Тема урока: «Условия, необходимые для развития растений.»
Вид урока: урок-исследование.
Цели урока:
Ход урока
1. Орг. Момент.
3. Актуализация знаний
1) На прошлом уроке, мы проводили исследование, чтобы определить свойства воды. Откройте буклет «Вода). Я зачитываю описание свойства, а вы должны его определить.
1. В стакан с водой я высыпала ложку сахара и размешала. Сахар исчез. Какое свойство воды, я проверила? (Растворитель)
2. Я налила воду в стакан, вода приняла его форму, затем я перелила воду в банку, вода приняла её форму. Какое свойство я проверила? (Не имеет формы)
3. Я свободно могу перелить воду из одного стакана в другой, так как у воды есть это свойство. (Текучесть)
4. За стеклянным стаканом с водой я поместила картинку и хорошо её вижу, потому что у воды есть свойство … (Прозрачна)
5. Чистую воду я попробовала на вкус. Какая вода? (Без вкуса)
6. На дне стакана я поместила красную бусинку и посмотрела на нее сквозь воду. Какое свойство я проверяла? (Бесцветна)
7. Я добавила в воду капельки лимона и почувствовала лимонный запах, а какой запах я буду чувствовать, если понюхаю чистую проточную воду? (Без запаха).
2) Молодцы, все свойства воды мы повторили, а теперь ответьте на вопрос: в каких трех состояниях может находиться вода. (Жидком, твердом и газообразном).
4. Изучение новой темы
- Знаете ли вы, какие части имеет растение? (корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами) (У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия) - Соедините линиями части растения с их названием. (Учащиеся работают с карточкам.)
Проверка.
Посмотрите на доску (на доске рисунок цветочков).
Цветочки с мольбою на нас так глядят
И вот, что, ребята, они говорят:
Никак не поймут нас ни Миша, ни Маша,
Что так нужно нам для развития нашего.
Условия эти вы нам отыщите,
И вырасти вы поскорей помогите.
Поможем, нашим цветочкам вырасти?
Сообщение тему урока
Сегодня на уроке мы снова станем исследователями и определим, какие условия необходимы для развития растения.
Практическая работа
Для этого мы делились на 6 групп. Каждой группе был роздан маршрутный лист с заданиями и лист для ведения наблюдений.
1 группа опытным путём определяла, необходима ли вода для развития растения. что произошло с семенами, накрытыми сухой ватой. (У детей на партах проращенные семена и сухие.) Почему ваши предположения разошлись, и возник спор?
- Что вы выяснили в ходе исследования? (Ответы учащихся)
- Что повлияло на то, что семена проросли? (Ответы: вода.
- На опыте мы убедились, что для того, чтобы семя начало развиваться, и из него появился росток, необходима вода.
- Но для дальнейшего развития этого недостаточно. Растениям необходимо питание. В земле много питательных веществ. Они растворяются в воде и через корень впитываются растением. Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось.
2 группа определяла, необходим ли растениям для их развития свет. (Показ плаката, рассказ). (Какие предположения были у вас? Как вы их проверяли? Какие результаты получили?). Есть ли вопросы 2 группе? (Вывешивается карточка «Свет»).
3 группа изучала, может ли растение развиваться в холоде. (Показ плаката, рассказ) Есть ли вопросы 3 группе? (Вывешивается карточка «Тепло»).
Еще один вопрос, который изучала группа, может ли растение существовать без воздуха. Расскажите о проведенном опыте. (Вывешивается карточка «Воздух»).
Так что же необходимо растениям для развития? (вода, свет, тепло и воздух)
5. Физминутка.
4 группа провела ещё один эксперимент, чтобы посмотреть, как питается растение. Расскажите об этом опыте. (В два стакана с водой поставили по цветку. В один стакан высыпали пищевой краситель. Какие изменения вы заметили? Что происходило дальше? Какой вывод вы можете сделать? Почему произошло изменение цвета растения?).
Растение почти полностью состоит из воды. И для того, чтобы питать каждую клеточку, растение всасывает воду и передает её ко всем своим органам.
5 группа. Возьмите листок, рассмотрите его через увеличительное стекло. Что вы видите в нижней части листа? (отверстия). Эти отверстия называются устьица. Через них растение дышит.
Чтобы это доказать, мы возьмем вазелин и две веточки. На одной веточке смажем листочки вазелином сверху, а на другой снизу. Каковы ваши предположения? Что произойдет с первым растением? Что произойдет со вторым растением?
6 группа «За и против»
6. Работа по учебнику:
Почему ель, сосна гибнут в промышленных городах и районах, а лиственница живёт?
Откройте учебник на странице 66 и прочитайте текст и сравните его со своим ответом.
7. Работа в тетради:
1) Послушайте, какая ситуация произошла с Мишей. Миша хотел вырастить цветы к Новому году. Чтобы получился сюрприз, спрятал ящик с рассадой в теплую темную кладовку. Выросли ли у него цветы? Почему?
Я читаю утверждения, а вы доказываете, верно ли оно.Зимой цветы не растут. 2. Им не хватало света. 3. Им не хватало тепла.4. Им не хватало воздуха.
Проверка: - + - -.
2) Кроссворд: По горизонтали:
1. Без этого условия, растение развиться не сможет, а взрослое растение – погибнет. (вода)
2. Только благодаря этому условию растения развиваются летом быстрее, чем зимою.
(тепло)
По вертикали:
7. Рефлексия:
Метод «6 мыслящих шляп»
Для жизни растений необходимы условия….
Кому понравился урок – покажите цветок жёлтого цвета.
Кто узнал много нового – покажите цветок зелёного цвета.