Урок , 5 клас, російська мова

Про матеріал

Конспект уроку для учнів 5 класу, на допомогу вчителю, російська мова, тема "Слова-антоніми"

Перегляд файлу

5 класс                                                                                             Дата______

Тема урока: Слова-синонимы и слова-антонимы Цель урока:

образовательная:

       познавательные – ознакомление с синонимами и антонимами, их ролью в языке.

       практические – формирование умений подбирать синонимы, антонимы, находить их в тексте, употреблять антонимы в своей речи с определенными целями.

развивающая:

       развить творческое мышление, активность учащихся. воспитательная:

       привить любовь к синонимам, антонимам, повысить интерес к русскому языку

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник для 5 класса, рассказ Н. Сладкова, иллюстрации с заданиями.

ХОД УРОКА

I.          Организационный момент.

Постановка целей урока.

II.      Мотивация учебной деятельности учащихся

III.   Формирование знаний, умений и навыков 

Что же такое синонимы? (синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи). Какие словари синонимов вы знаете? Рассмотрите схему, что такое синонимы, антонимы, омонимы?

image 

 

Задание. Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь синонимы. 

Вьюга снежная, пурга, 

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,  Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,  Дайте радужной парчи Для косматых елей.

Слова, противоположные по значению, называются антонимами.

            Случайное совпадение слов.

Пример:

1.   ЛУК — заимств. Огородное растение с острым вкусом.

2.   ЛУК — иск.-рус. Ручное оружие для метания стрел, изготовленное из гибкого, упругого стержня (обычно деревянного), стянутого в дугу тетивой.

            Совпадение при образовании новых слов.

Пример:

ПОСЛАТЬ — отправить с поручением. Человек, выполняющий поручение — 1. ПОСОЛ.

ПОСОЛИТЬ — консервировать что-то в солёном растворе. Способ соления продуктов — 2. ПОСОЛ.       Потеря смысловой связи между значениями многозначного слова.

Пример:

так произошло ещё в древности со словом СВЕТ:

СВЕТ — 1) освещение, 2) земля, мир, вселенная.

Эти значения стали настолько далёкими, что потеряли между собой смысловую связь. Сейчас это два разных слова.

1.   СВЕТ — лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2.   СВЕТ — Земля, мир, вселенная.

Омонимы нужно отличать от многозначных слов. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях. Отдельно взятое слово РОД непонятно. Но если ввести его в словосочетание, то станет ясно, о чём идёт речь.

Пример:

древний род, мужской род. Виды омонимов

Омонимы

Омоформы

Омофоны

Омографы

слова одной части

речи, различаются значением:

 

почитать родителей

— почитать книгу

слова разных частей речи, различаются значением:

 

острая пила (сущ.) — с удовольствием пила (гл.)

различаются

написанием и

значением:

 

полОскать бельё

— полАскать ребёнка

различаются ударением и

значением:

 

рыцарский зАмок — ржавый замОк

 

IV.   Активизация учебной деятельности учащихся

Тренировочная работа: Приём «Цепочка признаков». Обратите внимание на слова, которые обозначают противоположные признаки: высокий – низкий, огромный – маленький, толстый – тонкий, алый – красный, бардовый – багровый, жухлый – сухая. Учащиеся друг за другом читают слова: синонимы, антонимы, омонимы.

 

V.      Применение знаний, умений, навыков.

-   Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

-   Какие слова называются антонимами? Приведи примеры.

-   Для чего используют в речи синонимы и антонимы? (Употребляя антонимы и синонимы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.) - Закончи утверждения:

Я узнал …

Я научился …

Я понял …

У меня получилось,,,

У меня не получилось …

 

VI. Домашнее задание

-   подобрать из слова-антонимы из художественных произведений;

-   составить небольшой рассказ о летнем отдыхе (письменно), используя словасинонимы;  подчеркнуть слова-синонимы в тексте;

-   перейди по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Sm7njWuTljs и посмотри видеоурок-презентацию

 

pdf
Додано
2 лютого 2021
Переглядів
496
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку