Коммунальное учреждение
«Мариупольская общеобразовательная школа I-III ступеней №10 Мариупольского городского совета Донецкой области»
Урок – исследование
«Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов» (6 класс)
Эпиграф к уроку:
«Человечество погибнет не от
атомной бомбы, бесконечных войн,
оно похоронит себя под
горами собственных отходов»
Нильс Бор
Учитель географии:
Ивчик Виктория Анатольевна
Мариуполь
Тема урока: урок – исследование «Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов»
Цель:
Учебная.
Познакомить учащихся с классификацией отходов, способами избавления от них, определить значение переработки ТБО для окружающей среды.
Развивающая.
Развивать навыки работы в группе и парах, умение строить ответ по алгоритму, творческие способности.
Воспитательная.
Сформировать сознательное отношение к проблеме утилизации бытовых отходов и личному участию в ее решении, воспитывать экологически правильное отношение к окружающей среде.
Тип урока: урок - исследование.
Оборудование: мультимедийный проектор (электронная презентация), ватман с нарисованными мусорными ведрами, фломастеры, пластиковые бутылки, поделки из ТБО.
Методы и приемы: инструктаж учителя, объяснительно – иллюстративный метод, работа с наглядным пособием, опережающее домашнее задание, эксперимент, применение новых знаний на практике, проблемный, эвристический, самостоятельная работа в парах, рефлексия.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
V. Изучение нового материала.
VI. Практическое применение ЗУН.
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку, выставление оценок за работу на уроке).
IX. Домашнее задание.
Ход урока:
Сегодня у нас не обычный урок, а урок – исследование: «Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов». С проектами вы уже знакомы по урокам труда. А сегодня мы создадим мини проект по географии.
Цель исследования: изучить проблему утилизации твердых бытовых отходов.
Задачи исследования:
-Проанализировать, что происходит с бытовыми отходами, которые производят люди.
-Описать влияние отходов на окружающую среду.
-Доказать, что вторичная переработка мусора необходима для окружающей среды.
-Предложить свои способы переработки.
Методы исследования, которые мы будем применять в проекте:
анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.
Предмет исследования: бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.
Участники исследования: семьи одноклассников.
Гипотеза (догадка) исследования: «Возможно, бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Предложения по их вторичному использованию».
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
- Какой случай произошел в известном всем стихотворении?
- Сломалась игрушка. Знакомая ситуация.
- Как поступить со сломанной игрушкой?
( Починить, послужит еще. Выбросить и купить новую).
- Вещи окружающие нас имеют свой срок службы. Одни служат долго и передаются из поколения в поколение, а другие быстро отслуживают свой срок и превращаются в отходы.
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Постоянный круговорот веществ, существующий в природе, в человеческом обществе, как правило, отсутствует. Бытовые и промышленные отходы сами собой не могут раствориться в окружающей среде. Проблема отходов важна как для одного человека, так и для всего человечества.
Только в Мариуполе накапливается в год около 70 тыс. тонн бытовых отходов, т.е. порядка 140 кг на каждого жителя города. Сегодня на уроке мы будем решать вопрос, что делать с мусором, чтобы наша планета не превратилась в огромный мусорный полигон.
Проверка домашнего задания.
1. Работа в группах.
Домашним заданием было проанализировать, что ваша семья выбрасывает в мусорное ведро в качестве твердых бытовых отходов (ТБО)?
- Каждая группа подходит к своему столу и на листе, где нарисовано ведро, рисует бытовые отходы в течение одной минуты. Задача – нарисовать как можно больше, не повторяя рисунков.
(ученики выполняют задание)
- Давайте подсчитаем, сколько ТБО набралось у каждой команды.
- А что теперь делать с этими «наполненными «ведрами»? (отнести в мусорный контейнер).
2. Прием «Эксперимент»
- Я попросила вас принести на урок по одной пустой упаковке (пластиковую бутылку, бумажный пакет от сока). Давайте сложим этот мусор в ведро. (Дети складывают мусор в ведро, но он весь не помещается). А теперь проведем акцию, которую назовем «Нажми на мусор!». Откройте пластиковые бутылки и тетрапаки, сплющите их ногами. (Дети давят бутылки ногами, бутылки становятся плоскими). Вы видите - теперь в ведро поместились все ваши упаковки. Вот так и надо поступать с мусором, чтобы мусорная машина не перевозила воздух!
- Давайте сядем за парты и послушаем, что нам мог бы рассказать о себе мусор. Самая длинная жизнь у отслуживших нам вещей начинается на городской свалке. Одни могут исчезнуть без следа за несколько лет. А другие могут там находиться десятилетиями.
V. Изучение нового материала.
1.Сообщения детей о вреде ТБО.
Деревянные изделия ущерба природе не наносят. Целлюлоза – основа древесины – естественный природный материал. В природе разлагается несколько десятков лет, окисляется кислородом воздуха и используется для питания различными микроорганизмами.
Макулатура: собственно бумага ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа бумаги – естественный природный материал. Однако, краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества. Разлагается в природе 2-10 лет. Макулатура составляет 30% нашего мусора. Для получения тонны бумаги требуется 17 деревьев. Тонны бумаги хватает в среднем на 2-4 жителя планеты в год. Производство бумаги энергоемко и сопровождается выделение загрязняющих веществ. Переработка макулатуры требует в 2 раза меньше энергии. Повторное использование бумаги уменьшает потребление воды на 60 %, энергии на 40%, загрязнение воздуха снижается на 74%, воды - на 35%.
Текстиль: хлопок и другие натуральные ткани никакого ущерба природе не наносят. Ткань из синтетических материалов при разложении может выделять ядовитые вещества. Время разложения хлопковых и льняных тканей 2-3 года, синтетических – до 100 лет.
Консервная банка: состоит из оцинкованного или покрытого оловом железа. Цинк, олово, железо, входящие в состав банки – ядовиты. На поверхности суши разлагается несколько десятков лет (до 90 лет), в пресной воде около 10 лет.
Стекло: на поверхности суши разлагается около 1000 лет, в спокойной воде – около 100 лет, в полосе прибоя – около 1-2 года. Битое стекло – причина лесных пожаров, травм животных и людей.
Пластмасса: производится на нефтехимических предприятиях. Старая пластмасса является большой проблемой– на полигонах ТБО она может разлагаться от 500 до 1000 лет, а для ее производства используется нефть, которой не хватит навсегда. При сжигании пластмассы выделяются диоксиды, воздействие диоксидов на человека сродни радиационному.
-Можем мы так безумно отправлять ТБО в мусорный контейнер? Что же тогда делать? Предложите способы утилизации ТБО? (Вторичная переработка стекла, бумаги, пластмассы, металлолома. Изготовление из старых вещей новых).
-Что это нам даст? (Уменьшит площадь полигонов мусора, сбережет почву, воду, воздух от загрязнения. Сбережет ресурсы).
-Прежде, чем переработать ТБО, что нужно сделать? (сортировать мусор)
-Какой принцип сортировки мусора подойдет? (по материалу, из которого он изготовлен)
2. Работа в группах.
Подойдите к своим столам и мусор, который вы нарисовали, из ведра «отсортируйте» в таблицу.
3. Взаимопроверка.
Обменяйтесь таблицами и проверьте правильность выполнения задания.
4. Представление: «Новая жизнь старым вещам»
- Дома вы делали поделки из бытовых отходов, представьте их, используя алгоритм
- Всем спасибо. Перед вами вазочка с конфетами, вы работали активно, можете съесть по конфете.
VI. Практическое применение ЗУН.
- Внимание! Что у вас в руках?
- Что с ними нужно сделать?
- Как вторично можно использовать фантики?
Мастер- класс по изготовлению поделки (бабочки и др. из фантиков от конфет), работа в паре.
Великий ученый - химик Д.И. Менделеев сказал: «… Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»
- Как бороться со злейшим врагом цивилизации мусором?
(его необходимо перерабатывать)
-Что нужно сделать для переработки?
(организовать раздельный сбор мусора)
-Можете ли вы помочь природе в борьбе с мусором? Каким образом?
(дать вторую жизнь старым вещам).
VIII. Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке и дома. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание.
Написать мини проект «Утилизация бытовых отходов»