Урок- проблематизация "Быть или не быть..." по трагедии В.Шекспира "Гамлет"

Про матеріал
Цели урока - раскрыть причины трагедии Гамлета, помочь учащимся понять важность выбора не только главным героем, но и каждым человеком; показать, что искоренение зла недостойными методами разрушительно для человеческой личности; развивать читательское восприятие, умение аргументированно высказывать свою точку зрения; воспитывать толерантное отношение к различным точкам зрения, прививать мысль о неприкосновенности чужой жизни, как высшей ценности бытия.
Перегляд файлу

      “Быть или не быть…»

Урок – проблематизация по трагедии В.Шекспира «Гамлет»

Цели: раскрыть причины трагедии Гамлета, помочь учащимся понять важность выбора не только главным героем, но и каждым человеком; показать, что за искоренение зла недостойными методами разрушительно для человеческой личности;

развивать  читательское восприятие, умение аргументированно высказывать свою точку зрения;

воспитывать толерантное отношение к различным точкам зрения, прививать мысль о неприкосновенности чужой жизни, как высшей ценности бытия.

Оборудование: портрет В.Шекспира, текст трагедии «Гамлет», иллюстрации к произведению различных художников, ЛОК, сюита Д.Шостаковича «Гамлет».

                                  «Век расшатался! И скверней всего,

                                    Что  я рожден восстановить его»

                                                  Слова Гамлета из трагедии Шекспира

                                    Гамлет становится судьей своего времени и слугой

                                    будущего.

                                                                        Б.Пастернак

 

                                Ход урока

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

 

Учитель. Взвился тяжелый занавес. И все, что осталось за стенами театра, отодвигается куда-то вдаль. Время изменяет свой бег.

    Тишина. На сумрачном фоне холодного северного неба встают очертания старинного замка. Часы на башне бьют полночь. Сменяется караул. Дозорные тревожно всматриваются в зыбкую мглу.В этот час у стен замка появляется призрак…

     К призраку протягивает руки человек в черном плаще.Лицо его бледно, в глазах его ужас, боль, смятение. На сцене – «Гамлет»…

      Вот уже 4 столетия эта трагедия служит человечеству зеркалом, в котором каждая эпоха видит свое неповторимое лицо. И первые зрители трагедии, и современные поняли глубину и вечность вопросов, которые поставил перед человечеством Гамлет:

           В чем смысл нашей жизни?

           Нужно ли мириться с обстоятельствами?

           Что мудрее – самоанализ, рефлексия или борьба?

           Что выше – любовь или обязанность?

           Быть или не быть?

  Гамлетовские вопросы никого не оставили равнодушными, каждый носит их в своем сердце, ища ответы  и не находя простых и однозначных.

      Искал свои ответы на вечные вопросы бытия и главный герой трагедии принц Гамлет, тайну души которого мы попытаемся сегодня разгадать. В.Белинский писал: «Гамлет….Понимаете ли вы значение этого слова? – оно велико и глубоко: это вы и я, это каждый из нас…»

      Так ли это? В чем прав критик? Сегодня мы должны понять значение слова ГАМЛЕТ.

      Задание ложное, интригующее, но необычайно интересное. В работе нам помогут творческое воображение, музыка Д.Шостаковича, творческие группы, которые имели опережающие задания, созданные вами иллюстрации, схемы, а главное – творческое содружество.

      Вы объединились в творческие группы. В каждой группе есть спикер, секретарь, докладчик, хранитель времени. На столах лежат памятки, которые вам помогут в работе.

 

Ознакомление с памяткой «Как работать в группе»

 

  1. Работа над темой урока
  1. Активизация чувственного и ассоциативного восприятия

Звучит музыка Д.Шостаковича (Сюита к трагедии «Гамлет»)

Учитель Перенесемся в далекое 12 столетие, в замок Эльсинор. Слушая сюиту Д.Шостаковича, кого из героев вы представляете, какие эпизоды, сцены? Кратко запишите :

       Я представляю….

       Я вижу….. и т.д.

В центре нашего предмтавления – образ Гамлета.Создание ярких   зрительно-образных представлений.

       Представить Гамлета не как далекого абстрактного героя, а как конкретного близкого человека нам помогут ученики, домашним заданием которых было : подобрать и принести на урок предметы, которые, на их взгляд, как-то ассоциируются с образом Гамлета.

 

  1. Проверка индивидуального домашнего задания.

 

Учащиеся представляют и комментируют свои предметы – символы: развернутая книга, зажженная свеча, мышеловка, ваза из тонкого прозрачного стекла, рапира, весы, библия, флейта и т.д.

 Учитель Вы доказали, что каждый из вас по-своему воспринимает образ Гамлета, но необычайно интересно и неповторимо. И ваша уникальность, неповторимость помогли отыскать те тонкие ассоциации, которые раскрывают богатство вашего духовного мира и сложность характера героя. Это ваш Гамлет.

            3.Трактовка образа Гамлета в литературе, на сцене и в кино.

 Учитель. Единого мнения относительно образа Гамлета не существует.Одни сочувствовали принцу, находили в нем близкие черты, другиесовсем не восхищались им, как человеком, хотя и высоко ценили трагедию «Гамлет».

Проверка группового домашнего задания :

1 группа – подобрать высказывания о Гамлете писателей самых разных литературных направлений и сопоставить со своими мыслями.

2 группа – «Гамлет» на сцене и в кино

Учитель. Различная трактовка образа Гамлета – это еще одно подтверждение тому, что театр Шекспира – это зеркало надежд и разочарований человечества.

          В конце 20 века режиссеры увидели в произведении победу силы над красотой – автомата над флейтой. Но это не последняя версия, и будем надеяться, что герой трагедии Шекспира привлекал художников разных эпох и стран, вдохновлял не только писателей, но и музыкантов.

        Почему? Разгадка кроется в гениальном художественном открытии драматурга: чуть ли не впервые в мировой литературе он изобразил Гамлета внутренне раздвоенным, его характер – противоречивым, а поступки – неоднозначными. В этом образе соединились противоположные начала: добро и зло, Бог и дьявол, благородство и низость. Вот почему во все времена художники создавали «собственного» Гамлета, стремясь с помощью шекспировского образа понять свое время и самого себя.

  4.Образ Гамлета в трагедии.

       Давайте и мы, читатели 21 века, еще раз перелистаем страницы шекспировской трагедии, внимательно всмотримся в главного героя, постараемся найти свои ответы на вечные вопросы.

          По определению И.Франко, «Гамлет» - гениальнейшее произведение Шекспира и вместе с тем –это зеркало илетопись времени. Какого же времени летопись? Что изображает трагедия?

(События, описанные в трагедии, случились в Дании 12 столетия. Все в этом произведении – герои, проблемы, мысли, характеры – принадлежат Шекспиру и Англии 16ст. И сам Гамлет – не ограниченный датский принц, охваченный жаждой мщения, а современник Шекспира, который переживает, как и он, болезненно и беспомощно, духовную деградацию общества и крушение гуманистических идеалов)

           Давайте вспомним первое появление Гамлета на сцене. Как он не похож на других! Одет в черное, взгляд его угрюм, брови сдвинуты.

          Почему Гамлет мрачен? Какой была его жизнь до этого?

5. Работа в группах

Задание 1 группе: проследите, каким предстает перед нами Гамлет в начале пьесы. Каковы его взгляды на жизнь, на человека? В чем он видит смысл жизни?

Задание 2 группе: Что же нарушило гармонию в душе Гамлета? Что изменило его взгляды на мир? Что разбило его сердце?

Задание 3 группе: Как меняется Гамлет?

 

6. Проведение психологического эксперимента

 

Для того, чтобы понять, что переживает Гамлет, давайте проведем психологический эксперимент.

        На чем основывается жизнь человека? (на моральных ценностях)

         Так ли это, выясним, проведя психологическое исследование (два ученика натягивают красную веревку, к которой прикреплено 7 карточек)

        Рассмотрим образ Гамлета сквозь призму моральных ценностей после смерти отца. Изменились ли они?

         Семья – отец умер, семья распалась

         Любовь –жена изменила любимому мужу; Офелия – игрушка в чужих руках, становится орудием интриг против Гамлета

         Дружба – Розенкранц и Гильденстерн становятся шпионами по собственному желанию, Лаэрт в жажде мщения прибегает к подлости, Горацио – единственный друг.

          Вера в человека – где человек? Клавдий? Полоний?

         Христианская   –где она? В кровосмешении?

         Добро –у кого и где его искать? У братоубийцы?

         Справедливость – Дания –тюрьма, «Все прогнило в датском королевстве!»

     - Что же остается после потери отца? Узлы! Это рубцы на израненной душе Гамлета и – достоинство!

      -  Мог ли Гамлет остаться прежним?

Учитель. Веру Гамлета в человека, в его высокое назначение испытывает сама жизнь болезненными потрясениями. Гамлет видит измену людей, связанных семейными и кровными узами, видит несовершенство человека, жизни. Несоответствие между тем, должно быть, и тем, что есть на самом деле.

         «Век расшатался, - и скверней всего, что я рожден восстановить его». Уничтожить зло, восстановить попранную справедливость и разрушенную гармонию мира – вот что считаеттеперь Гамлет своей обязанностью.

          Изменилось его отношение к миру. Человек, который мечтал служить высоким идеалам, вынужден войти в мир зла и посвятить свои духовные силы тому, чтобы бороться со злом, при этом хитрить и притворяться. Его душевное равновесие нарушено.Душу его раздирают противоречия. Сможет ли он жить в мире зла, обмана, злодеяний?

 

7.Чтение учащимися монолога «Быть или не быть?»№ на языке оригинала и на русском языке ( на фоне сюиты Д.Шостаковича «Гамлет»)

Учитель. Гамлет стоит перед выбором:

     «быть» -«оказать сопротивление и в смертной схватке с целым морем бед, покончить с ними»

      «не быть» - «смириться под ударами судьбы»

- Что делать, бороться против зла или уклониться от борьбы?

         Он одновременно стремится действовать и сомневается. Он понимает грандиозность стоящей перед ним задачи: не только отомстить Клавдию за подлое убийство, но и уничтожить зло мира, исправить «расшатавшийся век». Но как? Хватит ли у него сил?

 

8. Работа с ЛОК

Проблемный вопрос: Оцените моральный выбор Гамлета. Он победитель или побежденный?

 

9. Прием «Аквариум»

Вопросы для обсуждения:

 - Какие пути решения своей задачи нашел Гамлет?

 - Почему, приняв решение, Гамлет медлит с его выполнением? Чем грозит Гамлету избранный им путь?

 - Чем закончилась борьба Гамлета? Чего он достиг? Победил ли он зло, господствующее в мире?

 - Кто он, победитель или побежденный?

Подведение итогов «Аквариума»

  - Согласны ли вы с мнением участников группы?

  - Было ли их мнение достаточно аргументировано, убедительно? (дополнения учащихся)

Учитель. Но…С другой стороны, кто дал право Гамлету распоряжаться тем, что изначально не в его власти – чужой жизнью? Могут ли быть такие обстоятельства, при которых человек имеет право брать на себя роль судьи и решать, кому жить, а кому нет?

 

10. Прием «Микрофон»

- Можно ли оправдать убийство? С точки зрения христианской морали? С точки зрения природного права человека? (И по христианским, и по человеческим законам человек не имеет права на убийство)

Учитель. Гуманисту Шекспиру и его герою Гамлету известно изначально, что борьба со злом недостойными методами ( интриги, притворство и т.д. ) – это путь саморазрушения и самоуничтожения, потому что эта борьба связана с гибелью других людей, потому что, борясь со злом методами противника, ты уподобляешься тем, с кем борешься. Шекспир проводит Гамлета через душевные муки для того, чтобы убедить негуманистов в правоте своих позиций. Так он утверждает гуманистическую мысль: нельзя искоренить зло в мире, «исправить век» насильственными действиями. Ибо это порождает зло.

        Но как? Ни Шекспир, ни его герой не видят путей борьбы со злом. Поэтому гибель благородного героя неминуема. Гамлет погибает. Смерть его поистине трагична, потому что, хотя и погибли все враги, он не достигает цели, которую он себе поставил, - вернуть миру утраченную гармонию. Гамлет погиб, но, уходя из жизни, он всколыхнул мир , в котором жил, привлек внимание к ужасному факту: «Век расшатался».В этом заключалась его миссия –гуманиста.

       Гамлет погиб, но своей короткой, мучительной жизнью показал, каким прекрасным и непреклонным может быть человек в самых сложнейших жизненных ситуациях, сколь бесстрашны могут быть его мысль и совесть, сколь красива и благородна может быть его душа. Пусть ценой жертв, но правда и справедливость должны победить – таков смысл развязки трагедии. Поэтому, вопреки картине всеобщей гибели в финале, трагедия не является пессимистической. Носитель высоких моральных понятий, человек высокого духа, Гамлет одержал победу над злом.

 

3.Рефлексия. Подведение итогов урока

 

- Каков же он, Гамлет Шекспира? Составим психологический портрет героя.

Работа в группах ( на листочке учащиеся вокруг слова Гамлет записывают каждый одну черту характера героя)

 

Обсуждение результатов групповой работы

Учитель. А мой Гамлет – человек деятельный и многогранный, с богатым и сложным духовным миром, передовой человек своего времени, интеллектуал, философ, борец со злом. Гамлет – это совесть.

 

Составление сенкана «Гамлет».

 

Работа над понятием «вечный образ»

- Можем ли мы назвать  образ Гамлета «вечным образом»?

 

Прием «Микрофон»

- Прочитаем еще раз эпиграф к уроку. А что нам, людям 21 века, дало знакомство с трагедией Шекспира? Какие моральные уроки вы извлекли для себя? Что вы возьмете  с собой в будущую жизнь, в которой столько зла, обмана, жестокости?

Учитель. Главный урок, который вы вынесете, надеюсь, - оставаться человеком. Человеком в высоком смысле слова. При любых обстоятельствах. Пусть жизненные испытания закаляют вашу волю, делают более мудрыми ваши сердца, вселяют веру в высшую справедливость.

 

4.Домашнее задание

 

Написать сочинение-размышление «Современный Гамлет – какой он?» или «Нужны ли Гамлеты в 21 столетии?» или  же «Я восхищаюсь Гамлетом» или «Я не понимаю Гамлета»

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
18 серпня 2019
Переглядів
2706
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку