4 класс
Тема. Австралия – самый сухой континент. Растительный и животный мир Австралии.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями материка Австралия.
Учащиеся должны знать:
- в чем особенности Австралии;
- растительный и животный мир Австралии.
Учащиеся должны уметь:
- показывать материк на карте, определять его местонахождение;
- объяснять причины уникальности климата, растительного и животного мира Австралии.
Развивать наблюдательность; логическое мышление на основе отработки логических операций.
Воспитывать интерес к предмету, умение работать в команде и самостоятельно.
Оборудование: карта полушарий, карта Австралии; фотографии, тетрадь на печатной основе; презентация, учебник.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I. Организация класса
Минутка синоптика.
II. Повторение раннее изученного материала. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос. Работа у доски с картой.
- Какой материк находится в южном полушарии и западном полушарии?
- Какие океаны омывают Южную Америку?
- На что похож материк Южная Америка?
- Кому принадлежит честь открытия Южной Америки? (Христофору Колумбу)
- В каком году Христофор Колумб открыл Южную Америку? (в 1492г.)
Растительный мир.
А. Разнообразен ли растительный мир влажных экваториальных лесов?
Б. Какой высоты достигают деревья?
В. Почему в лесах даже днем царит мягкий полумрак?
Г. Назовите характерных представителей растительного мира.
Животный мир.
А. Почему в экваториальном лесу нет крупных животных?
Б. Какие приспособления есть у животных для жизни в лесу?
В. Перечислите животных, обитающих во влажных экваториальных лесах.
2. Упражнение «Закончи предложение» (слайд)
По величине она занимает … (четвёртое место) среди всех континентов Земли..
Большое скопление островов только на … (юге) континента.
Какое расстояние отделяет Ю. Америку от Антарктиды? (1тыс. км)
Самый высокий водопад в мире … (Анхель).
Водопад Анхель находится в недоступном месте - тропических лесах … (Венесуэлы).
Самая длинная горная цепь планеты … (Анды).
Анды – самая длинная горная система мира, протянувшаяся на … (6400 км)
Самое высокогорное озеро … (Титикака)
Самая полноводная река мира … (Амазонка).
Самая большая низменность в мире … (Амазонская низменность)
Самый высокий действующий вулкан …. (Вулкан Льюльяйльяко)
3. Тестовая проверка.
1. Установи соответствие.
Растительность |
Природная зона |
Животный мир |
Акации, пальмы, кактус, мимоза, молочай, кебрачо |
Влажные экваториальные леса – сельва |
Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец, пампасная кошка |
Ковыль, просо, камыши |
Саванны |
Вискача, нутрия, броненосцы
|
Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай |
Степи - пампа |
Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду |
Злаки, подушкообразные кустарники |
Полупустыни – пустыни |
Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри |
Самопроверка (слайд)
III. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальный опрос.
- Покажите на карте мира материки и назовите их.
- Какой материк самый маленький?
- Есть такая шутка: Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И, наконец, один из них догадался - “выплеснул” на лицо несчастному пыли. И фермер тотчас пришел в себя. Какие особенности климата отмечены в этой австралийской шутке?
IV. Сообщается тема и задач урока.
Жюль Верн в своём романе «Дети капитана Гранта" так описывал Австралию: «... это самый любопытный край на земном шаре. Материк, где нет сырости ни в воде, ни в почве... где деревья ежегодно теряют не листья, а кору, где листья обращены к солнцу ребром и не дают тени, где у четвероногих имеются клювы,... где лисицы порхают с дерева на дерево... Самая причудливая, самая нелогичная страна!»
- И сейчас мы попытаемся это доказать
VI. Изучение нового материала.
1. Работа в мини-группах. Построение проекта.
- Ко мне поступил необычный заказ. Заказчики прислали видео о необычном материке, но сомневаются, стоит ли туда ехать, что можно там увидеть интересного и чем может запомниться путешествие?
- Куда хотят отправиться в путешествие наши клиенты?
- Мы должны сделать такую рекламу данному материку, чтобы заказчики захотели непременно посетить его.
- Предположите, о чём мы должны рассказать?
- Правильно, мы должны так рассказать о растениях, животных, климате, обычных местах, чтобы привлечь в Австралию путешественников.
- Для этого вы будете работать в группах. Первая группа будет собирать информацию о том, когда и кто открыл Австралию, каков климат и природные особенности, вторая – о растениях, третья – о животных. В помощь вы возьмёте учебник, дополнительный материал и задания в карточках.
Первая группа:
Вторая группа:
Третья группа:
- Когда первые иноземцы достигли берегов, они увидели интересное животное, прыгающее на двух ногах с сумкой на животе. Иноземцы спросили у местных аборигенов: «Как называется это животное?» Местные жители ответили, не понимая вопроса: «Кенгуру», что в переводе означало – «не понимаем». В Австралии живут около 50 видов кенгуру. Один из самых крупных видов – рыжий кенгуру до 2-х метров в высоту, а родившийся детеныш – 4см.
Физкультминутка.
2. Реализация построенного проекта.
- Итак, вы поработали в группах. А теперь совместными усилиями мы расскажем о материке - Австралия.
- Но прежде давайте покажем на карте Австралию.
- Слово предоставляю первой группе.
Рассказать о материке. Почему материк называют одиноким? (Рассказ о Джеймсе Куке)
-А теперь слово предоставляю второй группе.
-Приведите примеры растений Австралии. Чем примечательны растения? Какие растения на ваш взгляд могут привлечь путешественников? Расскажите о них. (Рассказ о эвкалипте)
- Теперь очередь третьей группы
-Перечислите группы животных обитающих в Австралии. Назовите зверей, птиц.
Какие животные привлекут внимание путешественников? Расскажите о них.
(Рассказ о рыжем кенгуру, коале, черношейном аисте).
-А вы знаете, что означает коала?
-На языке местных жителей - это значить не пить, потому- что коала никогда не пьет, они практически не спускаются с деревьев на землю, питаются листьями эвкалипта.
-А подумайте и скажите, почему коала никогда не пьет? В листьях эвкалипта достаточный запас воды, который им необходим для жизни.
VII. Закрепление изученного.
1. Создание рекламы.
- Как вы считаете, взаимосвязаны ли климат и растения, растения и животные? Давайте покажем эту взаимосвязь.
- Что интересного можем предложить нашим туристам в путешествии по этому материку. Дорогие сотрудники кто из вас может сделать рекламу Австралии? Пожалуйста, подойдите к рекламному щиту и заинтересуйте нас данным материком.
Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна.
VIII. Итог урока.
Составление синквейна.
- А теперь мы с вами напишем «Синквейн» на тему «Австралия»
1-я строка-название стихотворения, тема (существительное);
2-я строка-описание темы (2 прилагательных);
3-я строка-действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);
4-я строка-чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка-повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).
- Давайте спросим у наших гостей, захотели ли они посетить Австралию.
- Кому было интересно на уроке, возьмите на память визитку.
Австралия
маленькая, необычная
привлекает, удивляет, завораживает
Меня заинтересовала удивительная Австралия.
материк (государство, часть света)
IХ. Домашнее задание.
Проработать статьи учебника 117 – 122. Подготовить сообщение об уникальных местах Австралии.
Х. Оценивание