20 травня о 18:00Вебінар: Формування комунікативних навичок у дітей шкільного віку

Урок "Бактерии. Значение бактерий в природе и жизни человека."

Про матеріал
Цель: расширить знания детей о живой природе; сформировать понятие бактерии; ознакомиться с процессами жизнедеятельности бактерий, их значением в природе и жизни человека; развивать память внимание; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Перегляд файлу

Тема. Бактерии. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Цель: расширить знания детей о живой природе; сформировать понятие бактерии;  ознакомиться с процессами жизнедеятельности бактерий, их значением в природе и жизни человека; развивать память внимание; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: изображение бактерий, ноутбук.

Ход урока

Организационный момент

  1. Приветствие(1 мин)

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок

  1. Эмоциональный настрой(1 мин)

Присмотритесь друг к другу. Какие вы все разные! Каждый из вас отличается ростом, чертами лица, цветом кожи, глаз. Но есть между вами еще одно отличие - это настроение. Прежде чем начать урок, мы выясним, с каким настроением вы пришли на сегодняшнее занятие. В каждого из вас на рабочем столе находятся карточки, на которых изображены контуры человеческого лица. Выберите, пожалуйста, смайлик, который отвечает нынешнему вашему настроению. А теперь покажите эти лица мне. Как видим, хотя вы и находитесь в одинаковых условиях, но каждый из вас имеет разное настроение. Поэтому давайте улыбнемся друг другу, изменим свое настроение на хорошее.

Актуализация опорных знаний

Метод «Снежный ком»(3 мин)

(повторение ранее изученного материала)

Мотивация учебной деятельности. Тема урока

Ребус(3 мин)

ребусы ребусыребусы ребусы ребусы ребусы ребусы ребусыребусы ребусы

 

Проблемный вопрос

Для чего нужны бактерии?

Ожидания от урока(1 мин)

Изучение новой темы

Метод критического мышления ЗХУ(работа в парах)(2 мин)

 

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

Рассказ учителя с элементами беседы (10 мин)

На прошлом уроке мы с вами говорили о царстве грибов и нам пора двигаться дальше. Ну что ж, перейдём границу царство вот здесь.

 - И куда же мы попали?

Это же царство бактерий. Нам эти существа мало знакомы. Вот как раз и познакомимся. Начнем с самых главных особенностей. Если бы была такая книга рекордов живых существ,  бактерии стали бы чемпионами сразу же в нескольких категориях.

А чемпионом полагаются медали и я несколько медалей как раз ты готовила. Бактерии появились на Земле раньше всех живых существ,  очень-очень давно в то время,  когда на земле не было ни растений, ни грибов,  ни животных и динозавров  в помине не было. Были одни только бактерии. И поэтому первая медаль за древность. С тех пор прошло много времени на земле случались неприятности опасные для всего живого, но бактерии сумели всё преодолеть и нынешнее бактерии потомки всех выживших, закаленных невзгодами. Поэтому бактерии оказались самыми выносливыми. - Как вы думаете, за что мы дадим им вторую медаль?

Конечно - за выносливость. Бактерии могут жить там, где никто больше жить не может. Некоторые прекрасно живут без кислорода, другие в кипящих фонтанчиках воды.

- Как называются такие фонтанчики? Гейзеры. Третьи, в кислотных озерах, где от рыбки остался бы просто скелет. А есть  такие, что живут в открытом космосе и не погибают. Правда плохо себя там чувствует, но большинство любят жить в комфорте. Бактерии самые маленькие существа на свете. И за это тоже полагается медаль. Конечно, бактерию можно увидеть в микроскоп, но при этом при очень большом увеличении. Её ёще называют микробом или микроорганизмом. В переводе с греческого, микро означает маленький. Наверное, именно поэтому ученые открыли  бактерии позже других царств в живой природе. С такими маленькими размерами легко поставить ещё один рекорд, а именно рекорд многочисленности. В нескольких граммах почвы, бактерий может оказаться больше, чем всех людей на земле, а вообще всех бактерий больше, чем всех живых организмов. А ещё бактерии научились есть почти всё и поэтому мы их можем назвать их самыми всеядными. Например, пошли мы в лес съели яблочко, огрызок выбросили, за нас его скушают бактерии.

- А что будет, если мы выбросим бутылку или пакет? Смогут ли бактерии съесть? Конечно же, нет. Можно ли бросать в лесу мусор? Нет, за собой надо убирать.

Бактерии очень разные, как разными бывают растения и животные. Отличить их друг от друга трудно. Вот, например, как мы можем отличить человека друг от друга? А у бактерий ничего этого нет, поэтому они для нас одинаковые. Ученые, вообще, определили всего несколько форм бактерий, то есть несколько способов выглядеть. Круглые бактерии называются кокками. Кокк в переводе – зёрнышко. Если кокки объединяться в цепочку, получается стрептококк. А коки объединенные в гроздья – стафилококки. Вытянутая бактерия называется палочка. Они не совсем похожи на палочке с веточки.

-На что они похожи? (ответы детей)

А совсем длинные и худые бактерии забиваются спиральку и называются спириллы. Но надо понимать, что это только внешность. Бывает две бактерии похожи, а характер у них совсем разный. Например, какая-нибудь палочка человеку может быть полезная, а какая-то, похожа на неё, опасна. Кстати, пора узнать, чем же бактерии полезны, а чем вредят нам. Об этом вы узнаете, прочитав статью на страничке 126 - 127 вашего учебника.

Работа с учебником (5 мин)

Чтение статьи на с. 126-127 учебника

Вопросы к статье на с.127

Закрепление пройденного материала

Работа в группах (5 мин)

Класс делится на 2 группы

1 группа – составляет плакат: «Какой вред приносят бактерии?»

2 группа – составляет плакат: « Где нам помогают бактерии»

Викторина(3 мин)

-Подберите синонимы к слову «Бактерия» (микроб, микроорганизмы)

- Какими по форме бывают бактерии? (По форме бактерии могут иметь вид точки, шарики, запятые, ниточки, цепочки, палочки, спирали.)

- Чем питаются бактерии? (Большинство бактерий питаются остатками растений и животных.)

- Где живут болезнетворные бактерии? (Бактерии есть везде - в воздухе, воде, почве, на нашем теле.)

- Почему бактерии называют еще микроорганизмами? ( «Микро» с греческого означает «малый» бактерии настолько малы, что их можно увидеть только под микроскопом.)

- Докажите, что бактерии - живые организмы. (Бактерии дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.)

- Чем полезные бактерии? (Они очищают окружающую среду от загрязнения и обогащают почву питательными веществами, обеспечивают его плодородие, используются для изготовления кефира, ряженки, уксуса, выпечки хлеба, в кишечнике человека живут бактерии, которые помогают процессам пищеварения, препятствуют деятельности болезнетворных микроорганизмов.)

- Почему болезнетворные бактерии опасны для людей? (Поселяясь в организме человека, они вызывают различные заболевания.)

-А теперь вернемся к нашим табличкам, которые вы заполняли в начале урока. Запишите, что нового вы узнали о бактериях.(1 мин)

Домашнее задание (1 мин)

с. 126-127

Итог урока(1 мин)

- Оправдались ваши ожидания?

-Вы все очень хорошо поработали, у вас хороший результат. Более детально скажу индивидуально каждому после звонка.

 

 

docx
Додано
17 квітня
Переглядів
38
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку