Урок- дослід "Умови, необхідні для розвитку рослин"

Про матеріал
Урок-дослід для 3 класу, на якому діти завдяки різноманітним завданням та через практичні дії роблять висновок, які ж умови необхідні для гарного розвитку рослини
Перегляд файлу

        

            Тема  урока:  «Условия, необходимые для развития растений.»

 

Вид урока: урок-исследование.

 

Цели урока:

  1. Повторить свойства воды.
  2. Дать представление об особенностях развития растения в зависимости от природных условий, путём проведения экспериментов.
  3.  Воспитывать бережное отношение к природе.

 

                                                                  Ход урока

      1.   Орг. Момент.

  1. Мотивация.

     3.   Актуализация  знаний

1) На прошлом уроке, мы проводили исследование, чтобы определить свойства воды. Откройте буклет «Вода). Я зачитываю описание свойства, а вы должны его определить.

1.  В стакан с водой я высыпала ложку сахара и размешала. Сахар исчез. Какое свойство воды, я проверила? (Растворитель)

2. Я налила воду в стакан, вода приняла его форму, затем я перелила воду в банку, вода приняла её форму. Какое свойство я проверила? (Не имеет формы)

3. Я свободно могу перелить воду из одного стакана в другой, так как у воды есть это свойство. (Текучесть)

4. За стеклянным стаканом с водой я поместила картинку и хорошо её вижу, потому что у воды есть свойство … (Прозрачна)

5. Чистую воду я попробовала на вкус. Какая вода? (Без вкуса)

6. На дне стакана я поместила красную бусинку и посмотрела на нее сквозь воду. Какое свойство я проверяла? (Бесцветна)

7. Я добавила в воду капельки лимона и почувствовала лимонный запах, а какой запах я буду чувствовать, если понюхаю чистую проточную воду? (Без запаха).

2) Молодцы, все свойства воды мы повторили, а теперь ответьте на вопрос: в каких трех состояниях может находиться вода. (Жидком, твердом и газообразном).

              4. Изучение новой темы

- Знаете ли вы, какие части имеет растение? (корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами)  (У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)  - Соедините линиями части растения с их названием. (Учащиеся работают с карточкам.)

              Проверка.

Посмотрите на доску (на доске рисунок цветочков).

Цветочки с мольбою на нас так глядят

И вот, что, ребята, они говорят:

Никак не поймут нас  ни Миша, ни Маша,

Что так нужно нам для развития нашего.

Условия эти вы нам отыщите,

И вырасти вы поскорей помогите.

    Поможем, нашим цветочкам вырасти?

 

             Сообщение  тему  урока

     Сегодня на уроке мы снова станем исследователями и определим, какие условия необходимы для развития растения.

           Практическая  работа

Для этого мы делились на 6 групп. Каждой группе был роздан маршрутный лист с заданиями и лист для ведения наблюдений.

      1 группа опытным путём определяла, необходима ли вода для развития растения. что произошло  с семенами, накрытыми  сухой ватой. (У детей на партах проращенные семена и сухие.)  Почему ваши предположения разошлись, и возник спор?

- Что вы выяснили в ходе исследования? (Ответы учащихся) 

- Что повлияло на то, что семена проросли? (Ответы:  вода.

- На опыте мы убедились, что для того, чтобы семя начало развиваться, и из него появился росток, необходима вода.

- Но для дальнейшего развития этого недостаточно. Растениям необходимо питание. В земле много питательных веществ. Они растворяются в воде и через корень впитываются растением. Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось.

     2 группа определяла, необходим ли растениям для их развития свет. (Показ плаката, рассказ).     (Какие предположения были у вас?  Как вы их проверяли? Какие результаты получили?).                     Есть  ли вопросы 2 группе?    (Вывешивается карточка «Свет»).                                                    

     3 группа изучала, может ли растение развиваться в холоде. (Показ плаката, рассказ)                  Есть ли вопросы 3 группе?        (Вывешивается карточка «Тепло»).

     Еще один вопрос, который изучала группа, может ли растение существовать без воздуха. Расскажите о проведенном опыте.  (Вывешивается карточка «Воздух»).

     Так что же необходимо растениям для развития? (вода, свет, тепло и воздух)

5. Физминутка.

     

     4 группа провела ещё один эксперимент, чтобы посмотреть, как питается растение. Расскажите об этом опыте. (В два стакана с водой поставили по цветку. В один стакан высыпали пищевой краситель. Какие изменения вы заметили? Что происходило дальше? Какой вывод вы можете сделать? Почему произошло изменение цвета растения?).

     Растение почти полностью состоит из воды. И для того, чтобы питать каждую клеточку, растение всасывает воду и передает её ко всем своим органам.

      5  группа. Возьмите листок, рассмотрите его через увеличительное стекло. Что вы видите в нижней части листа? (отверстия). Эти отверстия называются устьица. Через них растение дышит.

     Чтобы это доказать, мы возьмем вазелин и две веточки. На одной веточке смажем листочки вазелином сверху, а на другой снизу. Каковы ваши предположения? Что произойдет с первым растением? Что произойдет со вторым растением?

 

6 группа      «За  и  против»

 

   6.   Работа по учебнику:

     Почему ель, сосна  гибнут в промышленных городах и районах, а лиственница живёт?  

Откройте учебник на странице 66 и прочитайте текст и сравните его со своим ответом.  

   7.  Работа в тетради:

  1. Закрепление.

1)     Послушайте, какая ситуация произошла с Мишей. Миша хотел вырастить цветы к Новому году. Чтобы получился сюрприз, спрятал ящик с рассадой в теплую темную кладовку. Выросли ли у него цветы? Почему?

        Я читаю утверждения, а вы доказываете, верно ли оно.Зимой цветы не растут. 2. Им не хватало света. 3. Им не хватало тепла.4. Им не хватало воздуха.

Проверка:  - + - -.

   2) Кроссворд: По горизонтали:

1. Без этого условия, растение развиться не сможет, а взрослое растение – погибнет. (вода)

2. Только благодаря этому условию растения развиваются летом быстрее, чем зимою.

(тепло)

По вертикали:

  1. Без этого условия не может существовать ничто живое. (воздух)
  2. Без этого условия растение развивается хилым и светлым, может погибнуть. (свет

7. Рефлексия: 

 

             Метод  «6 мыслящих   шляп»

    Для  жизни растений  необходимы  условия….

 

Кому понравился урок – покажите цветок жёлтого цвета.

Кто узнал  много нового – покажите цветок зелёного цвета.

 

docx
Пов’язані теми
Я досліджую світ, Розробки уроків
НУШ
Додано
9 лютого 2022
Переглядів
186
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку