Урок географии в 6-м классе по теме "Ледники"
Цели урока:
1.Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, районами распространения, движении, роли в природе Земли; познакомить с понятиями –ледник, снеговая линия, гляциология, фирн, глетчер ,морена, айсберг.
2.Способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы, обобщения; продолжать формировать умения и навыки работы с различными источниками географических знаний.
3.Способствовать развитию интереса к географии, любви к природе, стремления расширять кругозор.
Тип урока: комбинированный
Приемы педагогической деятельности: географический кросс, работа в парах, удивляй, географический диктант, мозговой штурм, работа с учебником, работа с картой, математическая география, работа с рисунком-схемой, интересные сообщения, ассоциативный куст, светофор, мини-проект, исключи лишнее, проблемный вопрос «чтобы это значило», видеофрагмент.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор; Кинофрагмент “Ледники”;Атласы и настенная физическая карта полушарий; стакан с кусочками льда; настенные схемы.
Таблички для желающих выполнить соответствующее д/з.
Ход и содержание урока
І Организационный момент.
Приветствие. Успокоить, настроить на плодотворную работу.
- Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки.
ІІ.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
– Какую сферу Земли вы изучаете? (гидросферу)
– А что такое гидросфера? (водная оболочка Земли)
- В каких состояниях вода может находиться в природе?
Слайд 1
- Какое отношение данные цифры имеют к теме «Гидросфера»? (96,5 % и 3,5%)
Слайд 2
– Вспомните какие виды вод суши мы уже изучили.
-Что осталось?
Слайд 3
Учитель: (На слайде 2 фото: вершины Карпат и Килиманджаро)
Перед вами два фото, на которых изображены горные вершины .
На одном фото –наши Украинские Карпаты, на другом – самая высокая вершина Африки – Килиманджаро, которая находится прямо на экваторе.
? На каком фото Карпаты, а на каком – Килиманджаро?
?Почему вы так думаете?
(…если подумать, то на экваторе вечное лето…Откуда там снег? Может ли такое быть? А наши Карпаты находятся в умеренном поясе, где бывает зима, и часто выпадает снег… ) (Ответы учеников)
Тогда у меня есть еще вопрсы
?А имеет ли данные фото отношение к теме «Гидросфера?
? А на данных фото есть части гидросферы…? (Ледники.)
Учитывая, что вода на Земле может быть в 3-х состояниях, то Вы правы – это ледники.
Учитель: Итак, как вы думаете: какую тему (какую часть гидросферы) будем сегодня изучать?
Слайд 4
Верно. Наша тема – “Ледники”.
Слайд 5
Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники).
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Несколько уроков мы с вами изучаем поверхностные воды. Повторим основные понятия.
Слайд 6
Проведем «Географический диктант».
1 правильный ответ – 0,5 балла. Общая суммабаллов за работу-4 балла.
Слайды 7-16
1.Постоянный водный поток, который течет в выработанном ним самим углублении – русле.
2.Природное углубление на суше, заполненное водой и не имеющее связи с океаном.
3.Искусственные водотоки, созданные человеком для орошения, водоснабжения и судоходства.
4.Ежегодное поднятие уровня воды в реке в одно и то же время года, когда река выходит из берегов и затопляет пойму.
5.Территория, с которой река вместе с притоками собирает воду.
6.Чрезмерно увлажненный участок земной поверхности с влаголюбивой растительностью, вследствии отмираний которой образуется торф.
7.Искусственный водоем, созданный путем преграждения русла реки плотиной, для накопления и хранения воды.
8.Место, где река заканчивается, т.е. впадает в другую реку, озеро, море или океан.
9.Каменные скалы из твердых горных пород, выступающие из воды в русле реки.
10. Граница, разделяющая соседние речные бассейны.
- Выполним взаимлпроверку работ. Ученики обмениваются работами и проверяют друг друга. Выставляют оценки в рабочий лист
Слайд 17
Правильный ответ:
Устье-8
Озеро-2
Пороги-9
Половодье-4
Река-1
Водохранилище-7
Болото-6
Канал -3
Водораздел-10
Бассейн реки-5
IV.Изучение нового материала Прийом «Асоциативный куст»
? Что вам хочется узнать о ледниках ведь вы никогда не видели ледники…
(Определение целей урока.)
Ученики:
-Что такое ледники?
- Где и как образуются?
- Какие бывают?
- Какова их роль в природе Земли?
(Учитель кратко записывает на доске: Что? Где и как? Какие? Роль?)
Слайд 18
Сегодня на уроке мы узнаем:
1. Что называется ледником.
2. Как образуются ледники.
3. Распространение ледников на Земле.
4. Виды ледников.
5. Значение ледников для природы и человека.
Учитывая, что в своей жизни вы никогда не видели ледники в природе,я максимально попробую cегодня на уроке показать вам слайды с изображением ледников…
Тогда начнем с самого интересного! 1. Прийом «Удивляй!»
Знаете ли Вы, что….
Слайд 19
Где сегодня находятся основные запасы пресных вод на Земле?
….Не в реках, не в озерах, а в ледниках, которые сегодня
Слайд 20
2. Мы живем в эпоху, когда ледники находятся в стадии отступления.
Слайд 21
Но в истории планеты случались времена значительных похолоданий.
Слайд 22
В ледниковый период ленники покривали почти 1/3 суши.
Эти периоды называют эпохами оледенения, когда толстым слоем льда были покрыты значительно больше, чем теперь пространства суши.
За последние 2,5млн. лет было четыре значительных эпохи оледенения,.
Ледники покрывали север северной Америки, Евразии..
Слайд 23
И даже частично территорию Украины. Его мощный язык спускался долиной Днепра. И слой этого льда имел толщину не 10, не 20 и даже не 100 метров, а значительно больше. Древнее оледенение значительно меняло природу «захваченной» им территории.
Слайд 24
Во время продвижения ледники :
-сглаживали формы рельефа,
-образовывали многочисленные озера,
-меняли растительность и животный мир.
Это была ледниковая эпоха Ледниковые эпохи сменялись межледниковыми…. Мы живем в послеледниковую эпоху. Когда-нибудь ледниковый период может наступить снова.
А куда же эти льды исчезли? ( Наверное, климат стал более теплым)
Учитель: С ледниками вы пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в кино), но все хорошо представляете лед: держали его в руках, ходили по нему ногами. Вот он у меня в стакане.
Что же такое ледники?
Наверное, чтобы ответить на этот вопрос и дать правильное определение, надо объяснить причину образования льда..
3. Как и из чего образуется лед?
Ученики: Лед образуется из воды, скажите вы, при температуре 0° и ниже.
Вода жидкая становится твердой.
Учитель: Представьте себе реку зимой: сверху лед, а под ним – вода. Весной река вскроется , и льдины поплывут по воде.
Это ледник или нет? (Нет.)
Слайд 25
Ледник — это скопление льда на суше. (Демонстрация слайда, изображения ледников на картинках и рисунках, в том числе и учебника)
Лед в ледниках отличается ото льда рек и озер.
Слайд 26
Лед рек и озер образуется из воды при ее замерзании. Он прозрачный.
А в ледниках – он как замерзшее молоко – белого цвета.
Почему?
Он образуется из снега.
Слайд 27
Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами, т. е. превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который в дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед.
Слайд 28
Это можно представить в виде схемы: снег - фирн - лед.
(Демонстрация слайда превращения снега в лед)
Слайд 29 Фирн-это зернистый лед.
Слайд 30
Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название —
глетчерный (от немецкого слова «ледник»).
Постепенно фирновый лед преобразовывается на глетчер, сплошную стеклообразную белую массу.
Она образуется из фирна под высоким давлением.
Подсчитано, что на образование 1 м3 глетчерного льда необходимо 11м3 снега.
?Лед, который образуется на воде, пресный или соленый?
А в ледниках лед всегда пресный.
– А теперь еще раз представьте ледник, который когда-то покрывал нашу территорию и попробуйте сами ответить на вопрос
4.“Что такое ледник?”
Дети дают определение ледника.
Учитель: Сравним наши определения с учебником. (Открыть стр.203 §52 .)
Слайд 31
Ледник – это скопление пресного льда на суше.
Поэтому запишем в тетрадях такое определение:
Физкультминутка. Представим, что вы капля воды в озере. Пригрело солнышко и вы становитесь лёгкими, испаряетесь, летите ввысь. Вам становиться холодно, вы сжимаетесь и превращаетесь в снежинку, которая плавно опускается на землю. (повтор) Теперь сели за парты. Что мы представили в физминутке? (круговорот воды)
5. Как же и при каких условиях ледники образуются?
Как вы думаете?
Какие условия необходимы для образования ледника?
Ведь снег выпадает на большей части территории нашей страны, в том числе в нашей области. За зиму могут образовываться большие сугробы.
Почему же не образуются ледники? ? (предположения детей)
Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю подумать и самостоятельно найти ответ на этот вопрос, выполнив задание №1. Можно открыть учебник на с.203.
(эти условия есть также на вашем листе)
Слайд 32
1. Температура воздуха должна быть ниже 0°С в течение всего года.
2. Дождь должен превращаться в град.
3. Температура воздуха должна не должна быть ниже ( -30°С ) в ночное время.
4. Снега должно выпадать больше, чем может растаять.
5.Осадки должны выпадать преимущественно зимой.
6. Осадки должны выпадать виде снега.
Слайд 33. Загадка!
Учитель обобщает ответы:
- Вот мы и установили одно из основных условий образования ледника - это температура.
- Какой она должна быть? (Заслушивание ответа.)
- Сколько должно выпадать снега? (Снега должно выпадать больше, чем может растаять).
- Чтобы снег накопился и превратился в фирновый лед – что еще необходимо?
- Для накопления и уплотнения снега необходимо значительный период времени. Запишите условия образования ледника.
Итак. Какие условия нужны для образования ледника?
Слайд 33
1.Температура воздуха должна быть ниже 0°С в течение всего года.
2.Осадки в виде снега.
3.Снега должно выпадать больше, чем может растаять.
Вывод: - Значит, где можно встретить ледник? (там, где постоянно низкая температура)
Слайд 34
Прошу определить территории на Земле с похожими климатическими условиями?
Учащиеся называют территории в горах и полярных областях.
Слайд 35 Попрбуем это доказать!
«Мозговой штурм»
На вершинах высоких гор ледники лежат даже близ экватора. Докажите это с науной точки зрения.
(Демонстрируется картина с изображением влк. Килиманджаро.)
Вы сможете ответить на этот вопрос, если решите задание №2 в ОК
Прочитаем его.
У подножия этого потухшего вулкана температура воздуха +24°С.
Почему же на вершине этой горы находится ледник?
Что происходит с температурой воздуха при подъеме в горы? (На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С).
Я прошу рассчитать,
А) какая температура воздуха будет на вершине влк. Килиманджаро.
Слайд 36
Делаю на доске запись: ( вариант- ученики самостоятельно решают задачу)
1. Абсолютная высота горы — 5895 м.
2. На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С. Сколько раз произойдет понижение температуры воздуха?
5895 : 1000 = 5,9 раз.
3. На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой?
6° х 5,9 = 35,4°С.
4. Какой будет температура воздуха на вершине?
t = (+24°С) - 35,4°С = -11,4°С.
Слайд 37
б) высоту нулевой температуры для указанных гор, нанесите ее линией на склоне горы.
На определенной высоте (там, где температура воздуха будет около 0°С), для Килиманджаро эта высота составляет примерно 4000 м, возникает ледник.
Ниже этой отметки температура воздуха положительная, поэтому выпавший снег тает и ледник не образуется.
Закрасьте эту часть гор
Вы получили линию.
Где, относительно этой линии, образуется ледник? Закрасьте эту часть гор.
Висота над уровнем моря
7000м
6000м
5000м
4000м
3000м
2000м +12
1000м
0м +24
В тексте учебника на стр.203 , пар 52 и рис.244, найдите как называется эта линия.
Сверяют с рисунком на доске, который выполнен учеником под руководством учителя. Полученные точки соединяют.
Слайд 38
Снеговая линия — это граница, выше которой снег не тает, а накапливается, образуя ледник.
Подпишите ее на рисунке
Выводы: (плакат)
Посмотрите, на какой высоте находится снеговая граница в горах, имеющих одинаковую высоту, но расположенных на разных широтах. Сравните высоты снеговой границы. Какой вывод можно сделать?
(Дети говорят, что чем ближе к экватору, тем выше снеговая граница, чем ближе к полюсам – тем ниже, в полярных областях- на уровне океана.)
!!! Заполните пропуски в рабочем листе
-уровень снеговой линии изменяется от экватора к полюсам т.к. в этом направлении уменьшается температура воздуха. Поэтому высота снеговой линии на разных широтах разная.
Слайд 39
На экваторе- 4,5 км., в умеренных широтах – 3 км, а в полярных – на уровне моря. Потому что там температура воздуха постоянно низкая.
!!! Проблемне питання (ПЛАКАТ!)
«Могут ли образоваться ледники в горах Украины?». (Работа со схемой).
Высшая точка Карпат Украины - Говерла (2061м).В среднем горы имеют высоту 1500 –1800
Изобразим гору Говерлу на схеме, разместив ее между Эльбрусом и Мак-Кинли.
( К карте выходят два ученика, кот. помогают друг другу, изображая на схеме Карпаты, и объясняя почему нет ледников в горах Украины.)
Достигает ли ее вершина снеговой линии? Нет.
Поэтому каков будет ответ на наш вопрос?
!!! И, если это многолнтние скопления льда на суше, то они обязательно должны быть обозначены на карте…
6.Работа с картой
7. Виды ледников.
А сейчас мы с вами отправимся на самые вершины ледников и попытаемся разобраться, какие бывают ледники …
Слайд 40
Классификация ледников и их распространение в мире.
Обратимся к опорному конспекту, с. 4 – какие два вида ледников существуют?
(покровные, горные)
Среди ледников выделяют два вида. Как вы назовете их, глядя на рисунок?
Чем отличаются горные и покровные ледники ?
Выступление Даши и Кристины
Слайд 41
Интересное сообщение «Об айсбергах…» нам подготовил Дима.
Учитель: Если вы внимательно слушали материал урока, то обратили внимание на то, что ледники имеют очень большое значения для природы и ХДЧ
Дома внимательно прочитаете текст учеьника по данной теме и выполните задание №5, заполнив таблицу:
Значение ледников для природы и человека.
Задание. Определите значение ледников для природы и человека, заполнив следующую таблицу, используя текст учебника на с.205-206
Ледники |
Значение для природы |
Значение для человека |
|
|
Дети высказывают предположения.
Учитель обобщает ответы:
-ледники хранят в себе огромные запасы пресной воды;
-эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара.
IV.Закрепление изученного материала:
– Итак, что вы сегодня узнали о ледниках? (ответы учащихся).
- Давайте попробуем ответить на вопрос – какое значение имеют ледники для природы и человека, заполнив при этом таблицу.
(для природы – хранилище излишней воды, накопление льда в большом количестве, меняет облик горных вершин; для человека – источник пресной питьевой воды, айсберги угрожают судоходству).
А сейчас посмотрим фильм “Ледники”. (2-я проработка материала)
Задание: сравнить содержание фильма с тем, что уже было сказано на уроке. Обратить внимание на те моменты, которые еще не были освещены.
V. Презентация результатов деятельности
Слайд 42
Прийом «Третий лишний»
Айсберг, ледник, снег, вода;
Горный ледник, айсберг, снеговая линия, морена;
Снег, лед, ледник, река, морена.
«Лови ошибку»
Сигнальные карточки: зеленая – ответ верный, красная – не верный ответ.
Игра «Фома неверующий» 1.Веришь ли ты, что ледник-это вся замерзшая вода на реках озерах, прудах (-)
2.Ледник образуется из фирна. (+)
3.У горного ледника есть язык (+)
4.Самый большой покровный ледник находится на острове Гренландии (-)
5.Ледники неподвижны (-)
6.Веришь ли ты, что глетчерный лед образуется из фирна (+)
7.У ледников бывает шапка (+)
8.Чем дальше от экватора, тем выше в горах образуются ледники (-)
9.Айсберги –это источники пресной воды (+)
10.У ледника есть область питания (+)
11.Веришь ли ты, что айсберги бывают цветными (+)
12.Снеговая линия это линия ниже которой снег не тает (+)
13.Ледники питают реки (+)
14.Самый большой ледник в мире находится в Карпатских горах (-)
15.Айсберги переносят течения .(+)
16.Ледники – это составная часть подземных вод. (-)
17.Гляциология – наука, которая изучает ледники. (+)
18.Высота снеговой линии на экваторе – 4,5 км. (+)
19.Образование морены связано с деятельностью ленника(+)
20.Фирн- зернистый лед.(+)
21.Вершины Украинских Карпат покрыты ленниками.(-)
22.Айсберг – в переводе с немецкого обозначает «ледяная гора» (+)
23.Айсберги образуют горне ленники(-)
24.Самые большие площади покровных ледников сосредоточены в Антарктиде.(+)
25.Ледяные щиты на полюсах планеты определяют погоду и климат всей Земли.(+)
Слайд 43
Географическая математика Что обозначают данные цифры?
-16 млн. км2
-11 %
- 98,5 %
-1,5 %
- 4, 5 км 3 км 0км
-70 %
Прийом «Микрофон» Ученикам предлагается ответить на ряд вопросов:
Я сегодня открыл для себя …
На уроке меня поразило…
Сегодня я научился…
Я хотел бы больше узнать…
Слайд 43
VI.Домашнее задание
1.Проработать текст параграфа 52.
2.Выполнить задание №5
3.Отметить на контурной карте территории, где есть горные и покровные ледники.
4.Дать ответы на вопросы * "Возможно образование ледников в Крымских горах ; в Харьковской области?
Что и как должно измениться для этого в природе?
5.Подготовить сообщения о подземных водах.
6.Дополнительное задание (по желпнию)
Конспект урока ФИО_______________________________________________
Тема урока: __________________________________________
Ледник-_____________________________________________________________________
Гляциология -_____________________________________________________________
Условия образования ледника
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________ 3.________________________________________________________________________
Образование ледника
Фирн-_____________________________________________________
Задача.Высота влк. Килиманджаро 5895м. Зная, что температура воздуха у подножия Килиманджаро - +25°С, и что на каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С. ,высчитайте :
-температуру на вершине горы Килиманджаро;
-высоту нулевой температуры для указанных гор, нанесите ее точкой на склоне гор.
Территории на Земле, где есть условия для образования ледников –1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
Висота над уровнем моря
7000м
6000м
5000м
4000м
3000м
2000м +12
1000м
0м +24
Вы получили линию.
Где, относительно этой линии, образуется ледник? Закрасьте эту часть гор.
Снеговая линия-
________________________________________________________________________________
Части ледника
Морена-________________________________________________________________
Айсберг-__________________________________________________________
Значение ледников для природы и человека.
Задание. Назовите значение ледников для природы и человека, заполнив следующую таблицу, используя текст учебника на с.205-206
Ледники |
Значение для природы |
Значение для человека |
|
|
Оценка за географический диктант Максим.-5 балла |
Оценка за работу над задачей
Максим. - 3 балла |
Оценка за устный ответ на уроке
Максим.- 4 балла |
Общая оценка
|
|
|
|
|
1