Урок "Европейский средневековый город. Линейные уравнения."

Про матеріал
Система интегрированных уроков предполагает использовании одного материала в темах разных курсов. Это даёт возможность учащимся увидеть проблему с разных точек зрения, с позиции разных наук. Кроме того, современные компьютерные технологии предоставляют большие возможности для работы, повышают интерес учащихся к предметам. Разнообразие форм и приёмов, которые используются на данном уроке позволяют ребятам проявить себя, свои знания на разных этапах урока, свои творческие способности и возможности.
Перегляд файлу

                     Европейский средневековый город.

                          Линейные уравнения.

Цели: познакомить учащихся с историческими данными, закрепить и обобщить знания учащихся об уравнениях, способах их решений; расширить представления о культуре, общественной жизни Средневековья.

Развивать навыки работы с текстом, умения логически мыслить, решать уравнения, анализировать исторические факты, связывать их с личностями; познавательную активность учащихся.

Продолжать формировать историческое мировоззрение учащихся, воспитывать уважение к другим, стимулировать творческую активность.

Оборудование: доска, карта, иллюстративный материал, презентация, компьютер.

Тип урока: изучения нового материала.

Межпредметные связи: история, математика.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференционно-груповая

 

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Постановка и формулирование целей и задач урока, запись темы урока в тетради.

 

 2. Изучение нового материала.

План:

  1.                      Средневековый город.
  2.                      Ремесло и торговля в средневековом городе:
    •                                        цехи;
    •                                        мастерские ремесленников;
    •                                        торговля.

3.Средневековые школы и университеты.

 

1. Средневековый город.

Учитель истории. В начале Средневековья большинство городов лежали в руинах. Те, которые сохранились, выглядели плачевно. Прекрасные площади римских времен заросли бурьянами или превратились в пастбища. Только полтора-два десятка домов стояли возле церковных стен или укрепленного жилья сеньора.

В Х-ХІ ст. произошли важные изменения….

В это время буквально на глазах начали возрождаться старые, и расти новые города.

Города возникали как центры ремесла и торговли, поэтому основную массу их населения составляли ремесленники и торговцы.

 

Это интересно!!!

Как образовывались названия средневековых городов?

Если город образовывался вокруг монастыря, название его начиналось частицами «санкт-», «сен», «сан-», т.е. «святой»

Если города возникали на переправах через реку название города в немецком языке заканчивалось на «-фурт»(«брод»), а в английском – на «-форд»(«брод»), «-бридж»(«мост»), или «-честер»(«лагерь»). Например, Франкфурт – «Свободный брод», Кембридж – «мост через реку Кем», Манчестер – «мужской лагерь» и т.д.  

 

Размеры средневековых городов были небольшими. Обычное количество жителей ограничивалось несколькими тысячами (1-5 тыс.)

Учитель математики. Количество жителей небольших городов вы можете узнать, решив уравнение и взяв его корень как единицы тысяч. Это можно сделать с помощью решения математических ребусов. Вместо неизвестных записать числа, которые являются корнями уравнений по вертикали и горизонтали. (см. приложение)

 Учитель истории. Большими городами считались такие, в которых население достигало 20-30 тысяч.

Только некоторые -   Константинополь, Париж, Флоренция, Милан – имели большое количество населения (80-100 тыс.) и казались современникам огромными.

Давайте найдем самые большие города средневековой Европы и обозначим их на карте, которая лежит перед вами.

Учитель математики. Количество жителей некоторых городов вы можете узнать решив уравнение.

