Тема. Грибы. Все ли грибы съедобны.
Цель. познакомить учащихся с понятиями съедобные грибы, ядовитые грибы; формировать у детей систему представлений признаки грибов, их строение, классификацию и разнообразие в своей местности; показать значение грибов в природе и для людей;
развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, познавательный интерес, память;
воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о собственном здоровье; воспитывать личностные качества школьника, его экологическую культуру, желание заботиться о своем здоровье, стремление охранять и приумножать природу родного края.
Ход урока.
I Вступительная часть
1. Организация класса
- Ну- ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успехов себе и своему соседу.
-Для того, чтобы справиться на уроке с поставленными задачами, будьте прилежными и послушными.
Задачи наши следующие:
Не просто слушать, а слышать.
Не просто смотреть, а видеть.
Не просто отвечать, а рассуждать.
Дружно и плодотворно работать
II Актуализация знаний
- Какой месяц царит в природе? А какое время года?
- Какое сегодня число? День недели?
- Какая температура воздуха?
- Каково состояние неба?
- Были сегодня осадки? Какие?
2. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня в адрес школы поступил письмо от Белочки.
Дорогие мои второклассники!
В лес пришла чародейка Осень. Это мое любимое время года. Ведь она дарит много грибов, которые я очень люблю. А какие только бывают грибы! Их множество самых разнообразных! Такие грибы привлекательны, так интересно их собирать, - потому что они же прячутся, будто в прятки с тобой играют! Я собрала много грибов. Но не знаю как они называются, какие из них съедобные, а какие ядовитые. Помогите мне собрать в корзину только съедобные грибы.
Ваша Белочка
- Дорогие детки чтобы помочь Белочке надо усердно поработать. Поэтому беремся за работу.
- Где живёт белочка? (в лесу)
- А, лес – это природа? Давайте повторим.
- Что такое природа?
- На какие две группы мы можем разделить природу?
- Назовите признаки живой природы.
- На какие царства мы можем разделить живую природу?
3. Создание проблемной ситуации
– Поработаем с картинками, которые лежат у меня на столе, распределите объекты живой природы на группы.
– Проверим вашу работу.
– Как распределили объекты живой природы? (Растения к растениям, животных к животным)
– Значит, чего мы не знаем? (К какому царству относятся грибы)
4. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы узнаем: что такое грибы, к какому царству они относятся, где растут, какие грибы съедобные, а какие опасные
– И тема нашего урока: Грибы.
III Восприятие и осознание материала.
1. «Ассоциативный куст» «Что я знаю о грибах»
-Что вы знаете о грибах?
-Какие грибы вы знаете?
-Дети, поработайте в парах, подумайте, грибы - это живая или неживая природа? Докажите. (нажать пробел)
-Обсудите в парах, для выяснения, грибы - это растения или животные? (нажать пробел)
Долгое время ученые не могли определить, к какой же группе живых организмов относятся грибы. Их считали морскими животными, травой без цветов. И только в конце 18 в. решили, что грибы - это отдельная группа живой природы. (СЛАЙД 5)
2. Рассказ учителя с использованием мультимедийной презентации, таблицы «Грибы: съедобные и ядовитые»
На свете существует более 100 000 видов грибов. В лесах Украины растет около 100 видов, но съедобных среди них немного.
- А вы знаете, где и в каком месте искать грибы? У каждого гриба есть своё любимое место.
- Лисички, маслята, рыжики – дружат с сосной и елью. Подосиновики – с осинкой, подберёзовики, сыроежки, белые грибы – с берёзкой, с дубом – поддубники и белые грибы, а на пнях и возле них растут опята.
- Какие же грибы можно найти в осеннем лесу? Опята, шампиньоны, грузди, лисички, подберезовики, белые грибы собирают в сентябре.
В октябре собирают дождевики.
В ноябрьском лесу чаще всего встречаются опята, но встречаются и маслята, и рядовки. Завершают грибной сезон зеленушки и зимние грибы, их можно собрать еще в декабре.
3.Работа в тетради.
- Поработаем в тетради. Откройте с. 48 задание 1.
4. Знакомство с грибами.
- Пришло время знакомиться с грибами. – На странице 109 учебника рассмотрите рисунок и прочитайте названия грибов. Давайте прочитаем об этих грибах. У вас на столах лежат листочки.
(Белый гриб)
Сильный, лучший из известных съедобных грибов. По вкусовым качествам не знает себе равных. Имеет коричневый шляпка и прочную ножку. Растет в еловом или сосновом лесу. Его называют белым, потому что после сушки он не темнеет.
(Опята)
Дружеские из грибов, растет целой семейкой. Маленькие грибочки имеют светло коричневые шляпы и маленькие беленькие юбочки на ножках. Растут опята на пеньках, поваленных деревьях. Содержат лекарственные вещества.
(Подберезовик)
Это хороший съедобный гриб. Называется подберезовик. Растет преимущественно в березовых лесах. Имеет высокую и тонкую ножку.
(Лисички)
Эти грибы распространены по всей Украине. Растут в лиственных лесах. Лисички оранжевого цвета с волнистыми шляпками. Они яркие, как солнышко. Лисички - хорошие съедобные грибы.
(Шампиньон)
Шампиньон растет в лиственных и хвойных лесах, вдоль дорог, в парках, садах, на лугах. А еще его можно вырастить в домашних условиях.
- Эти грибы съедобные. Но есть грибы - ядовитые. Их надо знать и уметь распознавать. Рассмотрите их фото на с.110. Запомните их названия и признаки. (Читают дети)
(Сатанинский гриб, мухомор красный, мухомор пантерный, ложная лисичка, бледная поганка, опенок ложный).
(Мухомор)
А вот красивый гриб. Он - яркий гриб из всех в лесу. Это мухомор.
Мухомор в лесу всем нужен: и животным, и растениям, и человеку. Да. Он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки.
А лоси проглатывают целиком, бывает, по пять-шесть штук за один раз. Для лосей мухоморы – лекарство.
Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдает деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы.
А для опытного грибника он – как сигнальная лампочка. Появились в лесу мухоморы – жди белых грибов. Верная примета.
А еще – как он радует глаз своим ярким нарядом, как украшает лес! Ведь человеку нужна не только еда, но и красота! Не стоит уничтожать ядовитые грибы. Их едят кабаны, олени, барсуки, белки.
Физкультминутка
Утром гномы в лес пошли ... (ходьба на месте)
По дороге гриб нашли ... (Наклоняемся вперед, затем поднимаемся, при этом руки держим на талии)
А за ним то раз-два-три ... (Наклоняемся вправо, влево ...)
Показались еще три ... (руки вперед и разводим в стороны)
И пока мы собирали ... (Наклоняемся, и руками пытаемся достать до пальцев ног)
Гномы в школу не попали ... (Руками беремся за щеки и качаем головой вправо, влево ...)
Побежали, поспешили ... (Бег на месте, или по кругу)
И грибы все уронили ... (Приседаем)
5. Изучение строения гриба (СЛАЙД 7)
-– Рассмотрите схему, которая у вас в учебнике и подготовьтесь рассказать, как устроен гриб.
– Ту часть гриба, которую обычно мы видим в лесу, называют наземная, из чего она состоит? ( Из шляпки и ножки)
– А теперь посмотрим на подземную часть гриба.
– На что она похожа? (От ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити, похожие на паутину)
– И название этой части – грибница.
– Прочитаем в учебнике абзац на с.109.
– Из-за того, что нити грибницы образуют сложную подземную паутину, грибы растут группами, семейками.
– Из каких частей состоит гриб, мы выяснили,
– Посмотрите на названия частей гриба и скажите: Какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница - главная часть гриба, она всасывает из почвы воду и питательные вещества).
6.Работа в тетради.
- Поработаем в тетради. Откройте с. 48 задание 2.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Игра «Узнай гриб».
- Давайте проверим, научились мы распознавать грибы.
(Дети хлопают в ладоши, если гриб съедобный, и топают, если – ядовитый. Называют гриб.)
(Маслята, лисички, мухомор, опята, белый гриб, бледная поганка, сатанинский гриб, сыроежки, строчок обыкновенный, груздь, подосиновик, подберёзовик)
2. Разгадывание загадок о грибах.
3. Фронтальная работа. Распознавания съедобных и ядовитых грибов. (На доске корзинка и картинки грибов. Дети выходят к доске, находят съедобный гриб и прикрепляют магнитом к корзинке)
- Мы уже много знаем о грибах. Теперь мы можем помочь Белочке собрать в корзину только съедобные грибы.
V Итог урока
1.Прием интервью.
Что полезного вы взяли для себя из урока?
Что вы узнали нового?
Что вам понравилось на уроке?
Какой ваше настроение в конце урока?
2. Дети! Наш урок заканчивается.
Был он учебным?
Был ли он интересным?
Был он веселым?
Был ли он хорошим?
Значит во 2-м классе: дети просто "Молодцы" и всегда готовы всем помочь.
VI Домашнее задание
«Составить грибную мозаику». (Раздаточный материал)