Урок "Австралия – самый сухой континент. Растительный и животный мир Австралии".

Про матеріал
Урок вивчення нового матеріалу. Матеріал для уроку підібраний відповідо темі та поставленої мети. На уроці формую в учнів уміння роботи в міні-групах, самостійно, з картою світу та півкуль.
Перегляд файлу

            4 класс

Тема.  Австралия – самый сухой континент. Растительный и животный мир Австралии.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями  материка Австралия.

Учащиеся должны знать:

- в чем особенности Австралии;

- растительный и животный мир Австралии.

Учащиеся должны уметь:

- показывать материк на карте, определять его местонахождение;

- объяснять причины уникальности климата, растительного и животного мира Австралии.

Развивать  наблюдательность;  логическое мышление на основе отработки логических операций.

Воспитывать  интерес к предмету, умение работать в команде и самостоятельно.

 

Оборудование: карта полушарий, карта Австралии; фотографии, тетрадь на печатной основе; презентация, учебник.

Тип урока: изучение нового материала

 

Ход урока

I. Организация класса

Минутка синоптика.

II. Повторение раннее изученного материала. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос. Работа у доски с картой.

- Какой материк находится в южном полушарии и западном полушарии?

- Какие океаны омывают Южную Америку?

- На что похож материк Южная Америка?

- Кому принадлежит честь открытия Южной Америки? (Христофору Колумбу)

- В каком году Христофор Колумб открыл Южную Америку?  (в 1492г.)

Растительный мир.

А. Разнообразен ли растительный мир влажных экваториальных лесов?

Б. Какой высоты достигают деревья?

В. Почему в лесах даже днем царит мягкий полумрак?

Г. Назовите характерных представителей растительного мира.

Животный мир.

А. Почему в экваториальном лесу нет крупных животных?

Б. Какие приспособления есть у животных для жизни в лесу?

В. Перечислите животных, обитающих во влажных экваториальных лесах.

2. Упражнение «Закончи предложение» (слайд)

По величине она занимает … (четвёртое место) среди всех континентов Земли..

Большое скопление островов только на … (юге) континента.

Какое расстояние отделяет Ю. Америку от Антарктиды? (1тыс. км)

Самый высокий водопад в мире … (Анхель).

Водопад Анхель находится в недоступном месте - тропических лесах … (Венесуэлы).

Самая длинная горная цепь планеты … (Анды).

Анды – самая длинная горная система мира, протянувшаяся на … (6400 км)

Самое высокогорное озеро … (Титикака)

Самая  полноводная река мира … (Амазонка).

Самая большая низменность в мире … (Амазонская низменность)

Самый  высокий действующий вулкан …. (Вулкан Льюльяйльяко)

3. Тестовая проверка.

1. Установи соответствие.

Растительность

Природная зона

Животный мир

Акации, пальмы, кактус, мимоза, молочай, кебрачо

Влажные экваториальные леса – сельва

Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец,

пампасная кошка

Ковыль, просо, камыши

Саванны

Вискача, нутрия, броненосцы

 

Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай

Степи - пампа

Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы,

страус нанду

Злаки, подушкообразные кустарники

Полупустыни – пустыни

Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри

 

Самопроверка (слайд)

 

III. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос.

- Покажите на карте мира материки и назовите их.

- Какой материк самый маленький?

- Есть такая шутка: Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И, наконец, один из них догадался - “выплеснул” на лицо несчастному пыли. И фермер тотчас пришел в себя. Какие особенности климата отмечены в этой австралийской шутке?

IV. Сообщается тема и задач урока.

Жюль Верн в своём романе «Дети капитана Гранта" так описывал Австралию: «... это самый любопытный край на земном шаре. Материк, где нет сырости ни в воде, ни в почве... где деревья ежегодно теряют не листья, а кору, где листья обращены к солнцу ребром и не дают тени, где у четвероногих имеются клювы,... где лисицы порхают с дерева на дерево...  Самая причудливая, самая нелогичная страна!»

      - И сейчас мы попытаемся это доказать

VI. Изучение нового материала.

1. Работа в мини-группах. Построение проекта.

- Ко мне поступил необычный заказ. Заказчики прислали видео о необычном материке, но сомневаются, стоит ли туда ехать, что можно там увидеть интересного и чем может запомниться путешествие?

- Куда хотят отправиться в путешествие наши клиенты?

- Мы должны сделать такую рекламу данному материку, чтобы заказчики захотели непременно посетить его.

- Предположите,  о чём мы должны рассказать?

- Правильно,  мы должны так рассказать о растениях, животных, климате, обычных местах, чтобы привлечь в Австралию путешественников.

- Для этого  вы будете работать в группах. Первая группа будет собирать информацию о том, когда и кто открыл Австралию, каков климат и природные особенности, вторая – о растениях, третья – о животных. В помощь вы возьмёте учебник, дополнительный материал и задания в карточках.

Первая группа:

  •  Кто открыл Австралию, в каком веке это произошло?
  • Рассказать о материке. Почему материк называют самым, самым?
  • Каков климат Австралии?

Вторая группа:

  • Сколько видов растений встречаются только в Австралии? (900) видов.
  •  В чем особенность эвкалиптовых деревьев? (Не дают тени).
  • Какие группы растений встречаются в Австралии?
  • Приведите примеры растений Австралии.
  • Как они приспособились к природным условиям?

Третья группа:

- Когда первые иноземцы достигли берегов, они увидели интересное животное, прыгающее на двух ногах с сумкой на животе. Иноземцы спросили у местных аборигенов: «Как называется это животное?» Местные жители ответили, не понимая вопроса: «Кенгуру», что в переводе означало – «не понимаем». В Австралии живут около 50 видов кенгуру. Один из самых крупных видов – рыжий кенгуру до 2-х метров в высоту, а родившийся детеныш – 4см.

  • Какая главная особенность Австралии? (Сумчатые млекопитающие).
  • Назовите группы животных, которые обитают в Австралии?
  • Как они приспособились к природным условиям?
  • Назовите растительноядных животных и хищников.
  • Какие животные занесены в Красную книгу?

Физкультминутка.

2. Реализация построенного проекта.

- Итак, вы поработали в группах. А теперь совместными усилиями мы расскажем о  материке  - Австралия.

- Но прежде давайте покажем на карте Австралию.

- Слово предоставляю первой группе.

 Рассказать  о материке. Почему материк называют одиноким? (Рассказ о Джеймсе Куке)

-А теперь слово предоставляю второй группе.

-Приведите примеры растений Австралии. Чем примечательны растения? Какие растения на ваш взгляд могут привлечь путешественников? Расскажите о них. (Рассказ о эвкалипте)

- Теперь очередь третьей группы

-Перечислите группы животных обитающих в Австралии. Назовите зверей, птиц.

Какие животные привлекут внимание путешественников? Расскажите о них.

(Рассказ о рыжем кенгуру, коале, черношейном аисте).

-А вы знаете, что означает коала?

-На языке местных жителей - это значить не пить, потому- что коала никогда не пьет, они практически не спускаются с деревьев на землю, питаются листьями эвкалипта.

-А подумайте и скажите, почему коала никогда не пьет? В листьях эвкалипта достаточный запас воды, который им необходим для жизни.

VII. Закрепление изученного.

1. Создание рекламы.

- Как вы считаете, взаимосвязаны ли климат и растения, растения и животные?  Давайте покажем эту взаимосвязь.

-  Что интересного можем предложить нашим туристам в путешествии по этому материку. Дорогие сотрудники кто из вас может сделать рекламу Австралии? Пожалуйста, подойдите к рекламному щиту и заинтересуйте нас данным материком.

Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна.

VIII. Итог урока.

Составление синквейна.

- А теперь мы с вами напишем «Синквейн» на тему «Австралия»

1-я строка-название стихотворения, тема (существительное);

2-я строка-описание темы (2 прилагательных);

3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);

4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);

5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

- Давайте спросим у наших гостей,  захотели ли они посетить Австралию.

- Кому было интересно на уроке, возьмите на память визитку.

Австралия

маленькая, необычная

привлекает, удивляет, завораживает

Меня заинтересовала удивительная Австралия.

материк (государство, часть света)

IХ. Домашнее задание. 

Проработать статьи учебника 117 – 122. Подготовить сообщение об уникальных местах Австралии.

Х. Оценивание


 

Середня оцінка розробки
Структурованість
4.0
Оригінальність викладу
3.0
Відповідність темі
4.0
Загальна:
3.7
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Василенко Катерина Сергіївна
    Загальна:
    3.7
    Структурованість
    4.0
    Оригінальність викладу
    3.0
    Відповідність темі
    4.0
doc
Додано
8 грудня 2019
Переглядів
1510
Оцінка розробки
3.7 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку