Розробка Інтегрованого відкритого уроку "Гігієна користувача. Популярізація гігієни користувача засобами Microsoft Office", відеоролік фізкультхвилинки, скриншоти тестового завдання, розробленного за допомогою веб-сервісу Learning Apps
Интегрированый урок в 6 классе
учителя информатики Дробницы Ирины Петровны и учителя биологии Карлащук Юлии Михайловны
Тема: Гигиена пользователя. Популяризация гигиены пользователя средствами
Microsoft Office
Цели: сформировать понятие о гигиене пользователя; обеспечить усвоение учениками знаний о рисках несоблюдения гигиены пользователя;
-формировать умение применять навыки работы с инструментами программы Microsoft Office;
- развивать познавательные, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности;
- формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; формирование навыков самостоятельной работы
-осуществление работы в команде, обеспечение взаимодействия учащихся;
-сформировать умение выделять главное, сравнивать, систематизировать знания;
- воспитывать бережное отношение к собственному здоровью; умение слушать друг друга, быть терпимым;
- воспитывать целенаправленную, ориентированную на успех личность.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы обучения: беседа, работа с интернет - ресурсами, видеоматериалами, использование приемов: экспресс-тест с использованием QR-кода, «групповое интервью», «Fishbone»(рыбная кость), работа в малых группах.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний.
-Добрый день, дети!
- Тема нашего урока: «Гигиена пользователя. Популяризация гигиены пользователя средствами Microsoft Office»
-В течение урока мы пройдем 6 станций квеста. После прохождения каждой станции вам будет открыт 1 элемент пазла.
- А что находится на этом пазле-вы узнаете в конце урока.
- Сегодня мы с вами выясним, из чего состоит гигиена пользователя, какие правила необходимо соблюдать, чтобы компьютер был полезен для человека и, исходя из наших знаний, составим памятку гигиены пользователя, используя веб-приложения.
-Итак, наша первая станция- «Умственная разминка». У вас на партах карточки с QR-кодом, с помощью которых мы проведем экспресс-тест.
-Напомню правила: вы слушаете вопрос и варианты ответа, после чего поднимаете карточку с ответом. Итак, начнем.
Тест
1.Гигиена изучает:
a) влияние условий жизни на здоровье человека и разрабатывает меры для предупреждения заболеваний
b) как правильно мыть овощи
c) значение моющих и чистящих средств
d) причины возникновения заболеваний
2.Гигиена зрения включает в себя:
a) забота о чистоте глаз
b) создание комфортного рабочего места
c)не давать глазам уставать
d) все варианты правильные
3.Зачем мыть руки после работы за ПК?
a) чтобы смыть бактерии, которые есть на мышке и клавиатуре
b) чтобы снять напряжение
c)руки мыть нужно до работы за ПК
d) а зачем их вообще мыть?
4.Почему нельзя долго сидеть за ПК?
a) нарушается осанка
b) устают мышцы
c)негативное влияние на глаза
d) все варианты правильные
-Эта станция успешно пройдена, поэтому мы открываем первую деталь пазла.
III Мотивация учебной деятельности
-Следующая наша станция «Познавательная». Послушайте такой интересный факт:
Когда реклама пугает нас миллионами бактерий, это отличный повод задуматься, что за микроскопические существа окружают нас и где больше шансов с ними встретиться. Микробиологи из университета Аризоны заинтересовались жизнью бактерий в американском офисе. По результатам исследований, некоторые места в офисе грязнее туалета в 400 раз
-А правильный ответ вы услышите в течении урока. На этой станции мы открываем следующую деталь нашего пазла.
IV Изучение нового материала
-Ребята, вы были разделены на 3 группы, каждая из которых получила задание, выполнить которые необходимо было к этому уроку.
- Сейчас мы с вами перемещаемся на станцию «Исследовательская» и приглашаем для предоставления результатов своей работы первую группу-«Пользователей».
Пользователи:
-Наша задача была исследовать, какое значение занимает компьютер в жизни человека
-Для этого мы обратились за помощью к ученикам 5-6 классов нашей школы. Мы провели опрос, результаты которого представим в виде диаграммы(на экране диаграмма)
Опрос
1. Есть ли у вас дома компьютер?
А) да
Б) нет
2. Для чего вам необходим компьютер в первую очередь?
А). для игр, общения и развлечений
Б). для учебы и поиска полезной информации.
3. Сколько времени вы проводите за компьютером, когда родители вас не контролируют?
А) около 2-3 часов
Б) контролирую себя сам, все зависит от количества свободного времени
В) не слежу за временем и могу просидеть хоть целый день
4. Испытываете ли вы усталость и боль в теле от долгого сидения за компьютером?
А) да
Б) нет
-Итак, делая вывод из этого опроса, можно сказать, что компьютер является неотъемлемой частью нашей жизни, но может нанести вред здоровью. Поэтому мы обратились за помощью к группе врачей, чтобы узнать их мнение.
-Спасибо, вы хорошо справились с заданием и мы успешно прошли станцию «Исследовательская», поэтому открывает еще один элемент.
Метод «Групповое интервью»
-Перед вами карточки с утверждениями. Поставьте напротив каждого «М»- миф или «Ф» - факт.
Карточки:
-Из-за несоблюдения правил работы за ПК могут возникнуть проблемы со здоровьем
-Сидеть за ПК лучше, согнув спину,-так отдыхает позвоночник
-Высота стула не важна
-ПК может влиять на психическое здоровье
-Бактерии на мышке погибают из-за тепла от компьютера
-Если сидишь ровно, то можно отказаться от перерывов в работе
-К вашим ответам мы вернемся немного позже. А следующая станция «Оздоровительная». И мы приглашаем вторую группу исследователей-это врачи.
Врачи
-Наше задание было исследовать, как компьютер влияет на здоровье человека.
-А так же нам от пользователей поступил дополнительный вопрос: «Можно ли утверждать, что компьютер-это 100 % друг человека?».
-За достоверной информацией мы обратились к нашей школьной медсестре, внимание на экран(интервью с медсестрой)
- Как мы видим из ее рассказа, много проблем может возникнуть при работе за компьютером. Поэтому, чтобы их избежать, необходимо придерживаться простых правил.
(видео-мультфильм «Правила работы за ПК»)
-В начале урока мы говорили о исследовании американский ученых, определивших место в офисе, которое грязнее туалета в 400 раз. Этим местом является мышка и клавиатура компьютера(фото). Именно здесь скапливается большое количество бактерий.
-Из уроков биологии мы знаем, что бактерии имеют настолько малые размеры, что их невидно без микроскопа. Вот как выглядит рабочее место в ультрафиолетовом свете(фото). Желтым цветом светятся бактерии.
-Для избежания негативных последствий, мы разработали буклеты с простыми правилами соблюдения чистоты
-Так же сейчас производят специальные антибактериальные мышки и клавиатуру для поддержания чистоты рабочего места.
-А еще компьютер и другие гаджеты влияют на психическое здоровье. Об этом расскажет наш узкий специалист-исследователь психолог.
Психолог: я провел такое исследование: проверил, что ученики нашей школы делают на переменах и хочу сказать, что большинство детей заняты телефоном и планшетами(фото-отчет)
Я им задал вопрос, что именно так привлекает их в данный момент в гаджетах и вот результат:
-большинство ответили, что играют в игру
- некоторые рассматривали фото в соцсетях
-кое-кто повторял материал по электронному учебнику
-еще несколько человек слушали музыку
-и даже были такие, кто сказал, что переписываются с друзьями, которые находятся на другом этаже.
Эти результаты говорят о том, что у детей есть признаки компьютерной зависимости, что может привести к проблемам с нервной системой.
Врачи: - Поэтому, исходя из нашего исследования, мы делаем вывод, что компьютер вредит здоровью человека: могут возникнуть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нарушиться осанка, зрение, могут возникнуть психические расстройства, а так же компьютер является местом обитания бактерий.
-Спасибо, ребята. Вы отлично справились с заданием.
- А сейчас мы бы хотели немного дополнить и подытожить эту информацию
-Рабочее место должно быть комфортным и достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. -Нагрузка на орган зрения, обусловлена концентрированием внимания пользователя на экране монитора в течение продолжительного периода времени
-Наиболее удобно располагать монитор на расстоянии 60-80 см от глаз. Верхний край экрана должен располагаться на уровне глаз или чуть ниже.
-Для профилактики зрительного переутомления (астенопии), которое проявляется уже через 30-40 минут непрерывной работы перед монитором, следует каждые два часа делать небольшие перерывы со сменой поля зрения, а также выполнять профилактические упражнения.
-Не забывайте время от времени моргать - это предотвращает сухость глаз.
-Освещение необходимо организовать так, чтобы на экране не было бликов. Если свет в помещении изменить невозможно, необходимо использовать "козырек" для монитора
-в процессе работы необходим регулярный отдых, поскольку однообразная поза достаточно утомительна для глаз, шеи и спины.
- У тех, кто вынужден долго держать запястье руки в одном и том же положении возникает туннельный синдром запястья . В этом случае нагрузка дается не на всю руку, а на определенные мышцы, которые сначала гипертрофируются, а затем зажимают нерв.
-Высота компьютерного стола должна быть такой, чтобы во время работы экран располагался несколько ниже линии взгляда и вам не приходилось бы проводить несколько часов подряд с поднятой вверх головой.
-Под столом должно быть достаточно пространства для того, чтобы время от времени можно было вытянуть уставшие ноги; а кресло должно быть так называемым "компьютерным" - крутящимся, с регулируемой высотой, подлокотниками и удобной спинкой, с полумягким нескользящим покрытием; при необходимости под спину можно подложить подушечку для профилактики пояснично-крестцового остеохондроза.
-Помните: правильная организация рабочего места - это залог вашего здоровья.
-Давайте теперь проанализируем ваши ответы на утверждения в карточках.
- И наша станция «Оздоровительная» успешно пройдена, поэтому открываем следующий элемент пазла.
-Мы с вами переходим к следующей станции под названием «Заключительная». И свою работу нам представят программисты.
Программисты –Наше задание звучит так: может ли современный человек обойтись без компьютера?
-А так же мы получили запрет от врачей, которые сказали, что не одобряют компьютер в жизни человека, ведь он приносит вред здоровью
-Но мы своим исследованием постараемся доказать обратное. Итак, какое же значение вообще занимает компьютер в жизни человека?(фото-отчет)
- Во-первых, это отличное средство поиска информации: сообщение по истории, стихотворение по литературе, интересные факты для урока биологии- все это без труда мы находим в интернете.
-Компьютер является хранилищем для различной информации(фото, видео, документов и так далее)
-Мы можем общаться с друзьями и родственниками по всему миру, несмотря на расстояния
-Так же очень много полезных игр, информации и познавательных уроков можно найти для расширения своего кругозора.
-ну и конечно же, для развлечения, оздоровления и веселого досуга.
-А так же мы с помощью интернета нашли интересную физминутку, которую предлагаем сейчас с вами провести.
Физминутка
-В 21 веке невозможно уже представить себе человека без компьютера, это необходимый предмет. Единственное «но»- это обязательное соблюдение гигиены пользователя.
-Группа врачей предоставила нам много правил, соблюдая которые человек может смело использовать компьютер, не боясь за свое здоровье.
-Поэтому наш вывод: компьютеру-«да!», но с обязательным условием соблюдения всех правил.
-Спасибо. Ребята за вашу работу. А мы с вами прошли еще одну станцию, на которой открываем пазл. Последняя наша станция - «Результативная».
-Здесь мы вам предлагаем составить памятку для всех пользователей компьютера двумя способами. Первая группа садится за компьютеры и с помощью онлайн-ресурса выполняет задание по составлению памятки.
-А вторая группа составляет такую же памятку с такими же заданиями, но только вручную, чтобы мы сразу могли повесить ее на наш стенд.
Составление памятки
V Закрепление учебного материала.
Метод «Рыбная кость»
Проблема→ причины→ факты, аргументы → вывод (проблема: несоблюдение правил гигиены пользователя)
-Последняя наша станция пройдена, мы с вами собрали пазл. На нем изображена картинка, которая подитоживает наш урок. Какие мы можем сделать выводы из сегодняшнего урока?
Ответы детей
А теперь мы хотим вас спросить:
- Над чем вы задумались?
- Что поразило?
- Что заставило волноваться?
VI Домашнее задание
Повторить §6-9, заполнить шаблон «Мое физическое здоровье»,