Урок – дослідження «Розробка міні – проекту з утилізації побутових відходів»

Про матеріал
В уроці – дослідженні вивчається проблема утилізації побутових відходів. Запропоновані способи переробки побутових відходів. Інтерактивний урок.
Перегляд файлу

Коммунальное учреждение

«Мариупольская общеобразовательная школа I-III ступеней №10 Мариупольского городского совета Донецкой области»

 

 

 

 

Урок – исследование

«Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов»     (6 класс)

 

 

Эпиграф к уроку:

«Человечество погибнет не от

атомной бомбы, бесконечных войн,

оно похоронит себя под

горами собственных отходов»

Нильс Бор

 

 

 

Учитель географии:

Ивчик Виктория Анатольевна

 

 

 

 

 

 

                               Мариуполь

Тема урока: урок – исследование «Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов»

Цель:

Учебная.

Познакомить учащихся с классификацией отходов, способами избавления от них, определить значение переработки ТБО для окружающей среды.

Развивающая.

Развивать навыки работы в группе и парах, умение строить ответ по алгоритму, творческие способности.

Воспитательная.

Сформировать сознательное отношение к проблеме утилизации бытовых отходов и личному участию в ее решении, воспитывать экологически правильное отношение к окружающей среде.

Тип урока: урок - исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор (электронная презентация), ватман с нарисованными мусорными ведрами, фломастеры, пластиковые бутылки, поделки из ТБО.

Методы и приемы: инструктаж учителя, объяснительно – иллюстративный метод, работа с наглядным пособием, опережающее домашнее задание, эксперимент, применение новых знаний на практике, проблемный, эвристический, самостоятельная работа в парах, рефлексия.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

V. Изучение нового материала.

VI. Практическое применение  ЗУН.

VII. Итог урока.

VIII. Рефлексия (отношение учащихся к уроку, выставление оценок за работу на уроке).

IX. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок – исследование: «Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов». С проектами вы уже знакомы по урокам труда. А сегодня мы создадим мини проект по географии.

Цель исследования: изучить проблему утилизации твердых бытовых отходов.

Задачи исследования:

-Проанализировать, что происходит с бытовыми отходами, которые производят люди.

-Описать влияние отходов на окружающую среду.

-Доказать, что вторичная переработка мусора необходима для окружающей среды.

-Предложить свои способы переработки.

Методы исследования, которые мы будем применять в проекте:

анализ, наблюдение,  сравнение, обобщение.

Предмет исследования: бытовые отходы, возможность их вторичного использования и переработки.

Участники исследования: семьи одноклассников.

Гипотеза (догадка) исследования: «Возможно, бытовые отходы загрязняют окружающую среду. Предложения по их вторичному использованию».

  1. Актуализация опорных знаний.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

- Какой случай произошел в известном всем стихотворении?

- Сломалась игрушка. Знакомая ситуация.

- Как поступить со сломанной игрушкой?

( Починить,  послужит еще. Выбросить и купить новую).

- Вещи окружающие нас имеют свой срок службы. Одни служат долго и передаются из поколения в поколение, а другие быстро отслуживают свой срок и превращаются в отходы.

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Постоянный круговорот веществ, существующий в природе, в человеческом обществе, как правило, отсутствует. Бытовые и промышленные отходы сами собой не могут раствориться в окружающей среде.  Проблема отходов важна как для одного человека, так и для всего человечества.

Только в Мариуполе накапливается в год около 70 тыс. тонн бытовых отходов, т.е. порядка 140 кг на каждого жителя города. Сегодня на уроке мы будем решать вопрос, что делать с мусором, чтобы наша планета не превратилась в огромный мусорный полигон.

Проверка домашнего задания.

1. Работа в группах.

Домашним заданием было проанализировать, что ваша семья выбрасывает в мусорное ведро в качестве твердых бытовых отходов (ТБО)?

- Каждая группа подходит к своему столу и на листе, где нарисовано ведро, рисует бытовые отходы в течение одной минуты. Задача – нарисовать как можно больше, не повторяя рисунков.

(ученики выполняют задание)

- Давайте подсчитаем, сколько ТБО набралось у каждой команды.

- А что теперь делать с этими «наполненными «ведрами»?  (отнести в мусорный контейнер).

2. Прием «Эксперимент»

- Я попросила вас принести на урок по одной пустой упаковке  (пластиковую бутылку, бумажный пакет от сока). Давайте сложим этот мусор в ведро. (Дети складывают мусор в ведро, но он весь не помещается). А теперь проведем акцию, которую назовем «Нажми на мусор!». Откройте пластиковые бутылки и тетрапаки, сплющите их ногами. (Дети давят бутылки ногами, бутылки становятся плоскими). Вы видите - теперь в ведро поместились все ваши упаковки. Вот так и надо поступать с мусором, чтобы мусорная машина не перевозила воздух!

- Давайте сядем за парты и послушаем, что нам мог бы рассказать о себе мусор. Самая  длинная жизнь у отслуживших нам вещей начинается на городской свалке. Одни могут исчезнуть без следа за несколько лет. А другие могут там находиться десятилетиями.

V. Изучение нового материала.

1.Сообщения детей о вреде ТБО.

Деревянные изделия ущерба природе не наносят. Целлюлоза – основа древесины – естественный природный материал. В природе разлагается несколько десятков лет, окисляется кислородом воздуха и используется для питания различными микроорганизмами.

Макулатура: собственно бумага ущерба природе не наносит. Целлюлоза – основа бумаги – естественный природный материал. Однако, краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества. Разлагается в природе 2-10 лет.  Макулатура составляет 30% нашего мусора. Для получения тонны бумаги требуется 17 деревьев. Тонны бумаги хватает в среднем на 2-4 жителя планеты в год.  Производство бумаги энергоемко и сопровождается выделение загрязняющих веществ. Переработка макулатуры требует в 2 раза меньше энергии. Повторное использование бумаги уменьшает потребление воды на 60 %, энергии на 40%, загрязнение воздуха снижается на 74%, воды - на 35%.

Текстиль: хлопок и другие натуральные ткани никакого ущерба природе не наносят. Ткань из синтетических материалов при разложении может выделять ядовитые вещества. Время разложения хлопковых и льняных тканей 2-3 года, синтетических – до 100 лет.

Консервная банка: состоит из оцинкованного или покрытого оловом железа. Цинк, олово, железо, входящие в состав банки – ядовиты.  На поверхности суши разлагается несколько десятков лет (до 90 лет), в пресной воде около 10 лет.

Стекло: на поверхности суши разлагается около 1000 лет, в спокойной воде – около 100 лет, в полосе прибоя – около 1-2 года. Битое стекло – причина лесных пожаров, травм животных и людей.

Пластмасса: производится на нефтехимических предприятиях. Старая пластмасса является большой проблемой– на полигонах ТБО она может разлагаться от 500 до 1000 лет, а для ее производства используется нефть, которой не хватит навсегда. При сжигании пластмассы выделяются диоксиды, воздействие диоксидов на человека сродни радиационному.

-Можем мы так безумно отправлять ТБО в мусорный контейнер? Что же тогда делать? Предложите способы утилизации ТБО? (Вторичная переработка стекла, бумаги, пластмассы, металлолома. Изготовление из старых вещей новых).

-Что это нам даст? (Уменьшит площадь полигонов мусора, сбережет почву, воду, воздух от загрязнения. Сбережет ресурсы).

-Прежде, чем переработать ТБО, что нужно сделать? (сортировать мусор)

-Какой принцип сортировки мусора подойдет? (по материалу, из которого он изготовлен)

2. Работа в группах.

Подойдите к своим столам и мусор, который вы нарисовали, из ведра «отсортируйте»  в таблицу.

3. Взаимопроверка.

Обменяйтесь таблицами и проверьте правильность выполнения задания.

4. Представление: «Новая жизнь старым вещам»

- Дома вы делали поделки из бытовых отходов, представьте их, используя алгоритм

  • Из чего выполнена поделка?
  • Ее функциональное назначение
  • Сколько лет могли бы отходы находиться на свалке?
  • Что сберегли из ресурсов?
  • Что сберегли от загрязнения?

- Всем спасибо. Перед вами вазочка с конфетами, вы работали активно, можете съесть по конфете.

VI. Практическое применение  ЗУН.

- Внимание! Что у вас в руках?

- Что с ними нужно сделать?

- Как вторично можно использовать фантики?

Мастер- класс по изготовлению поделки (бабочки и др. из фантиков от конфет),  работа в паре.

  1. Итог урока.

Великий ученый - химик Д.И. Менделеев сказал: «… Нет отходов, а есть неиспользованное сырье»

- Как бороться со злейшим врагом цивилизации мусором?

(его необходимо перерабатывать)

-Что нужно сделать для переработки?

(организовать раздельный сбор мусора)

-Можете ли вы помочь природе в борьбе с мусором? Каким образом?

(дать вторую жизнь старым вещам).

VIII. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке и дома. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Написать мини проект «Утилизация бытовых отходов»

doc
Додано
15 березня 2020
Переглядів
1807
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку