Урок. А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Речь героев как источник смешного. Юмор. Деталь в художественном произведении.

Про матеріал
Урок дает возможность познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий»,раскрыть характеры героев, составить речевые характеристики персонажей. Дать понятие о юморе. Определить роль деталей в данном художественном произведении.
Перегляд файлу

6 класс

 

Тема: А.П.Чехов. «Толстый и тонкий» Речь героев как источник смешного.

Юмор. Деталь в художественном произведении. Цель дидактическая : познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий»,раскрыть характеры героев, составить речевые характеристики персонажей. Дать понятие о юморе. Определить роль деталей в данном художественном произведении.

Цель развивающая: развиватьумение комментировать прочитанное,

анализировать литературное произведение; развивать навык выразительного чтения.

Цель воспитательная: воспитывать самостоятельность.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Эпиграф:

Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П. Чехов

 

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний.

Звучит музыка «Цирк»

-Ребята, знакома ли вам эта музыка? Вы любите цирк?

-Что вы вспоминаете, когда произносят слово цирк ?

-За что вам нравятся клоуны?

-Сколько клоунов обычно выступают на арене? Почему их именно два?

Учитель обращает внимание на доску: -Как вы думаете, кто это? (клоуны) По каким деталям вы это узнали?(клоунский красный нос)

-Один клоун- добрый, другой- злой. Как вы думаете, почему?

 

Показ репродукций картин М.Врубеля «Голова Демона» и «Ангел с кадилом»

 

-Перед вами репродукции картин известного русского художника М.А. Врубеля. Как бы вы их назвали? Почему?

-По каким деталям вы определили, кто именно изображён?

Не зря говорят, что жизнь - это полоса белая, полоса чёрная. Не зря и в сказках все герои делятся на хороших и плохих. А правдивым и искренним всегда был шут, которому всё прощалось, только он мог сказать правду совершенно безнаказанно. Придворных шутов даже боялись, потому, что каждый знает: в каждой шутке есть доля правды.

Сегодня на уроке мы поговорим о писателе, который тоже всегда говорил правду, не взирая ни на что.

  • Кто это, вы узнаете, расшифровав загадочную надпись:

WАYНDТJОLШSА

ЧZЕFХQОJНNТXЕ

  • А.П. Чехов подписывал свои произведения в студенческие годы «Антоша Чехонте».

-Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать свои  произведения?

-Так как А.П. Чехов русский писатель, жил в России, а мы с вами - в Украине, придётся нам собраться в поездку.

Вы готовы?

II.Сообщение темы и цели урока.

-Чего вы ожидаете от поездки?

-Чему хотите научиться?

III.Изучение нового материала.

-А.П. Чехов говорил: «Смех - дело серьёзное», поэтому мы должны хорошо подготовиться к поездке всё-всё узнать о смехе.

1.Понятие о юморе и сатире.

-Наверное, в жизни условно всё можно разделить на хорошее и плохое, доброе и злое.

Так, и клоуны в цирке: добрый и злой, воплощение доброго и злого в жизни.

  • Можно ли сказать, что и смех может быть добрым и злым? Докажите.
  • Запись понятий:

Юмор- изображение героев в смешном виде; весёлый, доброжелательный смех

Сатира- высмеивание разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, карикатурном виде; злой смех.

Перед поездкой необходимо всё узнать о рассказе, его историю создания.

2.История создания рассказа «Толстый и тонкий»

-В 1883 году появилась первая редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году А.П. Чехов переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»

«Толстый и тонкий» написан в жанре « сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.

Итак, в путь!

3.Физкультурная минутка.

Собраться в дорогу нам сущий пустяк,

Оденем на плечи дорожный рюкзак!

Рассказы мы Чехова с полки возьмём

И смело в дорогу все вместе пойдём.

Придём на вокзал и посмотрим вокруг:

И справа, и слева - везде стоит друг.

Закроем глаза и представим Цветы. Их в вазу поставим,                           И счастливы мы.

4.Организация работы групп.

-Наш класс большой, поэтому в один вагон мы не войдём.

  1. ряд совершит поездку в первом вагоне, 2 ряд - во втором, 3 ряд- в третьем.

5.Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий»

-На вокзале мы с вами стали свидетелями необычной встречи двух старых друзей, героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

-Рассказы Чехова легко инсценируются. Мы предлагаем вам посмотреть инсценировку рассказа.

-Так как у нас поездка необычная, поэтому каждый вагон должен выполнить задание:

*Одно из купе ( 2 человека) готовят выступление по статье учебника с.280 «О художественной детали в произведении»

  • 1 вагон - определить тему и идею рассказа *2 вагон - определить композицию рассказа

*3 вагон - составить характеристику главных героев по их речи ( 1,2 купе- характеристика толстого; 3,4 купе - характеристика тонкого).

Инсценировка рассказа «Толстый и тонкий».

IV.Закрепление изученного материала.

1.Отчёт малых групп

*Тема рассказа: пресмыкание, раболепство слабого перед сильным.

Идея: показать , как может унижаться человек из-за высокого положения другого( хотя его никто не заставлял)

Композиция : завязка - встреча двух друзей;

кульминация- тонкий узнал о высоком положении толстого; развязка - « Все трое были приятно ошеломлены»

-В 1893 г. В журнале «Русское богатство» появилась статья одного литературоведа, который отнёс чеховский рассказ «Толстый и тонкий» к вещам, которые «представляют просто идеальную работу, в них , кажется, ни одной строчки нельзя ни прибавить, ни убавить».

Чехова называют мастером детали.

  • Выступление учащихся по статье «О художественной детали в произведении».

(Учащиеся ведут запись услышанного)

-Чехов никогда подробно не описывает своих героев. Что же успели заметить зрители из 3-го вагона о характере главных героев?

  • Отчёт 3-го ряда «О характере главных героев и их речь»,используя текст рассказа.

Тонкий-приспособленец,хвастун,подхалим,раб,завистливый,льстивый,лицемерный.

/ «Какой же ты красавец!», «Я ,ваше превосходительство ... очень приятно- с!», «Что вы-с...» /ранее- на « ты»//

Толстый- спокойный, равнодушный.

/ «Ну,как живёшь,друг?- спросил толстый, восторженно глядя на друга»,немногословный о своей жизни. «Ну,полно!- поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства- и к чему тут это чинопочитание!»/

Жена- полностью подчинена мужу.

Всегда молчит, лишь улыбнулась в конце.

Нафанаил - начинающий лицемер,  продолжение раболепства отца в будущем.

/«Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку»/

-Прочитайте последнее предложение рассказа. Объясните.

 

 2. Этимологическая страничка.

Ощеломить- древнерусское, «ударить о шолом».

-Почему Чехов использует именно слово «ошеломить», а не «удивить», к примеру?

  • Ребята, наш поезд прибыл на остановку «Детали». Нам необходимо по детали определить о каком герое идёт речь и как деталь характеризует героя (на карточках):

Запах дорогого вина и настойки из цветов апельсинового дерева

(флер- доранжа);

Запах кофейной гущи/показ материального положения/ Съёжились, поморщились (тонкий и его вещи)

Немного подумал и спрятался за спину отца.

Высокий с прищуренным глазом Длинный подбородок стал ещё длиннее Его стошнило Пожал три пальца

З.Беседа:

-Каким можно назвать чеховский смех в рассказе «Толстый и тонкий»: добродушный, уничтожающий, снисходительный или иным?

-Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

-Можно ли по речи человека судить о его характере?

-Какую роль играют детали в рассказе? В жизни ?

-Объясните эпиграф урока:

«Тогда человеку станет лучше , когда вы покажете ему, каков он есть» -Ещё при жизни А. П. Чехова рассказ «Толстый и тонкий» был переведён на болгарский, венгерский, немецкий, польский, сербохорватский, финский и чешский языки. Как вы думаете, почему это произведение пользовалось такой популярностью тогда, да и в наше время интересно читателям?

V.Итоги урока. Объяснение домашнего задания, мотивация оценок.

На этом наше путешествие заканчивается .Об этом свидетельствует одна деталь: стрелки часов показывают , что скоро прозвенит звонок.

Каждый может оценить себя сам.

-Поднимите руку, кто считает, что он заработал на уроке «12»,помните о словах А.П.Чехова, которые стали эпиграфом урока.

Объясните своё решение.

...на «11» и т.д.

Объяснение домашнего задания: выучить определения «юмор» и «сатира»; с.276-279 прочитать рассказ; * составить тест по рассказу

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
4.0
Загальна:
4.7
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Maievska Liliya
    Загальна:
    4.7
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    4.0
docx
Додано
30 березня 2020
Переглядів
1961
Оцінка розробки
4.7 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку