Урок 11 Тема: Работа с историческими источниками

Про матеріал
История Украины 5 класс Дата проведения: Тема: Работа с историческими источниками Цель: научить различать исторические источники по видам; охарактеризовать роль и значение исторических источников в изучении истории; развивать навыки работы с историческими источниками; выяснять роль вещественных источников в изучении истории, на элементарном уровне получать информацию, содержащих исторические источники; воспитывать уважительное отношение к историческим памятникам. Тип урока: практическая работа Оборудование: учебник, письменные исторические источники. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Что такое исторические источники? Назовите виды исторических источников? Что изучает наука археология? Что изучает наука палеография? Приведите примеры: вещественных, устных, письменных источников. III. Мотивация учебной деятельности История первобытного общества отдалена от нас на сотни тысяч лет. Но от этого
Перегляд файлу

История Украины     5 класс   Дата проведения:

Тема: Работа с историческими источниками   

Цель: научить различать исторические источники по видам; охарактеризовать роль и значение исторических источников в изучении истории; развивать навыки работы с историческими источниками; выяснять роль вещественных источников в изучении истории, на элементарном уровне получать информацию, содержащих исторические источники; воспитывать уважительное отношение к историческим памятникам.

Тип урока: практическая работа

Оборудование: учебник, письменные исторические источники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

 Что такое исторические источники?

 Назовите виды исторических источников?

 Что изучает наука археология?

 Что изучает наука палеография?

 Приведите примеры: вещественных, устных, письменных источников.

III. Мотивация учебной деятельности

 История первобытного общества отдалена от нас на сотни тысяч лет. Но от этого не угасает интерес к этому периоду, когда происходил процесс становления человеческого общества. Для исследования древних времен используют исключительно вещественные источники. Но, по мнению историков, они воссоздают только 10-20% достоверной информации о прошлом. Далеко не все изделия первобытного человека сохранялись. Изделия из кости, дерева, кожи и металла вообще сохраняются плохо. Дерево и кожа – не долговечны, а керамика очень хрупкая. Поэтому появляется необходимость в других исторических источниках.

 Сегодня и мы на уроке попробуем поработать с историческими источниками, которые отражают прошлое человечества, и узнаем, какую информацию они нам дадут.

IV. Выполнение заданий

 1.Ознакомиться с историческими источниками, которые рассказывают о жизни современных племен, которые в своем развитии пребывают на уровне Первобытного общества. Дайте ответы на вопросы.

Из жизни папуасов Новой Гвинеи

 Приходил Туй с двумя другими туземцами. Все были вооружены копьями, луками со стрелами, и у каждого был топор на плече ... Я осмотрел содержимое одной из сумок ... которую носили мужчины на перевязи через левое плечо ... Нашел в ней много интересного. Кроме двух больших каменных ножей, здесь были кости, заточенные с одной стороны, служивших ножом и рычагом. В небольшом бамбуковом футляре нашел четыре заостренные кости, пожалуй, инструменты, которые заменяют иглу, шило ... Потом нашел раковину с зубчатым концом, которую туземцы используют для выскабливания кокоса. Был также удлиненный кусок скорлупы молодого кокоса, который заменял ложку ...

 1) Какие орудия труда имели туземцы?

 2) Из каких материалов они были изготовлены?

 3) С каким видом деятельности они, возможно, связывали свою жизнь?

 4) Можем ли мы на основе информации из источники узнать о природных условиях, в которых живут папуасы?

 

Из жизни племен кубу острова Суматра (Индонезия)

 Он отламывает длинную прямую палку и, подняв с берега ручья камень, бьет им по концу палки, пока тот не расщепится на острые части. Затем он сдирает кору и, разделив ее на волокна, обматывает ими расщепленный конец палки. Копье (гарпун) для ловли рыбы готово.

 1) О каком занятии людей, рассказывается в отрывке из источника?

 2) Какие материалы были использованы для приготовления орудия труда?

 Работа с визуальным источником

 Наскальный рисунок сцены охоты, создан людьми Первобытного общества.

 О каком занятии сообщает нам данный рисунок?

 Какие орудия изображены на рисунке?

 

Из жизни индейского племени ирокезов

 В давние времена ирокезы использовали обувь, изготавливали ее из кожи лося. Они надрезали кожу над и под коленным суставом животного и потом сдирали его сплошным куском. Поскольку задняя нога лося согнута в этом суставе почти под прямым углом, то снятая с него кожа подходит для человеческой ноги. Нижний конец туго сшивали сухожилиями, а верхний крепили к ноге ремешками ...

 1) О чем рассказывает отрывок из источника?

 2) Как индейцы использовали свою наблюдательность для изготовления обуви?

 

Магические действия накануне охоты охотников

на острове Ниас (Индонезия)

 Охотники, прежде чем отправиться на охоту, выкапывали яму и накрывали ее ветвями, травой, листьями, а затем загоняли в нее дичь. Во время вскопки они должны были соблюдать некоторые правила. Им запрещалось плевать (иначе дичь отвернется от ямы) смеяться (так обидятся стенки ямы) употреблять соль, готовить пищу свиньям. Находясь в яме, им нельзя было двигаться, так как почва в яме может размякнуть и осесть ...

 1) Какие обряды совершали охотники накануне охоты?

 2) Оправданы ли придуманные ими запреты?

 3) Почему охотники не только надеялись на яму, а еще использовали магию?

2. Рассмотрите рисунок современного художника, который пытался воспроизвести некоторые занятия представителей трипольской культуры.

 Какие из изображенных на рисунках вещественных источников были использованы  для реконструкции занятий представителей трипольской культуры? Что на рисунке свидетельствует о том, что трипольцы занимались земледелием?

V. Вывод

 О каких занятиях первобытных людей вы узнали сегодня на уроке?

 Какими орудиями труда пользовались первобытные люди?

 Основное занятие трипольцев?

VI. Домашнее задание

 Повторить параграф 6 с.36-39

 

 

 

docx
Додано
2 серпня 2019
Переглядів
1115
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку