|
Тема уроку: Прямокутник |
УРОК 1
Тема: Прямокутник
Мета уроку:
Тип уроку: засвоєння нових знань.
Обладнання: мультимедійний проектор, задачі за готовими рисунками, картки-підказки.
Хід уроку
Вчитель збирає зошити з домашнім завданням на перевірку.
Евристична бесіда
Для введення визначення поняття прямокутника розглядаються наступні три каркасні моделі чотирикутників.
Учитель. Знайдіть за виглядом цих чотирикутників їх загальні властивості.
Іванов. У кожного з них протилежні сторони паралельні, тому всі вони є паралелограмами.
Учитель. А як ще називають середній з цих паралелограмів?
Петров. Прямокутником.
Учитель. Чим прямокутник відрізняється від інших паралелограмів?
Сидоров. У нього всі кути прямі.
(продовження евристичного методу викладання нового матерілу)
Учитель. Тобто, яка фігура називається прямокутником?
Васечкін. Прямокутник - це паралелограм, у якого всі кути прямі
Учні записують означення прямокутника (яке щойно сформулювали самостійно) в зошит.
Учитель. Оскільки прямокутник є паралелограмом, то він має всі властивості паралелограма. Іванов, які саме?
Іванов. У прямокутника протилежні сторони рівні і діагоналі точкою перетину діляться навпіл.
Учитель. Вірно. Але прямокутник має ще особливу властивість, яка формулюється у вигляді теореми: діагоналі прямокутника рівні. Для доведення теореми на дошці зображується прямокутник ABCD та його діагоналі.
Учитель повторює формулювання теореми і пропонує Сидорову продиктувати, що нам дано і що потрібно довести. У Сидорова виникають труднощі під час відповіді. Тоді вчитель починає переводити формулювання теореми з категоричної форми в умовну:
- Сформулюємо теорему в іншому вигляді, а саме: якщо АВСD - прямокутник, то ...., Сидоров, продовж.
Сидоров. ... Його діагоналі рівні.
Учитель. Сидоров, а тепер зможеш визначити, що нам дано і що потрібно довести?
Сидоров. Так, АВСD - прямокутник, а АС і ВD - його діагоналі. Треба довести, що діагоналі АС і ВD рівні. Доведення проводиться методом висхідного аналізу.
Учитель. Нам треба довести рівність діагоналей АС і ВD. Для цього спочатку з'ясуємо, чи є вони, наприклад, сторонами трикутників ВАD і СDА.
Іванов підтверджує цей факт.
Учитель. Для того, щоб довести рівність діагоналей, достатньо довести рівність яких фігур?
Воронцова. Трикутників ВАD і СDА.
Учитель. Для того щоб довести рівність трикутників ВАD і СDА. Що достатньо встановити?
Петров. Що вони прямокутні, катет АD - спільний, а катети АВ і СD - рівні як протилежні сторони прямокутника.
Учитель. Отже, трикутники ВАD і СDА рівні за двома катетами, а з їх рівності випливає і рівність гіпотенуз. Гіпотенузи являються діагоналями прямокутника. Теорему доведено.
Записи на дошці оформлюються в наступному вигляді:
Доведення властивості прямокутника
Теорема: Якщо АВСD - прямокутник, то його діагоналі рівні.
Дано:
АВСD – прямокутник, АС, ВD – діагоналі
Довести: АС = ВD.
Доведення
Трикутники ВАD і СDА прямокутні. Катет АD - спільний. Катети АВ і СD рівні як протилежні сторони прямокутника. Трикутники ВАD і СDА рівні за двома катетами. З рівності трикутників випливає рівність гіпотенуз: АС = ВD.
Доведення ознак прямокутника
Учитель. Нагадайте, у чому відмінність властивості та ознаки?
(Властивість – це характерна особливість, яка притаманна лише цій геометричній фігурі. Ознака - це характерна особливість, за якою шукають серед інших фігур саме цю).
Ознаки паралелограма можна розглянути у формі задач, дві з яких розбираються колективно і записуються учнями в зошит, а інші – самостійно (можна скористатися картками-підказками ДОДАТОК 2).
Ознаки
Питання до класу:
Розв’язування задач за готовими малюнками (демонстрація за допомогою мультимедійного проектора або роздаються картки).
Робота в парах
Задача1 Задача2
Відповідь: 60◦. Відповідь: 3.
Задача3
Відповідь: 40◦, 50◦.
Питання:
Які властивості чи означення було використано під час розв’язання цих задач?
( 1) Властивості паралелограма.
2) Характерну властивість прямокутника.
3) Означення рівнобедреного трикутника та його властивості.
4) Властивості прямокутного трикутника).
7. Підведення підсумків
Учні перераховують властивості та ознаки прямокутника. Отримують завдання тестів на картках.
Тестування (один з учнів працює за закритою дошкою)
Завдання:
Учні виконують самоперевірку за результатами на закритій дошці.
Підручник: Істер О.С. « Геометрія», 8 клас, 2021 р.
§ 3 - опрацювати властивості прямокутника, виконати № 79, № 84. За бажанням виконати випереджальне завдання с.27 № 112.
ДОДАТОК 1
Задачі за готовими рисунками
Задача1
Задача2
Задача3
ДОДАТОК 2
Картки-підказки
(для доведення ознак прямокутника)
Пропущені слова: дорівнює 360◦, 90◦,90◦, кути, паралелограмом, прямі, прямокутником.
Работа с учебником:
Составьте план доказательства признака прямоугольника.
(Проверка составленных планов в парах. Озвучивание и обсуждение нескольких планов.
1) Доказательство равенства треугольников по трем сторонам.
2) Из равенства треугольников следует равенство углов.
3) Использование формулы суммы внутренних углов выпуклого четырехугольника.
4) Использование определения параллелограмма).
Подведение итогов 5 этапа:
Один
Вернемся к таблице (слайд 10). Еще раз подчеркнем, что у прямоугольника сохраняются свойства параллелограмма и свойство характерное только для прямоугольника. Признак только один.Новинка! Нажмите на слова вверху, чтобы отредактировать или просмотреть другие варианты перевода Закрыть
Переводчик Google для бизнеса –Инструменты переводчика
переводчик сайтов
служба "Анализ рынков"
Отключить моментальный перевод
О Переводчике GoogleМобильная версияКонфиденциал
( Многоугольником называется геометрическая фигура, составленная из отрезков так, что смежные отрезки не лежат на одной прямой, а несмежные отрезки не имеют общих точек)
(На доске изображены фигуры, которые являются многоугольниками и которые не являются многоугольниками).
Учащиеся должны выбрать геометрические фигуры, которые являются многоугольниками (ответ: № 2,4,5)
(Многоугольник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две его соседние вершины)
Среди выбранных многоугольников назвать те, которые являются выпуклыми многоугольниками (ответ: № 4 и № 5)
(Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны)
(В параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны)
(Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам)
(Если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник - параллелограмм)
(Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны, то этот четырехугольник – параллелограмм)
(Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник – параллелограмм)
АBCD - параллелограмм. АBCD - параллелограмм.
Найдите угол В Найдите углы В, С, D
Найдите лишнюю фигуру Слайд № 18
3. Ознакомление с новым материалом.
Слайд № 19
|
|
Если прямоугольник является параллелограмм, следовательно, он обладает всеми свойствами параллелограмма:
Каким свойством еще обладает прямоугольник? Обратите внимание на диагонали. Сделайте вывод. Диагонали прямоугольника равны (можно измерить).
Мы сформулировали особое свойство прямоугольника. Докажем его.
Слайд № 20
Дано: АВСD – прямоугольник Доказательство:
Доказать: АС = ВD
|
Прямоугольные треугольники АВD и DСА равны по двум катетам (СD=АВ, АD-общий катет). Отсюда следует, что гипотенузы этих треугольников равны (АС = ВD), что и требовалось доказать. А верно ли будет обратное предложение? |
Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм прямоугольник.
(Обсуждение доказательства устно).
4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
Слайд № 21
Задача 1.Дано: АВСD – прямоугольник.
АК - биссектриса ﮮА .
ВК = 6 см, КС = 2 см.
Найти: Р
Решение: Т.к. АК - биссектриса ﮮА, то ﮮВАК = ﮮDАК = 45 (ﮮА=90 ), АВК – прямоугольный. ﮮВКА = 90 - ﮮВАК = 45 . Тогда АВК – равнобедренный, значит, АВ = ВК = 6 см.
АD = ВС = ВК + КС = 6 + 2 = 8 см. Р = 2(АВ + АD) = 28 см.
Ответ: 28 см.
Слайд № 22
Задача 2.
Дано:
АВСD – прямоугольник.
ﮮ CАD = 30º , АС = 14 см.
Найти: Р
Решение: АСD – прямоугольный, в нём ﮮСАD = 30º , значит, СD =АС/2 = 7см. Тогда АВ = СD = 7 см. В прямоугольнике диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам, поэтому АО = АС/2 = ВD/2 = ВО = 7 см. Р = АО + ВО + АВ = 7 + 7 + 7 = 21 см. Ответ: 21 см.
5.Тестовая работа. (Слайды № 23-30)
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание. п. 45, вопросы 12-13, № 401(б), № 402.
1