ТЕМА. «Закрепление знаний об ударении»
2-й класс
Цели урока. Повторить изученное об ударении; работать над развитием речи детей; познакомить с новым словарным словом; воспитывать любовь к русскому языку; повторить словарные слова.
Оборудование. Кодоскоп, магнитная доска, орфографические словари, листочки с текстом, магнитофонная запись с прогнозом погоды, учебник «Русский язык» (авт. А.В.Полякова).
Ход урока:
Учитель орфографически читает группу слов. После этого следует работа над прочитанными словами.
Тема зашифрована на доске. Дети расшифровывают ее с помощью алфавита.
Учитель. Какой слог называется ударным? Какие слоги называются безударными?
Ответы детей.
- Сегодня на уроке мы будем определять ударные и безударные слоги. А начнем с нового словарного слова.
Учитель включает магнитофонную запись прогноза погоды, дети определяют новое словарное слово - погода. Далее они проговаривают это слово орфографически, определяют, какой слог ударный, а какие – безударные. Затем самостоятельно записывают в тетрадь, пропустив «опасное» место (п_года).
После того как учитель зачитает справку о том, как образовалось это слово, дети вставляют правильную букву в слово и проверяют правильность по словарю.
Затем дети орфографически проговаривают это слово и записывают его по памяти.
Учитель раздает детям листочки.
1-й листочек 2-й листочек
установилась чудесная
стоит ненастная
держится темная
сохраняется холодная
ожидается удивительная
солнечная
ясная
безоблачная
дождливая
У. Составьте предложение, используя слова из двух листочков.
Дети выполняют задание: Стоит чудесная погода.
У. А теперь составьте предложение про сегодняшнюю погоду. Для этого выберите из первого листочка слово, где ударение стоит на втором слоге, из второго- подходящее слово к нашей погоде.
Дети составляют предложение, орфографически его проговаривают, записывают в тетрадь. Затем читают его друг другу с восторгом, ужасом, удивлением, радостью.
У. Возвращаемся к нашему предложению. Стоит чудесная погода. Какое слово здесь «загадка»?
Дети находят слово, в котором, если переставить ударение, поменяется смысл слова: стоит.
- Может ли от места ударения зависеть смысл слова?
Дети. Да.
У. Давайте убедимся в этом еще раз.
На каждой парте лежат листочки со следующими текстами.
Дети в парах быстро расставляют ударения.
7. Минутка орфоэпии.
На магнитной доске.
Дети с помощью учителя выясняют смысл ударения, его значение. Так как каждый день на уроках проводится минутка орфоэпии, то в виде тестов проходит проверка того, как дети усвоили материал.
Повторение материала о том, когда ударение не ставится.
Дети находят на листочках с текстом слова с буквой ё и предложения, где есть односложные слова, и списывают их к себе в тетрадь.
После этого они выполняют упр. 199.
9. Итог урока.
10. Домашнее задание.