Урок – журнал по природоведению
2 класс
Тема. Какие травянистые растения весной зацветают первыми?
Цели. Формировать представление о растениях, которые зацветают весной первыми. Расширять знания о растениях, занесенных в Красную книгу Украины. Научить распознавать их по внешнему виду. Ознакомить с особенностями раннецветущих и позднецветущих растений.
Развивать наблюдательность, внимание, чувство ответственности.
Воспитывать бережное отношение к природе, взаимоуважение.
Урок - журнал «По страничкам природы».
Оборудование : презентация к уроку, рисунки первоцветов.
Ход урока
Мы сюда пришли учиться.
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно.
Слушаем внимательно.
II.Актуализация опорных знаний.
1.Первая страничка нашего журнала «Синоптик».
-Какая сегодня температура воздуха? Состояние неба? Осадки?
На доске появляются условные обозначения - карточки. Ученики отмечают наблюдения о погоде в тетрадях.
2. Страничка «Времена года». Мозговой штурм
- Какое время года мы сегодня провожаем?
- Какое время года встречаем завтра?
- Какой месяц от нас уходит?
- Какой месяц приходит?
- Назовите все месяцы весны.
- Как весной изменяется высота солнца на небосклоне?
-Как это влияет на температуру воздуха?
3. Страничка «Весенняя».
- Почему говорят, что у марта крутой характер? (Идет весна. Солнце с каждым днем поднимается все выше на небосводе. Тает снег. Однако, заморозки часто возвращаются. Пролетает снежок. Вот и говорят, что у марта крутой, изменчивый характер.)
- Где взял свое название месяц март? ( Месяц март получил название от красавицы березы. У хрупкой березы, самой первой среди деревьев начинается сокодвижение. Недаром говорят: «Март березовым веником зиму выметает»). На доске появляется изображение березы.
III . Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на улице холодно. Снег растаял еще не везде. До полного пробуждения березы еще далеко, но уже…
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький …(подснежник).
А где-то, совсем рядом:
Зеленая одежка,
Луковая ножка,
Голубые огоньки.
Расцветут и…(пролески).
2.Страничка « Общее название».
-Что общего у этих растений? (Зацветают первыми.) Как они называются, узнаем, разгадав загадку:
- Белые и синие шлет весна приветы.
Насадила прямо в снег клумбы …( первоцветов)
- Подснежники и пролески - самые известные всем первоцветы. Сегодня мы познакомимся и с другими растениями из этой группы. Они очень интересны.
4. Технология «Ожидание». Страничка «Любопытные ребята».
- Что бы вы хотели узнать? ( Чем интересны первоцветы. Как называются другие первоцветы.)
IV.Ознакомление с новым материалом. Страничка « Интересно знать».
1.Рассказывает ученик. На доске появляется рисунок подснежника.
- Первоцветы такие хрупкие, нежные.
Как у них получается выжить в непогоду и радовать нас своей красотой ранней весной?
- Почему растение не замерзает и не превращается в ледышку? Подснежник способен выдержать до 10 градусов мороза!
Оказывается, сок первоцветов сладкий . Именно это и не дает соку превратиться в лед.
То, что сок сладкий, не означает, что подснежником можно лакомиться.
Ни один грызун не прикоснется к подземной луковице подснежника, потому что она ядовита. Опасно это и для человека.
Кстати, на основании ножки подснежника есть волоски, которые защищают его от морозов.
Маленький подснежник своим теплом растапливает вокруг себя снег, образуя проталинку!
2. Страничка «Другие имена подснежника»;
- На что похож подснежник? ( На колокольчик, каплю молока, сережку) (Отдельные таблички крепятся на доске. Название – страна.)
Подснежник – снежный коло..кольчик – так называют его в Германии.
Снежная кап..ля или снежная сереж..ка - название из Великобритании.
- Он беленький как сне..жинка – название из Чехии.
Научное название галантус – моло…ч…ный цве..ток.
- Что надо преодолеть росточку подснежника, чтобы из луковицы пробиться к свету и зацвести? Сильный, остренький росточек подснежника просверливает… ( землю, слой опавших листьев и снег) . Поэтому в Италии его называют снегосвер…лителем!
3. Страничка «Красная книга Украины».
- Подснежник занесен в Красную книгу Украины. ( Ученик крепит к цветку на доске «книжечку» из красной бумаги.)
Вопрос классу:
- Что такое Красная книга Украины? (Люди поняли, что если безжалостно истреблять растительный и животный мир, то дети и внуки никогда не увидят множество животных и растений. И тогда была создана Красная книга, призывающая бережно относиться к природе). Изображение Красной книги появляется на экране.
4. Рубрика«Хочу все знать». Ученики рассказывают домашние заготовки.
Пролеска двулистная
По народной легенде в лесу можно найти кусочки синего неба. Это - пролески. Их можно встретить на равнинах и высоко в горах.
Сегодня настойки из пролесков применяются от простуды и гриппа.
А в давние времена из пролесков делали клей.
Созревшие семена утаскиваются муравьями под землю. Семена превращаются в луковицы и прорастают на следующий год, а цветы появляются только через 2-4 года.
Хохлатка или чуб жаворонка
Название этого растения связано с интересной формой его цветка, который и впрямь напоминает чуб жаворонка или шпору петуха.
По одной легенде в траву был превращен петух, который мешал злой колдунье спать на рассвете.
А другая легенда рассказывает о драке двух жаворонков. Полетели на землю не только перья, но и хохолки, которые и превратились в хохлатку.
5. Страничка «Недолговечные или призрачные»
- Если мы обратим внимание, например, на кусты роз, которые растут в школьном дворе, то заметим , что многие кусты перезимовали, даже не сбросив листьев.
А вот после цветения и образования плодов, от подснежника, пролески, хохлатки на поверхности земли вскоре ничего не останется, кроме луковички под землей, из которой только следующей весной опять прорастет цветок. Они так быстро исчезают с поверхности земли, что получили научное название эфемероиды – призрачные, недолговечные.
- После того, как расцветает хохлатка, на березке появляются зеленые листочки.
- Проснулась березка, зашелестела молодыми листочками. Давайте и мы зарядимся бодростью, проведем физкультминутку.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7.Продолжение рубрики «Хочу все знать».
Сон – трава
Свое название сон – трава получила из- за того, что использовалась для приготовления снотворного средства. Да и сама она в непогоду как будто спит, закрывая свои цветы.
От холода и весенних заморозков сон – траву защищает настоящая шубка из серебристых волосков, которые покрывают стебель и лепестки цветка.
Говорят, что в старину сон – трава заменяла богатырям будильник. Добры молодцы клали траву под подушку, загадывали проснуться в определенный час и просыпались вовремя. Надо бы попробовать в выходные!
Сон – трава занесена в Красную книгу Украины. (Крепится «книжечка».)
Ландыш майский
Белоснежка рассыпала свое ожерелье и жемчужные бусинки стали цветами ландыша.
Археологи установили, что древние египтяне круглый год разводили эти цветы еще 2 тысячи лет назад!
Цветы эти очень ядовиты, так что есть их точно не стоит.
Если долго вдыхать аромат ландышей, может разболеться голова.
Плоды у ландыша ярко-красные, тоже очень красивые.
Ландыш активно используется в медицине.
1 Мая во Франции отмечают день ландышей. Мы можем присоединиться.
Горицвет
В народе этот цветок называют еще златоцвет. А научное название – адонис. Рано утром раскрываются яркие желтые цветы, а после полудня закрываются.
Лекарства из горицвета лечит сердечные заболевания. Но для чая его лепестки не подходят – они ядовиты.
V. Осмысление, обобщение и систематизация знаний:
1. Работа с учебником. Страничка «Шифровщик».
- Прочитайте правила в учебнике (с. 104-105 о раннецветущих и позднецветущих растениях).
- Зашифруйте эти правила на доске, используя изображения цветов, березки и надписей «раннецветущие», «позднецветущие», «первоцветы».
- Прочитайте «зашифрованное правило» с доски.
VІ. Закрепление полученных знаний.
1. Презентация «Узнай первоцветы».
2. Страничка «Театральная» Сценка «Что подарить маме на 8 марта?». Дети с корзинками идут в лес за подснежниками. Навстречу им девочка. Дети сообщают о цели своего похода в лес. Девочка напоминает о Красной книге и акции «Первоцвет». В результате, все вместе идут в школу изготавливать поздравительные открытки.
Девочка:
- Здравствуйте, ребята! А почему вы с корзинками?
Дети:
- Мы хотим нарвать подснежников.
- Поздравить мам и бабушек с 8 Марта.
Девочка:
- Вы что забыли о Красной книге Украины?
Дети:
- Нет, не забыли.
Девочка:
- А об операции «Первоцветы» помните?
Появляется мальчик, («за кадром»), который напоминает об акции «Первоцвет»:
- Каждый год в Украине ранней весной во всех уголках страны начинается акция «Первоцвет». Экологическая инспекция строго следит за тем, чтобы первоцветы не уничтожались в лесах. Штраф назначают не только тем, кто продает цветы, но и тем, кто их срывает и даже просто покупает.
Дети:
- Да. Помним… Но где же нам взять подарки?
-Лучший подарок тот, который изготовлен своими руками. Идем со мной на урок.
3. Страничка «Мастерская». Интегрирование с уроком трудового обучения. Изготовление в группах открыток из заготовок, выполненных на уроке труда.
- Прежде, чем открыть следующую страничку, вспомним правила работы в группах. ( Уважать товарищей. Выслушивать мнение каждого. Работа должна выполняться коллективно.)
- Составьте композицию – открытку мамам ко дню 8 Марта.
4.Составление из открыток общего плаката «Берегите природу».
VII. Рефлексия. « Микрофон»
- Что интересного узнали на уроке?
- Какими знаниями хотелось бы поделиться с друзьями?
1