Урок "Антарктида".........

Про матеріал

Конспект містить матеріали до кожного етапу уроку: завдання для актуалізації знань, план вивчення нової теми, матеріали для закріплення та рефлексії. Урок передбачає використання ІКТ.

Перегляд файлу

Урок природоведения,4 класс

Тема урока: Антарктида.

Цель урока:

Познакомить с материком Антарктида,  его географическим  положением  и особенностями, животным и растительным миром, историей его открытия.

Учить устанавливать причинно - следственные связи, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Воспитывать интерес к познанию мира.

Оборудование :  карта, презентация

                                                      Ход урока

I.Мобилизация класса

1. Психологический настрой

 Каждый урок – это путешествие. Настоящие путешественники берут с собой в дорогу багаж . Мы возьмём тоже. Только багаж …знаний. А он у вас есть. И мы им сегодня воспользуемся

2.Минутка синоптика

16 февраля

День по народному календарю - Починки. Следуя поговорке «Готовь сани летом ,а телегу зимой», хозяева сразу после сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственной техники.

Приметы

Если ночью был иней - днём оттепели не будет

II. Актуализация знаний

1) Работа с картой

- Над какой темой работаем?

-  Показать на карте  ( учитель называет материки и океаны)

2) Проверка знаний  «Узнай материк»

1.…второй по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Его называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители.( Африка)

 

2.…  возле берегов этого материка лежит остров Гренландия. Природа очень разнообразна. Это земля Великих озер. ( Северная Америка)

3… самый влажный материк мира. Здесь дождливые дни бывают чаще всего на планете. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи(Южная Америка)

 

4.…самый сухой материк Земли. Говоря об  этом материке, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру.Удивительный мир ярких красок, даже птицы  самые яркие в мире.

. ( Австралия)

5. – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки.  Природа здесь очень разнообразна: горы, леса, равнины, степи. Много разных животных и растений. ( Евразия)

3) Проверка по доске

Прочитайте названия материков. Какого не хватает?

Как думаете , какая тема урока?

IV 1) Сообщение темы, цели урока

- О чем узнаем?

- Географическое положение материка

- Как его открыли

- Рельеф, полезные ископаемые

- Климат

- Растительный и животный мир

V. 1)Географическое положение ( коллективно по карте)

Самый загадочный материк , который омывают воды 3 океанов

Антарктида (в переводе с греческого – “противоположность Арктике”) — континент, расположенный на самом юге Земли

Площадь континента составляет около 15 млн кв. км

2) Видео « Как открыли Антарктиду»

Просмотреть видео и ответить на вопросы

- Когда и кем была открыта Антарктида?

Вывод: Антарктида – закованный в лед материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты. Его открыли мореплаватели                            Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1820 году.

Физкультминутка

3) Работа в группах «Исследователи»( используя приём Эйдетики)

Пользуясь пиктограммами , подготовить сообщения по учебнику

А)Рельеф -1 группа

Антарктида — самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров.

Свыше 99% территории покрыто льдом

Средняя толщина слоя льда - 2500—2800 м, достигающая максимального значения в некоторых районах Восточной Антарктиды –
до 5 километров. Содержат 80% питьевой воды

Если растопить весь лёд, то уровень Мирового океана поднимется на 50- 60 метров

( Сообщение уч-ся)

Геологи установили, что недра Антарктиды содержат   значительное количество полезных      ископаемых —железные руды, каменный уголь, найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка, встречены горный хрусталь, слюда,.

В 1991 году разработка полезных ископаемых в Антарктиде была запрещена на 50 лет.

Б) Климат -2 группа

Антарктида отличается крайне суровым холодным климатом

Средние температуры зимних месяцев (июнь, июль, август) от −60 до −70 °С, летних (декабрь, январь, февраль) от −30 до −50 °С; на побережье зимой от −8 до −35 °С, летом 0—5 °С.

Как только не называют этот материк « королева холода», «безлюдный  континент», «край земли»

Здесь можно наблюдать только один восход и заход Солнца за год. Только на этом материке не наблюдают смену времен года , а полярную ночь и полярный день , которые длятся по полгода

В Антарктиде можно наблюдать южное полярное сияние. Его можно увидеть, когда в атмосферу Земли проникают микрочастицы из космоса, и магнитное поле вокруг Земли притягивает их к Северному и Южному полюсам.

Из-за суровости  климата в Антарктиде нет постоянного населения. Однако там расположены научные станции. Среди них есть и Украинская  «Академик Вернадский»Временное население Антарктиды колеблется от 4000 человек летом до 1000 человек зимой.

Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов запрещены

Г) Животный и растительный мир – 3 группа

Самой примечательной птицей Антарктики является несомненно пингвин. Он не умеет летать, но зато ходит, как человек. Существует множество видов пингвинов. 17 видов в Антарктиде

Самый большой – императорский пингвин. Его рост достигает роста взрослого человека. Он составляет от 120-160 см, а вес у этой птицы доходит до 60 кг Питаются  рыбой, моллюсками, рачками.

 Знаете, дети, у пингвинов, как и у нас у людей, тоже есть свой «детский сад». Там взрослые пингвины – воспитатели следят за малышами – пингвинчиками, чтобы с ними ничего не случилось, пока их родители добывают пищу.  В лютый холод они вынуждены греть друг друга, вставая в тесный круг. В центре круга тепло. Этот круг находится в постоянном движении, и пингвины попадают то в теплую, то в холодную область. Самое страшное, что пингвины выводят потомство в суровую зиму. Поэтому гнезд не делают, а яйца держат на лапах, прижимая к пуху теплого живота.

 

 

 

Южный морской слон — один из самых крупных тюленей: 5,5 м в длину и весом 2,5 т. Самки заметно мельче, длина тела у них обычно менее 3 м.

Южные морские слоны питаются исключительно в воде. Главными известными источниками пищи, являются кальмары, крабы, креветки и рыба Пребывая в море, южный морской слон способен пробыть под водой в течение двух часов, но большинство погружений длятся не более 30 минут. Удивительно, что между погружениями на поверхности воды они проводят 2 – 3 минуты. Погружаются на глубину 300 – 800 м.

           Косатка – самый крупный дельфин, самцы достигают в длину 10 метров и веса 10 тонн, а самки соответственно 8,5 метра и 7,5 тонны. Косатки охотятся на тюленей целыми стаями. Они высматривают места лежбища тюленей и начинают бить хвостами по воде, вызывая гигантские волны, которые смывают тюленей в воду, где они становятся легкой добычей. Косатки – самые дружелюбные по отношению к человеку хищные животные. На воле они не проявляют к человеку страха, все нападения косаток на человека были совершены или ранеными животными или в целях самооброны

Странствующий альбатрос— вид крупных морских птиц из семейства альбатросовых

Странствующие альбатросы достигают длины до 117 см и обладают самым большим среди птиц размахом крыльев —
до 3м 50 см

Тюлень Уэддела достигает в длину 3,5 метра. Может находиться под водой до 60 минут. Ловит рыбу и головоногих моллюсков на глубинах до 800 метров.

Одним из самых опасных, сильных и свирепых хищников Антарктики является морской леопард. Относится он к семейству настоящих тюленей

Ест морской леопард ракообразных, не брезгует головоногими и рыбой. Кроме этих морских обитателей он также поедает тюленей и птиц, основную долю среди которых занимают пингвины.

 

 4)Люди хотят жить в Антарктиде, но не могут.

Почему?

 

-  Давайте подумаем и попробуем найти правильный ответ на этот вопрос.

 Какие варианты решений этой проблемы вы можете предложить?

  • Низкая температура воздуха круглый год.
  • Отдаленность материка от Большой земли.
  • Отсутствие растительности в Антарктиде.
  • Вечный ледовый покров
  • Отсутствие пищи.
  • Полгода – ночь.

 

5) Используя полученные знания составить сенкан 

Сенкан

Антарктида

Малоизведанная,суровая

Холодит, привлекает,изучается

Здесь люди не живут

Королева холода

      6)Игра « да –нет»

- Антарктиду называют королевой холода;

- Андарктида находится на северном полюсе;

- В Андарктиде можно увидеть один раз в году восход и заход Солнца;

-В Антарктиде живут белые медведи;

-  Символ Антарктиды – пингвины;

- В Антарктиде есть Украинская исследовательская станция.

 VI.Домашнее задание

  VII. Рефлексия  «Острова»

Ребята! Во время урока вы испытывали какие-то чувства. Кто-то радость, интерес, удивление, кому-то было скучно. Перед вами острова , которые так и называются Остров Радости, Остров Интереса, Остров Удивления , Остров Скуки. Прикрепите своего пингвина на тот остров, который соответствует вашим эмоциям

 

 

 

 

docx
Додано
3 квітня 2018
Переглядів
2341
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку