. грабители в разор вводят, хотя бы Прошка, вор этакий. Всыпать бы ему, да нечем. Кругом издержки.

Адвокат: Хочу сказать – ведь Плюшкин был прекрасным хозяином, рачительным. Соседи ездили к нему учиться мудрой скупости, разумной бережливости. У него работали фабрики, станки, плуги, молоты, косы. Его жена славилась хлебосольностью. Но она умерла. Старшая дочь вышла замуж, сын уехал, младшая дочь умерла. Г-н Плюшкин остался один, неутешный в своем горе.

Прокурор: все это так, но в одиночестве его бережливость  превратилась в скупость с волчьим аппетитом, жадными глазами. Вы бы глянули на его дом: развалины в грязи, в пыли, в копоти. Ужас, как он мог докатиться до такого?

Судья : а сколько у вас душ?

Коробочка: с тысячу было. Да в позапрошлом году умерло много, да в бегах некоторые.

Прокурор: от такого убежишь!

 

VI. Итог урока ( приговор судьи)

Судья: пред вами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и обратил внимание Гоголь: « один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого». В Манилове есть хотя бы что-то человеческое, например, его беспомощные порывания к духовной жизни. У крепкоголовой Коробочки нет даже намека на какую-то духовную жизнь. У Ноздрева, наглого озорника, нечистоплотного в мыслях и поступках. Полностью отсутствуют принципы нравственности. В Собакевиче проступает жестокое и зверское.  Плюшкин находится на грани психического распада. Развенчаем миф о добром хозяине – помещике. Перед нами прошли «угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь».

Суд приговаривает вышеперечисленных помещиков к вечному презрению за перазитический образ жизни, духовное и нравственное уродство. Быть именам Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина нарицательными, обозначающими человеческие пороки.

 

VII. Заключительное слово учителя: Гоголь так глубоко исследовал человеческую психологию, что герои продолжают жить и поныне. В них отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена помещиков из поэмы стали нарицательными. И сегодня праздного фантазера,мечтателя, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом, мы называем маниловым, лгуна, хвастуна, дебошира – ноздревым, жадного скрягу – плюшкиным. Но не ноздревы, маниловы, коробочки – будущее России, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые лучшие задкшевные слова

 Чтение учеником наизусть отрывка  « И какой же русский не любит быстрой езды».

VIII Рефлексия.

Методика «Пресс»: тема высказывания: образ поэмы «Мертвых душ», который поразил меня больше всего. Построить  высказывание по схеме: « Я хочу сказать о…потому, что…., например,   …… Поэтому я считаю…»

 

IX. Домашнее задание: расшифровать кроссворд наоборот  (раздаются на дом карточки), повторить материал, подготовиться к контрольной работе.

   

 

 

 

 

 

doc
Додано
5 листопада 2019
Переглядів
342
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку