Урок- журнал по природоведению "Какие травянистые растения весной зацветают первыми?"

Про матеріал
Урок – журнал по природоведению 2 класс Тема. Какие травянистые растения весной зацветают первыми? Цели. Формировать представление о растениях, которые зацветают весной первыми. Расширять знания о растениях, занесенных в Красную книгу Украины. Научить распознавать их по внешнему виду. Ознакомить с особенностями раннецветущих и позднецветущих растений. Развивать наблюдательность, внимание, чувство ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе, взаимоуважение. Урок - журнал «По страничкам природы». Оборудование : презентация к уроку, рисунки первоцветов.
Перегляд файлу

                        Урок – журнал  по природоведению

                                                 2 класс

Тема.  Какие травянистые растения  весной зацветают первыми?

 Цели.  Формировать представление о растениях, которые зацветают весной первыми. Расширять знания о растениях, занесенных в Красную книгу Украины. Научить распознавать их по внешнему виду.   Ознакомить с особенностями раннецветущих и позднецветущих  растений.

Развивать наблюдательность, внимание, чувство ответственности. 

Воспитывать бережное отношение к природе, взаимоуважение.

Урок - журнал «По страничкам природы».

Оборудование : презентация к уроку, рисунки первоцветов.

                                               Ход урока 

 

  1. Организация класса:

Мы сюда пришли учиться.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.

II.Актуализация опорных знаний.

1.Первая страничка нашего журнала «Синоптик».

-Какая сегодня температура воздуха? Состояние неба? Осадки?

На доске появляются условные обозначения - карточки. Ученики отмечают наблюдения о погоде  в тетрадях.

2. Страничка «Времена года». Мозговой штурм

-  Какое время года мы сегодня провожаем?

-  Какое  время года встречаем завтра?

- Какой месяц от нас уходит?

- Какой месяц приходит?

- Назовите все  месяцы весны.

- Как весной изменяется высота солнца на небосклоне?

 -Как это влияет на температуру воздуха?

3. Страничка «Весенняя».

 -  Почему говорят, что у марта  крутой характер? (Идет весна. Солнце с каждым днем  поднимается все выше на небосводе. Тает снег. Однако, заморозки часто возвращаются. Пролетает снежок. Вот и говорят, что у марта крутой, изменчивый характер.)

- Где взял  свое название месяц март? ( Месяц март получил название от красавицы березы. У хрупкой березы, самой первой среди деревьев начинается сокодвижение. Недаром говорят: «Март березовым веником зиму выметает»). На доске появляется изображение березы.

 III .   Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.

  1. Страничка «Отгадай - ка».

 - Сегодня на улице холодно. Снег растаял еще не везде.  До полного пробуждения березы еще далеко, но уже…

             На лесной проталинке

             Вырос цветик маленький.

             Прячется в валежник

             Беленький …(подснежник). 

                                                  А где-то, совсем рядом:                                                

                                                  Зеленая одежка,

                                                  Луковая ножка,

                                                   Голубые огоньки. 

                                                   Расцветут  и…(пролески).

2.Страничка « Общее название».

-Что общего у этих растений? (Зацветают первыми.) Как они называются, узнаем, разгадав загадку:

- Белые и синие шлет весна приветы.

   Насадила прямо в снег клумбы …( первоцветов)

 - Подснежники и пролески -  самые известные всем первоцветы. Сегодня мы познакомимся и с другими растениями из этой группы. Они очень интересны.

4. Технология «Ожидание». Страничка «Любопытные ребята».

-  Что бы вы хотели узнать? ( Чем интересны первоцветы. Как называются другие первоцветы.)

IV.Ознакомление с новым материалом.  Страничка « Интересно знать». 

1.Рассказывает ученик. На доске появляется рисунок подснежника.

    - Первоцветы такие хрупкие, нежные.

     Как у них получается выжить в непогоду и радовать нас своей красотой ранней весной?

    - Почему растение не замерзает и не превращается в ледышку? Подснежник способен выдержать до 10 градусов мороза!

      Оказывается, сок первоцветов сладкий . Именно это и не дает соку превратиться в лед.

      То, что сок сладкий, не означает, что подснежником можно лакомиться.

      Ни один грызун не прикоснется к подземной луковице подснежника, потому что она ядовита. Опасно это и для человека.

     Кстати, на основании ножки подснежника есть волоски, которые  защищают его от морозов. 

     Маленький подснежник своим теплом растапливает вокруг себя снег, образуя проталинку!

2. Страничка «Другие имена подснежника»;

 - На что похож подснежник?  ( На колокольчик, каплю молока,  сережку) (Отдельные таблички крепятся на доске. Название – страна.)

Подснежник – снежный коло..кольчик – так называют его в Германии.

Снежная кап..ля или снежная сереж..ка -  название из Великобритании.

- Он беленький как сне..жинка – название из Чехии.

Научное название галантус – моло…ч…ный цве..ток.

- Что надо преодолеть росточку подснежника, чтобы из луковицы пробиться к  свету и зацвести?  Сильный, остренький росточек подснежника просверливает… ( землю, слой опавших листьев и снег) .  Поэтому в Италии его называют снегосвер…лителем!

3. Страничка «Красная книга Украины».

- Подснежник занесен в Красную книгу Украины. ( Ученик крепит к цветку на доске  «книжечку» из красной бумаги.) 

 Вопрос классу:

- Что такое Красная книга Украины?  (Люди поняли, что если безжалостно истреблять растительный и животный мир, то дети и внуки никогда не увидят множество животных и растений. И тогда была создана Красная книга, призывающая  бережно относиться к природе). Изображение Красной книги появляется на экране.

 4. Рубрика«Хочу все знать». Ученики рассказывают домашние заготовки.

                                  Пролеска двулистная

    По народной легенде в лесу можно найти кусочки синего неба. Это  - пролески. Их можно встретить на равнинах и высоко в горах.

    Сегодня настойки из пролесков применяются  от простуды и гриппа.

    А в  давние времена из пролесков делали клей.

     Созревшие семена утаскиваются муравьями под землю. Семена превращаются в луковицы и прорастают на следующий год, а цветы появляются только через 2-4 года.

                                   Хохлатка или чуб жаворонка

     Название этого растения связано с интересной формой его цветка, который и впрямь напоминает чуб жаворонка или шпору петуха.

       По одной легенде в траву был превращен петух, который мешал злой колдунье спать на рассвете.

         А другая легенда рассказывает о драке двух жаворонков. Полетели на землю не только перья, но и  хохолки, которые и превратились в хохлатку.

5. Страничка «Недолговечные или призрачные»        

  - Если мы обратим внимание, например, на кусты роз, которые растут в школьном дворе,  то заметим , что многие кусты перезимовали, даже не сбросив листьев.

     А вот после цветения и образования плодов,  от подснежника, пролески, хохлатки на поверхности земли вскоре ничего не останется, кроме луковички под землей, из которой  только следующей весной опять прорастет цветок. Они так быстро исчезают с поверхности земли, что получили научное название эфемероиды – призрачные, недолговечные.

    - После того, как расцветает хохлатка, на березке появляются зеленые листочки.

   - Проснулась березка, зашелестела молодыми листочками. Давайте и мы зарядимся бодростью, проведем физкультминутку.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7.Продолжение рубрики «Хочу все знать».

                                          Сон – трава 

      Свое название сон – трава получила из- за того, что использовалась для приготовления снотворного  средства.  Да и сама она в непогоду как будто спит, закрывая свои цветы.

    От холода  и весенних заморозков  сон – траву защищает настоящая  шубка из серебристых волосков,  которые покрывают  стебель  и лепестки цветка.

    Говорят, что в старину сон – трава заменяла богатырям будильник. Добры молодцы клали траву под подушку, загадывали проснуться в определенный час и просыпались вовремя. Надо бы попробовать в выходные!

   Сон – трава занесена в Красную книгу Украины. (Крепится «книжечка».)

                                      Ландыш майский

    Белоснежка рассыпала свое ожерелье и жемчужные  бусинки стали цветами ландыша.

   Археологи установили, что древние египтяне круглый год разводили эти цветы еще 2 тысячи лет назад!

  Цветы эти очень ядовиты, так что есть их точно не стоит.

  Если долго вдыхать аромат ландышей, может разболеться голова.

 Плоды у ландыша ярко-красные, тоже очень красивые.

 Ландыш активно используется в медицине.

 1 Мая во Франции отмечают день ландышей. Мы можем присоединиться.                                    

                                       Горицвет

    В народе этот цветок называют еще златоцвет. А научное название – адонис. Рано утром раскрываются яркие желтые цветы, а после полудня закрываются.

     Лекарства из горицвета лечит сердечные заболевания. Но для чая его лепестки не подходят – они ядовиты.

V. Осмысление, обобщение и систематизация знаний: 

1. Работа с учебником. Страничка «Шифровщик».

  - Прочитайте  правила в учебнике (с. 104-105 о раннецветущих и позднецветущих растениях).

- Зашифруйте эти правила на доске, используя изображения цветов, березки  и надписей «раннецветущие»,  «позднецветущие»,  «первоцветы».

 

- Прочитайте «зашифрованное правило» с доски.

VІ.  Закрепление полученных знаний.

1. Презентация «Узнай первоцветы».

2.  Страничка «Театральная»  Сценка «Что подарить маме на 8 марта?».  Дети  с корзинками  идут в лес за подснежниками. Навстречу им девочка.  Дети  сообщают о цели своего похода в лес. Девочка напоминает  о Красной книге  и акции «Первоцвет». В результате,  все вместе  идут в школу  изготавливать  поздравительные  открытки.

Девочка:

                - Здравствуйте, ребята!  А почему вы с корзинками?

Дети:

                 - Мы хотим  нарвать подснежников.

                 - Поздравить мам и бабушек с 8 Марта.

Девочка:

                   - Вы  что забыли о Красной книге Украины?

Дети:

- Нет, не забыли.

Девочка:

- А об операции  «Первоцветы» помните?

        Появляется мальчик,  («за кадром»), который напоминает об акции «Первоцвет»:

     - Каждый год в Украине ранней весной во всех уголках страны начинается акция «Первоцвет». Экологическая инспекция строго следит за тем, чтобы первоцветы не уничтожались в лесах. Штраф назначают не только тем, кто продает цветы, но и тем, кто их срывает и даже просто покупает.

Дети:

      - Да. Помним…  Но  где же нам взять подарки?

      -Лучший подарок тот, который изготовлен своими руками. Идем со    мной на урок.

3. Страничка «Мастерская». Интегрирование с уроком трудового обучения. Изготовление  в группах открыток из заготовок, выполненных на уроке труда.

      - Прежде, чем открыть следующую страничку, вспомним правила работы в группах. ( Уважать товарищей. Выслушивать мнение каждого. Работа должна выполняться коллективно.)

      - Составьте композицию – открытку мамам ко дню 8 Марта.

4.Составление из открыток общего плаката «Берегите природу». 

VII.  Рефлексия. « Микрофон»

- Что интересного узнали на уроке?

- Какими знаниями  хотелось бы поделиться с друзьями? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
20 березня
Переглядів
107
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку