Методичний кабінет відділу освіти Ківерцівської райдержадміністрації
Загальноосвітня школа І-ІІ ступеня села Муравище
Цікаві мандрівки
країною фонетики
(НАВЧАЛЬНО-РОЗВАЖАЛЬНІ ЗАВДАННЯ
У ВІРШАХ І МАЛЮНКАХ)
Методичні рекомендації
Укладач: Мірчук Оксана Віталіївна
Муравище
2014
Автор-укладач:
Мірчук О.В. – вчитель російської мови ЗОШ І-ІІ ст. с. Муравище, Ківерцівського району
Рецензенти:
Дейна М.К. – вчитель світової літератури, вчитель-методист ЗОШ І-ІІІ ст. №3
м. Ківерці (голова міжшкільного методичного об’єднання вчителів світової літератури і російської мови округу №1).
Кондратюк С. А. – заступник директора з навчальної роботи ЗОШ І-ІІ ст. с.Муравище
Методичні рекомендації для вчителів російської мови у 5 класі ( за новою
програмою)
Посібник побудований з урахуванням навчальної програми та індивідуальних і вікових особливостей школярів, містить правила з теми «Фонетика», зразки цікавих вправ у віршах, які допомагатимуть засвоювати орфографію, розвиватимуть уміння та навички, необхідні для вивчення російської мови. Вміщені вправи сприятимуть навчанню правильної вимови та написанню слів.
Даний посібник допоможе вчителям, батькам та школярам зробити процес вивчення російської мови цікавим та доступним.
Рекомендовано на виставку дидактичних і методичних матеріалів педагогічною радою загальноосвітньої школи І-ІІ ст. с.Муравище (протокол №2 від 12.03.2014г.)
Зміст
Вступ………………………………………………………………………………….4
Алфавіт, голосні і приголосні звуки…………………………………......................8
Глухі та дзвінкі приголосні…………………………………………......................11
М’які і тверді приголосні…………………………………………………………..14
Склад, перенос слів, наголос…………………………………..………………......15
М’який знак. Розділовий м’який знак.……............................................................18 Розділовий твердий знак………………………...………………………………....21
Ненаголошені голосні……………………………………………………………...23
«О» і «Ё» після шиплячих в корені слова……………………………………….27
Написання буквосполучень «ЖИ», «ШИ»…………………………………………….29
Написання буквосполучень «ЧА»-«ЩА», «ЧУ»-«ЩУ»…………………………31
Написання слів з буквосполученнями «НЧ», «ЧН», «НЩ», «ЧК», «ЩН»…….33
Написання слів з буквосполученнями «ЦИ»,»ЦЫ»……………………………..36
Приголосні, які не вимовляються…………………………………………............38
Список використаних джерел……………………………………………..............41
Вступление
В школах Украины сейчас происходят значительные изменения в целях, задачах, содержании и структуре школьного образования в целом.
Эти изменения вызваны повышением требований к тем результатам обучения, которые выражаются в умении на должном уровне осуществлять все виды речевой деятельности. Безусловно, это относится и к изучению русского языка как второго иностранного, который согласно новому Государственному стандарту базового и полного общего среднего образования с 2013-2014 учебного года изучается с 5 класса.
Одной из главных задач, которая стоит перед учителем русского языка, является развитие интереса к изучению предмета. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Выбор этой темы – результат долгих раздумий о том, как сделать уроки для ребят интересными. Чтобы они приходили за знаниями без страха, а с ожиданием нового. Чтобы уроки проходили на одном дыхании. Чтобы дети не ожидали с тоской звонка на перемену. Что может быть большей наградой для учителя, чем радостная улыбка ребенка и пытливый огонек жажды знаний в глазах. Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как вызвать в учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения.
«На свете есть только один способ побудить людей что-либо сделать – заставить человека ЗАХОТЕТЬ это сделать». Я начала поиски по журналам, газетам, книгам того, что могло бы помочь детям «захотеть».
Запоминание наизусть поэтических произведений и отрывков в школе практикуется довольно часто, правда, в основном на занятиях по литературе. Все мы знаем, как тяжело даются школьникам грамматические правила для запоминания. Учат они их неохотно и без всякого интереса. А что, если использовать стихотворения и на уроках языка в виде зарифмованных грамматических правил? Читая стихи с занимательным сюжетом, пятиклассники лучше запомнят правила, которые им предлагаются.
Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находится в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики.
Предлагаемые вашему вниманию методические рекомендации по теме «Фонетика» содержат весёлые, с добрым юмором стихотворные тексты, несущие в себе заряд положительных эмоций.
|
Когда с тобой мы слово пишем, |
|
Здесь подобран такой материал, работа над которым поможет ученикам в овладении нормами русского литературного языка, выработке необходимых общеучебных умений и навыков.
Цель данных рекомендаций – дать учителю дополнительный материал, который можно использовать на разных этапах изучения темы: при объяснении, закреплении и систематизации знаний учащихся.
Стихи ведут за собой детей, легко заучиваются, с ними можно поиграть – а между тем в каждом содержится урок для каждого из трудных правил русского языка найти простую и понятную формулировку.
Что собой представляют подобные упражнения? Условно их можно разделить на две группы. Первая группа – это так называемые запоминалки.Например:
Чтобы слово разделить на слоги,
Звуки гласные в нем надо сосчитать.
Сколько гласных в слове ты услышишь-
Столько и слогов. Вот это нужно знать.
Сколько в слове гласных-
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Назначение таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование – не подменять ими правило учебника.
Вторая группа – рифмованные упражнения, которые используются нами для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем в письменной форме. Приведу пример такого упражнения:
Я грамотно писать хочу.
Слова на «чу": учу, учу;
Чулок, и чудо, и чугун,
Чумазый, чучело, ворчун.
Я не кричу и не ворчу.
Всех их пишу я с буквой «Чу".
Методика проведения подобных упражнений (как первой, так и второй группы) несложная, однако имеет ряд специфических особенностей. Основная – многократное использование рифмованных текстов на разных этапах обучения: как при изучении данной темы, так и на протяжении года, причем работу с рифмованными упражнениями целесообразно начинать как можно раньше. Благодаря этому в учащихся формируются навыки грамотного произношения и письма. Стихотворная форма словарного материала также благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку. Запоминалки, рассуждалочки, загадки рекомендуются как упражнения для развития речевого аппарата, отработки отчетливой дикции. Работа, одновременно ориентированная на формирование навыка чтения и письма, полезна для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом. Кроме того, такие упражнения способствуют выработке самоконтроля, положительно в отношении к учению.
Кроме этого, в данной методичке есть и рисунки, которые помогают запомнить данное правило благодаря ассоциативной связи между словами. Картинка-подсказка обладает краткостью, легко запоминается, долго хранится в памяти, так как задействовано образное восприятие, чем уменьшается интенсивность умственной нагрузки в процесе запоминания и особенно повторения учебного материала.
Для закрепления определенного правила можно использовать дидактический материал стихотворной формы. Он служит дополнительным грамматическим заданием, направленный на предотвращение грамматических ошибок. Это делает урок интересным и запоминающимся. Повышает мотивацию учащихся к учению. А значит, способствует повышению качества образования.
В стихотворениях используется цветовое оформление. Правила легче усваиваются учениками, если строки или же некоторые слова написаны цветными буквами. Срабатывает зрительная память. Стихи должны читать ученики. Выразительно, четко. И не нужно стремиться, чтобы они обязательно выучили стихотворение наизусть. Являясь стержнем урока, от которого нити тянутся к разным формам работы, оно и так усваивается, остается в памяти каждого ребенка.
Правила и задания в стихах и рисунках рассчитаны как на начинающих учителей, так и на опытных преподавателей. Применение данного пособия дает возможность учителям сделать свои уроки содержательными и интересными.
Алфавит
Помогает нам читать,
Учит буквы различать.
Он известен, знаменит,
Нужный всем нам алфавит
***
Что такое алфавит,
По порядку строй стоит.
Буквы встали, посмотри.
Сколько здесь их «33»
|
Тридцать две родных сестрицы, А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
|
Прикатили на еже! Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, Ф, X Оседлали петуха, - Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья! Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком!
|
***
Мне на праздник Дед Мороз
Чудо-азбуку принёс...
Ну-ка, выучу её:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё.
И продолжу без проблем - |
Напоследок будет так - |
У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит - как я!
Гласные и согласные звуки
|
Чем же гласный от согласных отличается? В каждом слоге гласный нам встречается. Только голос помогать ему привык, А согласным - губы, зубы и язык |
Любимый русский алфавит Из букв и звуков состоит. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж... Дальше знаете уже. Звуки с вами говорим, Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим... Можем их нарисовать, Напечатать и прислать! То есть звуки только слышим, Ну а буквы только пишем! Теперь поговорим о звуках Ведь звуки – целая наука! Гласные, согласные... Трудные, ужасные... Что такое гласные? Ох, пока не ясно мне! Объясните поскорей, Чтобы стал я поумней! «Голос» называли «глас» - Вот и гласные у нас: А, О, И, Е, У, Я, Ы – Голосом протянем мы. Иль, к примеру, буква Ё - Тянем голосом её. Гласные зачем нужны? Для чего они важны? Нету гласных - нет слогов, Без слогов не будет слов. |
Вместе повторим, друзья: Десять гласных знаю я: А, Я, У, Ю, О, Ё, И, Е, Э и, конечно, Ы ! А кто согласен с гласными? Конечно же, согласные! Мы с громким шумом их произнесём, Мы голосу поможем языком, А иногда зубами, И нёбом, и губами. Звуки те согласные Все такие разные: – Они бывают Звонкие – (М, Л, З, Ж, Р, Н,) Бывают и глухие – (С, Ш, П, К, Ф, Х,) Есть твердые и мягкие, Бывают и другие... Вот, давайте, например Приведем такой пример: Ш и Щ – мы шипим, – как будто свистим, М – мычим, Р – рычим... Ж – жужжим, З – зудим, Стало легче понимать? Будем верно отвечать? Гласные, согласные... Милые, прекрасные! |
Глухие и звонкие согласные
ЛУК, БУК, ПУД, ДУБ-
Поломаешь точно зуб.
Тоже слово измени
И согласный проясни:
ЗУБ-ЗУБЫ, ЛУГ-ЛУГА,
Ой, кажись, растут рога.
Сказку можно рассказать,
Кошку кошечкой назвать,
Превратить наш ПРУД в ПРУДЫ,
САД- в САДЫ, а МОСТ - в МОСТЫ.
***
Первоклашка слово ЛЕВ
Буква в слове притаилась, |
Ошибаться не хочу: Сын у ЛЬВИЦЫ - ЛЁВУШКА, ЛЬВИНАЯ головушка! Всё понятно, получилось! Только слово изменилось – Буква сразу объявилась!
|
Дидактический материал
Обед, завод, медведь, кровать,
отряд, народ, этаж, тетрадь,
нож, стриж, снег, гараж,
лошадь, пруд, труд, шалаш.
***
Шел, шел без дорог.
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
О чем речь?(О снеге)
***
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический... (Утюг).
***
Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных... (еж).
***
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (Жираф).
***
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
***
Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я – враг,
А деревьям – друг.(Дятел)
***
За деревней - луК?
А на грядке – луГ?
Там, на речке. – плоД?
А на груше – плоТ?
Или всё наоборот?
За деревней - луГ.
А на грядке – луК.
А на речке – плоТ.
А на груше – плоД.
Мягкие и твердые согласные
Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,
Их можно легко смешать,
Но, чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней.
А твердые - словно грубее и ниже,
Как будто твердые - злей.
Послушай, как ласковы мягкие звуки:
ЕЛЬ, КАПЕЛЬ, МЕТЕЛЬ И МЕЛЬ.
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: СТОЛ! УКОЛ!!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее - он даже зол.
Он строг и отрывист,
звучит очень кратко, как двери тревожный стук.
Уходит он быстро, совсем без оглядки,
послушайте: МОЛОТ, ЛУК.
А мягкий звук задержать ещё можно,
он не спешит уходить.
Прощается с нами он осторожно,
мы можем его продлить.
Послушайте:
СВЕЖЕСТЬ, БЛИЗОСТЬ, ВЕСТЬ –
здесь всё протяжно звучит,
Как будто у звуков желание есть чуть – чуть попозже уйти.
К речке старый ВОЛ Все семейство ВЕЛ. Свой умерив ПЫЛ, Поднимая ПЫЛЬ, По жаре брели, К водопою шли. Вдруг подняли РЕВ, Потому что РОВ Раньше был с водой, А теперь сухой. В ГОРКУ все пошли, ГОРЬКИЙ ЛУК нашли. Сверху смотрят: ЛЮК, |
Собрались вокруг. Вол последним БРЕЛ, Тоже подошел. Рогом край поддел, Он найти хотел Хоть глоток воды. Стадо от беды Должен вол спасти, Надо люк снести. Посмотрели вниз, Вот судьбы каприз! Неба дар им дан: Взвился вверх ФОНТАН! |
Слоги
Чтобы слово разделить на слоги,
Звуки гласные в нем надо сосчитать.
Сколько гласных в слове ты услышишь-
Столько и слогов. Вот это нужно знать.
Сколько в слове гласных-
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников. ***
Мне слоги сосчитать велели
В огромном слове ТЕЛЕФОН,
И я считала еле-еле,
Пока не запиликал он.
- Дзинь-дзинь-дзинь,- сказал,- смотри:
ТЕ-ЛЕ-ФОН, здесь слогов - три!
МА - МА - два, ЗВО-НИ-ЛА - три.
Слоги лучше повтори!
Перенос слов
Слоги, слоги, слоги, слоги
Буквы в слове оглянулись |
И чтоб буква не осталась,
Только слоги не спешите
Вам не скучно будет вместе |
***
Я пишу на белой строчке,
Далеко еще до точки.
Только ручка, вот беда,
Уткнулась в красные поля.
Слова ОЛЯ перенос
Для меня большой вопрос!
Одну букву не оставлю,
Хоть она и целый слог.
Слово ДРУГ, хоть небольшое,
Разделить никак не смог.
Если кончилась строка,
То беда не велика.
Нужно слово разделить –
По сло-гам пе-ре-но-сить
На другую строчку.
Букву – одиночку
Только ты не оставляй,
От друзей не отрывай.
***
Май – кА, чай – кА, лей – кА, змей - -ка.
Правильно перенести сумей - -ка!
Отвечаю на вопрос:
Где же сделать перенос ?
Й со слогом оставляется,
От него не отрывается.
Ударение
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
На листья делится листва,
На слоги делятся слова.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем.
Дидактический материал
Долго ели тОрты -
Не налезли шОрты!
Срубили ель,
сорвали щавЕль.
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свЁкла!
***
Ни штаны, ни шорты
Удивляюсь, просто шок.
Миша Шишкин и Егор |
Как у нашей Марты
|
Мягкий знак
Какой скромный мягкий знак:
Один не сделает и шаг!
Звука не обозначает,
Только знай, что помогает.
Тут смягчить и там смягчить,
УГОЛ в УГОЛЬ превратить.
Если нет И, Е, Ё, Ю, Я -
Вот вам мягкий знак, друзья!
***
Мягкий знак, мягкий знак —
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получим шест,
вместо «есть» напишем ест,
станут пенками «пеньки»,
уголками — «угольки»,
«банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
если будем забывать
мягкий знак в словах писать.
День, динь, сон, тень,
сыр, сок, лось, лень,
нос, нёс, рыть, ныть,
кон, конь, шум, шить.
Разделительный Ь
Я в корнях(словах) стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
перед я, ю, и, е, ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
листья, крылья, стулья, чьи,
колья, перья и семья,
вьюга, осенью, друзья.
***
Нет также звука – «Мягкий знак».
Но без него нельзя никак.
Ведь им кончается
БУКВАРЬ
И размягчается
СУХАРЬ.
( Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР! ).
***
Ь знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Перед е, е, и, ю, я
Я в корнях стою , друзья.
Воробьи,семья, жилье –
Перед я,ю,и,е,е.
Воробьи, жилье, ручьи,
Листья, крылья,стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
***
Слева от меня – согласный,
Справа – Е, Ё, И, Ю, Я.
Чтобы не было слиянья,
Разделил их я.
Дидактический материал
Нежной трелью соловья Зорька ранняя полна. Пенье звонкое ручья Через лес несет волна.
|
На деревьях воробьи Игры начали свои. Перья чистят и шумят, Крылья в воздухе парят. А на сучьях два грача Разъерошились кричат. Всюду трели, стук, возня – В птичий мир пришла весна! |
***
Воробьи, жилью, ручьи,
листья, крылья, стулья, чьи,
колья, перья и семья,
вьюга, осенью, друзья.
Разделительный Ъ
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам!
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
***
Слышали? Не слышали.
Твёрдый знак обидели.
Вроде в слове он и есть,
Но нельзя его прочесть.
- Для чего же я тогда,
Дайте ответ мне, господа?
***
Ъ проснулся рано
И кричит еще с дивана:
« До чего влюблен и я
В гласные Е,Е,Ю,Я !»
Если корень с них начать,
Значит, мне пора вставать.
Между корнем и приставкой
Свое место занимать!
***
Было СЕЛИ,
Стало – СЪЕЛИ.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твердый знак!
***
Твердый знак вам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, И ОБЪЯВЛЕНЬЕ.
***
- Не чересчур ли ты добряк?-
Так знаку мягкому промолвил
Твёрдый знак.-
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж промолчал!-
Знак мягкий твёрдому на это отвечал.-
Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву «ять»,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова,-
Услышав это спор, сказала буква А,-
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
Дидактический материал
Объявились и вороны,
На сосне гнездовья строят.
Их подъем аж в три утра!
- Кар-кар-кар, вставать пора!
Разъяренные скворцы,
Чтобы выспались птенцы,
Налетели на ворон,
Из лесочка гонят вон.
Безударные гласные
Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.
Я секрет для вас открою:
Невидимка есть в словах.
Ничего от вас не скрою:
Хитро прячется от нас.
Диктовали мне: ЛеСА,
Только я пишу: ЛиСА
Гласный, да без ударенья -
Это просто чудеса!
Ну и ты, друг, не зевай,
Удареньем проверяй:
ЛЕС- ЛЕСА, а ЛИС- ЛИСА...
Все успел ты записать?
***
Если буква гласная визвала сомнение -
Ты ее немедленно ставь под ударение!
Собирать, стирать, задира -
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
***
Чтоб проверить безударный,
Надо слово изменить,
Ударение поставить,
Точно звук звучать заставить.
Будут близкими слова.
С ударением в слогах,
Зимовать-проверим-зимы,
Зимний тоже подойдёт,
Речка, реки и речной.
Побегут вслед за рекой.
Ставь всегда без промедления
Нужный слог под ударение.
Подбирать учись слова
Для проверки ты всегда,
И не сделаешь ошибок
В данном слове никогда.
***
Безударных гласных много,
Значит, нам нужна подмога.
Что же делать? Где решенье?
Букву ставь под ударенье.
Ты за нами поспевай,
Смело слово изменяй.
Ну а если очень сложно,
Посмотреть в словарик можно..
З..л..нела на п..лянке
И густой была тр..ва.
Ясно даже обезьянке,
Как проверить все слова.
Дидактический материал
ВОлна злой кошкой прыгает на ноги,
КОгтями-камешками пробует царапать.
Но вОлны я прошу меня не трогать:
Вмиг кОгти убрала и тычет мягкой лапой.
Мурлычет нежную кОшачью песню.
Из пены лепит белых юрких мышек,
По берегу гонять их интересно…
Вдоль побережья тихий шорох слышен.
А ветер с мОря к вечеру крепчает,
И бриз мОрской теряет свою ласку,
Штормит вОлна, кораблики качает.
Спешу домой, мне штОрм испортил сказку.
***
Село, гнездо, сосна, весна –
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь имени,
подскажут гласную они:
сёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, сосны
***.
Гряда, цена, скала, весна,
коза, стрела, стена, сосна,
места, земля, столяр, сова –
проверить надо все слова.
Ты будь внимательным, мой друг:
в словах есть безударный звук,
поставь его под ударение,
потом пиши стихотворенье.
***.
Страна, земля, стрела, сосна,
гряда, игла, звезда, весна,
роса, зерно, следы, листок,
кормушка, озеро, цветок.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся – молодец!
***
Для письма по памяти
Р…чной, л…сной, г…ристый,
м…рской, р…дной, л…систый.
Проверь слова, да не сп…ши,
красиво, грамотно сп…ши.
О и Ё после шипящих в корне слова.
ШОрох слышится в трущОбах,
ШОмпол потерял в чащОбе.
ШОв порвал на капюшОне,
ЧОпорно поправил шОрты.
ШОколадку съел жОкей,
А шОфер ,свернув с шОссе,
Как обжОра съел крыжОвник.
Ты не понял ничего?
Нужно здесь писать нам О!
Чопорный обжора,
Испугавшись шороха,
Спрятался в трущобе,
В зарослях крыжовника.
Шов на капюшоне
По затылку бьется…
Здесь после шипящих
О везде дается.
Если же не хочется
Вязнуть в исключениях,
Ё пишите в корне,
Но под ударением:
Шёлк купил дешёвый
«Щёголь на обнову».
Коль ударный суффикс,
О напишем снова:
У девчонки дневничок…
«Глянь – придешь в отчаянье!».
О под ударением
Пишем в окончании.
Но хотелось бы сейчас
Сделать замечание:
О в глаголе невозможно
В его окончании!
***
Вот вам совет весёлый, бодрящий:
В корне слова после шипящей
Под ударением слышится что?
Слышится О. Пишется Ё.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ,
на КАПЮШОНЕ ШОВ.
Дидактический материал
Юная пчёлка у жёлудя ждет:
Жёлтый бутончик когда расцветёт?
Жёлудь ей шепчет, что он не цветок.
Пчёлка поджала губу-хоботок.
-Шёпот ваш этот, конечно же, вздор.
С брюшком пустым мне вернуться – позор.
Как объясню в улье пчёлкам я всем:
Жёлтый цветок без нектара совсем.
Слёзки по щёчкам пчелиным ползут.
.Жёлудю жалко малышку… И тут
Вежливо шляпку свою приподнял,
С ветки на жёсткую землю упал.
***
Села пчёлка на чёлку,
Крылышками чешет.
Шёлк по щёчке
Иголкой колкой.
Жало не жалко?
Жало поджала
И прожужжала:
- Жёлтый цветок
Подарил мне нектар,
В улей несу
Золотой этот дар.
- Пора тебе в улей.
Полетела пулей.
На пасеку поеду я,
Её медку отведать.
Написание ЖИ, ШИ
С буквой Ж пишите И.
Почему? - спросили вы.
Дело было, впрочем, так:
Ж всегда был твердый знак...
Как его ты не смягчай,
Не поддастся, так и знай!
От буквы Ы не много толка,
Хоть немножко уступи:
Напиши его ты с И.
***
Жи и ши, жи и ши
С буквой и всегда пиши:
Мыши, ежики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши,
Чижи, ужи , ежи, стрижи-
Запомни слоги жи и ши.
Дидактический материал
В поле травы хороши,
А на речке камыши.
Возле поля, мимо ржи
Шли колючие ежи.
***
Над речушкою в тиши.
Шелестят камыши.
А в воде, у камышей, –
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас, ершей-малышей,
Щука ждет у камышей.
***
Жили наши мыши
за трубой на крыше.
Там чудесное местечко,
Потому что рядом речка.
Сушит печка сухари,
Мыши ищут крошки.
Знают даже малыши:
Ищут мышек кошки.
Правило ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Ча и ща, ча и ща-
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча-
С буквой а и ча, и ща.
***
Мы все пишем "ча-ча-ча":
Чаща, туча, саранча,
Дача, куча и свеча,
Чайник, чай и каланча.
Мы запомним навсегда:
Пишем только с буквой "А".
Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой у!
Чушка, щучка, ухвачу
И лечу, кричу, свищу!
(искл.: брошюра, жюри, парашют)
***
Я грамотно писать хочу.
Слова на "чу" учу, учу;
Чулок, и чудо, и чугун,
Чумазый, чучело, ворчун.
Я не кричу и не ворчу.
Всех их пишу я с буквой "У".
***
Ну, а жу, щу, шу и чу,
Я серьёзно, не шучу,
С буквой у всегда дружны.
И заметить мы должны,
В иностранных лишь словах
ю встречается в корнях:
Парашют, жюри, брошюра –
Вот такая в них структура.
Дидактический материал
Ажурную шальку соткал паучок,
Уполз отдыхать на ближайший сучок.
Росинки решили дополнить узор.
Лучу здесь для творчества тоже простор.
Вплел яркие нити в чудесную шаль,
И радуге красок нисколько не жаль.
Черемуха скинула в дар лепесток,
Запутался в шальке шальной ветерок.
Как бусы жемчужные блещет роса,
Ее подсинили собой небеса.
Из чащи лесной приползли муравьи
И алые цветики в шальку вплели.
Щурки-шалуны край украсили мхом,
Сережки берез прикололи потом.
Трудился над чудом народец лесной.
К полудню блистало оно красотой.
Шмель сослепу влез, чудо это порвал.
Приполз паучок, свою шаль не узнал.
Хотел пригласить из столицы жЮри,
Чтоб шаль оценить те достойно могли.
Достал он брошЮру и начал читать,
В ней всех поучали, как правильно ткать.
Но бросил…Схватил парашЮтик-пушок,
Из леса помчал его прочь ветерок.
Сочетания НЧ, ЧН, НЩ, ЧК, ЩН
Чк, чн, чш, нч,
Щн, нщ, рщ-
Все эти сочетанья
Учу я не спеша:
Мой ум одним загружен:
Здесь мягкий знак не нужен!
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши!
***
Несложно понять, что ЧК и ЧН
Без мягкого знака писать надо всем.
Р и Щ, Щ и Н –
Здесь не ждите перемен:
Мягкий знак тут не гостит,
Хоть от этого грустит.
Дидактический материал
На поляноЧКе жуЧКа
НяНЧат два больших сверЧКа.
На зелененьком лужке
Он сидел на лопушке.
Мать –жучиху не нашли,
На поляну принесли.
Дали булоЧКу ребенку.
Свежих сливок от Буренки
Принесла ему лягушка
И погладила за ушком.
Бросил булоЧКу жучок,
Стал жужжать: «Болит бочок,
Да еще и лапоЧКи,
Принесите тапоЧКи.
Под листом нет света
В час вечерний лета».
Два фонаРЩика пришли,
СветляЧКов горсть принесли.
На цветах развесили –
И светло, и весело!
А жучишку не унять,
Продолжает верещать.
Пригласили баНЩика,
Чтоб помыл обмаНЩика.
Фрак бордовый ежик сшил,
БрюЧКи, обувь смастерил.
Тащит скрипоЧКу сверчек,
А другой несет смычок.
- Будет маЛЬЧик музыкант,
Разовьем его талант.
СкрипоЧКу жучишка взял,
Инструмент и зарыдал:
Как пилою по сосне,
Так жучишка по струне.
Водит взад-вперед смыЧКом.
С луга все боЧКом, боЧКом
В лес подальше убежали,
БарабаНЩика позвали:
- Бей погромче в барабан,
Чтоб не слышать скрипку нам.
Бросил скрипоЧКу жучок
И взобрался на сучок.
Там и мамочка-жучиха,
Подхватила сына лихо,
Отнесла его домой,
Чтоб был в дубе под корой.
А влесу идет концерт,
Вальс играют, менуэт.
И сверЧКам, двум виртуозам,
«Бис» кричат и дарят розы.
***
ТуЧКи небесные, веЧНые странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Елочка и белочка, |
свечка, печка, точка!
Речка, ночка, строчка, |
Буквы Ы, И после Ц
В словах на ция – не спеши!
Лишь только И везде пиши.
Поступишь правильно тем более,
И после Ц поставив в корне.
Но цыган, цыкнув на цыпленка,
Пошел на цыпочках к утенку.
И понял он не без сомненья:
Ы после Ц! Здесь – исключенья!
***
Цыган на цыпочках
И цыкает так громко,
Цыплёнок – в обморок,
Проблемы у цыплёнка:
- Зачем я, бедный, в исключения попал?
Цыган ужасный насмерть напугал.
А в КОРНЕ слова и в словах на –ЦИЯ
Веселье, радость, смех и суета.
На мотоцИклах цИркачи лихие
Среди акаЦИЙ мчатся. Красота!
На цИферблате стрелки ловко пляшут,
ЦИстерна с квасом выпита давно.
ЦИрюльник бреет и цИновкой машет,
ЦИклоп и цИник побрели в кино.
А где же Ы?
Взгляни на кончик слова:
КосцЫ, синицЫ, птицЫ, огурцЫ….
-Теперь ты понял, - спрашиваю снова, -
Где после Ц ты пишешь И, где Ы?
***
Цыган на цыпочках к цыплёнку подошёл и цыкнул "Цыц!
***
Цыган цыкнул, встал на цыпки.
Цыц! – цыпленку говорит.
Букву Ы здесь в корне пишем
Так нам правило велит!
Ясно, без сомнения,
Это исключения!
Дидактический материал
Огней мерцающий наряд
Привлек цыпленка детский взгляд.
Птенец проник в цырк-шапито,
Как капелька сквозь решето.
Арена. Словно циферблат.
Артисты вышли на парад.
Сверкает необычный мир.
Цветами встречен маг-кумир.
Цилиндр волшебника без дна,
Там заяц, кот, мышонка два!
Считает цифры черный дог,
Мячом жонглирует бульдог.
Цыркач под куполом парит,
С трапеций птицею летит.
Рукою ловит он кольцо,
Его сменяют шесть борцов.
Восторга вырвался тут писк.
Пресек его цыган-артист,
Подкрался он, цыпленка хвать.
И цыкнул:»Цыц, нельзя мешать».
Сын курицы стал цыркачом.
На кошке скачет он верхом.
Непроизносимые согласные
Непроизносимые согласные
Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.
***
Звук играет в прятки,
Он не произносится,
Но когда ты пишешь,
Буква в слово просится.
Солнце-солнечным проверим,
Честь-подскажет честный.
Звуки прячутся. Искать их
Очень интересно.
Властный,яростный и праздный,
Здесь,мой друг,барьер опасный:
Ну, невыносимая- непроизносимая!
Надо слово изменить,
И она как зазвенит:
Праздный-празден, властный- власть,
Наработался я всласть!
***
Знают дети, знают внуки:
Пишем – БУКВЫ, слышим – ЗВУКИ.
Только вот ведь как бывает:
В устной речи звуки… тают!
Например, скажи-ка: ЧЕСТНЫЙ
Или - ПОЗДНО, или - МЕСТНЫЙ.
Все ли звуки слышишь? Нет.
Есть один простой совет:
Коль смекалку проявить,
Можно слово изменить
И ПРОВЕРКОЙ ДОКАЗАТЬ -
Буква! Здесь! Должна! Стоять!
ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЬ,
ГРУСТНЫЙ – ГРУСТЬ,
Каждый сам продолжит пусть!
Дидактический материал
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
Список використаних джерел
1. Галкина Е.П. Правила в стихах и рисунках // Все для вчителя. – 2012. - № 19-20. – с.
2. Лухтай Л.К., Виноградова О.Н. Дидактический материал по развитию речи в начальных классах: Пособие для учителя. – К.: Радянська школа, 1990.
3. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно. – М.: Просвещение, 1992
4. Программа для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. Русский язык 5-9 классы (начало изучения с 5 класса).
5. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
Інтернет-ресурси
http://www.russisch-fuer-kinder
http://trigelanija.webstolica.ru
http://school-polomoshnoe.yashkino.ru
Для заміток
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1