Урок чтения. Ю. Ермолаев "Два пирожных"

Про матеріал
Авторська розробка. Конспект уроку читання для 2 класу з використанням стратегій критичного мислення: "Передбачення за назвою твору", "Кероване читання", "Мікрофон", "Ромашка Блума". Виконала: Касімбекова Наталя Миколаївна, вчитель Одеського ліцею 82.
Перегляд файлу

                                     Урок чтения

Класс: 2

 

Тема: Юрий Ермолаев «Два пирожных». Учусь пересказывать прочитанное.

 

Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева, помочь осознать главную мысль произведения, стимулировать познавательную активность учеников путём сравнения собственных идей и текста, учить пересказывать.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.

 

Технология, методы: технология критического мышления, методы проблемного обучения: частично-поисковые, эвристические, практические.

 

Оборудование: ромашка Блума, надписи «Путешествие», «Реальное», «Виртуальное», картина с изображением Африки, микрофон, сундучки и стикеры, лист анализа произведения и скороговорка (домашнее задание).

 

 

 

Структура урока

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ( 5-7мин)

Актуализация

Мотивация

Тема, ожидаемые результаты

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  (27- 35 мин)

Конструирование учениками знаний и навыков, формирование собственного мнения

 

ИТОГОВАЯ  ЧАСТЬ (до 10 мин)

Обобщение и систематизация информации

Рефлексия

 

 

Ход урока

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  ( 5-7мин)

Актуализация

 

Начинаем наш урок.

На уроке мы опять будем что-то изучать.

Узнавать и развиваться, новой цели добиваться.

 

Мотивация

1) Артикуляционная гимнастика.

Подготовим язычок.

(Обезьяна кричит, скрип двери, крокодил смеётся, метель завывает, лев рычит, змея шипит)

 

2) Работа над дикцией. В парах.

Продолжаем работать над дикцией при помощи скороговорок, дополняем наш проект «Дерево скороговорок».

  • Кто хочет сказать свою скороговорку?
  • Теперь соревнуемся в парах. Кто победитель в паре?

 

3) Слово об авторе.

Сегодня мы с вами будем изучать произведение Юрия Ивановича Ермолаева. 

Юрий Ермолаев окончил театральное училище, по профессии был актером, играл главные роли. Но талант писателя пересилил талант актера.

Свои произведения автор называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное. Герои -честные и озорные, добрые и находчивые, готовые на самые неожиданные поступки. Они наполнены смелостью и правдивостью, что с ними не хочется расставаться.

 

Тема, ожидаемые результаты

 

Посмотрите на рассыпавшиеся предложения. Это пословицы.

Соберите их.

 

Греет, сердце, матери, солнышка, лучше.

Деткам, птица, а, весне, мать, родным, рада.

Эти пословицы подходят к нашему произведению, запомните их.

 

Тема, ожидаемые результаты

 

На примере рассказа Ю. Ермолаева мы продолжаем совершенствовать свои навыки чтения, учимся выделять главную мысль, давать характеристику героев и их поступков, пересказывать.

 

По названию произведения предположите, о чем пойдет речь в самом произведении. Часть информации вы уже получили.

Рассказ называется «Два пирожных».

Предположения детей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  (27- 35 мин)

Конструирование учениками знаний и навыков, формирование собственного мнения .

 

Мы будем читать произведение по частям.

 

Чтение 1 части рассказа. Остановка 1.

 

Сергей Ермолаев.

Два пирожных

Мама вошла в комнату и сказала: — Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду. В это время старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина. Помогать маме им, конечно, не хотелось.

 

Обсуждение.

-О ком вы узнали в 1 части текста?

- Как зовут сестер?

-Кто был младше? Что она делала?

- О чем попросила мама дочек?

- Что было дальше? Как развивались события дальше?

Предположения детей.

 

Чтение 2 части. Остановка 2

Но Оля решила так: сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду. И пошла в кухню.— Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю, — сказала ей вдогонку Наташа и добавила: — Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!

 

Обсуждение

- Что решила Оля?

-Пошла ли Наташа мыть посуду? Почему?

-О чем была книга? Чем так заинтересовала книга Наташу? А как развивается история по мнению автора, мы узнаем.

-Что, по вашему мнению случится дальше?

Предположения детей.

 

Чтение 3 части. Остановка 3.

Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей:

— Что же ты не идёшь, мы уже почти всю посуду перемыли.     ----А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа. – Я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. – И она перевернула страницу. Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна. Она убрала чистые тарелки в буфет и принялась за лепку. — Ну вот я и дома, — закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась.

 

Словарная работа

Глава книги - -раздел книги.

Немного погодя – позже.

Буфет – шкаф для посуды.

Тропические лианы- травянистые, вьющееся или лазяющее цепкое растение.

Африка – второй по величине материк .

Конго -  река в Африке.

 

Мы с вами тоже можем очутиться в долине реки Конго, в Африке.

Демонстрация изображения

 Музыкальная вставка (Звуки водопада, пение птиц)

 

Конго – это спокойная река в центре Африки с низкими берегами, местами заболочена.

В бассейне Конго

Около 700 видов рыб

100 000 видов растений

Около 1000 видов птиц

400 000 видов млекопитающих:

 слоны, буйволы, гиппопотамы;

 рептилии: крокодилы, водяные змеи, черепахи.

 

А вы знаете, что   РЕКА КОНГО:

 

  • САМАЯ ГЛУБОКАЯ В МИРЕ РЕКА (ДО 230 М)
  • САМАЯ ДЛИННАЯ ПОСЛЕ НИЛА РЕКА В АФРИКЕ
  • Единственная в мире река, пересекающая экватор 2 раза!!!

 

Наше путешествие было виртуальным, заочным. Когда не представляется возможности побывать в Конго, можно и так путешествовать.

Дискуссия «Путешествие»

                                   Путешествие

Реальное                                                             Виртуальное

 

Какое путешествие лучше? Приведите свои аргументы.

Не упускайте возможности путешествовать, это обогащает наш внутренний мир, делая жизнь ярче.

Неудивительно, что наша героиня увлеклась чтением книги.

Предположения детей.

-Как развивались события дальше?

 

 

Чтение 4 части. Остановка 4.

Учащиеся читают самостоятельно, жужжащее чтение.

 

– Чем это ты губы вымазала? — Кремом, —  похвасталась Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя. — Зачем же за меня? – нахмурилась Наташа.— Мама сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки: Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортиться.

Обсуждение

  • Что произошло?
  • Почему Оля съела два пирожных?
  • Понравилось ли вам , как закончился рассказ?
  • Что вас удивило?

 

 

Работа с иллюстрацией.

Сравните сестёр на картинках. На какой из картинок Оля? Почему вы так решили?

 

Физминутка

Мы снова в Африке.

«У жирафа пятна»

У жирафа пятна, пятнышки везде: на лбу, на ушах, на локтях и на ногах, на животах, коленях и носках (дети хлопают себя по телу, изображая пятнышки)

У слона есть складки, складочки везде: на лбу, на ушах, на локтях и на ногах, на животах, коленях и носках (дети щиплют себя, изображая пятнышки)

 

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде: на лбу, на ушах, на локтях и на ногах, на животах, коленях и носках (дети ребром ладони показывают полоски)

 

Читательское колесо. Ромашка Блума.

 

  • Если бы ты попал в историю, чтобы ты изменил?
  • Придумай свое продолжение истории.
  • Что ты хочешь спросить у героев произведения?
  • Расскажи три важных эпизода из произведения.
  • Найди слова, которые ты не понимаешь.
  • Чему учит это произведение? Главная мысль.

 

ИТОГОВАЯ  ЧАСТЬ (до 10 мин)

Обобщение и систематизация информации

 

1) Мозговой штурм. 

  •           О чем попросила мама дочек?
  •           Что делали в это время девочки?
  •           Что получила Оля от мамы после того, как она вымыла посуду?
  •           Почему Наташа осталась без пирожного?
  •           Как бы вы поступили на месте мамы?
  •           Стали бы вы есть пирожное на месте сестры?

 

2) По каким признакам вы поняли, что это рассказ?

  • небольшой объём
  • небольшое число действий
  • 1 сюжетная линия
  • 1 эпизод о реальных событиях
  • немного действующих лиц

 

     -Каждый из нас живет в семье, где нужно вежливо вести себя, уважать, беречь, щадить друг друга. В доме нужны любовь, забота, уважение, внимание. В нашей помощи нуждаются самые близкие — родители. Берегите маму, чаще ей помогайте. Отличная учеба и поведение согреют ей сердце.

 

Рефлексия

1) Микрофон

Я обязательно помогу сегодня маме …

 

2) Сундучок успеха.

 

3) Домашнее задание.

Выучить скороговорку и поместить на наше дерево.

 

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

 

Заполнить таблицу, выбрав героиню (Оля, Наташа, мама).

  • Имя
  • Действия и поступки героя
  • Внешность, характер героя
  •  
doc
Додано
21 лютого 2021
Переглядів
902
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку