4 класс
Тема. Африка – самый жаркий континент.
Цель урока: познакомить с особенностями второго по величине материка Африкой. Продолжить формирование умения устанавливать связи между различными компонентами природы и объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни.
Создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы на основе сопоставления фактической, картографической информации; устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать воспитанию интереса к предмету; воспитанию основ географической культуры и мировоззрения.
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
Оборудование: карта полушарий, карта Африки; фотографии, атлас, контурные карты, тетрадь на печатной основе; учебник.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I. Организация класса
Минутка синоптика.
II. Повторение раннее изученного материала. Проверка домашнего задания.
1. Мозговой штурм.
- В каких полушариях находится Евразия?
- Какие океаны омывают этот материк?
- Назовите площадь материка.
- Сколько климатических поясов встречаются на материке? Назовите.
Назовите:
Самый высокий горный пик в мире. (Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м).
Самый большой полуостров земного шара. ( Аравийский, его площадь – более 3 млн.км²).
Самое глубокое озеро на земном шаре. (Байкал - расположено в азиатской части Евразии, его глубина 1620м).
Самая большая река Евразии. (Волга).
Куда впадает Волга? (Каспийское море).
Самое большое озеро на земном шаре. (Каспийское море его площадь 390 тыс.км²)
Самая длинная река. (Янцзи).
Самое маленькое море. (Мраморное).
Самое мелкое море. (Азовское).
2. Фронтальная проверка выполнения домашнего задания.
2.1. Анализ заполнения контурных карт.
2.2. Проверка выполнения задания в тетрадях с. 35.
III. Актуализация опорных знаний.
- Рассмотрите карту полушарий. Назовите материк, второй по величине по сравнению с Евразией. В каких тепловых поясах находится Африка?
- Какие океаны омывают Африку?
IV. Сообщается тема и задач урока.
Мы с вами начали путешествия по материкам. И сегодня нам необходимо исследовать очередной материк – Африку.
VIII. Изучение нового материала.
1. Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданиями и пропущенными данными).
- Для того, что бы составить представление об Африке, мы будем использовать учебник, карту полушарий и дополнительную информацию.
Африка - это второй по величине континент после Евразии.
Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. На территории Африки расположено 61 государство.
Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон, это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического.
1.1. Географическое положение Африки (І пара)
Африка - континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от … (Атлантического) океана и к … (западу) от Индийского океана.
Площадь Африки составляет около … (30,3 млн. км²_.
Протяженность с севера на юг — ….. (8 тыс. км), с запада на восток в северной части - …. (7,5 тыс. км).
Крупнейший остров Африки - … (Мадагаскар). Его площадь - 587 000 км².
1.2. Климат Африки
Африка - самый … (жаркий) континент планеты. Причина этого - в географическом расположении континента: вся территория Африки находится в … (жарких климатических поясах).
Именно в Африке находится самое жаркое место на Земле - … (Даллол), где и была зафиксирована самая высокая температура на Земле (+58,4 °C).
Центральная Африка и прибрежные районы Гвинейского залива относятся к экваториальному поясу, там в течение всего года … (выпадают обильные осадки) и … (нет смены времён года).
На севере расположена крупнейшая на Земле пустыня … (Сахара), на юге - пустыня … (Калахари).
1.3. Рельеф Африки (ІІ пара)
Большей частью - …. (равнинный), на северо-западе расположены … (Атласские) горы, в Сахаре - нагорья … (Ахаггар и Тибести).
На востоке - … (Эфиопское) нагорье, к югу от него - вулкан … (Килиманджаро) (5895 м) - высочайшая точка материка.
На юге расположены … и … (Капские и Драконовы) горы.
Самая низкая точка - это солёное озеро … (Ассаль).
1.4. Реки Африки. Озера Африки, водопады.
В Африке расположена вторая по протяжённости река в мире - … (Нил), текущая с юга на север. Другие крупнейшие реки - это … (Нигер) на западе, … (Конго) в центральной Африке и реки …, … и … (Замбези, Лимпопо и Оранжевая) на юге.
Крупнейшее озеро - … (Виктория). Другие крупные озёра - … и … (Ньяса и Танганьика). Одно из крупнейших солёных озёр - озеро … (Чад), расположенное на территории одноименного государства.
Водопад … (Виктория) является одной из главных достопримечательностей Южной Африки, относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО.
1.5. Полезные ископаемые (ІІІ пара)
Африка известна прежде всего своими богатейшими месторождениями … (алмазов) (ЮАР, Зимбабве) и … (золота) (ЮАР, Гана, Мали, Республика Конго). Большие месторождения … (нефти) есть в Нигерии и Алжире. Бокситы добывают в Гвинее и Гане. Ресурсы фосфоритов, а также …, … и … (марганцевых, железных и свинцово-цинковых) руд сосредоточены в зоне северного побережья Африки, большим спросом на мировом рынке пользуются нефть и газ, ценные породы древесины, продукты тропического земледелия …, …. … (хлопок, кофе, чай, экзотические фрукты), прибрежные воды изобилуют рыбой и другими дарами моря.
VI. Физкультминутка.
VII. Первичное закрепление.
1. Заполнение таблицы «Материки планеты. Африка»
2. Рубрика «Это интересно»
Пустыня Калахари – очень жаркая, но 1 сентября 1981 году там впервые выпал снег.
3. Упражнение «Вопрос – ответ»
Учащиеся выбирают «ответчика» и задают ему вопрос по изученной теме. Если «ответчик» ответил правильно, он задает вопрос следующему «ответчику», ошибся, продолжает отвечать.
VIII. Итог урока.
- Почему Африка самый жаркий континент?
- Как называется самый большой остров этого континента?
- Приведите пример, что в Африке преобладает горная местность.
- Назовите географические объекты, о которых сегодня говорили.
IХ. Домашнее задание.
Проработать статью в учебнике. Подготовить сообщение о самой большой реке Африке.
Х. Анализ и оценивание работы учащихся