Конспект містить матеріали до кожного етапу уроку: завдання для актуалізації знань, план вивчення нової теми, матеріали для закріплення та рефлексії. Урок передбачає використання ІКТ.
Урок природоведения,4 класс
Тема урока: Антарктида.
Цель урока:
Познакомить с материком Антарктида, его географическим положением и особенностями, животным и растительным миром, историей его открытия.
Учить устанавливать причинно - следственные связи, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Воспитывать интерес к познанию мира.
Оборудование : карта, презентация
Ход урока
I.Мобилизация класса
1. Психологический настрой
Каждый урок – это путешествие. Настоящие путешественники берут с собой в дорогу багаж . Мы возьмём тоже. Только багаж …знаний. А он у вас есть. И мы им сегодня воспользуемся
2.Минутка синоптика
16 февраля
День по народному календарю - Починки. Следуя поговорке «Готовь сани летом ,а телегу зимой», хозяева сразу после сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственной техники.
Приметы
Если ночью был иней - днём оттепели не будет
II. Актуализация знаний
1) Работа с картой
- Над какой темой работаем?
- Показать на карте ( учитель называет материки и океаны)
2) Проверка знаний «Узнай материк»
1.…второй по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Его называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители.( Африка)
2.… возле берегов этого материка лежит остров Гренландия. Природа очень разнообразна. Это земля Великих озер. ( Северная Америка)
3… самый влажный материк мира. Здесь дождливые дни бывают чаще всего на планете. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи(Южная Америка)
4.…самый сухой материк Земли. Говоря об этом материке, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру.Удивительный мир ярких красок, даже птицы самые яркие в мире.
. ( Австралия)
5. – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Природа здесь очень разнообразна: горы, леса, равнины, степи. Много разных животных и растений. ( Евразия)
3) Проверка по доске
Прочитайте названия материков. Какого не хватает?
Как думаете , какая тема урока?
IV 1) Сообщение темы, цели урока
- О чем узнаем?
- Географическое положение материка
- Как его открыли
- Рельеф, полезные ископаемые
- Климат
- Растительный и животный мир
V. 1)Географическое положение ( коллективно по карте)
Самый загадочный материк , который омывают воды 3 океанов
Антарктида (в переводе с греческого – “противоположность Арктике”) — континент, расположенный на самом юге Земли
Площадь континента составляет около 15 млн кв. км
2) Видео « Как открыли Антарктиду»
Просмотреть видео и ответить на вопросы
- Когда и кем была открыта Антарктида?
Вывод: Антарктида – закованный в лед материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты. Его открыли мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1820 году.
Физкультминутка
3) Работа в группах «Исследователи»( используя приём Эйдетики)
Пользуясь пиктограммами , подготовить сообщения по учебнику
А)Рельеф -1 группа
Антарктида — самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров.
Свыше 99% территории покрыто льдом
Средняя толщина слоя льда - 2500—2800 м, достигающая максимального значения в некоторых районах Восточной Антарктиды –
до 5 километров. Содержат 80% питьевой воды
Если растопить весь лёд, то уровень Мирового океана поднимется на 50- 60 метров
( Сообщение уч-ся)
Геологи установили, что недра Антарктиды содержат значительное количество полезных ископаемых —железные руды, каменный уголь, найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка, встречены горный хрусталь, слюда,.
В 1991 году разработка полезных ископаемых в Антарктиде была запрещена на 50 лет.
Б) Климат -2 группа
Антарктида отличается крайне суровым холодным климатом
Средние температуры зимних месяцев (июнь, июль, август) от −60 до −70 °С, летних (декабрь, январь, февраль) от −30 до −50 °С; на побережье зимой от −8 до −35 °С, летом 0—5 °С.
Как только не называют этот материк « королева холода», «безлюдный континент», «край земли»
Здесь можно наблюдать только один восход и заход Солнца за год. Только на этом материке не наблюдают смену времен года , а полярную ночь и полярный день , которые длятся по полгода
В Антарктиде можно наблюдать южное полярное сияние. Его можно увидеть, когда в атмосферу Земли проникают микрочастицы из космоса, и магнитное поле вокруг Земли притягивает их к Северному и Южному полюсам.
Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения. Однако там расположены научные станции. Среди них есть и Украинская «Академик Вернадский»Временное население Антарктиды колеблется от 4000 человек летом до 1000 человек зимой.
Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов запрещены
Г) Животный и растительный мир – 3 группа
Самой примечательной птицей Антарктики является несомненно пингвин. Он не умеет летать, но зато ходит, как человек. Существует множество видов пингвинов. 17 видов в Антарктиде
Самый большой – императорский пингвин. Его рост достигает роста взрослого человека. Он составляет от 120-160 см, а вес у этой птицы доходит до 60 кг Питаются рыбой, моллюсками, рачками.
Знаете, дети, у пингвинов, как и у нас у людей, тоже есть свой «детский сад». Там взрослые пингвины – воспитатели следят за малышами – пингвинчиками, чтобы с ними ничего не случилось, пока их родители добывают пищу. В лютый холод они вынуждены греть друг друга, вставая в тесный круг. В центре круга тепло. Этот круг находится в постоянном движении, и пингвины попадают то в теплую, то в холодную область. Самое страшное, что пингвины выводят потомство в суровую зиму. Поэтому гнезд не делают, а яйца держат на лапах, прижимая к пуху теплого живота.
Южный морской слон — один из самых крупных тюленей: 5,5 м в длину и весом 2,5 т. Самки заметно мельче, длина тела у них обычно менее 3 м.
Южные морские слоны питаются исключительно в воде. Главными известными источниками пищи, являются кальмары, крабы, креветки и рыба Пребывая в море, южный морской слон способен пробыть под водой в течение двух часов, но большинство погружений длятся не более 30 минут. Удивительно, что между погружениями на поверхности воды они проводят 2 – 3 минуты. Погружаются на глубину 300 – 800 м.
Косатка – самый крупный дельфин, самцы достигают в длину 10 метров и веса 10 тонн, а самки соответственно 8,5 метра и 7,5 тонны. Косатки охотятся на тюленей целыми стаями. Они высматривают места лежбища тюленей и начинают бить хвостами по воде, вызывая гигантские волны, которые смывают тюленей в воду, где они становятся легкой добычей. Косатки – самые дружелюбные по отношению к человеку хищные животные. На воле они не проявляют к человеку страха, все нападения косаток на человека были совершены или ранеными животными или в целях самооброны
Странствующий альбатрос— вид крупных морских птиц из семейства альбатросовых
Странствующие альбатросы достигают длины до 117 см и обладают самым большим среди птиц размахом крыльев —
до 3м 50 см
Тюлень Уэддела достигает в длину 3,5 метра. Может находиться под водой до 60 минут. Ловит рыбу и головоногих моллюсков на глубинах до 800 метров.
Одним из самых опасных, сильных и свирепых хищников Антарктики является морской леопард. Относится он к семейству настоящих тюленей
Ест морской леопард ракообразных, не брезгует головоногими и рыбой. Кроме этих морских обитателей он также поедает тюленей и птиц, основную долю среди которых занимают пингвины.
4)Люди хотят жить в Антарктиде, но не могут.
Почему?
- Давайте подумаем и попробуем найти правильный ответ на этот вопрос.
Какие варианты решений этой проблемы вы можете предложить?
5) Используя полученные знания составить сенкан
Сенкан
Антарктида
Малоизведанная,суровая
Холодит, привлекает,изучается
Здесь люди не живут
Королева холода
6)Игра « да –нет»
- Антарктиду называют королевой холода;
- Андарктида находится на северном полюсе;
- В Андарктиде можно увидеть один раз в году восход и заход Солнца;
-В Антарктиде живут белые медведи;
- Символ Антарктиды – пингвины;
- В Антарктиде есть Украинская исследовательская станция.
VI.Домашнее задание
VII. Рефлексия «Острова»
Ребята! Во время урока вы испытывали какие-то чувства. Кто-то радость, интерес, удивление, кому-то было скучно. Перед вами острова , которые так и называются Остров Радости, Остров Интереса, Остров Удивления , Остров Скуки. Прикрепите своего пингвина на тот остров, который соответствует вашим эмоциям