Уроки трудового навчання дають змогу розширити знання про аплікації, закріплювати вміння виконувати аплікацію з кольорового паперу; вдосконалювати вміння складати композиції, поєднуючи рослинні і геометричні елементи; розвивати художній смак, творчі здібності, спостережливість, фантазію; виховувати любов до казок, дбайливе ставлення до оточуючих, вміння працювати спільно;
Тема: Аппликация из цветной бумаги. Декоративная посуда.
Цель: Расширить знания об аппликации, закреплять умение выполнять аппликацию из цветной бумаги; совершенствовать умения составлять композиции, сочетая растительные и геометрические элементы; развивать художественный вкус, творческие способности, наблюдательность, фантазию; воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к окружающим, умение работать сообща.
Оборудование: Рисунок стола с самоваром; рисунки бабочки, пчелы, сороконожки. Образцы орнаментов в полосе, круге; предметы декоративно - прикладного искусства. Компьютер, ММ установка.
Материалы: клей, кисточки для клея, цветная бумага, шаблоны, ножницы и подкладной лист.
Тип: комбинированный
Ход урока
Организация класса
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Ребята, у нас сегодня необычный урок, а урок сказка. А вы любите сказки? А чем сказка отличается от обычной жизни? ( Необычными свойствами наделено все живое и неживое).
Сказка, сказка, прибаутка!
Рассказать ее - не шутка,
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал-
Под конец не задремал!
Но в сказку попасть можно, если мы скажем волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз-два-три! Сказка к нам в гости зайди!»
Появляется Муха-Цокотуха
Я – Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Снова осень наступила,
Горят, не сгорая, березы.
Серебристыми нитями воздух дрожит:
На последнюю встречу слетелись стрекозы,
Сонный ветер листву ворошит.
Вот и я решила устроить пир для моих друзей.
Я ходила на базар
И купила самовар.
Угощу друзей чайком,
Приходите вечерком.
Учитель. С наступлением осени - насекомые и звери готовятся к зиме.
А как они готовятся? (Медведь, еж, птицы, насекомые)
Показ слайдов.
И вот перед началом зимней спячки Муха-Цокотуха решила устроить пир для всех насекомых. Но в гости не принято ходить с пустыми руками. И вот прихватив с собой дары осени, спешат насекомые к мухе.
Стрекоза
Муха-Цокотуха – вот тебе груши золотые, соком налитые.
Блошка
Вот кочан капустный
Необыкновенно вкусный.
Он с макушки побелел.
И уже вполне созрел.
Хоть варите, хоть солите!
Он хрустящ и свеж –
Режь ножом и ешь!
Бабочка
Я порхала по садам,
Прилетела в гости к вам.
Вот яблочки наливные, солнцем налитые.
Жук
Угостить здесь всех я рад,
Вот вам спелый виноград.
Муха-Цокотуха
Спасибо, спасибо, гости дорогие!
Садитесь к столу – самовар уже готов.
Прошу вас всех садиться и чайку напиться.
Вот яблочки печеные,
Вот булочки слоеные
И пряники медовые, рассыпчатые.
Учитель
А гости все идут и идут: жуки, гусеницы, божьи коровки, кузнечики, тараканы. Всем хочется повеселиться.
Муха-Цокотуха
Но что случилось? Какое горе!
Куда девалась вся посуда: чашки, блюдца, заварочные чайники?
Паук
Ха-ха-ха!
Я злой Паучище, длинные ручища!
Я всю посуду украл и побил.
Вот и кончился пир!
( тащит муху за собой)
Муха-Цокотуха
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея проучите.
Всю посуду мне верните!
Учитель
И все гости закричали: « Не бойся, муха, мы тетя выручим!»
Учитель. А пока муха проводит разъяснительную работу с пауком, давайте поможем ей, бедняжечке, - сделаем новые блюдца, чашки, заварочные чайники. Это будет замечательным подарком от всех нас.
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы будем продолжать работу с бумагой, выполнять аппликацию по шаблону, составляя различные орнаменты. В этом нам помогут полученные ранее знания, ваша фантазия, умения работать сообща, помогая друг другу.
Актуализация опорных знаний
1. Демонстрация предметов декоративно – прикладного искусства. Показ слайдов
Учитель. Как вы думаете, какой посуде больше обрадуется Муха: простой или украшенной орнаментом?
Люди с давних времен украшали своё жилище, одежду, посуду различными узорами. Соединяя элементы оформления этих предметов, человек придавал им привлекательность, яркость, т.е. декоративность. Если мы заглянем в толковый словарь, то мы узнаем, что:
Слово «декор» в переводе с французского означает «украшать».
Посмотрите на эти блюда, тарелочки, кувшины, рушники, ложки. Даже незначительный орнамент делает эти предметы неповторимыми!
2. Рассматривание образцов орнаментов
Учитель. Ребята, вспомните и скажите, какие элементы чаще всего встречаются в орнаментах? (Геометрические фигуры, элементы растительной тематики)
Скажите, какова закономерность составления орнамента на этих аппликациях?
(в первом случае элементы орнамента повторяются, а во втором – чередуются.)
Ребята, а еще о чем еще очень важно помнить, чтобы ваш декоративный орнамент был ярким, красивым, насыщенным?
(Конечно же, о сочетании цветов!)
— Какие цвета лучше смотрятся на желтом, красном, синем фоне?
На каком фоне сочетаются все цвета?
3.Повторение правил при выполнении аппликации:
-приложить шаблон к картону
- обвести шаблон на картоне
-убрать шаблон
-вырезать
Учитель. Внешний вид аппликации во многом зависит от качества приклеивания отдельных деталей на основной фон.
Какие правила роботы необходимо соблюдать?
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – умылась,
Два изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре - тихо села.
Изготовление изделия по намеченному плану
Учитель. Перед вами – шаблоны блюдец, мисок, сахарницы, чашек, заварочного чайника.
Подумайте, какой орнамент – геометрический или растительный вы будете клеить на основу. Подумайте, какой цвет украшения будет сочетаться с вашим с вашим основным фоном. Придумайте свой орнамент.
Ребята, от вашей работы зависит настроение нашей Мухи. Постарайтесь выполнить работу аккуратно, красиво, с любовью. На изготовление работы у вас 15 минут. Работать будем в парах постоянного состава.
(Контроль и индивидуальная консультация учителя)
Итог урока
Все работы выставляются на одно общее полотно, закрепленное на доске.
Выставка и оценивание работ.
Муха – Цокотуха
Я – Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Ребята, спасибо большое за прекрасную посуду. Она у вас получилась такая красивая, потому что вы работали дружно и сообща.
Паук. Извините, простите! Я не буду злым пауком, буду добрым. Я тоже хочу быть на вашем празднике! Я даже Мухе подарок принес – салфетку под чайник. Я сам ее сплел.
Учитель. Ну что, простим Паука? Ладно, оставайся с нами. Присоединяйся к нашему веселью!
Дети вам понравилось на сказочном уроке?
Муха - Цокотуха
Будем миром пировать, пировать.
Будет Муха с Пауком всех детей и гостей
Яблоками угощать.
Итог урока