      На доске три уравнения по одному на каждый ряд. Учащиеся выходят по очереди и записывают только по одной строчке в уравнении своего ряда. Побеждает тот ряд, который быстрее решит

 

1 ря  1р – г. Венеция

2       2р. – г. Флоренция

3 р     3р. - Страсбург

4 – 5 4-5(х – 7) = 7(2 – х) + 83

х = 2х=29

13 –  13-4(х +2) = 6(3 – х) +39

х =   х=26

7(х-  7(х-4) – 8 = 44 – 5(6 –х)

х =2 х=25

 

Самым большим городом считался Лондон. Численность его жителей вы можете узнать, решив самое большое уравнение сегодняшнего урока:

 

                           13(х – 12) + 2(х - 17) = 131 + 8(х + 14) + 3(х - 11)

                                                            х = 100 (тысяч)

 

Учитель истории. Города отличались от окружающего сельского мира своим внешним видом. Большинство из них было защищено зубчатыми стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой, через которые перекидался мост. На ночь мост поднимался, а ворота закрывались. На стенах оставались защитники из числа граждан, которые составляли ополчение.

Учитель математики. Давайте решим задачу.

      Задача. Охранниками были только мужчины определенного возраста. Кол-во мужчин с другими специальностями в 19 раз было больше от количества охранников. Найдите количество охранников, если мужчины необходимого возраста составляли 1/5 от всех жителей города с населением 20000.

 

 

 

         Охрана – х

                                }     Всего от 1⁄5 20000    х + 19х =15  20000    20х = 4000   х = 200

         Другие – 19х     

  Ответ. Охранникам были 200 человек.

Учитель истории. Центром города была просторная рыночная площадь. На площадь выходила ратуша – дом, где заседал и решал важные дела городской совет – магистрат. Сюда выходили окна домов богатых граждан. На площадь сходились, чтобы послушать распоряжения властей, выбрать органы власти, на праздник.

От рыночной площади в разные стороны расходились улицы, которые соединялись кривыми проулками. Улицы были узкими, «не шире длины копья». В Брюсселе существовала улица одного пешехода.

Земли в городах не хватало и дом строили впритык один к одному – так, что верхние этажи нависали над нижними. Канализации не существовало, мусор выбрасывали прям на улицу. В дождь он превращался в настоящее болото, которое пешеход мог преодолеть только на ходулях.

 

Это интересно!!! В конце ХІІ ст. французский король Филипп ІІ Август потерял созн  сознание от этих запахов. После этого он приказал сделать дорогу. Это была перпервая в Европе городская брусчатка. Но таких улиц было очень мало. Еще в ХХ   XV ст. император Фридрих ІІ чуть не утонул в центре города вместе с конем.       

 

Давайте сделаем перерыв и с помощью карандашей и фломастеров попробуем изобразить внешний и внутренний вид средневекового города. При этом желательно использовать как можно больше разнообразных геометрических фигур.

 

2. Ремесло и торговля в средневековом городе.

  •             Ремесло и цехи

Учитель истории. Средневековый город зарождался и рос прежде всего, как центр ремесла. В отличии от крестьян ремесленники изготавливали свою продукцию на продажу, работали на рынок. Почти одновременно с городами появляются цехи – союзы ремесленников одной или нескольких специальностей. Эти объединения образовывались для защиты от конкуренции со стороны ремесленников соседних сел и городов. В условиях, когда было мало покупателей, цехи гарантировали качество товаров.

Большинство цехов занималось изготовлением продуктов питания: пекари, мясники, пивовары; другие изготавливали одежду и обувь. Важная роль принадлежала цехам, которые занимались обработкой металлов и дерева: кузнецы, столяры.

С развитием ремесла от него отделялись новые специальности и образовывались новые цеха.

Полноправным членом цеха был только мастер. Своим инструментом и  из своего сырья он с начала до конца изготавливал изделие.

Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. На них принимался статут – правила деятельности цеха, а также избиралась старшина, которая присматривала за соблюдением цеховых порядков.

Цех объединял ремесленников не только в праздники. Он выставлял воинов для ополчения и службы на стенах города, помогал вдовам и сиротам, строил храмы, в честь святого – покровителя ремесла.

Цехи играли важную роль в усовершенствовании средневекового производства. Но одновременно они запрещали нововведения и тем самым тормозили развитие.

 

  •             Торговля

Рост средневековых городов способствовал развитию торговли. Внешняя торговля была сосредоточена на двух торговых путях. Один – в Средиземноморье – связывал между собой Испанию, Центральную и Южную Францию и Италию, а также с Византией и странами Востока. Первенство принадлежало Генуи и Венеции.  Из Запада на Восток везли оружие, золото и серебро. С Востока – предметы роскоши, вино, зерно. Второй торговый путь охватывал Балтийское и Северное моря. Здесь торговали; рыбой, солью, мехами, воском, зерном, древесиной.

В середине ХIII ст. купечество 60 немецких городов создало торговое объединение – Ганзу. Она осуществляла транзитную или посредническую торговлю. До конца Средневековья Ганза держала в своих руках монополию (исключительное право) на торговлю в этом районе.

 

Найдите на карте города, игравшие важную роль в торговле, и отметьте их разными цветами.

 

Морские союзы назывались гильдиями. Возглавлял гильдию старшина, а порядок в ней регулировался статутом. Члены гильдии были обязаны помогать друг другу, всесте защищаться от разбойников. В те времена, если при аварии торговое судно     выбрасывало на берег, груз переходил в собственность местного феодала. Именно тогда, возникает пословица «Что с воза упало, то пропало».  В условиях политической раздробленности купцам приходилось платить много пошлин, но несмотря на это количество купцов росло.

 

3. Средневековые школы и университеты.

  •             Возникновение и деятельность университетов в Европе.

Учитель истории. С развитием городов и усилением государства растет потребность в образованных специалистах – юристах, врачах, учителях. Настало время создания университетов.

   Университет – высшее учебное заведение и научно-исследовательское учреждение с разнообразными отделами по разным отраслям знаний.

Первые университеты возникли в ХІІ ст. в Болоньи и Париже, а в конце ХV ст. их уже насчитывалось 79.

Учитель математики. Давайте с помощью уравнения, решим сколько существовало университетов в к. ХV ст. в Европе.  

 

                                            х – 15      х + 2  

                                               2            3

 

                                         3х – 45 – 2х – 4 = 30

                                             х = 30+45+4

                                                 х = 79

 

Прославились Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Некоторые действуют и сегодня сохраняя свои традиции.

Учитель истории. Давайте на карте обозначим города, где существовали известные университеты средневековой Европы.

Университеты делились на факультеты. Младшим, обязательным для всех, был артистический факультет (от латинского слова «искусство»). На нем изучали «семь свободных наук».

Потом шли юридический, медицинский и богословский факультет. Кстати, если подготовка будущего юриста или врача длилась 5-6 лет, то философа-богослова – намного больше. Сколько - нам поможет узнать учитель математики.

Учитель математики. С помощью задачи узнаем, сколько лет надо было учиться на богословском факультете.

При каком значении х значение выражения 5(х – 7) – 4 будет равно значению выражения 2(х + 3)?

                                 5(х – 7) – 4 = 2(х + 3)

                                 5х – 2х = 6 + 35 + 4

                                  3х = 45

                                   х = 15 

Т.о. на богословском факультете надо было учиться 15 лет.

 Учитель истории. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Проводились диспуты – споры по заранее определенным вопросам. Иногда они были такими горячими, что превращались в драку между участниками.  

 

Учитель истории. Сегодня мы с помощью учителя математики и ваших ответов мы узнали о внешнем виде средневековых городов, их устройстве, о первых университетах в Европе и обучении в них.                                                                                     

 

Учитель математики. А мы с вами закончили изучение темы «Уравнения». Мы повторили все про уравнения. Но с уравнениями мы будем встречаться и далее и не только в курсе алгебра, а и при изучении геометрии, физики и других предметов.

Учитель математики с помощью учащихся выбирает «Короля уравнений» и вручает ему специально подготовленную корону.

 

4. Домашнее задание.

Проработать параграф 5, задание 1 письменно – история.

Составить задачу по теме и решить уравнение – алгебра.

doc
Додано
29 січня 2019
Переглядів
1149
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку